СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шахматы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена программа внеурочной деятельности для кружка "Шахматы". Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для первичного ознакомления с игрой "Шахматы". Возраст обучающихся по программе 7-10 лет (1 - 4 классы начальной школы).

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шахматы"»















ПРОГРАММА

КРУЖКА «ШАХМАТЫ»





























Содержание



1. Пояснительная записка.



3

2. Содержание программы.



4

3. Учебный план.



8

4. Календарный учебный график.



8

5. Учебно-тематический план


11


6. Оценочные материалы.




12

7. Список литературы.



14





























  1. Пояснительная записка.

Данная программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Основным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Возраст детей от 7 лет до 9 лет, численность группы - 15 человек.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  5. Участие в соревнованиях.

Режим занятий

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, 36 часов в год.



2. Содержание программы.

Рабочая программа по «Шахматам» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы Тимофеева А.А. На реализацию программы отводится 1 час в неделю. В год 36 часов.


Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.



Цель программы:

- Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

- развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого;

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- воспитание способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для данной возрастной группы.

Сроки освоения программы: 1 год.



Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребёнка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и продуктивный методы. Они применяются:

- при знакомстве с шахматными фигурами;

- при изучении шахматной доски;

- при обучении правилам игры;

- при реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах партии, где основным методом становится продуктивный. Для реализации на доске своего замысла, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в случае, когда большую часть работы ребёнок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися.

На более поздних этапах обучения применяется творческий метод для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения применяется при разборе партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает обучение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Планируемые результаты:

- овладение навыками игры в шахматы;

- интеллектуальное развитие участников кружка;

- результативное участие в соревнованиях различных уровней







Содержание программы «Шахматы»

(36 ч – 1 ч в неделю)

Шахматная доска и фигуры (3 ч) Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч) Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и 
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя.
Дебютные ловушки.

Шахматные соревнования.

Аттестация объединения. (1 ч.)

Итоговая аттестация объединения. (1 ч.)





Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

К концу первого года обучения дети должны знать: - шахматную доску; - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры; - рокировку; - двойной удар (шах); - одноходовые задачи.

дети должны уметь: - ориентироваться на шахматной доске; - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять начальную позицию; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - играть партию от начала до конца, не нарушая правил; - решать лабиринтные задачи (маршруты фигур); - рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход; - планировать, контролировать и оценивать действия соперника.

Материально-техническое обеспечение.

Учебно–методический комплект:

  • А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011

  • Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Методические пособия:

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  • Экранно–звуковые пособия:

  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

  • шахматные часы;

  • словарь шахматных терминов;

  • комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.

Технические средства обучения:

  • ноутбук и проектор;

  • шахматы.

3. Учебный план.

п\п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Шахматная доска и фигуры.

3

1

2

2.

Ходы и взятия фигур.

13

9

4


Аттестация объединения.

1

1


3.

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат.

10

6

4

4.

Запись шахматных ходов.

2

1

1

5.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

2

2

-

6.

Общие принципы разыгрывания дебюта.

4

3

1


Шахматные соревнования.





Подведение итогов курса. Итоговая аттестациям объединения.

1

1



Итого

36

24

12




4. Календарный учебный график

п\п

Темы

Всего часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Шахматная доска и фигуры.

3

3









2.

Ходы и взятия фигур.

13

1

5

4

2







Аттестация объединения.





1






3.

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат.

10




1

3

4

2



4.

Запись шахматных ходов.

2







2



5.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

2








2


6.

Общие принципы разыгрывания дебюта.

4








2

2


Шахматные соревнования.

2









1


Подведение итогов курса. Итоговая аттестация объединения.










1


Итого

36

4

5

4

3

3

4

4

4

4





Календарный учебный график

Месяц

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Коли-чество часов

Тема занятия

Место прове-дения

Форма контроля

1

Сентябрь

03.09. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шахматная доска и фигуры.

Кабинет 1

наблюдение,

фронтальный опрос

2

Сентябрь

10.09. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шахматная доска и фигуры.

Кабинет 1

наблюдение,

фронтальный опрос

3

Сентябрь

17.09. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шахматная доска и фигуры.

Кабинет 1

наблюдение,

фронтальный опрос

4

Сентябрь

24.09. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шахматные фигуры.

Кабинет 1

наблюдение

5

Октябрь

01.10. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Начальное положение.

Кабинет 1

наблюдение

6

Октябрь

08.10. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ладья.

Кабинет 1

наблюдение

7

Октябрь

15.10. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ладья.

Кабинет 1

наблюдение

8

Октябрь

22.10. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Слон.

Кабинет 1

наблюдение

9

Октябрь

29.10. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Слон.

Кабинет 1

наблюдение

10

Ноябрь

05.11. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ладья против слона.

Кабинет 1

наблюдение,

фронтальный опрос

11

Ноябрь

12.11. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ферзь.

Кабинет 1

наблюдение

12

Ноябрь

19.11. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ферзь.

Кабинет 1

наблюдение

13

Ноябрь

26.11. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ферзь против ладьи.

Кабинет 1

наблюдение

14

Декабрь

03.12. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Конь.

Кабинет 1

наблюдение

15

Декабрь

10.12. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Конь.


Кабинет 1

наблюдение

16

Декабрь

17.12. 2018

15.00-15.45

Фронтальный опрос

1

Аттестация объединения.

Кабинет 1

тестирование


17

Декабрь

24.12. 2018

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Кабинет 1

наблюдение

18

Январь

14.01. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Пешка.

Кабинет 1

наблюдение

19

Январь

21.01. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Пешка.

Кабинет 1

наблюдение

20

Январь

28.01. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Кабинет 1

наблюдение

21

Февраль

04.02. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Король.

Кабинет 1

наблюдение

22

Февраль

11.02. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Король.

Кабинет 1

наблюдение

23

Февраль

18.02. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Король против других фигур.

Кабинет 1

тестирование

24

Февраль

25.02. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шах.

Кабинет 1

наблюдение

25

Март

04.03. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Шах.

Кабинет 1

наблюдение

26

Март

11.03. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Мат.

Кабинет 1

наблюдение

27

Март

18.03. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Мат.

Кабинет 1

наблюдение

28

Март

25.03. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Условные обозначения перемещения, взятия.

Кабинет 1

наблюдение

29

Апрель

01.04. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Рокировка.

Кабинет 1

индивидуальный и фронтальный опрос

30

Апрель

08.04. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Кабинет 1

наблюдение

31

Апрель

15.04. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Размен. Равноценный и неравноценный обмен.

Кабинет 1

наблюдение

32

Апрель

22.04. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Кабинет 1

наблюдение

33

Апрель

29.04. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Раннее развитие ферзя.

Кабинет 1

наблюдение

34

Май

06.05. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Дебютные ловушки.

Кабинет 1

наблюдение

35

Май

13.05. 2019

15.00-15.45

Беседа, практика.

1

Дебютные ловушки.

Кабинет 1

наблюдение

36

Май

20.05. 2019

15.00-15.45

Соревнование

1

Шахматные соревнования.

Кабинет 1

соревнования

37

Май

27.05. 2019

15.00-15.45

Фронтальный опрос

1

Аттестация объединения.

Кабинет 1

Итоговое тестирование



5. Учебно-тематический план.

п\п

Темы

Количество часов

Дата

Формы контроля

всего

тео-рия

прак-тика

План

Коррек-тировка


1-3

Шахматная доска и фигуры.

3

1

2



наблюдение,

фронтальный опрос

4-16

Ходы и взятия фигур.

14

9

4




4

Шахматные фигуры.

1

1




наблюдение

5

Начальное положение.

1

1




наблюдение

6,7

Ладья.

2

1

1



наблюдение

8,9

Слон.

2

1

1



наблюдение

10

Ладья против слона.

1

1




наблюдение,

фронтальный опрос

11, 12

Ферзь.

2

1

1



наблюдение

13

Ферзь против ладьи.

1

1




наблюдение

14, 15

Конь.

2

1

1



наблюдение

16

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

1




наблюдение


17

Аттестация объединения.

1

1




тестирование

17-26

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат.

10

6

4




17, 18

Пешка.

2

1

1



наблюдение

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

1




наблюдение

20, 21

Король.

2

1

1



наблюдение

22

Король против других фигур.

1

1




тестирование

23, 24

Шах.

2

1

1



наблюдение

25,

26

Мат.

2

1

1



наблюдение

27-28

Запись шахматных ходов.

2

1

1




27

Условные обозначения перемещения, взятия.

1

1




наблюдение

28

Рокировка.

1

1




наблюдение

29-30

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

2

2

-




29

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

1

1




наблюдение

30

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1

1




индивидуальный и фронтальный опрос

31-34

Общие принципы разыгрывания дебюта.

4

3

1






31

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

1




наблюдение

32

Раннее развитие ферзя.

1

1




наблюдение

33,

34

Дебютные ловушки.

1

1

1



наблюдение

35



Шахматные соревнования.

1


1



соревнования

36

Подведение итогов курса. Итоговая аттестация объединения.

1

1




итоговое тестирование


Итого

36

24

12






Форма проведения занятий: лекция и 15-20 минут практики на каждом занятии.

6. Оценочные материалы.



Диагностика знаний обучающихся по теоретическим вопросам проводится с помощью различных тестов, викторин, игр. Сформированность практических навыков определяется правильностью участия в проведённых играх, качеством решения этюдов и практических задач.

Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:

Приложение 1

  • низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в играх, викторинах;

  • средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи педагога, охотно участвует в играх, викторинах, но сам не проявляет инициативы;

  • высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации своей деятельности.

     

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения, фронтального и индивидуального опроса, выполнения творческих заданий;

  • Промежуточный контроль: - тестирование, письменный опрос для определения объёма усвоенных знаний;

- практическая работа.

  • Итоговый контроль   в формах:

- тестирование, письменный опрос для определения объёма усвоенных знаний;

- практическая работа (игра, решение задач).


Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.


Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков,

  • итоговая аттестация, проводится в конце учебного года в форме тестирования для определения уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.



















































  1. Список литературы.

Для учителя:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011.

Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей - СПб.: ИД «Литера»,2005.

Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.

Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

Для учеников:

Учебник И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение, 2007.















































Приложение 1

Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка ребенка.

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1









5







10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1







5









10

собеседование

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и знаний);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

1







5









10

Контрольное задание

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования

- минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- средний уровень (ребенок работает с оборудованием с помощью педагога);

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1











5







10

Контрольное задание

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).



1











5





10

Контрольное задание

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения






3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1















5









10

Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.

1

5

10

Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследо-вательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.



Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.



Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.



Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.



Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Уровни – по аналогии с п.3.1.1.



Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:





3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½ );

- максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1













5







10

Наблюдение

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям




3.3.3 Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Удовл. - хорошо -отлично





Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

-терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

1





5



10

Наблюдение

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия ребенка побеж-даются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком

1



5



10

Наблюдение

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

- ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

- периодически конт-ролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

1







5



10

Наблюдение

2. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная

- заниженная

- нормальная

1

5

10

Анкетирование

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно



1



5





10

Тестирование

3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует, старается их избегать

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0





5





10

Тестирование, метод незаконченного предложения

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах

0

5

10

Наблюдение





























Приложение 2.

Тематика курса с заданиями

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.

 Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальное положение. Ладья. Слон. Ладья против слона. Ферзь. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная расстановка фигур. Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

3. ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ШАХМАТНЫЙ ПАРТИЙ. ШАХ, МАТ И ПАТ. Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Король против других фигур. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

4. ЗАПИСЬ ШАХМАТНЫХ ХОДОВ. Условные обозначения, перемещение, взятие. Рокировка.

5. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА, РАЗМЕН. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Размен. Равноценный и неравноценный размен.

6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗЫГРЫВАНИЯ ДЕБЮТА. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!