ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы кружка «Путешествие в шахматное королевство» обусловлена тем, что в начальной школе в связи с введением новых ФГОС происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Занятия шахматами в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, использование интерактивной доски и обучающих шахматных игр на электронных носителях и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через занятия игрой в шахматы.
Задачи:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
№ п\п | Тематическое планирование занятий |
1. | Знакомство с шахматной доской |
2. | Шахматная доска |
3. | Знакомство с шахматными фигурами |
4. | Начальная расстановка фигур. |
5. | Ходы и взятие фигур. |
6. | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. |
7. | Ладья в игре. |
8. | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. |
9. | Слон в игре. |
10. | Ладья против слона. |
11. | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. |
12. | Ферзь в игре. |
13. | Ферзь против ладьи и слона. |
14. | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. |
15. | Конь в игре. |
16. | Конь против ферзя, ладьи слона. |
17. | Знакомство с пешкой. |
18. | Пешка в игре. |
19. | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
20. | Знакомство с шахматной фигурой. Король. |
21. | Король против других фигур. |
22.23. | Шах. |
24.25. | Мат. |
26.27. | Решение шахматных задач |
28. | Ничья, пат. |
29.30. | Рокировка. Решение шахматных задач. |
31. | Шахматная партия. |
32. | Шахматная партия. |
33.34. | Повторение программного материала. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».
Личностные результаты освоения программы курса
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты освоения программы курса
1. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
Уметь ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебно-методическое обеспечение программы
Компьютерная обучающая программа «Динозавры учат шахматам»
Зак В., Дуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе).: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985г.
Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. 2е изд., АОЗТ «Фердинанд» , 1993.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Материалы сайта www.Chesshotel.ru