Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
п. Пурпе Пуровского района
Программа дополнительного образования
Проба пера
Возраст детей 11 - 16 лет
Срок реализации – 3 года
Е.А.Кравцова
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой программу издательского направления, решающую проблемы ориентации ребенка среднего и старшего школьного возраста в досуговой деятельности, общекультурного воспитания учащихся и развитие личностных качеств подростка.
Модифицированная программа составлена на основе программы «Проба пера» письменное творчество детей (автор: Г. В. Вигдорова, 2004 г.), Программа кружка школьной газеты "Школьник": "Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы" (автор: Крылова Людмила Николаевна).
Цель программы – создание школьной газеты «Школьное время»
Задачи программы:
познакомить учащихся с базовыми понятиями издательского дела, издательского процесса, азами журналистики;
ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля;
развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
углубление знаний по стилистике;
формирование умения работать с публицистическими текстами;
развитие практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Отличительной особенностью данной подпрограммы является:
Углубление знаний по разделу «Стилистика»;
Работа с текстами разных стилей и жанров;
Разработка «Темы», просмотр газет и журналов, изучение глубины охвата материала.
Освоение основ современной информатики, понимание компьютера, приобретение практических навыков работы с поисковыми системами Интернета.
В реализации программы участвуют дети в возрасте 13 - 16 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года.
Работа по программе ведется на занятиях кружка «Проба пера» во внеурочное время. Форма занятий определяется и корректируется педагогом в зависимости от конкретных
задач, поставленных педагогом перед началом каждого занятия. Занятия проводятся со всем составом объединения и индивидуально. В процессе обучения дети пишут заметки в газету, учатся собирать и анализировать материал, подбирать иллюстрации, использовать фотографии, составлять текст, готовить его к печати.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодической печати;
Знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;
Уметь собирать, анализировать, обобщать материал по теме и излагать его в письменном виде;
Уметь править готовый текст, готовить его к публикации;
Содержание программы 1 год обучения
Вводные занятия.
Теория. Организационное занятие. Инструктаж. Роль СМИ в жизни современного человека. Из истории журналистики.
2. Практическая стилистика.
Знакомство со стилями русского языка, лексической стилистикой. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, путевые заметки) официально – делового стилей (расписка, доверенность, заявление). Практика.
3. Компьютер и программное обеспечение. Методы работы с программами Microsoft Office. Технология обработки графической информации. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Практика
4. Индивидуальная работа по литературной правке текста. Создание журналистского текста. Совершенствование написанного. Обучение методике подготовки и выпуска газет
5. Этикет.
Теория. Экология речи. Речевой этикет. Этика общения.
Занятия строятся по следующим разделам:
Индивидуальная работа по отбору материала для газеты – 1 час в неделю.
Практическая стилистика – 2 часа в неделю.
Обучение методике подготовки и выпуска газет – 1 час в неделю.
Компьютер и программное обеспечение. - 1 час в неделю.
Занятия по этикету планируются и проводятся в рамках раздела «Вводные занятия».
Учебно-тематический план
( 1 – й год обучения )
№ п/п | Наименование раздела | Общее кол-во учебных часов | В том числе |
Теорети- ческих | Практи-ческих |
1. | Вводные занятия: организационное, инструктаж. | 2 | 2 | 0 |
2. | Практическая стилистика. | 66 | 20 | 46 |
4. | Компьютер и программное обеспечение | 51 | | 51 |
5. | Индивидуальная работа по отбору материала для газеты | 34 | | 34 |
Итого: | 153 | 22 | 131 |
Учебно-тематический план
( 2 – й год обучения )
№ п/п | Наименование раздела | Общее кол-во учебных часов | В том числе |
Теорети- ческих | Практи-ческих |
1. | Вводные занятия: организационное, инструктаж. | 2 | 2 | 0 |
2. | Стилистика публицистического жанра | 66 | 24 | 42 |
3. | Компьютер и программное обеспечение | 34 | | 34 |
4. | Индивидуальная работа по отбору материала для газеты | 34 | | 34 |
5. | Речевой этикет. | 17 | | 17 |
Итого: | 153 | 26 | 127 |
Учебно-тематический план
( 3 – й год обучения )
№ п/п | Наименование раздела | Общее кол-во учебных часов | В том числе |
Теорети- ческих | Практи-ческих |
1. | Вводные занятия: организационное, инструктаж. | 2 | 2 | 0 |
2. | Стилистика публицистического жанра | 66 | 24 | 42 |
3. | Компьютер и программное обеспечение | 34 | | 34 |
4. | Индивидуальная работа по отбору материала для газеты | 34 | | 34 |
5. | Культура общения. | 17 | | 17 |
Итого: | 153 | 26 | 127 |
Содержание программы 2 год обучения
Вводные занятия.
Теория. Организационное занятие. Инструктаж. Проблемы современной журналистики. Способы познания действительности. Прошлое, настоящее, будущее.
2. Стилистика публицистического жанра.
Теоретический материал и система упражнений для написания сочинений публицистических жанров. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Знакомство с жанрами публицистического стиля: заметка, репортаж, письмо в газету, дневник, путевые заметки, отзыв, рецензия, портретный очерк. Лексические особенности публицистического стиля. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Практика.
3. Компьютер и программное обеспечение. Методы работы с программами Microsoft Office. Технология обработки графической информации. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Практика
4. Индивидуальная работа по литературной правке текста. Создание журналистского текста. Совершенствование написанного. Обучение методике подготовки и выпуска газет.
5. Речевой этикет.
Культура речи. Речевой этикет. Речь СМИ.
Этика общения. Практика.
Занятия строятся по следующим разделам:
Индивидуальная работа по корректировке текста, отбора материала для газеты – 1 час в неделю.
Стилистика публицистического жанра – 2 часа в неделю.
Обучение методике подготовки и выпуска газет – 1 час в неделю.
Компьютер и программное обеспечение. - 1 час в неделю.
Речевой этикет – 1 час в неделю.
Содержание программы 3 год обучения
Вводные занятия.
Организационное занятие. Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория. Инструктаж по ТБ.
2. Стилистика публицистического жанра.
Жанры журналистики: общая характеристика. Знакомство с жанрами публицистического стиля: статья, аннотация, комментарий, эссе, очерк. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Практика.
3. Компьютер и программное обеспечение. Методы работы с программами Microsoft Office. Технология обработки графической информации. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Практика
4. Индивидуальная работа по литературной правке текста. Создание журналистского текста. Совершенствование написанного. Обучение методики подготовки и выпуска газет.
5. Культура общения.
Как научиться разговаривать. Правила убеждения собеседника. Язык жестов, поз. Техника речи. Практика.
Занятия строятся по следующим разделам:
Индивидуальная работа по корректировке текста, отбора материала для газеты – 1 час в неделю.
Стилистика публицистического жанра – 2 часа в неделю.
Обучение методике подготовки и выпуска газет – 1 час в неделю.
Компьютер и программное обеспечение - 1 час в неделю.
Культура общения – 1 час в неделю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Л. И. Сухорева «Журналистика и русский язык» Изд – во «Айрис Пресс», Москва 2007
2. Л. Н. Крылова «Программа кружка школьной газеты «Школьник»: применение Информационно – коммуникативных технологий в издательской деятельности школы».
З.В. О. Лобанова «Работа над сочинениями публицистических жанров». Москва «Русское слово» 2008.
4. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
5. Ресурсы Интернета
6. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).
7. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.
8. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
9. П. С. Лернер. Хочу ли я стать журналистом. Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2009.
10. А. М. Головизин. Русский язык. Условия успешной коммуникации. Волгоград 2008.
11. Г. И. Дудина, В. Н. Пташкина. Русский язык. Хотите быть успешными? Говорите правильно. Волгоград 2009.