Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Аромашевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.Д.Кармацкого»
Рабочая программа кружка
по русскому языку
«Живое слово»
для обучающихся 8 классов
Составитель программы:
Савидова Виктория Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с. Аромашево, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АННОТАЦИЯ
Савидова В.В. Русский язык. Рабочая программа кружка для обучающихся 8 классов. Аромашевский район, с.Аромашево, 2018 год.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; рассчитана на 14 часов.
Цели и задачи кружка
Цель: создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку; формирование мотивации к всестороннему исследованию содержания слова и текста; формирование личностных качеств учащихся при работе со словом и текстом; формирование навыков анализа результатов собственной деятельности; подготовка обучающихся к устному собеседованию.
Задачи:
1) развивать у обучающихся интерес к изучению русского языка и к чтению;
2) расширять и углублять знания, умения и навыки в пределах различных разделов языкознания;
3) развивать и совершенствовать умение работать с различными словарями;
4) совершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
5) развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа текста.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса
В результате освоения курса обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- знать: определения и смысл терминов, используемых в языкознании; основные принципы анализа слова и текста; правила выразительного чтения и пересказа текста.
- уметь: выполнять анализ слова и текста; объяснять значения слов, находить их в словаре; соблюдать нормы речевого этикета; осуществлять речевой самоконтроль, уметь находить и исправлять речевые недочеты; использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
- владеть: навыками анализа слова и текста; навыками выразительного чтения и пересказа текста; навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности; владеть различными видами речи, свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия | Количество часов | Формы контроля |
1 | «Читай так, как говоришь»: правила выразительного чтения. Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли. | 1 | |
2 | «Знаки препинания – ноты при чтении»: знаки препинания как средство логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении. | 1 | Выразительное чтение текста |
3 | Основы смыслового чтения. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. | 2 | Анализ текста |
4 | Пересказ текста. Виды пересказов. Последовательность подготовки к пересказу. | 1 | |
5 | Пересказ текста с включением цитаты. Способы цитирования. | 1 | Пересказ текста с включением цитаты. |
6 | Монологическое высказывание. Типы речи. Построение монологического высказывания. | 1 | |
7 | Спонтанная (неподготовленная) речь - естественное проявление самопроизвольной разговорной речи. | 1 | Монолог на заданную тему |
8 | Темы общения.
| 1 | |
9 | Что такое диалог? Подготовка к диалогу. Ведение диалога. | 1 | Конструирование диалога |
10 | Специальная литература, посвященная речи и культуре общения. | 1 | Обзор специальной литературы |
11 | Стили речи. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | 1 | Анализ текста |
12 | Система работы над текстом. | 2 | Практическая работа (чтение, пересказ текста с включением цитаты, монолог, диалог) |
| Всего часов | 14 | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. «Читай так, как говоришь»: правила выразительного чтения. Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли – 1 час.
Содержание: Правила выразительного чтения. Алгоритм подготовки к выразительному чтению. Логическое ударение. Паузы. Мелодика. Темп речи.
Тема 2. «Знаки препинания – ноты при чтении»: знаки препинания как средство логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении – 1 час.
Содержание: Знаки препинания как средство логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении. Запятая. Точка. Двоеточие. Многоточие. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Тире. Точка с запятой. Кавычки. Скобки. Практическая работа.
Тема 3. Основы смыслового чтения. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного - 2 часа.
Содержание: Текст. Виды текста. Основная тема и микротемы. Композиция текста. Избыточная информация в тексте и ее интерпретация. Последовательность изложения в тексте авторских идей. Авторская мысль и точка зрения читателя. Критические статьи. Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм. Оглавление. Ссылки и сноски в тексте. Нумерация страниц. Главы и параграфы. Форма и содержание текста. Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте. Герои и персонажи в тексте. Логические связи в тексте. Особенности авторской лексики. Авторские ремарки, их назначение. Обобщение информации, данной в тексте.
Тема 4. Пересказ текста. Виды пересказов. Последовательность подготовки к пересказу - 1 час.
Содержание: Виды пересказов. Последовательность подготовки к пересказу.
Тема 5. Пересказ текста с включением цитаты. Способы цитирования - 1 час.
Содержание: Пересказ текста с включением цитаты. Способы цитирования. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Предложения с вводными словами. Практическая работа.
Тема 6. Монологическое высказывание. Типы речи. Построение монологического высказывания – 1 час.
Содержание: Типы речи: структура и языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические средства). Основная задача автора. Основные вопросы, характерные для используемого типа речи. Схемы функционально-смысловых типов речи. Практическая работа. Построение монологического высказывания.
Тема 7. Спонтанная (неподготовленная) речь - естественное проявление самопроизвольной разговорной речи – 1 час.
Содержание: Особенности спонтанной речи: неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения.
Тема 8. Темы общения – 1 час.
Содержание: Темы, актуальные для говорящего в сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, работа, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения). Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство). Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека).
Тема 9. Что такое диалог? Подготовка к диалогу. Ведение диалога – 1 час.
Содержание: Диалог, его виды. Подготовка к диалогу. Ведение диалога. Практическая работа.
Тема 10. Специальная литература, посвященная речи и культуре общения – 1 час.
Тема 11. Стили речи – 1 час.
Содержание: Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль речи и его структура. Структура текста публицистического стиля. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. Рецензия на художественное произведение. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.
Тема 12. Система работы над текстом – 2 часа.
Содержание: Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.
Итого: 14 часов.