СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка Психология и выбор профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка Психология и выбор профессии»



















ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ


«Психология и выбор профессии.»


В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 «Б» КЛАССА


КЛАССЫ: 9 «Б»


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КУРСА: Богданова М.Д.


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:

ВСЕГО: 34 ЧАСА;

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ.

Программа составлена
на основе программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.



г. Володарск

МАОУ СШ № 10 ,

Содержание:

  1. Актуальность.

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Ожидаемые результаты от реализации программы.

  5. Литература.

























П рограмма предпрофильной подготовки

для 9-х классов
«Психология и выбор профессии»


Актуальность

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Наши ученики – это дети, родившиеся после «перестройки». Они уже – другие, но еще – не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передачи какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это – все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

В результате перехода к профильному обучению в 10-11 классах образование многих детей ограничивается девятью классами. Школа «выдавливает» лишних детей в том возрасте, когда им особенно необходимы жизненные ориентиры. Так что курс «Психология и выбор профессии» и учебник «Технология профессионального успеха» разработанный творческим коллективом ученых РАО под руководством профессора С.Н.Чистяковой, ставит перед собой очень важные задачи.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

Программа «Психология и выбор профессии» поможет учащимся разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия».

На каждом уроке обучающиеся будут узнавать что-то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий и упражнений. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие работы – конфиденциальность. Еще одно важное условие – искренность при ответе на вопросы. Если учащиеся дают заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся их поведения в различных ситуациях, то результаты тестов бывают недостоверны.

В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов учащиеся получают оценку «отлично», за четыре – «хорошо» и так далее. Одни задания они будут выполнять на уроке, другие – дома.

  • Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики. Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам необходимо следовать принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения.







Пояснительная записка


Цель: создание благоприятных условий для профессионального

самоопределения молодежи.

Задачи: 1. изучение учащимися своих психологических особенностей;

2. изучение различных моделей поведения;

  1. оценка эффективности различных моделей поведения;

  2. создание поля выбора профиля обучения;

5. формирование психологической готовности учащихся к выбору

профиля обучения на основе знаний о своем профессиональном

и личностном потенциале.

Программа курса рассчитана на детей в возрасте 14-15 лет. Направленность данной программы предпрофильная, что является в наше время очень актуальным, т.к. в результате перехода к профильному обучению в 10-11 классах образование большинства, детей может ограничиться девятью классами. Деятельность данной программы направлена на честный рассказ не только о «технологии выбора», но и о той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор; рассказ, дополняющий этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей. Деятельность программы направлена на «успех ребенка».

Сроки реализации программы - 1 год.

Продолжительность образовательного процесса -2015-2016 учебный год,

Полугодие разделено на 3 этапа:

  1. организационный,

  2. основной,

  3. итоговый.

Режим занятий: вторая смена, 1 раз в неделю


Формы деятельности данной программы разнообразные: помимо бесед и обсуждений присутствуют: самопрезентация, опросники, задания классные и домашние, задания в игровой форме, кроссворды, работа в микрогруппах, итоговый проект-презентация «Моя будущая профессиях»

Результатом занятий должна стать сформированная психологическая готовность учащихся к выбору профиля в 9 классе.


Программа включает в себя работу по следующим разделам:

  1. Что я знаю о своих возможностях.

  2. Что я знаю о профессиях.

  3. Способности и профессиональная пригодность.

  4. Планирование профессиональной карьеры.


Методическое обеспечение

Цель программы:

развитие личной культуры и самопознания, профориентационная подготовка, повышение занятости детей в свободное время.

Задачи программы:

  1. компенсация в основном образовании тех или иных видов деятельности и направлений;

  2. обеспечение ребенку комфортной эмоциональной сферы «ситуации успеха» и развивающего общения:

  3. содействие выбора индивидуального образовательного направления и типа его освоения.



Основные направления содержания деятельности: образовательный процесс курса направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка.

Особое внимание уделяется:

- организации курса, на добровольных началах,

- комфортной, неформальной, психологической атмосфере, не

регламентированной обязательствами и стандартами,

- возможности для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени.

Основными формами проведения занятий являются: беседы, самопрезентации, задания с игровыми элементами, опросники и др.




Содержание программы.


Основные направления содержания программы:

- помощь детям в индивидуальном развитии,

  • мотивация к познанию,

  • стимулирование активности,

  • развитие направленности на «успех ребенка»,

Программа курса ориентирована на широкий спектр познавательных потребностей и интересов подростков. Программа показывает, что эффективность занятия обеспечивается хорошей организацией самостоятельной деятельности детей. Педагог должен научить детей приемам самостоятельной работы, сформировать культуру труда и научить работать сообща, помогая друг другу. Непременная составная часть эффективного занятия - гибкая неформальная система контроля, органично вплетающаяся в каждый его этап.

Тем не менее, при всей содержательности программы ее основные направления следующие:

- предпрофильная подготовка,

- досуговое,

- общекультурные направленности— служить средст­вом организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей.











Данная программа строится на двух подходах:

  • Деятельностный подход (процесс обучения понимается как деятельность, которая имеет свою структуру-цель, мотив, средства, психологическое содержание и структуру, продукт). В рамках этого подхода процесс обучения и контроля является постоянным. Ввиду специфики предмета предпрофильной подготовки и концепции небаллового оценивания результатов в программе принята форма «скрытого» контроля.

  • Личностно-ориентированный подход (в центре процесса обучения находится личность конкретного возраста и конкретных качеств; ученик- активный участник процесса взаимодействия, учитель поддерживает обучение).

Структура программы:

Программа состоит из трех модулей:

Модуль 1 «Я»

Данная часть программы дает возможность каждому ученику узнать свои психологические особенности, склонности, интересы, особенности, а также сделать первый шаг к успеху: познакомиться с технологией успешности и уверенного поведения, этикой делового общения.

Модуль 2 «Мир профессий»

Учащиеся знакомятся с требованиями различных профессий, с современным рынком труда. Получают возможность соотнести свои возможности с требованиями профессий.


Модуль 3 «Профессиональная проба»

Представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, учащиеся получают возможность получения индивидуальных консультаций по вопросам выбора.

Формы взаимодействия и контроля

Учитывая особенности данной программы, рекомендуются такие формы взаимодействия учащихся и преподавателя как:

  • лекции с элементами беседы;

  • ролевые и деловые игры;

  • круглые столы;

  • мини выступления ;

  • групповые дискуссии;

  • тестирования;

  • анкетирования;

  • тренинги;

  • диагностики;

  • пробы;

  • презентации.

Преподаватель, ведущий занятия, должен занимать позицию активного участника: он выступает то в качестве информатора, то как эксперт, то как равноправный участник или наблюдатель.

Формой безотметочного контроля могут служить любые работы учащихся, выполняемые ими по желанию. Контроль должен создавать ситуацию успеха.


Ожидаемые результаты от реализации программы:

Результатом программы является готовность школьника:

  • Испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования;

  • Ставить и корректировать соответствующие ему ближайшие и дальние цели, используя внешние и внутренние ресурсы;

  • Приобретать опыт создания личностно-значимых образовательных продуктов;

  • Противостоять внешним манипулятивным действиям;

  • Запрашивать необходимую помощь специалистов;

  • Владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования;


Список литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. ЮНИСЕФ, 1999).

  1. Конституция Российской Федерации (ст.ЗО п. 1,2: ст. 13 п.4,5).

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Закон РФ «Об общественных объединениях».

  1. Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. Ш 98).

  2. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 г. Ш 19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных объединений в ОУ.

  3. Г.В.Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии».

  4. Сухомлинский В.А. Задачи воспитания в наши дни. - М. Долитиздат, 1991-е. 127-129.

9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / сост. НК.Беспятова-М.: Астриспресс, - 2003 (Методика).

10. Шмаков С .А. Уроки детского досуга. - М.,1992.



Календарно-тематическое планирование

по программе «Психология и выбор профессии» (9класс)

Тема занятия

Количество часов

Дата урока

Коррек-тировка

Что я знаю о своих возможностях

1

Самооценка и уровень притязаний.

1



2

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1



3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1



4

Что такое стресс.

1



5

Определения типа мышления

1



6

Внимание и память.

1



7

Уровень внутренней свободы.

1



8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

1



Что я знаю о профессиях

9

Классификации профессий. Признаки профессии.

1



10

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

1



11

Определение типа будущей профессии.

1



12

Интересы и склонности в выборе профессии.

1



13

Определение профессионального типа личности.

1



14

Профессионально важные качества.

1



15

Профессия и здоровье.

1



16

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

1



Способности и профессиональная пригодность.

17

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1



18

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1



19

Способности к профессиям социального типа.

1



20

Способности к офисным видам деятельности.

1



21

Способность к предпринимательской деятельности.

1



22

Эстетические способности.

1



23

Уровни профессиональной пригодности.

1



24

Обобщающий урок по теме «Способности и

профессиональная пригодность».

1



Планирование профессиональной карьеры

25

Мотивы и потребности.

1



26

Ошибки в выборе профессии.

1



27

Современный рынок труда.

1



28

Пути получения профессии.

1



29

Навыки самопрезентации

1



30

Навыки самопрезентации

1



31

Стратегия выбора профессии.

1



32

Стратегия выбора профессии.

1



33

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

1



34

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

1



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!