СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой деятельности»


Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа.

Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии растений, грибов, лишайников, а так же развить практические умения.

Решение тестов разного уровня сложности –творческий процесс, который способствует самореализации ученика. Тесты обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

Данный курс позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся, способствует формированию общеучебных и специальных навыков и умений школьников.

Актуальность данного факультативного курса в том, что он совершенствует умения решать тесты, знакомит тесами разного уровня сложности, углубляет знания учащихся.

Программа сочетает различные формы работы, направленные на развитие детей, с опорой на практическую деятельность; формирует сознательное отношение к труду, эстетический вкус, осуществляет экологическое воспитание учащихся.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по биологии, обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.

Задачи курса:

  • Повысить теоретический уровень знаний учащихся по биологии.

  • Привить навыки решения типовых тестов.

  • Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.

  • Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.

  • Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.

  • Развить познавательный интерес к предмету.

Требования к освоению содержания курса

Учащиеся должны знать:

  • Особенности строения клетки, её химический состав

  • Ткани растений, их строение, функции

  • Строение клетки гриба

  • Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека

  • Строение и размножение водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных

  • Многообразие водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных

  • Строение вегетативных и генеративных органов цветкового растения

  • Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез

  • Размножение цветковых растений

  • Классификацию покрытосеменных растений

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования

  • Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники

  • Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения

  • Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения

  • Создавать условия, необходимые для роста и развития растений

  • Размножать растения вегетативным способом

  • Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание

Структура курса

Программа предусматривает следующие формы  деятельности организации  учащихся:

– беседа, рассказ
– лабораторные, практические работы
– лекции проблемного типа и  эвристические с элементами поисковой деятельности

Формы контроля:

- индивидуальный опрос

- тестирование,

- решение кроссвордов,

- подготовка сообщений.

Содержание курса

1. Введение (1ч.)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

2. Общее знакомство с растениями(1 ч.)

Многообразие растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

3. Строение клетки (2ч.)

Увеличительные приборы: микроскопы, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата.

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

4. Ткани (2 ч.)

Понятие «ткань». Основная, образовательная, механическая, проводящая, покровная ткани.

5. Царство Бактерии (2 ч.)

Общая характеристика бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие и распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.

4. Царство Грибы (4 ч.)

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов.

Плесневые грибы. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора съедобных грибов. Профилактика отравления грибами.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

5. Царство Растения (10 ч.)

Ботаника – наука о растениях. Основные группы растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и в жизни человека.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека.

Покрытосеменные растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
6. Органы растений (6 ч.)

Корень. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Побег. Рост и развитие побега.

Лист. Листорасположение. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация.

7. Классификация растений (5 ч.)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Классы покрытосеменных растений: Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.

Итоговая тестовая работа – 1 час.








Тематическое планирование факультативов по биологии 6 класса

(1 час в неделю).


Дата

Наименование темы

Кол-во часов (теория)

Кол-во часов

(практика)

1


Вводное занятие.

1


2


Общее знакомство с растениями.

1


3


Строение клетки.

1

1

4


Ткани.

1

1

5


Бактерии.

1

1



Царство Грибы.

2

2

6


Грибы.

1

1

7


Лишайники.

1

1



Царство Растения.

5

5

8


Водоросли.

1

1

9


Мхи.

1

1

10


Папоротники. Хвощи. Плауны.

1

1

11


Голосеменные растения.

1

1

12


Покрытосеменные растения.

1

1



Органы растений.

1

5

13


Органы растений.

1


14


Корень.


1

15


Побег.


1

16


Лист.


1

17


Цветок.


1

18


Плод.


1



Классификация растений.

1

4

19


Классификация цветковых растений.

1


20


Крестоцветные, бобовые, розоцветные.


2

21


Пасленовые, сложноцветные, лилейные, злаковые.


2

22


Итоговая тестовая работа.


1


























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • общие признаки живого организма;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов;

  • основные систематические категории.

Уметь

  • распознавать организмы грибов, лишайников и растений;

  • находить и распознать клетки, такни и системы органов растений;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • пользоваться увеличительными приборами и соблюдать правила приготовления микропрепаратов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!