Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Согласованно ________2018г. Утверждаю______________2018г.
Заместитель директора по ВР Директор БОУ «Орловская СОШ
______________ Е.Г.Губкина ________________ Р.Г. Спиченок
Программа
курса внеурочной деятельности обучающихся
социального направления
«Путь к успеху»
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория - 15-17лет
на 2018 -2019 учебный год
Скоромных Людмила Георгиевна,
учитель биологии
Орлово -2018
Пояснительная записка.
Работа объединения внеурочной деятельности «Путь к успеху» направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и стремления к подлинному жизненному успеху – самореализации на благо другим и самому себе.
Программа кружка структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности.
Цель программы: помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, а также снижение порога негативных эмоций при самовыражении .
Задачи:
Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
Повысить самооценку участников группы.
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
Принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Участники: группа учащихся 15 -17 лет .
Продолжительность одного занятия: 1 час. Занятия данного типа допускается проводить как в групповой, так и подгрупповой форме.
Программа кружковых занятий включает в себя 3 этапа.
I этап - мотивационный (3 занятия). Цель этапа - эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап — развивающий (28 занятий).
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Кроме того, на данном этапе включен цикл занятий "Искусство успевать", который посвящен обучению планированию и распределению времени.
III этап - закрепляющий (3 занятия).
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов
других людей;
- приобрести определённые коммуникативные навыки.
Прогнозируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
При разработке программы кружка «Путь к успеху» использовалась программа
Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками». Кроме этого применялся материал «Базовый набор тематических тренингов для подростков» – под ред. С.В. Кривцовой, Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» и тренинга уверенности в себе А. М. Прихожан.
Планируемый результат:
предполагается, что подросток, обученный способам эффективного взаимодействия с окружающими, который может корректировать самооценку, у которого сформированы умения управлять своими чувствами, мыслями, поведением, с учетом индивидуальных особенностей. Заинтересовать учащихся развивать психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомить с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, продолжить работу по саморазвитию путем познания себя.
Формы подведения итогов реализации программы
По окончании курса учащиеся самостоятельно разрабатывают опросник, который корректируется вместе с педагогами и апробируется на ровесниках. Подросткам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему исследования, составить вопросы для опроса. Педагог здесь выступает в роли советчика и информатора. Такая форма подведения итогов вызывает значительный эмоциональный подъём у подростков.
Учебно-тематический план (35 ч)
Раздел, темы | теория (кол-во часов) | практ. (кол-во часов) | Всего часов | Формы контроля | Методическое обеспечение | Дата |
1. Вводное занятие «Зачем мы здесь собрались?» | 1 | | 1 | | Методическое пособие по психологии «Психология познания» | |
2. Тренинг формирования эффективной команды | 4 | 6 | 10 | Составление мини-опросника «Формирование эффективной команды» | 2. | |
2.1. Формирование чувства «Мы» | 1 | 1 | 2 | 2.1. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. Игры на снятие барьеров и сближение. | |
2.2. Сплочение и доверие | 1 | 1 | 2 | 2.2. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского Мини-беседа на тему доверия. | |
2.3. Путешествие | - | 1 | 1 | 2.3. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. Повышение взаимного чувства доверия. Разработка общей символики: эмблема, девиз, название | |
2.4. Спастись и выжить | - | 1 | 1 | 2.4. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского Формирование слаженных действий в команде. Беседа на тему «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве» | |
2.5. Верёвочный курс | 1 | 1 | 2 | 2.5. Развитие взаимодействия в коллективе. Сценарий прохождения веревочного курса. Открытое пространство (улица, спорт.зал) | |
2.6. Портрет нашей группы | 1 | 1 | 2 | 2.6. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского Упражнение с элементами арт-терапии «Портрет нашей группы». Повторная диагностика групповой сплоченности. | |
3. Тренинг коммуникативных навыков | 5 | 4 | 9 | Составление мини-опросника «Коммуникативные навыки» | 3. | |
3.1. Общение и умение слушать | 1 | 1 | 2 | 3.1. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Теоретические аспекты эффективного общения. Беседа, игры и мини-упражнения. Диагностика готовности слушать собеседника. | |
3.2. Средства общения | 1 | | 1 | 3.2. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов Формирование и закрепление коммуникативных навыков при помощи упражнений и игр. | |
3.3. Общение без слов | - | 1 | 1 | 3.3. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов Понятие невербального общения. Игровые упражнения, направленные на формирование жестикуляции и мимики. | |
3.4. Наши эмоции и чувства | 1 | | 1 | 3.4. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения. Игры-переживания. | |
3.5. Проявление эмоций и чувств | 1 | | 1 | 3.5. Понятие эмпатии. Формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника. Тренинговая работа в парах и мини-группах: формирование и отработка навыков эмпатии | |
3.6. Конфликты и причины их возникновения | - | 1 | 1 | 3.6. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Понятие конфликта в психологии. Причины конфликтов. Механизмы возникновения конфликтов. Барьеры и трудности в общении | |
3.7. Пути решения конфликтов | - | | 1 | 3.7. Отработка теоретических знаний в мини-группах. Выработка подростками собственных решений конфликтных ситуаций. Тренинг бесконфликтного решения. | |
3.8. Навыки публичных выступлений | - | 1 | 1 | 3.8. Методическое пособие по психологии «Психология общения» Е.И.Рогов. Релаксационные упражнения. Упражнения на саморегуляцию (как справиться с волнением). | |
3.9. Отработка навыков публичного выступления | 1 | | 1 | 3.9. Подготовка презентации. Самостоятельный анализ обучающимся своего вербального и невербального поведения по видеоматериалам. Коррекция ошибок в мини-группах. | |
4. Тренинг личностного роста | 3 | 3 | 6 | Составление мини-опросника «Личностный рост» | 5. | |
4.1. Кто я? | 1 | | 1 | 5.1. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»; Д.Кехо «Подсознание может всё» Диагностические и медитативные методики. Тренинги на самопознание, осознание себя (своей личности) и понимание других людей. | |
4.2. Тренинг креативности | - | 1 | 1 | 5.2. Э.Боно «Шесть шляп мышления»; Д.Бивер «Креативность, мышление». Выполнение задач на сообразительность. Самооценка творческих способностей. | |
4.3. Развитие мышления, памяти, внимания | 1 | 1 | 2 | 5.3. Тест IQ Самодиагностика интеллектуального уровня. Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Формирование навыков. | |
4.4. Психодиагностика | 1 | 1 | 2 | 5.4. Диагностика «Особенности личности, межличностных взаимодействий» Формирование предпрофессиональных навыков. Самостоятельная обработка и интерпретация | |
5. Профилактика социальных заболеваний | 2 | 2 | 4 | Составление мини-опросника «Что ты знаешь о ВИЧ/СПИД» | 6. | |
5.1. Профилактика ВИЧ/СПИД | 1 | | 1 | 6.1. Демонстрация учебно-тематического фильма Проблема ВИЧ/СПИДа в современном обществе. Информация о развитии, путях заражения и возможностях предотвращения болезни. Меры самозащиты. | |
5.2. Аукцион ценностей | 1 | 1 | 2 | 6.2. Методические рекомендации «Социальное здоровье России» под ред. С.А.Беличевой Понятие ценности. Понятие выбора. Формирование навыков выбора. Тренинг. | |
5.3. Профилактический семинар «Жизнь без наркотиков – реальная возможность» | - | 1 | 1 | 6.3. Мифы, связанные с наркоманией. Пропаганда здорового образа жизни. Освоение правил действия в случае столкновения с проблемой наркомании. | |
6. Карта жизни: тренинг проф самоопределения | 2 | 6 | 8 | Составление мини-опросника «Кем ты хочешь стать?» | 7. | |
6.1. Тренинг профессионального самоопределения | 1 | 3 | 4 | 7.1. Теоретические аспекты профессионального и жизненного самоопределения. Апробация полученных знаний при помощи упражнений. Комплекс упражнений по профориентации | |
6.2. Профориентационная диагностика | 1 | 2 | 3 | 7.2. Сознательный выбор профессии и аргументация Проведение тестирования. Интерпретация и обобщение результатов тестирования. | |
6.3. Профориентационная игра «Переспектива» | - | 1 | 1 | 7.3. Аспекты профессионального и жизненного самоопределения на конкретных примерах выбора. Закрепление полученных знаний и навыков. | |
7. Социальное творчество | 1 | 2 | 3 | Презентации социальных проектов | 8. | |
7.1. Разработка «социального проекта» | 1 | 2 | 3 | 8.1. Понятие социального проекта. Различные виды социального проекта. Разработка собственного социального проекта-опросника. | |
7.2. Реализация проекта | - | 1 | 1 | 8.2.Проектирование опросника. Разработка методики опроса. Проведение опроса. Обработка и интерпретация данных. Оформление результатов | |
8. Итоговое занятие «Чему мы научились» | 1 | 1 | 2 | Организация выставки обработанных результатов | 9. Выставка с результатами проведенного опроса. Заключительная диагностика. Коллективное подведение итогов. | |
Итого: | 19 | 16 | 35 | | | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
7. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.
8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.
10. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
11.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 1995.
12.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.
14.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
15Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.
16.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.
17.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.
18.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.
19.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.
20.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.
21.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.
22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.
23. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.
24. Методического пособие «Групповая психотерапия» пол ред. Б.Д.Карвасарского. М.:, 1985 г.
25. Е.И.Рогов «Психология общения» - Москва: Владос, 2001.
26. «Воспитание толерантности у школьников» учебно-тематическое пособие – М.: Академия развития, 2003
27. «Культура толерантности и опыт дипломатии» методическое пособие М.: МГИМО, 2004
28. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»- Изд.: «Ардис», 2003 г.
ЛИТЕРАТУРА для обучающихся:
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
4. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
5. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
6. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»- Изд.: «Ардис», 2003 г