СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шахматы в школе" 1-4 год обучения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе  авторской программы Прудниковой Е.А , Волковой Е.И. «Шахматы в школе». Составлена на 40 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шахматы в школе" 1-4 год обучения»
























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»




Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: продвинутый
Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года


Автор - составитель

Шипунова О. Н.,

педагог дополнительного образования








д. Шуваево

2021 год

Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

    2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

    3. Содержание программы


  1. Комплекс организационно педагогических условий

    1. Календарный учебный график

    2. Условия реализации программы

    3. Формы аттестации

    4. Оценочные материалы

    5. Методические материалы

    6. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

  3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021

  5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.

  7. Устав МОУ Шуваевской ООШ.

  8. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МОУ Шуваевской ООШ (приказ № 8-д от 25.01.2021)

  9. Авторская программа Прудниковой Е.А , Волковой Е.И. «Шахматы в школе».


Программа является модифицированной, так как в её основу положена программа, разработанная автором Прудниковой Е.А «Шахматы в школе». Изменена с учетом особенностей МОУ Шуваевской ООШ, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.


Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед» (В.В. Путин).

ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее.

С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы введены в блок дополнительного образования.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы….» (В.А. Сухомлинский)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в школе» реализуется в МОУ Шуваевской ООШ с 2018-2019 учебного года. Срок реализации программы – 4 года.

1 год обучения – 2018-2019 учебный год,

1 и 2 год обучения – 2019-2020 учебный год,

1-3 годы обучения - 2020-2021 учебный год;

1-4 годы обучения – 2021-2022 учебный год.

В 2021-2022 учебном году в МОУ Шуваевской ООШ программа курса «Шахматы в школе» реализуется следующим образом:

1 год – 40 часов;

2 год – 40 часов;

3 год – 40 часов;

4 год – 40 часов;

Всего – 160 часов.

Актуальность:

В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учетом угроз соперника, расчет вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы в школе» - курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики. В процессе освоения курса «Шахматы в школе» учащиеся приобретают опыт практико-соревновательной деятельности: участвуют в конкурсах решения позиций, спаррингах, соревнованиях, шахматных праздниках.


Педагогическая целесообразность заключается в том, что в реализуемой программе дополнительное образование связано с общим образованием. Есть также соответствующая база для проведения занятий. На занятиях применятся деятельностный подход, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путем смены способов организации работы.


Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:

в поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Вид программы: модифицированная программа.


Направленность программы: естественнонаучная.


Адресат программы: программа направлена на обучение детей 7-11 лет.


Срок и объем освоения программы:

4 года, 160 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1-ый год, 40 педагогических часов;

  • «Базовый уровень» - 2-ой год, 40 педагогических часов.

  • «Продвинутый уровень» - 3-4 год, 80 педагогических часов.


Форма обучения: очная.


Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.


Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы в школе» принимаются учащиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.

Режим занятий:


Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Шахматы в школе

1 час в неделю;

40 часов в год.

1 час в неделю;

__40_часов в год.

1 час в неделю;

80 часов за 2 года.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.


Задачи программы:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Стартовый уровень:

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Базовый уровень:

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.

Продвинутый уровень:

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся научатся:

 выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;

 использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);

 ориентироваться на шахматной доске;

 правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;  рокировать; объявлять шах; ставить мат;

 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

Учащиеся получат возможность научиться:

 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

 развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.

 записывать шахматную партию;

 проводить элементарные комбинации.



























1.3. Содержание программы

«Шахматы в школе»

Содержание курса


Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе: цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие в проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррингов, соревнования, шахматные праздники.



Планирование прохождения программного материала по годам обучения


№ п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

1 год

2 год

3 год

4 год

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

1

1

1

2

Базовые понятия шахматной игры

29

20

20

22

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

0

4

4

2

4

Соревнования

9

14

14

14

5

Шахматные праздники

1

1

1

1

Общее количество часов

40

40

40

40


Содержание учебного плана

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

1 год (40 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.


2 год (40 ч)


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.


Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.


Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.


Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.


Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.


3 год (40 ч)



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры



Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.



Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте.

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.



Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность



Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение»,

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задан оценивают собственное




«спёртый мат».

выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

4 год (40 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген».

Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве.

Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции

Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации.

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.


Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени.


Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.



Поурочное планирование

1 год

урока

Тема урока

Содержание урока

1

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам.

Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

2

Шахматная доска

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

3

Горизонталь

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»,

4

Вертикаль

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

5

Диагональ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

6

Шахматная нотация

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

7

Шахматные фигуры и начальная позиция

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

8

Ладья

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»

9

Слон

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

10

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие

11

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие

12

Пешка

Правила хода и взятия пешкой

13

Превращение пешки

Правила превращение пешки

14

Король

Правила хода и взятия королём

15

Ценность фигур

Сравнительная сила фигур

16

Нападение

Атакующие возможности фигур

17

Взятие. Взятие на проходе

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

18

Шах и защита от шаха

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

19

Мат

Постановка мата всеми фигурами

20

Пат – ничья

Варианты ничьей

21

Рокировка

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

22

Основные принципы игры

в начале партии

Общие принципы игры в начале шахматной партии

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

24

Мат ферзём и ладьёй

одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

25

Мат ферзём и королём

одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

26

Материальное преимущество

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

28

Партии-миниатюры

Анализ коротких партий

29

Запись шахматной партии

Способ ведения записи партии во время соревнований

30

Шахматный этикет

Правила поведения шахматиста во время партии

31-39

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире

40

Шахматный праздник


2 год

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам.

Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

2

Шахматные фигуры (повторение)

Повторение материала первого года обучения

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

Повторение материала первого года обучения

4

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение)

Повторение материала первого года обучения

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

8

Тактический приём «двойной удар»

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами

9

Тактический приём «связка»

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

11

Тактический приём «ловля фигуры»

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

12

Тактический приём «сквозной удар»

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

13

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка»

14

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

15

Тактический приём «открытый шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

16

Тактический приём «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

17–20

Шахматный турнир

Игровая практика

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

22–23

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

24–25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

26–28

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

30–39

Шахматный турнир

Игровая практика

40

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

3 год

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам.

Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований

2

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение)

Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода

3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

Повторение материала второго года обучения

4

Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение)

Повторение материала второго года обучения

5

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 2–4

6

Тактический приём «завлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар»

7

Тактический приём «отвлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты»

8

Тактический приём «уничтожение защиты»

Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему

9

Тактический приём «спёртый мат»

Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат»

10

Сочетание тактических приёмов

Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов»

11

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 6–9

12

Борьба за инициативу

Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии

13

Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур

14

Атака на рокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты

15

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 12–14

16–19

Шахматный турнир

Игровая практика

20

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата

22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля».

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g

27

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 20–26

28

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

30–39

Шахматный турнир

Игровая практика

40

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика


4 год

1

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам.

Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура

2

Основные принципы игры в дебюте

Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства

3

Перевес в развитии фигур

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства»

4

Атака на короля

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре

5

Перевес в пространстве

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса

6

Оценка позиции

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии

7

План игры

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования

8

Выбор хода

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра

9

Открытые дебюты

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней

10

Полуоткрытые дебюты

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита

11

Закрытые дебюты

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита

12

Гамбиты

Королевский гамбит

13

Тактический приём «мельница»

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий

14

Тактический приём «перекрытие»

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий

15

Тактический приём «рентген»

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий

16

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 13–16

17

Анализ шахматной партии:

выбери ход

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

18–21

Шахматный турнир

Игровая практика

22–25

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи

и короля

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

26

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами

27

Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём

28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 22–27

29

Роль шахмат в жизни человека.

Как стать сильным шахматистом.

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре

30–39

Шахматный турнир

Игровая практика

40

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика








2.Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год


Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

160 (с учетом срока реализации ДООП)

Количество учебных дней

160 (с учетом срока реализации ДООП)

Продолжительность каникул

с 16.06.2022 г. по 31.08.2022 г.

Даты начала и окончания учебного года

с 01.09.2021 по 15.06.2022 г.

Сроки промежуточной аттестации

с 01.06.2022 по 15.06.2022



Таблица 2.1.2.

Сроки итоговой аттестации

1-ый год обучения - с 01.06.2022 по 15.06.2022

2-ый год обучения - с 01.06.2023 по 15.06.2023

3-ый год обучения - с 01.06.2024 по 15.06.2024

4-ый год обучения - с 01.06.2025 по 15.06.2025


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень библиотечного фонда, печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевается оборудование классной комнаты с учетом особенностей курса.

Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е.А. Прудниковой и Е.И. Волковой (учебники для первого года обучения написаны в соавторстве с Э.Э. Уманской).


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Основная школа

1

2

3


1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017.

К

1.2

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

К

1.3

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

К

1.4

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

К

1.5

1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М., Просвещение, 2017.

К

1.6

Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения. М., Просвещение, 2017.

К

1.7

Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения. М., Просвещение, 2017.

К

1.8

Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. М., Просвещение, 2017.

К


Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари и т.п.)


1.9

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

Д

1.10

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

Д

1.11

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

Д

1.12

Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.

Д

1.13

Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.

Д

2.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


2.1

Классная доска с магнитной поверхностью

1

3.

КОМПЛЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ


3.36

Демонстрационная магнитная шахматная доска

1

3.37

Комплект магнитных шахматных фигур

1

3.38

Шахматы (с доской)

Ф

3.39

Шашки (с доской)

Ф

3.40

Шахматные часы

Д

3.41

Аптечка

1

4.

Технические средства обучения


4.1

Портативный программно-технический комплекс - ноутбук

1

4.2

Адаптер

1

5.

Специализированная учебная мебель


5.1

Учительский стол с тумбой

1

5.2

Стул ученический

9


Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования – учитель физической культуры, среднее специальное образование, стаж -35 лет.


2.3. Формы аттестации

В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний, а также занятия, предполагающие самостоятельную игру в шахматы с учащимися различного возраста.

Форма аттестации – участие в шахматных соревнованиях среди учащихся различного возраста.

По окончании курса (4 года) выдаётся свидетельство об окончании курса «Шахматы в школе».

















2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1.

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Критерии уровней развития детей

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)


2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

  • Игровой


Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная

  • Индивидуально-групповая

  • Групповая

  • Практическое занятие

  • Беседа

  • Игра

  • Презентация

  • Мастер-класс

  • Олимпиада

  • Турнир

  • Тренинг

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения

  • Технология группового обучения

  • Технология коллективного взаимодействия

  • Технология дифференцированного обучения

  • Технология исследовательской деятельности

  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы и инструкции







2.6. Список литературы

Учебно-методический комплект для учащихся:


Учебники:


1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017.


2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


Рабочие тетради:


1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М., Просвещение, 2017.


2. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения. М., Просвещение, 2017.


3. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения. М., Просвещение, 2017.


4. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. М., Просвещение, 2017.

Литература для учителя:


1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.


5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.

Периодические издания


«Шахматный листок»

http://www.nasha-pressa.de/index.php?com=items&task=show&item=2746


«Шахматная неделя» 

http://shop.chessok.ru/published/publicdata/SHOP/attachments/SC/products_pictures/ShL-17-5_enl.jpg


Интернет ресурсы:

http://chess.cs.msu.su.


Приложение


Критерии уровней развития детей


Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление.


Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Умеет записывать шахматные партии, но делает ошибки.


Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!