ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: продвинутый
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор - составитель
Шипунова О. Н.,
педагог дополнительного образования
д. Шуваево
2021 год
Оглавление
-
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
-
Пояснительная записка
-
Цель, задачи, ожидаемые результаты
-
Содержание программы
-
Комплекс организационно педагогических условий
-
Календарный учебный график
-
Условия реализации программы
-
Формы аттестации
-
Оценочные материалы
-
Методические материалы
-
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
-
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
-
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
-
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
-
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
-
Устав МОУ Шуваевской ООШ.
-
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МОУ Шуваевской ООШ (приказ № 8-д от 25.01.2021)
-
Авторская программа Прудниковой Е.А , Волковой Е.И. «Шахматы в школе».
Программа является модифицированной, так как в её основу положена программа, разработанная автором Прудниковой Е.А «Шахматы в школе». Изменена с учетом особенностей МОУ Шуваевской ООШ, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед» (В.В. Путин).
ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее.
С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы введены в блок дополнительного образования.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы….» (В.А. Сухомлинский)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в школе» реализуется в МОУ Шуваевской ООШ с 2018-2019 учебного года. Срок реализации программы – 4 года.
1 год обучения – 2018-2019 учебный год,
1 и 2 год обучения – 2019-2020 учебный год,
1-3 годы обучения - 2020-2021 учебный год;
1-4 годы обучения – 2021-2022 учебный год.
В 2021-2022 учебном году в МОУ Шуваевской ООШ программа курса «Шахматы в школе» реализуется следующим образом:
1 год – 40 часов;
2 год – 40 часов;
3 год – 40 часов;
4 год – 40 часов;
Всего – 160 часов.
Актуальность:
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учетом угроз соперника, расчет вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы в школе» - курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики. В процессе освоения курса «Шахматы в школе» учащиеся приобретают опыт практико-соревновательной деятельности: участвуют в конкурсах решения позиций, спаррингах, соревнованиях, шахматных праздниках.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в реализуемой программе дополнительное образование связано с общим образованием. Есть также соответствующая база для проведения занятий. На занятиях применятся деятельностный подход, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путем смены способов организации работы.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:
в поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресат программы: программа направлена на обучение детей 7-11 лет.
Срок и объем освоения программы:
4 года, 160 педагогических часов, из них:
-
«Стартовый уровень» - 1-ый год, 40 педагогических часов;
-
«Базовый уровень» - 2-ой год, 40 педагогических часов.
-
«Продвинутый уровень» - 3-4 год, 80 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.
Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы в школе» принимаются учащиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Шахматы в школе | 1 час в неделю; 40 часов в год. | 1 час в неделю; __40_часов в год. | 1 час в неделю; 80 часов за 2 года. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.
Задачи программы:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Стартовый уровень:
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Базовый уровень:
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
Продвинутый уровень:
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;
использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);
ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами; рокировать; объявлять шах; ставить мат;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
Учащиеся получат возможность научиться:
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.
записывать шахматную партию;
проводить элементарные комбинации.
1.3. Содержание программы
«Шахматы в школе»
Содержание курса
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе: цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие в проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррингов, соревнования, шахматные праздники.
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций | 0 | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 9 | 14 | 14 | 14 |
5 | Шахматные праздники | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 40 | 40 | 40 | 40 |
Содержание учебного плана
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 год (40 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. | Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
2 год (40 ч) | |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. | |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. | |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. | |
3 год (40 ч) | | |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | | |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. | | |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | | |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задан оценивают собственное | | |
| «спёртый мат». | выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 год (40 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. | |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. | |
Поурочное планирование
1 год |
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
1 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом |
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии |
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», |
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» |
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» |
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур |
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции |
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» |
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон |
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие |
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие |
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой |
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки |
14 | Король | Правила хода и взятия королём |
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур |
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур |
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе |
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха |
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами |
20 | Пат – ничья | Варианты ничьей |
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки |
22 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и королём |
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия |
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий |
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований |
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии |
31-39 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире |
40 | Шахматный праздник | |
2 год |
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 |
8 | Тактический приём «двойной удар» | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами |
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 |
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения |
12 | Тактический приём «сквозной удар» | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения |
13 | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка» |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 |
15 | Тактический приём «открытый шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения |
16 | Тактический приём «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения |
17–20 | Шахматный турнир | Игровая практика |
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» |
22–23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра |
24–25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса |
26–28 | Основы анализа шахматной партии | Просмотр и анализ коротких шахматных партий |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21–25 |
30–39 | Шахматный турнир | Игровая практика |
40 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
3 год |
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) | Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода |
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | Повторение материала второго года обучения |
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) | Повторение материала второго года обучения |
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 2–4 |
6 | Тактический приём «завлечение» | Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар» |
7 | Тактический приём «отвлечение» | Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты» |
8 | Тактический приём «уничтожение защиты» | Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему |
9 | Тактический приём «спёртый мат» | Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат» |
10 | Сочетание тактических приёмов | Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов» |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 6–9 |
12 | Борьба за инициативу | Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии |
13 | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля | Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур |
14 | Атака на рокировавшегося короля | Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 12–14 |
16–19 | Шахматный турнир | Игровая практика |
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля» |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля». |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 20–26 |
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов |
30–39 | Шахматный турнир | Игровая практика |
40 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
4 год |
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура |
2 | Основные принципы игры в дебюте | Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства |
3 | Перевес в развитии фигур | Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» |
4 | Атака на короля | Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре |
5 | Перевес в пространстве | Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса |
6 | Оценка позиции | Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии |
7 | План игры | Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования |
8 | Выбор хода | Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра |
9 | Открытые дебюты | Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней |
10 | Полуоткрытые дебюты | Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита |
11 | Закрытые дебюты | Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита |
12 | Гамбиты | Королевский гамбит |
13 | Тактический приём «мельница» | Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий |
14 | Тактический приём «перекрытие» | Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий |
15 | Тактический приём «рентген» | Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 13–16 |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира |
18–21 | Шахматный турнир | Игровая практика |
22–25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами |
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 22–27 |
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. | Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре |
30–39 | Шахматный турнир | Игровая практика |
40 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 160 (с учетом срока реализации ДООП) |
Количество учебных дней | 160 (с учетом срока реализации ДООП) |
Продолжительность каникул | с 16.06.2022 г. по 31.08.2022 г. |
Даты начала и окончания учебного года | с 01.09.2021 по 15.06.2022 г. |
Сроки промежуточной аттестации | с 01.06.2022 по 15.06.2022 |
Таблица 2.1.2.
Сроки итоговой аттестации | 1-ый год обучения - с 01.06.2022 по 15.06.2022 2-ый год обучения - с 01.06.2023 по 15.06.2023 3-ый год обучения - с 01.06.2024 по 15.06.2024 4-ый год обучения - с 01.06.2025 по 15.06.2025 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень библиотечного фонда, печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевается оборудование классной комнаты с учетом особенностей курса.
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е.А. Прудниковой и Е.И. Волковой (учебники для первого года обучения написаны в соавторстве с Э.Э. Уманской).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
Основная школа |
1 | 2 | 3 | |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | 1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017. | К |
1.2 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | К |
1.3 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | К |
1.4 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | К |
1.5 | 1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М., Просвещение, 2017. | К |
1.6 | Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения. М., Просвещение, 2017. | К |
1.7 | Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения. М., Просвещение, 2017. | К |
1.8 | Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. М., Просвещение, 2017. | К |
| Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари и т.п.) | |
1.9 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | Д |
1.10 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | Д |
1.11 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | Д |
1.12 | Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. | Д |
1.13 | Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. | Д |
2. | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
2.1 | Классная доска с магнитной поверхностью | 1 |
3. | КОМПЛЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ | |
3.36 | Демонстрационная магнитная шахматная доска | 1 |
3.37 | Комплект магнитных шахматных фигур | 1 |
3.38 | Шахматы (с доской) | Ф |
3.39 | Шашки (с доской) | Ф |
3.40 | Шахматные часы | Д |
3.41 | Аптечка | 1 |
4. | Технические средства обучения | |
4.1 | Портативный программно-технический комплекс - ноутбук | 1 |
4.2 | Адаптер | 1 |
5. | Специализированная учебная мебель | |
5.1 | Учительский стол с тумбой | 1 |
5.2 | Стул ученический | 9 |
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования – учитель физической культуры, среднее специальное образование, стаж -35 лет.
2.3. Формы аттестации
В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний, а также занятия, предполагающие самостоятельную игру в шахматы с учащимися различного возраста.
Форма аттестации – участие в шахматных соревнованиях среди учащихся различного возраста.
По окончании курса (4 года) выдаётся свидетельство об окончании курса «Шахматы в школе».
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Критерии уровней развития детей |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Формы организации образовательной деятельности:
-
Индивидуальная
-
Индивидуально-групповая
-
Групповая
-
Практическое занятие
-
Беседа
-
Игра
-
Презентация
-
Мастер-класс
-
Олимпиада
-
Турнир
-
Тренинг
Педагогические технологии:
-
Технология индивидуального обучения
-
Технология группового обучения
-
Технология коллективного взаимодействия
-
Технология дифференцированного обучения
-
Технология исследовательской деятельности
-
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
2.6. Список литературы
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебники:
1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочие тетради:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М., Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения. М., Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения. М., Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. М., Просвещение, 2017.
Литература для учителя:
1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.
Периодические издания
«Шахматный листок»
http://www.nasha-pressa.de/index.php?com=items&task=show&item=2746
«Шахматная неделя»
http://shop.chessok.ru/published/publicdata/SHOP/attachments/SC/products_pictures/ShL-17-5_enl.jpg
Интернет ресурсы:
http://chess.cs.msu.su.
Приложение
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Умеет записывать шахматные партии, но делает ошибки.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.