СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шахматы" 1 год занятий

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Шахматы" для начинающих

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шахматы" 1 год занятий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы кружка «Путешествие в шахматное королевство» обусловлена тем, что в начальной школе в связи с введением новых ФГОС происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Занятия шахматами в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, использование интерактивной доски и обучающих шахматных игр на электронных носителях и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.


Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через занятия игрой в шахматы.


Задачи:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.

  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

  4. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

  5. Научить ориентироваться на шахматной доске.

  6. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  7. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

  8. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

  9. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

  10. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

  11. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

  12. Сформировать умение записывать шахматную партию.

  13. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

  14. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.







№ п\п

Тематическое планирование занятий

1.

Знакомство с шахматной доской

2.

Шахматная доска

3.

Знакомство с шахматными фигурами

4.

Начальная расстановка фигур.

5.

Ходы и взятие фигур.

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

7.

Ладья в игре.

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

9.

Слон в игре.

10.

Ладья против слона.

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

12.

Ферзь в игре.

13.

Ферзь против ладьи и слона.

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

15.

Конь в игре.

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

17.

Знакомство с пешкой.

18.

Пешка в игре.

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

21.

Король против других фигур.

22.23.

Шах.

24.25.

Мат.

26.27.

Решение шахматных задач

28.

Ничья, пат.

29.30.

Рокировка. Решение шахматных задач.

31.

Шахматная партия.

32.

Шахматная партия.

33.34.

Повторение программного материала.


Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

 освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

 формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

 соотнесение целей с возможностями

 определение временных рамок

 определение шагов решения задачи

 видение итогового результата

 распределение функций между участниками группы

 планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

 умение задавать вопросы

 умение получать помощь

 умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

 умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

 способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

 способность работать в команде;

 выслушивание собеседника и ведение диалога.


Предметные результаты освоения программы курса

1. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  1. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

  2. Уметь ориентироваться на шахматной доске;

  3. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  4. правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  5. правильно расставлять фигуры перед игрой;

  6. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  7. рокировать;

  8. объявлять шах;

  9. ставить мат;

  10. решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-методическое обеспечение программы

 

  1. Компьютерная обучающая программа «Динозавры учат шахматам»

  2. Зак В., Дуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе).: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985г.

  3. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. 2е изд., АОЗТ «Фердинанд» , 1993.

  4. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  5. Материалы сайта www.Chesshotel.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!