СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Школьная газета"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа кружка «Школьная газета»  предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет), рассчитана на один год.  Программа  ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации, профессионального самоопределения, активизации творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Активная деятельность учащихся направлена на развитие мышления, воображения и речи.  Использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к критичному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает кругозор, учит общению с окружающими средствами журналистики.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Школьная газета"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Люкинская средняя общеобразовательная школа»

Верх-Люкинская средняя школа





Принято на заседании

педагогического совета

от «___» _______________ 2018 г.

Протокол № __________________

Утверждаю:

Директор Верх-Люкинской средней школы

Волков А.А.

«___» ________________ 2018 г.

(А.А.Волков)







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа культурологической направленности с использованием компьютерной техники

«Школьная газета»



Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Волкова Олеся Валентиновна,

учитель русского языка и литературы





Верх-Люкино, 2018

Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Пресса, выпускаемая детьми, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Труд журналиста – живой, творческий, и умение взять интервью, правильно выстроить композицию своего материала, не ошибиться в выборе темы и идеи публикации – тоже творчество. Программа дополнительного образования детей “Школьная газета” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов

Цель программы: создание необходимых условий для саморазвития и развития личности ребёнка, позитивной социализации и профессионального самоопределения; выявление творческого потенциала учащихся средствами журналистики.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;

- формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- формировать практические навыки создания школьного печатного издания;

- способствовать формированию коммуникативной компетентности, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

- способствовать формированию и развитию творческих способностей учащихся;

- развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;

- способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.

Общая характеристика программы кружка «Школьная газета»

Программа кружка «Школьная газета» предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет), рассчитана на один год. Программа ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации, профессионального самоопределения, активизации творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Активная деятельность учащихся направлена на развитие мышления, воображения и речи. Использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к критичному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает кругозор, учит общению с окружающими средствами журналистики.

Программа кружка «Школьная газета» реализует принцип разноуровневости. Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «стартовый уровень», «базовый уровень», «продвинутый уровень». Каждый участник кружка имеет право на стартовый доступ к любому из уровней.

Реализация программы требует от педагога творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов. Программа «Школьная газета» предусматривает использование информационных, игровых технологий, критического мышления, проектного метода. Это позволит из любого ребёнка создать творческую личность с художественным воображением, критичной мыслью и грамотной литературной речью.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Новизна программы «Школьная газета» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет.

Формы организации деятельности:

-индивидуальная работа

-парная работа

-работа в группе


Приёмы деятельности:

-Выполнение творческих заданий (статья, заметка, интервью, репортаж, эссе, отзыв, фотоэссе, фотографирование);

-анализ творческих работ;

-беседа;

-лекция педагога;

-поиск информации;

-исследование;

-работа с литературой, словарями;

-работа на компьютере;

-оформление проекта газеты;

-редактирование газеты;

Способы отслеживания результатов и удовлетворённости качеством программы:

-проведение планерки-обсуждения редколлегией каждого выпуска газеты (до выхода и после выхода номера);

-практическая работа, предполагающая создание ребенком конкретного про­дукта (рекламного листка, заметки, интервью, эссе, репортажа и т.д.);

-групповая рефлексия по итогам каждого занятия;

-представление газеты читателям, размещение его на стенде школы;

-индивидуальные творческие достижения обучающихся.


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

-помещение (учебный кабинет);

-компьютер;

-интерактивная доска;

-аудиотехника, видеотехника;

-принтер;

-фотоаппарат;

-словари;

-стенд для размещения газеты;


Место программы «Школьная газета» в плане внеурочной деятельности

Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. Педагогический анализ знаний и умений детей диагностика проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.


































Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся(основные учебные умения и действия)

Форма работы

1

“Газете быть!”. Игра по станциям “Серебряное перо”.

Создание карты индивидуальных достижений обучающихся (портфолио).


1

Структура газеты. Макет. Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Распределение ролей.


Лекция, ИКТ, игра.

2

Инструктаж. Работа в редакторе Word.

1

Инструктаж.

Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Приём «Мозговой штурм». Практическая работа

3

Разбор рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями

1

Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как её написать?» Оформление заметки на выбранную тему.


ИКТ, индивидуальная работа с учащимися по созданию заметки; беседа

4-6

Знакомство с клавиатурой. Набор текста

3

ИКТ , практическая индивидуальная работа, работа в паре.

7

Работа с цифровым фотоаппаратом. Пейзаж. Портрет.

1

Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Практическая работа, лекция.

8-9

Фотоэссе «Человек и природа».

2

Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Фотоэссе. Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты; составление фотоэссе.

Групповая и парная работа.

10

Выпуск газеты №1.

Представление газеты читателям на стенде «Школьная газета». Представление информации о выпуске газеты на школьном сайте.

1


Практическая работа.

Анализ работы; индивидуальные достижения, поощрение.

11

Фотоаппарат и ПК. Обработка фотографий в различных Редакторах.

1

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).


Лекция, Практическая работа

12

Анализ работы над первым номером газеты. Проектирование газеты №2.

1

13

Работа с материалом. Набор текста статей.

1

14-15

Интервью друг у друга

2

Интервью. Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.


Игра

16-17

Набор материала. Интервью. Выпуск газеты №2.

Представление газеты читателям на стенде «Школьная газета». Размещение информации о выпуске газеты на школьном сайте.

2

ИКТ, практическая работа

18-19

Анализ работы над газетой №2. Обсуждение очередного номера газеты. Распределение заданий в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями учащихся.

2

Культура речи. Теория : Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей. Знакомство с оформительским делом.

Круглый стол; индивидуальные достижения и недоработки; замечания, словесное поощрение.

20-21

Репортаж с места. (Про классный час)

2

Репортаж. Отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж»

.

Лекция, творческое задание.

22-24

Работа с источниками (библиотека).

3

Теория: Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учиться составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.


Практическая работа

25-26

Корректировка материала. Выпуск газеты №3.

Представление газеты читателям на стенде «Школьная газета». Размещение информации о выпуске газеты на школьном сайте.

2

Заголовок. Теория: Понятие и основные функции заголовка. Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).

Практическая работа

27

Газетный юмор.

1

Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи.


ИКТ, лекция, круглый стол

28

Работа с источниками (Интернет).


1

Подготовка статей для школьной газеты. Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала. Компьютерное редактирование.


Практическая работа

29

Корректировка материала

1

Подготовка статей для школьной газеты. Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала. Компьютерное редактирование.


Индивидуальная беседа

30-31

Набор текста статей

2

Верстка газеты. Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.


Практическая работа

32

Сочиняем сами

1

Творчество учащихся.


Тренинг

33

Работа с материалом. Редактирование. Выпуск газеты №4. Представление газеты читателям на стенде «Школьная газета». Размещение информации о выпуске газеты на школьном сайте.


1

Верстка газеты. Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Беседа

34

Итоговое занятие “Информационный ринг”. Анализ Карты индивидуальных достижений обучающегося (портфолио).


1

Подведение итогов. Встреча за круглым столом. Вручение свидетельств.








Содержание программы «Школьная газета»


Заметка. Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как е. написать?» Оформление заметки на выбранную тему.


Интервью. Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж. Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».


Отчёт. Теория: Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.


Культура речи. Теория: Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей. Знакомство с оформительским делом.


Структура газеты. Макет. Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).


Заголовок. Теория: Понятие и основные функции заголовка. Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).


Шрифт. Теория: Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Word.


Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете.


Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Фотоэссе. Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.


Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты . Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).


Подготовка статей для школьной газеты. Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала. Компьютерное редактирование.


Верстка газеты. Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.


Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком).


Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Подведение итогов работы кружка. Теория: Подведение итогов занятий за год. Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

























Литература

  1. Журналистика в школе: 8–11 классы: программа, материалы к занятиям/ ав. – сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207с.

  2. Практикум по журналистике (методические рекомендации и хрестоматия)/ Сост. А.М.Аброчнов; Нижегород. гос. техн. уни – т Н.Новгород, 2003. – 110с.

  3. Г.С.Мельник, А.Н.Тепляшина Основы творческой деятельности журналиста.– СПб.: Питер, 2004. – 272с.

  4. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов/ – М.: Аспект Пресс, 2004. –288с.

  5. Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. /Гуревич С.М. – 2-е изд. – М.,1968.

  6. Богданов Н.Г. Справочник журналиста/ Н.Г.Богданов, Б.А.Вяземский – Л.:Лениздат, 1971. – 685с.

  7. Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 1994.

  8. Киперман С.А. Периодическая печать в школе. – М., 1993.

  9. Львова С.И. “Позвольте пригласить Вас…”, или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2006. – 202с.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!