Министерство образования Новосибирской области Администрация Кыштовского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черновская средняя образовательная школа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( кружка) «Живое слово » 8-11 классы
Срок реализации 2024-2026 г.
С. Черновка, 2024 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определѐнной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных способностей. Важной формой эстетического воспитания школьников является обучение выразительному чтению. Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Творческое осмысление учащимися художественного произведения делает его объектом и исследования, и размышлений, и открытий. На основе познания и осмысления художественного текста у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал. Приобщение к огромному многостороннему миру искусства дает предпосылки для формирования гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного видеть и ценить мир прекрасного, развивает личность и ее эстетические позиции.
Художественное чтение сочетает в себе учебную, воспитательную и исполнительскую работу. Выразительное чтение предваряется анализом
художественного произведения, цель которого заинтересовать ученика, пробудить в нѐм стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения. Нужна и непосредственная подготовка к чтению: определение тональности чтения частей произведения, характера
интонирования фраз, наблюдение за ритмикой стиха и расстановка логических ударений. Художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся в ходе специальных занятий формирует их отношение к литературе как к сложному и многогранному виду искусства, развивающему творческую мысль.
Классификация программы :
Модифицированная общеобразовательная программа
Направленность : художественно-эстетическая
В качестве методического руководства для написания программы использована книга
Н.М.Соловьѐвой и Т.Ф.Завадской «Выразительное чтение в 4 – 8 классах: Книга для
учителя». – М.: Просвещение, 1983.
Цель курса:
Формировать и развивать творческие способности учащихся, их аналитическое и
образное мышление, эстетический и литературный вкус на материале текстов
художественных произведений, воспитывая любовь к литературе как к сложному и
многогранному виду искусства, стимулировать потребность учащихся к творческому
самовыражению.
Задачи:
1. Обучающие:
Научить:
- осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность
художественного текста;
- сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с
личным опытом;
- читать художественный текст (важны отчѐтливость произнесения слов,
логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации и т.д.);
- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;
- оценивать и мотивированно высказывать суждение о чтении товарища;
- передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи;
- по содержанию и интонационному строю узнавать, какому писателю и
кому из персонажей произведения принадлежит речь;
- соотносить музыкальную, театральную и изобразительную
интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
2. Воспитательные:
- прививать интерес к творческому процессу, интерес к овладению знаний;
- воспитывать навыки самостоятельности, уверенности в своих силах и
возможностях;
- воспитывать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
умение слушать и слышать.
3. Развивающие:
- развивать наблюдательность, образную память, точность и ясность речи;
- развивать положительные эмоции и эстетический вкус;
- развивать свои творческие способности
Этапы реализации программы
Программа кружка «Художественное слово» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю). И реализуется в течение 1 учебного года
Занятия включают как теоретическую, так и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Начинаются занятия с теоретических основ - бесед об интонации, «музыке слова», рифме, о хорошей дикции, темпе, смысловых и ритмических паузах, интонации, об основах правильного чтения произведения, без которых невозможно добиться самого главного - художественного, выразительного исполнения литературного произведения.
На последующих этапах происходит отработка навыков выразительного чтения, последующей работы над текущим произведением. Работа ведется как коллективно, так и индивидуально. И как итог - повторение пройденного, прослушивание учащихся, групповые и индивидуальные выступления.
Условия реализации программы
Поскольку кружок «Художественное слово» преследует воспитательные цели, в него принимаются все желающие независимо от их способностей. Кружок состоит из учащихся смежных классов (8 – 11 класс). Возраст детей: 14-17 лет. Преобладание индивидуальной работы в кружке выразительного чтения определяет его количественный состав, который не может превышать 8 - 10 человек. При большем количестве кружковцев руководитель не сможет уделять каждому из них необходимого времени для того, чтобы помочь ему с должной полнотой творчески освоить и воплотить литературное произведение. Поверхностный же анализ и отсутствие должной требовательности к качеству исполнения снижают воспитательное значение занятий и не дают положительных результатов в обучении выразительному чтению.
Режим организации занятий
Количество занятий в неделю 1 час.
Продолжительность учебного занятия - 45 -60 минут.
Формы проведения учебных занятий
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и
методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала:
беседа, лекция, анализ, тренинг, индивидуальная подготовка, самостоятельная и
контрольная работа, конкурс.
В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы. Каждый кружковец работает над отдельным произведением, к анализу же этого произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на занятии кружковцы. Занятия по технике речи проводятся коллективно, но не исключена и индивидуальная работа, связанная с исправлением недостатков речи отдельных учеников. Упражнения и этюды, используемые для развития воображения, наблюдательности, умения действовать словом и общаться со слушателями, проводятся коллективно. Кроме того, параллельно с индивидуальной работой над исполнением используются в кружке и такие формы, как коллективное или хоровое чтение. Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Система отслеживания результатов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется через текущий, промежуточный и итоговый контроль и может проводиться как письменно, так и устно.
Формы подведения итогов:
контрольное занятие, самостоятельная работа, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, выступления перед слушателями (участие во всех школьных и муниципальных мероприятиях творческого характера: конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей).
Содержание курса
Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение как особый вид искусства. Краткая история развития художественного чтения. Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями своих произведений, чтение литературных произведений актерами.
Техника речи. Устройство речевого аппарата человека. Требования к техническим умениям хорошего оратора. Комплекс дыхательных упражнений (учимся правильно дышать). Понятие о дикции. Артикуляция как физиологический процесс.
Орфоэпия, её значение для выразительности речи. Основные правила русского литературного произношения. Орфоэпические ошибки и пути их исправления. Орфоэпические словари.
Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного произведения. Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи. Оценка своего голоса. Речевые упражнения.
Логические ударения и их значения. Случаи обязательной постановки логического ударения. Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые). Мимика и жест, их использование в выразительном чтении. Поза чтеца. Рассказывание сказок. Особенности сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок. Рассказывание — традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности, характерных для их передачи в устном народном творчестве. Композиционные особенности сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка. Практикум по выразительному чтению сказок.
Особенности стихотворной речи. Ритмичность и музыкальность стихотворений.
Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха. Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни. Чтение прозаических произведений. Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении.
РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | ПОНЯТИЕ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» | 3 часа |
2 | ТЕХНИКА РЕЧИ | 7 часов |
3 | ОРФОЭПИЯ | 3 часа |
4 | СРЕДСТВА ЛОГИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ | 6 часов |
5 | ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ | 15 часов |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение как особый вид искусства. | 1 | 3.09. |
2 | Краткая история развития художественного чтения. Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями своих произведений, чтение литературных произведений актерами. | 1 | 10.09. |
3 | Крупнейшие мастера художественного слова. | 1 | 17.09. |
4 | Техника речи. Устройство речевого аппарата человека. | 1 | 24.09. |
5 | Требования к техническим умениям хорошего оратора. | 1 | 1.10. |
6 | Комплекс дыхательных упражнений (учимся правильно дышать) | 1 | 8.10 |
7 | Понятие о дикции. Артикуляция как физиологический процесс. | 1 | 17.10 |
8 | Речевые упражнения (работа над дикцией и артикуляцией) | 1 | 22.10 |
9 | Работа над скороговоркой как преодоление всех возможных дикционных трудностей. | 1 | 5.11. |
10 | Речевая разминка, методика ее проведения. | 1 | 12.11. |
11 | Орфоэпия, её значение для выразительности речи. | 1 | 19.11. |
12 | Основные правила русского литературного произношения. | 1 | 26.11. |
13 | Орфоэпические ошибки и пути их исправления. Орфоэпические словари. | 1 | 3.12. |
14 | Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного произведения. | 1 | 10.12. |
15 | Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи. | 1 | 17.12. |
16 | Оценка своего голоса. Речевые упражнения | 1 | 24.12. |
17 | Логические ударения и их значения. Случаи обязательной постановки логического ударения. | 1 | 14.01. |
18 | Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые) | 1 | 21.01. |
19 | Мимика и жест, их использование в выразительном чтении. Поза чтеца. | 1 | 28.01. |
20 | Рассказывание сказок. Особенности сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок. | 1 | 4.02. |
21 | Рассказывание — традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности, характерных для их передачи в устном народном творчестве. | 1 | 11.02. |
22 | Композиционные особенности сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка. | 1 | 18.02. |
23-24 | Практикум по выразительному чтению сказок. | 2 | 25.02. 4.03 |
25 | Особенности стихотворной речи. Ритмичность и музыкальность стихотворений. | 1 | 11.03. |
26 | Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха. | 1 | 18.03. |
27-28 | Выразительное чтение лирических стихотворений. | 2 | 1.04 8.04. |
29 | Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни. | 1 | 15.04. |
30 | Чтение прозаических произведений. Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении. | 1 | 22.04. |
31 | Использование логических и эмоционально-образных средств выразительного чтения. | 1 | 29.04 |
32 | Порядок проведения выразительного чтения произведения. | 1 | 06.05 |
33 | Практикум по выразительному чтению прозаического произведения. | 1 | 13.05 |
34 | Итоговое обобщение | 1 | 20.05. |