Пояснительная записка
Как известно, современный ребенок, с чуть ли не с младенчества погруженный в виртуальное пространство компьютера, не любит и не всегда умеет читать обычные книги. Небольшое количество часов, отводимое учебной программой на изучение литературы в начальных классах не позволяет учителю в полной мере сформировать у ребенка интерес к чтению, любовь к слову, понимание красоты художественного текста. Внеклассная работа по литературе позволяет восполнить этот пробел, а кроме того, решает проблему индивидуального подхода, дифференциации заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.
Кружок «Живое слово» имеет своей целью как развитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями о русском языке. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и образы.
Цель кружка: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку и литературному чтению, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи кружка:
-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
-расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
-повышать общую языковую культуру;
-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для обучающегося начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку и литературе;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.
Первый раздел «Фонетика» даёт учащимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Обучающиеся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит учащихся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.
Содержание программы
Фонетика
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на учащихся 2 класса, продолжительность – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (для каждой группы).
Календарно-тематическое планирование кружка «Живое слово»
1 группа
№ п\п | Тема занятия | Дата занятия | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
План | Факт |
1 1. | По законам графики, или звуки и буквы | 06.10 | | Беседа | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | - применение полученных знаний и умений на практике; -участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку; -умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; -умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
2. | По порядку становись! | 13.10 | | Беседа. | Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом» |
3. | Буквы в слове переставим -много новых слов составим! | 20.10 | | Беседа. | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. |
4. | Какие они разные – гласные -согласные | 27.10 | | Беседа. | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» |
55. | Удар! Ещё удар! | 03.11 | | Беседа. | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» |
66. | Привет, страна Олимпия! | 10.11 | | Беседа по содержанию. | Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. |
77. | Морфемы и их роль в словах | 17.11 | | Игра-соревнование | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды |
88. | Смотри в корень! | 24.11 | | Ролевая игра. | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». |
99. | К кому и зачем пристают приставки? | 01.12 | | Беседа. | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» |
10. | Суффикс - звучит загадочно… | 08.12 | | Игра-соревнование. | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» |
11. | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 15.12 | | Беседа. | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» |
12. 13. | Покой морфемам только снится. | 22.12 29.12 | | Беседа. | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». |
14. | Где живут слова и как они находят место? | 12.01 | | Беседа. | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», |
15. | Существительное – значит существует | 19.01 | | Беседа. | Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению» |
16. | Живое – неживое. С душою или без? | 26.01 | | Беседа. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. |
17. | Встреча с именами прилагательными | 02.02 | | Беседа. | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. |
18. | Глагол – часть речи или речь? | 09.02 | | Беседа. | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. |
19. | Привет, страна Олимпия! | 16.02 | | Беседа | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. |
20. | Законы орфографии | 02.03 | | Беседа. | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», |
21. | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 09.03 | | Беседа. | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», |
22. | Встреча с именами собственными | 16.03 | | Беседа. | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки – логорифы. |
23. | Весёлая путаница частей слова и речи | 23.03 | | Беседа. | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. |
24. | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 30.03 | | Беседа по содержанию. | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. |
25. | Привет, страна Олимпия! | 06.04 | | Игра-соревнование. | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». |
26. | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 13.04 | | Ролевая игра. | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. |
27. | Поговорим о происхождении или этимология слова | 20.04 | | Беседа. | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология |
28. | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 27.04 | | Игра-соревнование. | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. |
29. | Дружба слов. Встреча с синонимами. Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 04.05 | | Беседа. | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». |
30. | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах. Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 11.05 | | Беседа. | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. |
31. | Привет, страна Олимпия! | 18.05 | | Беседа. | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. | |
Календарно-тематическое планирование кружка «Живое слово»
2 группа
№ п\п | Тема занятия | Дата занятия | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
План | Факт |
1 1. | По законам графики, или звуки и буквы | 01.10 | | Беседа | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | - применение полученных знаний и умений на практике; -участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку; -умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; -умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
2. | По порядку становись! | 08.10 | | Беседа. | Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом» |
3. | Буквы в слове переставим -много новых слов составим! | 15.10 | | Беседа. | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. |
4. | Какие они разные – гласные -согласные | 22.10 | | Беседа. | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» |
55. | Удар! Ещё удар! | 29.10 | | Беседа. | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» |
66. | Привет, страна Олимпия! | 05.11 | | Беседа по содержанию. | Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. |
77. | Морфемы и их роль в словах | 12.11 | | Игра-соревнование | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды |
88. | Смотри в корень! | 19.11 | | Ролевая игра. | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». |
99. | К кому и зачем пристают приставки? | 26.11 | | Беседа. | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» |
10. | Суффикс - звучит загадочно… | 03.12 | | Игра-соревнование. | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» |
11. | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 10.12 | | Беседа. | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» |
12. 13. | Покой морфемам только снится. | 17.12 24.12 | | Беседа. | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». |
14. | Где живут слова и как они находят место? | 14.01 | | Беседа. | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», |
15. | Существительное – значит существует | 21.01 | | Беседа. | Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению» |
16. | Живое – неживое. С душою или без? | 28.01 | | Беседа. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. |
17. | Встреча с именами прилагательными | 04.02 | | Беседа. | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. |
18. | Глагол – часть речи или речь? | 11.02 | | Беседа. | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. |
19. | Привет, страна Олимпия! | 18.02 | | Беседа | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. |
20. | Законы орфографии | 25.02 | | Беседа. | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», |
21. | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 04.03 | | Беседа. | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», |
22. | Встреча с именами собственными | 11.03 | | Беседа. | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки – логорифы. |
23. | Весёлая путаница частей слова и речи | 18.03 | | Беседа. | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. |
24. | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 25.03 | | Беседа по содержанию. | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. |
25. | Привет, страна Олимпия! | 01.04 | | Игра-соревнование. | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». |
26. | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 08.04 | | Ролевая игра. | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. |
27. | Поговорим о происхождении или этимология слова | 15.04 | | Беседа. | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология |
28. | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 22.04 | | Игра-соревнование. | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. |
29. | Дружба слов. Встреча с синонимами. Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 29.04 | | Беседа. | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». |
30-31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах. Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 06.05 13.05 | | Беседа. | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. |
32. | Привет, страна Олимпия! | 20.05 | | Беседа. | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. | |