Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа.
Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии растений, грибов, лишайников, а так же развить практические умения.
Решение тестов разного уровня сложности –творческий процесс, который способствует самореализации ученика. Тесты обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.
Данный курс позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся, способствует формированию общеучебных и специальных навыков и умений школьников.
Актуальность данного факультативного курса в том, что он совершенствует умения решать тесты, знакомит тесами разного уровня сложности, углубляет знания учащихся.
Программа сочетает различные формы работы, направленные на развитие детей, с опорой на практическую деятельность; формирует сознательное отношение к труду, эстетический вкус, осуществляет экологическое воспитание учащихся.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по биологии, обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
Повысить теоретический уровень знаний учащихся по биологии.
Привить навыки решения типовых тестов.
Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.
Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.
Развить познавательный интерес к предмету.
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
Особенности строения клетки, её химический состав
Ткани растений, их строение, функции
Строение клетки гриба
Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека
Строение и размножение водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
Многообразие водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
Строение вегетативных и генеративных органов цветкового растения
Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез
Размножение цветковых растений
Классификацию покрытосеменных растений
Учащиеся должны уметь:
Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования
Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники
Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения
Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения
Создавать условия, необходимые для роста и развития растений
Размножать растения вегетативным способом
Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание
Структура курса
Программа предусматривает следующие формы деятельности организации учащихся:
– беседа, рассказ
– лабораторные, практические работы
– лекции проблемного типа и эвристические с элементами поисковой деятельности
Формы контроля:
- индивидуальный опрос
- тестирование,
- решение кроссвордов,
- подготовка сообщений.
Содержание курса
1. Введение (1ч.)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
2. Общее знакомство с растениями(1 ч.)
Многообразие растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
3. Строение клетки (2ч.)
Увеличительные приборы: микроскопы, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата.
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
4. Ткани (2 ч.)
Понятие «ткань». Основная, образовательная, механическая, проводящая, покровная ткани.
5. Царство Бактерии (2 ч.)
Общая характеристика бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие и распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.
4. Царство Грибы (4 ч.)
Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов.
Плесневые грибы. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора съедобных грибов. Профилактика отравления грибами.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
5. Царство Растения (10 ч.)
Ботаника – наука о растениях. Основные группы растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и в жизни человека.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека.
Покрытосеменные растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
6. Органы растений (6 ч.)
Корень. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Побег. Рост и развитие побега.
Лист. Листорасположение. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация.
7. Классификация растений (5 ч.)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Классы покрытосеменных растений: Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.
Итоговая тестовая работа – 1 час.
Тематическое планирование факультативов по биологии 6 класса
(1 час в неделю).
№ | Дата | Наименование темы | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практика) |
1 | | Вводное занятие. | 1 | |
2 | | Общее знакомство с растениями. | 1 | |
3 | | Строение клетки. | 1 | 1 |
4 | | Ткани. | 1 | 1 |
5 | | Бактерии. | 1 | 1 |
| | Царство Грибы. | 2 | 2 |
6 | | Грибы. | 1 | 1 |
7 | | Лишайники. | 1 | 1 |
| | Царство Растения. | 5 | 5 |
8 | | Водоросли. | 1 | 1 |
9 | | Мхи. | 1 | 1 |
10 | | Папоротники. Хвощи. Плауны. | 1 | 1 |
11 | | Голосеменные растения. | 1 | 1 |
12 | | Покрытосеменные растения. | 1 | 1 |
| | Органы растений. | 1 | 5 |
13 | | Органы растений. | 1 | |
14 | | Корень. | | 1 |
15 | | Побег. | | 1 |
16 | | Лист. | | 1 |
17 | | Цветок. | | 1 |
18 | | Плод. | | 1 |
| | Классификация растений. | 1 | 4 |
19 | | Классификация цветковых растений. | 1 | |
20 | | Крестоцветные, бобовые, розоцветные. | | 2 |
21 | | Пасленовые, сложноцветные, лилейные, злаковые. | | 2 |
22 | | Итоговая тестовая работа. | | 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
общие признаки живого организма;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов;
основные систематические категории.
Уметь
распознавать организмы грибов, лишайников и растений;
находить и распознать клетки, такни и системы органов растений;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
пользоваться увеличительными приборами и соблюдать правила приготовления микропрепаратов.