муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
п.Новокавказский Александровский район Ставропольский край
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ____ от «____»____________2022 г. | Согласовано заместитель директора по ВР _____Л.Н.Емельяненко «___»_______________2022 г. | Утверждаю директор школы ___________М.А.Забелина Приказ №____ от «____»_____________2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука нравственности»
(духовно-нравственное направление)
Возрастная категория: 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Каплюченко Светлана Павловна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная программа духовно-нравственного воспитания
«Азбука нравственности» разработана с учетом:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. за №1726-р;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г. за №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
Задачи программы:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
Характеристика учебного курса
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно - деятельностного подхода.
Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных.
Будут достигнуты результаты:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Произойдёт формирование результатов:
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Место курса в учебном плане.
Программа кружка «Азбука нравственности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ СОШ №9 п. Новокавказского. Программа кружка в 1 классе рассчитана на 33 часа.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры);
Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
Досуговое общение ( театральные инсценировки);
Художественное творчество (выставки );
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
Результаты освоения учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
Результативность реализации программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;
Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
- влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
« Азбука нравственности».
Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Заповеди поведения.
2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
Заботиться о животных, птицах;
Организовывать труд и отдых дома;
Соблюдать порядок на рабочем месте;
Жить по составленному режиму дня.
Календарно – тематическое планирование
кружка «Азбука нравственности»
1 класс
Задачи:
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком
№ п/п | Тема занятия | УУД | Теория | Практика | Дата |
1. | Раздел №1 Я стал учеником. (5 ч.). Я - школьник. | Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся. Правила чистоты и гигиены, обязанности в труде. Культура труда. Радость в труде. Правила точности и обязательности- в чём их суть? Развитие навыков поведения, как навыков общения. | 0,5 беседа | 0,5 рисунок | |
2. | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) | 0,5 беседа | 0,5 рисунок | |
3. | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 0,5 беседа | 0,5 игра | |
4. | Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра». | 0,5 беседа | 0,5 игра | |
5. | Приятное общение в кругу друзей. | 0,5 | 0,5 | |
6. | Раздел №2 О доброте. (11 ч.). Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь). | Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям. Оценка поступков окружающих и анализ конкретных детских ситуаций. Что такое взаимопомощь? Доброжелательность. Общая забота всех учащихся и каждого ученика о делах класса и о членах его коллектива. Что такое ответственность? Патриотизм. Красота природы. Бережное отношение к ней. | 0,5 | 0,5 | |
7. | Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро. | 0,5 | 0,5 рисунок | |
8. | Как стать прилежным и старательным. | 1 | | |
9. | Ты и поступки окружающих. Как правильно оценить их. | 0,5 | 0,5 (инсценирование и анализ ситуаций из школьной жизни) | |
10 | Добрые дела на все времена. | 1 | | |
11. | Я друг и товарищ. | 1 | | |
12. | Важность доброжелательного характера общения со сверстниками. | 0,5 | 0,5 | |
13. | Помни о других – ты не один живёшь на свете. | 1 | | |
14 | Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 0,5 беседа | 0,5 рисунки | |
15. | Операция: «Покорми птиц». | 0,5 беседа | 0,5 рисунки | |
16. | Настрой на добрые дела. | 1 | | |
17. | Раздел №3 О трудолюбии (9ч). Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им –нет». | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика. Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим. | 1 беседа | | |
18. | Трудовые дела в классе и дома. | 0,5 | 0,5 | |
19. | Что такое самостоятельность и самообслуживание. | 1 беседа | | |
20. | Диалог о привычках: плохих и хороших. | 0,5 | 0,5 | |
21. | Помогаю другим своим трудом: дома и в школе. | 1 беседа | | |
22. | Как я соблюдаю режим дня. | 1 беседа | | |
23. | Чтение народных сказок о трудолюбии. | | 1 викторина по сказкам | |
24. | Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища». | 0,5 | 0,5 | |
25. | Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1беседа | | |
26. | Раздел №4 (3ч.) Культура внешнего вида Понятие о гигиене. Как мы выполняем правила гигиены. | Выполнения правил гигиены. Внешний вид ученика. | 0,5 беседа | 0,5 практика | |
27. | Каждой вещи – своё место. | 1 | | |
28. | Как правильно одеваться. Школьная форма и одежда для дома. | 1 | | |
29. | Раздел №5 Правила поведения на улице и в обществе ( 2 ч.) Правила культурного диалога. | Тон и стиль речи в общении и поведении ученика. Сдержанность и скромность в общении как правила культуры нравственного поведения Основные правила вежливости в жизни первоклассника. Как быть заботливым. Правила поведения в гостях. | 0,5 беседа | 0,5 практика | |
30. | Задачи не на сложение, а на уважение. | 0,5 | 0,5 | |
31. | Раздел №6 Этика и этикет ( 3 часа). Правила поведения в кино, театре, музее. | 0,5 беседа | 0,5 практика | |
32. | Правила этикета в гостях. | 0,5 | 0,5 игра | |
33. | Экскурсии в музей или в парк. | | 1 экскурсия | |
Материально – техническое обеспечение курса
А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
Устав ОУ
Интернет – ресурсы
В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.