СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Живое слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена программа внеурочной деятельности "Живое слово".

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Живое слово"»

Министерство образования Новосибирской области Администрация Кыштовского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черновская средняя образовательная школа



Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( кружка) «Живое слово » 8-11 классы
Срок реализации 2024-2026 г.















С. Черновка, 2024 г.











Пояснительная записка.

Актуальность программы

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определѐнной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных способностей. Важной формой эстетического воспитания школьников является обучение выразительному чтению. Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Творческое осмысление учащимися художественного произведения делает его объектом и исследования, и размышлений, и открытий. На основе познания и осмысления художественного текста у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал. Приобщение к огромному многостороннему миру искусства дает предпосылки для формирования гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного видеть и ценить мир прекрасного, развивает личность и ее эстетические позиции.

Художественное чтение сочетает в себе учебную, воспитательную и исполнительскую работу. Выразительное чтение предваряется анализом

художественного произведения, цель которого заинтересовать ученика, пробудить в нѐм стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения. Нужна и непосредственная подготовка к чтению: определение тональности чтения частей произведения, характера

интонирования фраз, наблюдение за ритмикой стиха и расстановка логических ударений. Художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся в ходе специальных занятий формирует их отношение к литературе как к сложному и многогранному виду искусства, развивающему творческую мысль.

Классификация программы :

Модифицированная общеобразовательная программа

Направленность : художественно-эстетическая

В качестве методического руководства для написания программы использована книга

Н.М.Соловьѐвой и Т.Ф.Завадской «Выразительное чтение в 4 – 8 классах: Книга для

учителя». – М.: Просвещение, 1983.

Цель курса:

Формировать и развивать творческие способности учащихся, их аналитическое и

образное мышление, эстетический и литературный вкус на материале текстов

художественных произведений, воспитывая любовь к литературе как к сложному и

многогранному виду искусства, стимулировать потребность учащихся к творческому

самовыражению.

Задачи:

1. Обучающие:


Научить:

- осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность

художественного текста;

- сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с

личным опытом;

- читать художественный текст (важны отчѐтливость произнесения слов,

логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации и т.д.);

- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;

- оценивать и мотивированно высказывать суждение о чтении товарища;

- передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи;

- по содержанию и интонационному строю узнавать, какому писателю и

кому из персонажей произведения принадлежит речь;

- соотносить музыкальную, театральную и изобразительную

интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

2. Воспитательные:

- прививать интерес к творческому процессу, интерес к овладению знаний;

- воспитывать навыки самостоятельности, уверенности в своих силах и

возможностях;

- воспитывать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,

умение слушать и слышать.

3. Развивающие:

- развивать наблюдательность, образную память, точность и ясность речи;

- развивать положительные эмоции и эстетический вкус;

- развивать свои творческие способности

Этапы реализации программы

Программа кружка «Художественное слово» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю). И реализуется в течение 1 учебного года

Занятия включают как теоретическую, так и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Начинаются занятия с теоретических основ - бесед об интонации, «музыке слова», рифме, о хорошей дикции, темпе, смысловых и ритмических паузах, интонации, об основах правильного чтения произведения, без которых невозможно добиться самого главного - художественного, выразительного исполнения литературного произведения.

На последующих этапах происходит отработка навыков выразительного чтения, последующей работы над текущим произведением. Работа ведется как коллективно, так и индивидуально. И как итог - повторение пройденного, прослушивание учащихся, групповые и индивидуальные выступления.

Условия реализации программы

Поскольку кружок «Художественное слово» преследует воспитательные цели, в него принимаются все желающие независимо от их способностей. Кружок состоит из учащихся смежных классов (8 – 11 класс). Возраст детей: 14-17 лет. Преобладание индивидуальной работы в кружке выразительного чтения определяет его количественный состав, который не может превышать 8 - 10 человек. При большем количестве кружковцев руководитель не сможет уделять каждому из них необходимого времени для того, чтобы помочь ему с должной полнотой творчески освоить и воплотить литературное произведение. Поверхностный же анализ и отсутствие должной требовательности к качеству исполнения снижают воспитательное значение занятий и не дают положительных результатов в обучении выразительному чтению.

Режим организации занятий

Количество занятий в неделю 1 час.

Продолжительность учебного занятия - 45 -60 минут.

Формы проведения учебных занятий

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и

методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала:

беседа, лекция, анализ, тренинг, индивидуальная подготовка, самостоятельная и

контрольная работа, конкурс.

В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы. Каждый кружковец работает над отдельным произведением, к анализу же этого произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на занятии кружковцы. Занятия по технике речи проводятся коллективно, но не исключена и индивидуальная работа, связанная с исправлением недостатков речи отдельных учеников. Упражнения и этюды, используемые для развития воображения, наблюдательности, умения действовать словом и общаться со слушателями, проводятся коллективно. Кроме того, параллельно с индивидуальной работой над исполнением используются в кружке и такие формы, как коллективное или хоровое чтение. Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Система отслеживания результатов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется через текущий, промежуточный и итоговый контроль и может проводиться как письменно, так и устно.

Формы подведения итогов:

контрольное занятие, самостоятельная работа, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, выступления перед слушателями (участие во всех школьных и муниципальных мероприятиях творческого характера: конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей).

Содержание курса

Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение как особый вид искусства. Краткая история развития художественного чтения. Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями своих произведений, чтение литературных произведений актерами.

Техника речи. Устройство речевого аппарата человека. Требования к техническим умениям хорошего оратора. Комплекс дыхательных упражнений (учимся правильно дышать). Понятие о дикции. Артикуляция как физиологический процесс.

Орфоэпия, её значение для выразительности речи. Основные правила русского литературного произношения. Орфоэпические ошибки и пути их исправления. Орфоэпические словари.

Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного произведения. Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи. Оценка своего голоса. Речевые упражнения.

Логические ударения и их значения. Случаи обязательной постановки логического ударения. Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые). Мимика и жест, их использование в выразительном чтении. Поза чтеца. Рассказывание сказок. Особенности сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок. Рассказывание — традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности, характерных для их передачи в устном народном творчестве. Композиционные особенности сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка. Практикум по выразительному чтению сказок.

Особенности стихотворной речи. Ритмичность и музыкальность стихотворений.

Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха. Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни. Чтение прозаических произведений. Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении.


РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

Личностные результаты:

1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Тема

Кол-во часов

1

ПОНЯТИЕ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»

3 часа

2

ТЕХНИКА РЕЧИ

7 часов

3

ОРФОЭПИЯ

3 часа

4

СРЕДСТВА ЛОГИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

6 часов

5

ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

15 часов


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение как особый вид искусства.

1

3.09.

2

Краткая история развития художественного чтения. Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями своих произведений, чтение литературных произведений актерами.

1

10.09.

3

Крупнейшие мастера художественного слова.

1

17.09.

4

Техника речи. Устройство речевого аппарата человека.

1

24.09.

5

Требования к техническим умениям хорошего оратора.

1

1.10.

6

Комплекс дыхательных упражнений (учимся правильно дышать)

1

8.10

7

Понятие о дикции. Артикуляция как физиологический процесс.

1

17.10

8

Речевые упражнения (работа над дикцией и артикуляцией)

1

22.10

9

Работа над скороговоркой как преодоление всех возможных дикционных трудностей.

1

5.11.

10

Речевая разминка, методика ее проведения.

1

12.11.

11

Орфоэпия, её значение для выразительности речи.

1

19.11.

12

Основные правила русского литературного произношения.

1

26.11.

13

Орфоэпические ошибки и пути их исправления. Орфоэпические словари.

1

3.12.

14

Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного произведения.

1

10.12.

15

Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи.

1

17.12.

16

Оценка своего голоса. Речевые упражнения

1

24.12.

17

Логические ударения и их значения. Случаи обязательной постановки логического ударения.

1

14.01.

18

Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)

1

21.01.

19

Мимика и жест, их использование в выразительном чтении. Поза чтеца.

1

28.01.

20

Рассказывание сказок. Особенности сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок.

1

4.02.

21

Рассказывание — традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности, характерных для их передачи в устном народном творчестве.

1

11.02.

22

Композиционные особенности сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка.

1

18.02.

23-24

Практикум по выразительному чтению сказок.

2

25.02.

4.03

25

Особенности стихотворной речи. Ритмичность и музыкальность стихотворений.

1

11.03.

26

Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха.

1

18.03.

27-28

Выразительное чтение лирических стихотворений.

2

1.04

8.04.

29

Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни.

1

15.04.

30

Чтение прозаических произведений. Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении.

1

22.04.

31

Использование логических и эмоционально-образных средств выразительного чтения.

1


29.04

32

Порядок проведения выразительного чтения произведения.

1

06.05

33

Практикум по выразительному чтению прозаического произведения.

1

13.05

34

Итоговое обобщение

1

20.05.