Программа кружка "По ступенькам творчества"

Категория: ИЗО

Программа дополнительного образования. Рассчитана на детей 11-14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "По ступенькам творчества"»

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»

в п. Чакино Ржаксинского района Тамбовской области




Рассмотрена на заседании

методического совета

Протокол №____

от «____»__________2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2019г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «По ступенькам творчества»

(стартовый уровень)


Возраст обучающихся:11-14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Г.М.Захарова

педагог дополнительного образования



п.Чакино 2019 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области

2.Полное название

программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По ступенькам творчества» (стартовый уровень)

3.Сведения об авторе-составителе:

3.1.Ф.И.О., должность

Захарова Галина Михайловна,

педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ )

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

(приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

- Концепция развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2014г. №1726-р)

- Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.;

-Устав МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области.

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Вид программы

модифицированная

4.4.Тип программы

общеразвивающая

4.5.Образовательная область

искусство

4.6. Направленность деятельности

художественная

4.7.Способ освоения содержания образования

практический

4.8. Уровень освоения содержания образования

стартовый

4.9.Уровень реализации программы

основное общее образование

4.11. Возраст учащихся

11-14 лет

4.12. Продолжительность реализации программы

1 год



Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»


    1. Пояснительная записка

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства. 

Направленность (профиль) программы: художественная.

По форме организации: групповая.

Уровень освоения программы: стартовый.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что типовая программа по изобразительному искусству была дополнена включением в нее нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования: монотипия; оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой; восковые мелки; свеча; граттаж; отпечатки листьев и т.п.



Актуальность программы

Актуальность программы  определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития школьников, которые реализуются внутри общеобразовательного учреждения, т.к. в настоящее время в общеобразовательной школе программы по ИЗО, обеспечивая обязательные минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, носят ознакомительный характер и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей, всерьез увлеченных изобразительным искусством.


Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям изобразительного искусства; объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


Отличительные особенности

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она дает возможности каждому обучающемуся попробовать свои силы в использовании разных видов техники рисования; применять для нетрадиционного рисования различные материалы: самодельные инструменты, природные и бросовые. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.


Адресат программы

Программа адресована детям от 11 до 14 лет.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде.

Количество учащихся

В группе –10-12 человек.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 5-7 классов общеобразовательной школы.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.


Объем и срок освоения программы

1 год обучения – 72 часа.

Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При реализации программы используются следующие формы занятий: индивидуальные, групповые и коллективные. По типу занятия проводятся комбинированные, теоретические, практические, тренировочные, контрольные. Причем большее количество времени занимают практические занятия.

Лекции об изобразительном искусстве – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация  на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Коллективное занятие – выполнение групповых работ.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.



Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность


Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

10-12

2

1x2 (45 мин)

2

72


    1. Цель и задачи программы

Цель программы – развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Задачи программы

Образовательные:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

  • ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

  • сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;

  • формировать творческие способности, духовную культуру;

  • развивать умения ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способности к синтезу и анализу, гибкости и мобильности в поисках решения и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.


    1. Содержание программы

Учебный план


№ занятия

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

всего

теория

практика


Организационное занятие

1

1


опрос

1

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.


8

2

6


1.1

Первичные цвета. Цветовая гамма

2

1

1

опрос

1.2

Красоту нужно уметь замечать

2

1

1

опрос

1.3

Рисуем дерево тампованием

2


2

просмотр работ и их обсуждение

1.4

«Узоры на крыльях»

2


2

соревнование

2

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

16

2

14


2.1

Выполнение линейных рисунков трав

2


2

просмотр работ и их обсуждение

2.2

В гостях у осени

2

1

1

Соревнование (викторина)

2.3

Изображение осеннего букета

2


2

соревнование

2.4

Красивые рыбы

2


2

игра

2.5

Украшение птиц

2


2

Игра (кроссворд)

2.6

Объёмное изображение животных в различных материалах

2


2

просмотр работ и их обсуждение

2.7

Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства

2

1

2

опрос

2.8

Красота формы листьев

2


2

просмотр работ и их обсуждение

3

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

6


6


3.1

Узор из кругов и треугольников

2


2

игра

(кроссворд)

3.2

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек

2


2

соревнование (викторина)

3.3

Праздничные краски узоров дымковской игрушки

2


2

просмотр работ и их обсуждение

4

Орнамент. Стилизация

6

1

5


4.1

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика

2


2

игра

4.2

Орнамент из геометрических фигур

2


2

просмотр работ и их обсуждение

4.3

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве

2

1

1

опрос

5

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам

10


10


5.1

Сказка в декоративном искусстве

2


2

просмотр работ и их обсуждение

5.2

Красивые цепочки

2


2

соревнование (викторина)

5.3

Орнамент «Чудо-платье»

2


2

опрос

5.4

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

2


2

соревнование (викторина)

5.5

Русская матрешка в осеннем уборе

2


2

просмотр работ и их обсуждение

6

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт

8

1

7


6.1

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».

2

1

1

опрос

6.2

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов

2


2

просмотр работ и их обсуждение ;

верификатор

6.3

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

2


2

просмотр работ и их обсуждение

6.4

Натюрморт из геометрических тел

2


2

соревнование (викторина)

7

Тематическое рисование

14


14


7.1

Красота народного костюма

2


2

тест

7.2

Рисование на тему «Закат солнца»

4


4

выставка работ

7.3

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

4


4

выставка работ

7.4

«В сказочном подводном царстве»

4


4

выставка работ


Итоговое занятие

3

2

1

игра «В мире творчества»; подведение итогов


Содержание учебного плана.


Организационное занятие. (1ч).

Теория. Ознакомление с работой кружка «По ступенькам творчества», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа.

Раздел 1. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.(8 часов)

Тема 1.1. Первичные цвета. Цветовая гамма. (2 часа)

Теория. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

Практика.

-Правильное обращение с художественными материалами;

-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

-получение различных цветов и их оттенков;

Тема 1.2 Красоту нужно уметь замечать. (2 часа)

Теория. Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.

Практика.

Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Тема 1.3. Рисуем дерево тампованием (2 часа)

Теория. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть).

Практика.

Изображение дерева с использованием тампона.

Тема 1.4. «Узоры на крыльях» (2 часа)

Теория. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.

Практика.

Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

Раздел 2. Изображение растительного мира. Изображение животного мира.(16 часов)

Тема 2.1. Выполнение линейных рисунков трав. (2 часа)

Теория. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Практика.

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).


Тема 2.2. В гостях у осени. (2 часа)

Теория. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»

Практика.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

Тема 2.3. Изображение осеннего букета. (2 часа)

Теория. Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Практика.

Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.

Тема 2.4. Красивые рыбы. (2 часа)

Теория. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Практика.

Выполнение набросков рыб в цвете.

Тема 2.5. Украшение птиц. (2 часа)

Теория. Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.

Практика.

Лепка птиц по памяти и представлению.

Тема 2.6. Объёмное изображение животных в различных материалах. (2 часа)

Теория. Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Практика.

Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.

Тема 2.7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»

(2 часа)

Теория. Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.

Практика.

Рисование с натуры и по представлению жизни природы.

Тема 2.8. Красота формы листьев. (2 часа)

Теория. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в произведении отношения к природе.

Практика.

Выполнение работы: знакомство с техникой отпечатки листьев; лепка листьев деревьев (глина или пластилин).


Раздел 3. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.(8 часов)

Тема 3.1. Узор из кругов и треугольников. (2 часа)

Теория. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Практика.

Упражнение на заполнение свободного пространства на листе.

Тема 3.2. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» (2 часа)

Теория. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Практика.

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки, свеча).

Тема 3.3 «Праздничные краски узоров дымковской игрушки» (2 часа)

Теория. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Практика.

-Правильное обращение с художественными материалами;

-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью.

Раздел 4. Орнамент. Стилизация. (6 часов)

Тема 4.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» (2 часа)

Теория. Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др. Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов. Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Практика.

Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. Применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм. Знакомство с техникой граттаж.

Тема 4.2 Орнамент из геометрических фигур. (2 часа)

Теория. Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Практика.

Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

Тема 4.3 Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

(2 часа)

Теория. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

Практика.

Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.

Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.(10 часов)

Тема 5.1 Сказка в декоративном искусстве. (2 часа)

Теория. Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;

знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

Практика.

Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

Тема 5.2 Красивые цепочки. (2 часа)

Теория. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Практика.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров.

Тема 5.3. Орнамент «Чудо-платье» (2 часа)

Теория. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Практика.

Составление красочной народной росписи в украшении одежды.

Тема 5.4. Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки». (2 часа)

Теория. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.

Практика.

Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров образцам.

Тема 5.5 «Русская матрешка в осеннем уборе» (2 часа)

Теория. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.

Практика.

Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.


Раздел 6. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт.

(8 часов)

Тема 6.1. Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин,

И. Шишкин». (2 часа)

Теория. Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.

Практика.

Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Тема 6.2 Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (2 часа)

Теория. Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.

Практика.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 6.3. Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. (2 часа)

Теория. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.

Практика.

Рисование с натуры.

Тема 6.4. Натюрморт из геометрических тел. (2 часа)

Теория. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Практика.

Рисование с натуры.

Раздел 7. Тематическое рисование (14 часов)

Тема 7.1. Красота народного костюма. (2 часа)

Теория. Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения народной одежды..

Практика.

Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма.

Тема 7.2. Рисование на тему «Закат солнца» (4 часа)

Теория. Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практика.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Тема 7.3. Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (4 часа)

Теория. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Практика.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Знакомство с техникой монотипия пейзажная.

Тема 7.4. «В сказочном подводном царстве» (4 часа)

Теория. Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Практика.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Итоговое занятие(1 час)

Теория. Обобщение изученного.

Практика. Дизайнерское оформление работ.


1.4. Планируемые результаты.

Личностные результаты

будут сформированы духовно-нравственных ориентиры;

будут воспитаны эстетические качества личности;

будут развиты познавательные интересы к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности.

Метапредметные результаты :

Регулятивные универсальные учебные действия

-будут уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия; оценивать результаты своей и чужой работы; эмоционально воспринимать произведения искусства;

последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

будут уметь чётко разделять известные и новые учебные правила; видеть и определять роль колорита; эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства; сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы; понимать роль и значение декоративных украшений; на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи; перерабатывать реальные образы в фантастические.

Коммуникативные универсальные учебные действия

получат навыки умения тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог; быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом.

Предметные результаты 

будут знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции;

- технику нетрадиционного рисования;

будут уметь:

- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

будут сформированы навыки

владения гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом.


Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Годовой календарный график.

Учебная четверть

Продолжительность учебной четверти

Количество занятий

I

с 02.09 по 10.11

18

II

с 11.11 по 12.01

16

III

с 13.01 по 05.04

22

IV

с 06.04 по 29.05

16



Календарный учебный график.

месяц

число

Время проведения

занятий

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




лекция

1

Организационное занятие

учебный класс

опрос

2




лекция с последующей практической работой.


2

Первичные цвета. Цветовая гамма

учебный класс

опрос

3




лекция с последующей практической работой.

2

Красоту нужно уметь замечать

учебный класс

опрос

4




лекция с последующей практической работой.

2

Рисуем дерево тампованием

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

5




конкурс

2

«Узоры на крыльях»

учебный класс

соревнование

6




лекция с последующей практической работой

2

Выполнение линейных рисунков трав

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

7




семинар

2

В гостях у осени

учебный класс

Соревнование (викторина)

8




конкурс

2

Изображение осеннего букета

учебный класс

соревнование

9




лекция с последующей практической работой

2

Красивые рыбы

учебный класс

игра

10




лекция с последующей практической работой

2

Украшение птиц

учебный класс

игра

(кроссворд)

11




лекция с последующей практической работой

2

Объёмное изображение животных в различных материалах

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

12




Лекция;

экскурсия

2

Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства

учебный класс

опрос

13




лекция с последующей практической работой

2

Красота формы листьев

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

14




лекция с последующей практической работой

2

Узор из кругов и треугольников

учебный класс

игра

(кроссворд)

15




лекция с последующей практической работой

2

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек

учебный класс

соревнование (викторина)

16




лекция с последующей практической работой

2

Праздничные краски узоров дымковской игрушки

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

17




лекция с последующей практической работой

2

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика

учебный класс

игра

18




лекция с последующей практической работой

2

Орнамент из геометрических фигур

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

19




лекция с последующей практической работой

2

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве

учебный класс

опрос

20




лекция с последующей практической работой

2

Сказка в декоративном искусстве

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

21




лекция с последующей практической работой

2

Красивые цепочки

учебный класс

соревнование (викторина)

22




лекция с последующей практической работой

2

Орнамент «Чудо-платье»

учебный класс

опрос

23




лекция с последующей практической работой

2

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

учебный класс

соревнование (викторина)

24




лекция с последующей практической работой

2

Русская матрешка в осеннем уборе

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

25




семинар

2

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».

учебный класс

опрос

26




лекция с последующей практической работой

2

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение ;

верификатор

27




лекция с последующей практической работой

2

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

учебный класс

просмотр работ и их обсуждение

28




лекция с последующей практической работой

2

Натюрморт из геометрических тел

учебный класс

соревнование (викторина)

29




лекция с последующей практической работой

2

Красота народного костюма

учебный класс

тест

30




лекция с последующей практической работой

4

Рисование на тему «Закат солнца»

учебный класс

выставка работ

31




лекция с последующей практической работой

4

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

учебный класс

выставка работ

32




лекция с последующей практической работой

4

«В сказочном подводном царстве»

учебный класс

выставка работ

33




практическая работа; круглый стол

3

Итоговое занятие

учебный класс

игра «В мире творчества»; подведение итогов


2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

Имеется возможность доступа в кабинете информатики к информационным ресурсам интернета.

2. Учебно – практическое оборудование:

- бумага формата А-4 и А-3;

- краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.

- картины.

3. Оборудование класса

- классная доска

- ученические столы двухместные с комплектом стульев

- стол учительский с тумбой

- шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.



Методическое обеспечение.

  • дидактические материалы на различных носителях,

  • методические материалы, наглядные пособия;

  • репродукции, предметы декоративно-прикладного и народного творчества;

  • книги и альбомы по изобразительному искусству


Педагогические технологии, используемые в обучении.

  •  Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  •  Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.


2.3. Формы аттестации

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «По ступенькам творчества» применяется:


Виды контроля

Наименование и время проведения контроля

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

(в начале курса обучения)

Определение уровня развития детей

анкетирование

Текущий контроль

(в течение всего учебного года)

Оценка качества освоения какого-либо раздела учебного материала

Педагогическое наблюдение

Промежуточный контроль

(по окончании отчетного периода)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала, Определение результатов обучения.

Соревнование, опрос, выставка; тестирование

Итоговый контроль

(в конце учебного года/курса обучения

Оценка изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения.

Соревнование, опрос, выставка; тестирование; итоговое занятие



Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля являются:

-журнал посещаемости кружка «По ступенькам творчества»;

- наблюдение за деятельностью учащихся;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

- конкурсы и выставки на школьном уровне;

-приказы органов управления образования об итогах конкурсов учащихся муниципального и регионального уровней.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1. Тестирование.

2. Смотр знаний, умений и навыков ( викторины, конкурсы, выставки и прочее).

3.Круглый стол.

- В конце года готовится итоговая выставка работ.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.


2.4. Оценочные материалы

Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития рисования, уровень владения техникой, уровень эмоционального развития, глубина эстетического восприятия, а также результаты участия воспитанников в конкурсах.

Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.

Критерии оценки устных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.



Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы



2.5. Методические материалы

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «По ступенькам творчества» основано на следующих принципах:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному(взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);

-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);

-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 

-наглядности (достижение задач при помощи электронных презентаций );

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);

-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет). Использование беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.

- наглядные (наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства). Наблюдение — это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя. Успешность его обеспечивается ясным и понятным конкретным заданием, составлением предварительного плана, своевременной фиксацией наблюдаемого.В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, производить анализ и синтез накопленных представлений. Применяется частично-поисковый метод при работе в сети Интернет и литературой.

-практические : учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается умение использовать на практике теоретические знания. Практический метод способствует углублению знаний и умений, стимулирует познавательную деятельность.

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на занятии, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?

Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются.

Метод сравнения эффективен. Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что ......» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны

более точно, чем в прошлый раз потому, что...».

Обязательным фактором в обучении детей, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.

Самостоятельная работа учащихся заключается в посещении картинной галереи, музеев и других учреждений культуры, работе над индивидуальными заданиями.

Используемые методы

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Максимальное участие в творческих конкурсах образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.

При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

Основными формами образовательного процесса являются лекции, практические занятия. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.

Методическое обеспечение

Название темы

Форма проведения

Методы и приемы

Дидактическое оснащение

Форма подведения итогов

1

Организационное занятие

лекция

словесный

альбом, ластик, карандаш, краски, кисть

опрос

2

Первичные цвета. Цветовая гамма

лекция с последующей практической работой.


словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага

опрос

3

Красоту нужно уметь замечать

лекция с последующей практической работой.

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага; дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш

опрос

4

Рисуем дерево тампованием

лекция с последующей практической работой.

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература

просмотр работ и их обсуждение

5

«Узоры на крыльях»

конкурс

словесный; практический


Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

соревнование

6

Выполнение линейных рисунков трав

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

просмотр работ и их обсуждение

7

В гостях у осени

семинар

словесный наглядный

поисковый

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

Соревнование (викторина)

8

Изображение осеннего букета

конкурс

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

соревнование

9

Красивые рыбы

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

игра

10

Украшение птиц

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Глина или пластилин, дополнительная литература

игра

(кроссворд)

11

Объёмное изображение животных в различных материалах

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Солёное тесто, фольга, дополнительная литература

просмотр работ и их обсуждение

12

Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства

Лекция;

экскурсия

словесный наглядный

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

опрос

13

Красота формы листьев

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Глина или пластилин, дополнительная литература.


просмотр работ и их обсуждение

14

Узор из кругов и треугольников

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет

игра

(кроссворд)

15

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

соревнование (викторина)

16

Праздничные краски узоров дымковской игрушки

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.



просмотр работ и их обсуждение

17

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

игра

18

Орнамент из геометрических фигур

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.



просмотр работ и их обсуждение

19

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


опрос

20

Сказка в декоративном искусстве

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература

просмотр работ и их обсуждение

21

Красивые цепочки

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.



соревнование (викторина)

22

Орнамент «Чудо-платье»

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, клей, цветная бумага, иллюстрации, дополнительная литература

опрос

23

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.



соревнование (викторина)

24

Русская матрешка в осеннем уборе

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература

просмотр работ и их обсуждение

25

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».

семинар

словесный; практический;

поисковый

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага

опрос

26

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.



просмотр работ и их обсуждение;

верификатор

27

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.



просмотр работ и их обсуждение

28

Натюрморт из геометрических тел

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Белая бумага, карандаш, краски, репродукции

соревнование (викторина)

29

Красота народного костюма

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.


тест

30

Рисование на тему «Закат солнца»

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

выставка работ

31

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

лекция с последующей практической работой

словесный; наглядный;

практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

выставка работ

32

«В сказочном подводном царстве»

лекция с последующей практической работой

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

выставка работ

33

Итоговое занятие

практическая работа; круглый стол

словесный; практический

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.


игра «В мире творчества»; подведение итогов



2.6. Список литературы

Для учителя.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

  3. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. ВЛАДОС, 2005.

  6. Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:Просвещение, 2005

  7. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002

  8. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  9. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  10. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  11. Неменская Л. А. Учебник. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. – М.: УМК Школа России (Просвещение). 2013

  12. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

  13. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

  14. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983



2.7. Глоссарий.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т. д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т. д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.

 



Приложение. Оценочные материалы.


1.Анкета "Определение уровня учебной мотивации воспитанников в системе дополнительного образования"

  1. Я посещаю дополнительные занятия, потому что

  • Здесь я занимаюсь творчеством

  • Здесь я готовлюсь к профессии

  • Это укрепляет здоровье

  • Мне нравится общаться с педагогом

  • Мне нравится общаться со сверстниками

  • Другое (напишите Ваш вариант)


  1. С каким настроением ты собираешься на занятия

  • С радостью, интересом, воодушевлением

  • Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем

  • Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный руководитель (воспитатель)

  • Настроение появляется уже на занятиях

  • Занимаюсь без настроения

  • Бывает по-разному


  1. Занятия всегда интересны для меня?

  • Да

  • Нет

  • По-разному


  1. Устраивает ли тебя уровень и тематика занятий?

  • Да

  • Нет

  • По-разному


  1. Ты хотел бы, чтобы задания на занятиях были более легкими?

  • Да

  • Иногда

  • Хочу, чтобы задания были трудными


  1. За период посещения занятий в системе дополнительного образования:

  • Я многое узнал, многое для себя открыл

  • Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в училище

  • Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в городе, крае

  • У меня появилось больше друзей

  • Ничего не изменилось


  1. Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые ты посещаешь

  • Аккуратность

  • Внимательность

  • Активность

  • Усидчивость

  • Любознательность

  • Серьёзность

  • Исполнительность

  • Общительность

  • Уверенность в себе

  • Другое (напишите Ваш вариант)


  1. Как ты думаешь, поможет ли тебе посещение занятий определиться с выбором будущей профессии?

  • Да, поможет

  • Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься любимым делом

  • Не знаю, время покажет

  • Нет


  1. Ты считаешь, что твой педагог ДО:

  • Проводит интересные и увлекательные занятия

  • Стремится вызвать интерес к занятиям у кадет

  • Доброжелателен, справедлив, тактичен

  • Всегда понимает тебя, твое настроение

  • У тебя есть желание быть похожим на него

  • Другое (напишите Ваш вариант)


  1. Педагог ДО всегда учитывает мои возможности и способности?

  • Да

  • Нет

  • По-разному


  1. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия всем приходить не обязательно, ты бы пришел?

  • пришел

  • не пошел бы

  • не знаю


  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие педагоги?

  • не хотел, мне нравятся наши педагоги

  • хотел бы

  • точно не знаю


  1. Ты часто рассказываешь о занятиях своим родственникам и друзьям?

  • часто;

  • редко;

  • совсем не рассказываю


  1. Тебе нравятся ребята, которые занимаются вместе с тобой?

  • да;

  • не очень;

  • нет


  1. Напиши свои впечатления о занятиях в системе дополнительного образования.



Спасибо за ответы!

Обработка результатов:


За каждый ответ на вопрос № 2-5, 10-14:

а) да – 3 балла,

б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,

в) нет – 0 баллов.


Подсчет общего коллектива баллов:

0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к занятиям;

8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.

16-19 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают, но, в основном, с целью организации времяпрепровождения.

20-23 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.

24-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации.





Вопросы викторины №1.

1.Специальное помещение,  музей для произведений изобразительного искусства.( Картинная галерея).

2.Она бывает длинной и короткой, толстой и тонкой, горизонтальной и вертикальной, наклонной. Прямой и кривой. Что это? ( Линия)

3.Этот предмет, необходимый для уроков изобразительного искусства, имеет маркировку Т,ТМ,М и т.д. Что это за предмет? Что означает эта маркировка?  ( Карандаш. Маркировка обозначает степень твердости : Т- твердый, М- мягкий, и т.п.)

4.Назовите эпоху, в которой творил гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи. ( Эпоха Возрождения)

5.Когда мы рисуем, то изображаем на переднем плане предметы с отчетливо прорисованными мелкими деталями. Чем дальше предмет, тем мене он детализирован.  Какой закон  живописи мы соблюдаем? (Закон потери отчетливости контуров предметов при удалении)

6.На переднем плане тень от дерева или дома выглядит ярко, контрастно, на дальнем – контраст ослабляется. Ослабляется при этом и яркость цвета. Какой закон соблюдается в данном случае? ( Закон воздушной перспективы)

7.Живописные произведения,  выполненные  данными красками, отличает особая прозрачность красочного слоя. Назовите эти краски ( Акварель)

8.Сейчас в продаже  много открыток с шутливыми рисунками и веселыми надписями. К какому виду вы отнесете данные произведения? ( Открытки – шаржи)

9.Эти рисунки создаются линиями, чередованием светлых и темных пятен на белом фоне. Цвет в них вводится очень редко. Как называется этот вид изобразительного искусства? ( Графика)

10.Как называют художника,  создающего рисунки к различным произведениям? ( Иллюстратор)

11.Назовите имя художника, создавшего всего лишь несколькими линиями хорошо известный образ свободной миролюбивой птицы.( П.Пикассо, «Голубь мира»)

12.Эта краска светлеет при высыхании, на бумаге создает бархатистую поверхность. Что это за краска? ( Гуашь)

13.Эти слова пришли из древнегреческого языка и в переводе обозначают « начальник строительных работ». Какие это слова? ( Архитектура, архитектор)

 

Вопросы викторины №2.

1.Как называется книга, где живут рисунки (Альбом).

2.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски?(Палитра)

3.Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без неё не обойтись (Бумага)

4. Как называют художника, который рисует животных? (Анималист)

5. Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)

- Правильно, ребята. 

Если видишь - на картине нарисована река, или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш –

Обязательно картина называется … пейзаж!

6. Как называется жанр изобразительного искусства, который переводится с французского, как «Мёртвая натура» (Натюрморт)

- Молодцы.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом кувшине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, значит, это – …натюрморт! 

- Теперь на шедевры вы посмотрите, ну и авторов нам назовите

1.Назовите автора картины и скажите, как она называется. (Виктор Михайлович Васнецов, «Богатыри»)

2.А как называется эта картина и кто её автор? («Тройка», Василий Григорьевич Перов)

3.А теперь два общих вопроса. Побеждает тот, кто быстрее поднимет руку, при условии правильного ответа, разумеется:

Вот мольберт, а вот треножник – напиши меня художник,

Если вышло не похоже, не печалься, ну и что же.

Красный глаз над синим ухом? Все равно не падай духом!

Значит, поработал мало, начинай свой труд сначала.

Вопрос: В каком жанре работал художник? (Портрет)

- Перед вами рисунок художника (рисунок 1). Какие жанры изобразительного искусства перемешал он в одной картине? (Портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр) А в целом получился бытовой жанр.

4.Широкие ,неоглядные дали открываются перед нами. В хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба торжественно поднялись могучие богатырские сосны. ( «Рожь» И. Шишкина)

5.На картине изображена молодая женщина, сидящая в кресле. Позади нее  в дымке виднеется пейзаж. Она смотрит на зрителя спокойным , понимающим взглядом. Загадочная улыбка изображенной женщины: она одновременно и веселая, и грустная. Это самый известный портрет в мире .(«Джоконда» Леонардо да Винчи)

6.Угадай по фрагменту ( учитель показывает часть картины, учащиеся должны назвать автора и произведение)

7. Найдите описание законов живописи. Отрывок из стихотворения К.К.Случевского «Зимний пейзаж». Какие законы живописи описываются в нем?

Да, удивительные, право, шутки света

Есть в пейзаже зимнем, нам родном!

Так иногда равнина, пеленой снегов одета,

Богато зарумяненная солнечным лучом,

Какой-то старческою свежестью сияет.

Речонка быстрая, что по равнине протекает

И, кольцами, изгибами крутясь,

Глубокою зимой не замерзает,-

Вступает с небом в цветовую связь!

Небес зеленых яркая окраска

Ее совсем невероятно зеленит;

По снегу белому она, зеленая, бежит,

Зеленая, как изумруд , как ряска…

И так и кажется тогда, что перед нами

Земля и небо шутят, краски обменяв:

Сияет небо, свой румянец снегу передав,

Цвет зелени полей -  он принят небесами,

И как бы в память прошлого, как след следа,

Бежит по снегу белому зеленая вода…(Рефлекс)

8 .В словах перепутаны буквы. Какие это слова?

Ролткио  ( колорит), сарукр ( ракурс), зоргитон (горизонт), камзо ( мазок), рхитш( штрих),каточ( точка), фексерл ( рефлекс), курниос (рисунок).

9.К какому жанру относится данное произведение?  ( Демонстрация произведений разных жанров)


Игра. СЛОВЕСНОЕ  СЛОЖЕНИЕ

 

 Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства..

 

 Настольная игра + Единица наследственного  материала =  Французский живописец 19 века     Г _ _ _ _

(Го + Ген = Гоген.)

 Воронье слово + Густые водоросли = Произведение живописи    К _ _ _ _ _ _

(Кар + Тина = Картина.)

 Нота + Краска для письма и рисования =  Подрисовка для исправления рисунка или

         фотографии    Р _ _ _ _ _

(Ре + Тушь = Ретушь.)

 Марка нашего самолёта + Команда собаке = Вид спереди   А _ _ _ _

(Ан + Фас = Анфас.)

 Несчастливая судьба + Глаз = Причудливый стиль в искусстве    Р _ _ _ _ _

(Рок + Око = Рококо.)

 Крик вороны + Основание предмета =  Горизонтальный выступ на  стене   К _ _ _ _ _

(Кар + Низ = Карниз.)

 Дискотека позапрошлого века + Место для ставки = Младший брат лоджии   Б _ _ _ _ _

(Бал + Кон = Балкон.)

 Низ русской печки + Крутящийся стержень =  Помещение под  первым этажом   П _ _ _ _ _

(Под + Вал = Подвал.)

 

Игра. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОМОНИМЫ

 

Отгадайте слово, имеющее два разных значения.

 

 Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства.

(Талант.)

 Не только часть руки, но и инструмент художника.

(Кисть.)

 Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте.

(Грунт.)

 Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины.

(Фон.)

 Не только часть акта в драме, но и произведение живописи.

(Картина.)

 Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник.

(График.)

 Не только возвращение к власти королевской династии, но и восстановление картин.

(Реставрация.)

 Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения.

(Оригинал.)

 Не только музыкальная пьеса с прихотливым мелодическим рисунком, но и сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, сложившийся в искусстве мусульманских стран.

(Арабеска.)

 Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

(Натура.)

 Не только плавность, изящество движений в танце, но и другое название скульптуры, как вида изобразительного искусства.

(Пластика.)

 

ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

 

 Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень, Солнце.)

 Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек.)

 Каким соцветием художники рисуют?

   (Кистью. Кисть - соцветие с удлинённой главной осью и цветками развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черёмухи.)

 Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

(Краска.)

 Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

(Кисть.)

 Чем, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину.)

 Полуфабрикат картины - это... Что?

(Эскиз.)

 Ткань на языке живописца - это... Что?

(Холст, полотно.)

 Кульман художника - это... Что?

(Мольберт.)

 Как называют смешной портрет человека?

(Натюрморд.)

 Художник с чувством юмора - это... Кто?

(Карикатурист.)

 В каком жанре живописи работает человек, красящий на заводе станки?

(В жанре станковой живописи.)

 Что делает человек, о котором говорят, что он рисуется: ведёт себя жеманно, стараясь показать себя с лучшей стороны, или рисует автопортрет?

(Ведёт себя жеманно.)

 Врач произведений искусств - это... Кто?

(Реставратор.)


Тест.

1.Как называется особа женского пола, позирующая художникам?

А. Сиделка.                         В. Натурщица.

Б. Позёрка.                           Г. Модельщица.

 

2. Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

А. Точит карандаши.           В. Моет кисти.

Б. Сгущает краски.            Г. Ломает палитру.

 

3. Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?

А. Карандаш.                         В. Кисточка.

Б. Тюбик.                              Г. Мольбертик.

 

4. Автопортрет - это:

А. Изображение любимого автомобиля.

В. Портрет человека в автомобиле.

Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на

     выставку.

Г. Портрет художника, выполненный им

    самим.

 

 5.Какое выражение обозначает живопись по сырому - разновидность масляной живописи, требующая окончания работы за один сеанс, до подсыхания красок?

А. Валерия звезда.                   В. Алла прима.

Б. Алсу красавица.                   Г. Жасмин браво.

 

6.С «художествами» какого вируса смогли познакомиться компьютеры?

А. Микеланджело.                 В. Рафаэль.

Б. Рублёв.                                  Г. Репин.

 

7. Какая кличка была у второго сенбернара в фильме «Бетховен-4»?

А. Рафаэль.                                В. Рембрандт.

Б. Микеланджело.                 Г. Леонардо.

 

8.Как называется картина Ильи Репина?

А. «Бурлаки на «Жигулях».

Б. «Бурлаки на «Волге».

В. «Бурлаки на «Запорожце».

Г. «Запорожцы на «Оке».

(Только нужно убрать лишние кавычки.)

 

9.Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря.                     В. Три мушкетёра.

Б. Три поросёнка.                      Г. Три толстяка.

 

10. Назовите фамилию таможенника из фильма «Белое солнце пустыни»?

А. Репин.                                     В. Шишкин.

Б. Верещагин.                            Г. Айвазовский.

 

ВЕРИФИКАТОР

 

Прочитав, скажи в ответ слово «да» иль слово «нет».

 

 Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км.

(Да, а кто не верит, пусть проверит.)

 Этюдник - это книжка с нотами этюдов.

(Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом для помещения этюда.)

 «Комната смеха» - это зал в художественной галерее, где выставляют работы карикатуристов.

(Нет. Это аттракцион - зал с кривыми зеркалами.)

 Эпоха Ренессанса была перед эпохой Возрождения.

(Нет. Это два названия одной и той же эпохи в истории европейской культуры 13-16 веков.)

 Леонардо да Винчи был левшой.

(Да.)

 Французский король Франциск I заплатил Леонардо да Винчи за его «Джоконду» всего-навсего 1200 ливров - цену породистого коня.

(Да. Экономный был монарх. Сейчас же за этот шедевр можно не один табун купить.)

 На картине П.П. Рубенса «Соломенная шляпка» изображена дочь художника в фетровой шляпке.

(Да. Название возникло из-за ошибки переписчиков одного из ранних инвентарей того собрания, где находился этот портрет, т.к. французские слова paille - солома  и poil - фетр очень похожи. На самом деле Сусанна Фоурмент изображена отцом-художником в модной сине-чёрной фетровой шляпе со страусовыми перьями.)

 Практически до XV века художникам и в голову не приходило писать автопортреты, портреты своих друзей и родных.

(Да. А вот в XVII веке это стало очень модным.)

 До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи.

(Да. Живописцы в основном писали парадные портреты.)

 Силуэт - это фамилия важного французского вельможи.

(Да. Жил-был во Франции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе могущественного короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени повторяющие очертания предметов.)

 «Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины С. Дали.

(Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)

 Портрет миловидной девушки, плетущей кружева, - «Кружевница» так понравился московским коллекционерам, что художнику В.А. Тропинину пришлось повторить его 7 раз.

(Да. Повторения были  с ювелирной точностью!)

 На одной из картин мариниста И.К. Айвазовского есть изображение целого стада овец.

(Да. У Айвазовского, проживавшего в Феодосии, было стадо овец. Однажды напуганные бурей овцы бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину «Овцы, загоняемые бурей в море», выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо. Предприимчивости художника можно только позавидовать.)

 Главной героиней сюжетно-композиционного полотна Кукрыниксов «Таня» является Зоя Космодемьянская.

(Да. «Таня» - это партизанский «псевдоним» Зои Космодемьянской, молодой разведчицы партизанского отряда, казнённой фашистами в деревне Петрищево Московской области, которой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.)

 Евгений Иванович Чарушин, автор популярных детских книг «Волчишко и другие», «Про Тёмку» - один из самых известных художников-анималистов нашей страны.

(Да. Героев своих замечательных книг он рисовал сам.)

 Третьяковская галерея в Москве названа в честь Третьяка Владислава Александровича, знаменитого хоккейного вратаря.

(Нет, в честь П.М. Третьякова, основавшего её в 1856 году.)






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас