СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Азбука нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Азбука нравственности" в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Азбука нравственности"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п.Новокавказский Александровский район Ставропольский край


Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол № ____

от «____»____________2022 г.

Согласовано

заместитель директора по ВР

_____Л.Н.Емельяненко

«___»_______________2022 г.

Утверждаю

директор школы

___________М.А.Забелина

Приказ №____

от «____»_____________2022 г.









Дополнительная общеразвивающая программа

«Азбука нравственности»

(духовно-нравственное направление)












Возрастная категория: 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: учитель начальных классов

Каплюченко Светлана Павловна







2022-2023 учебный год



Пояснительная записка

Настоящая дополнительная программа духовно-нравственного воспитания

«Азбука нравственности» разработана с учетом:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. за №1726-р;

  • приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г. за №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  • приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

-  создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

-  воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

Задачи программы:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе,  семье, между поколениями, представителями социальных групп;

 - раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

Характеристика учебного курса

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

       Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и  правилами поведения и формирования моральных привычек.

      Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования  в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.    

      Новизна  программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа  направлена на формирование УУД средствами системно - деятельностного подхода.

     Данная программа  направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных.

Будут достигнуты результаты:

- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);

-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;

Произойдёт формирование результатов:

- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о  нравственных ценностях.

- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.

       Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.

     Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Место курса в учебном плане.

Программа кружка «Азбука нравственности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ СОШ №9 п. Новокавказского. Программа кружка в 1 классе рассчитана на 33 часа.



Преимущественные формы достижения воспитательных результатов    во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

  1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

  2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры);

  3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);

  4. Досуговое общение ( театральные инсценировки);

  5. Художественное творчество (выставки );

  6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

  7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

Результаты освоения учебного курса.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

        - ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих         товарищей;

       - знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

       - развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

       - понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

       - способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,  ориентации на их  мотивы, чувства;

       - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

      - принимать и сохранять учебную задачу;

      - сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

      - адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;

      - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     - корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

 Обучающийся научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

   - составлять сообщения в устной и письменной форме;

   - анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

         - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

        - адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

        - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

        - уметь формировать свою позицию и точку зрения;

       - приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;

Результативность реализации программы внеурочной деятельности

 «Азбука нравственности».

Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- любящий свой край, свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;

Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;

Воспитательный эффект от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

- влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;

Планируемые результаты программы  внеурочной деятельности

« Азбука  нравственности».

Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;

- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;

В  результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Заповеди поведения.

2. Правила вежливости.

3.Отличия понятий «этика» и «этикет».

Уметь:

  1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;

  2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах;

  3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;

  4. Заботиться о животных, птицах;

  5. Организовывать труд и отдых дома;

  6. Соблюдать порядок на рабочем месте;

  7. Жить по составленному режиму дня.



Календарно – тематическое планирование

кружка «Азбука нравственности»

1 класс  

Задачи:

  1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.

  2. Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.

  3. Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком



п/п

Тема занятия



УУД

Теория

Практика

Дата




1.

Раздел №1 Я стал учеником. (5 ч.).

Я - школьник.

Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся. Правила чистоты и гигиены, обязанности в труде. Культура труда. Радость в труде.

Правила точности и обязательности- в чём их суть? Развитие навыков поведения, как навыков общения.

0,5 беседа

0,5

рисунок


2.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

0,5 беседа

0,5

рисунок


3.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

0,5 беседа

0,5

игра


4.

Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

0,5 беседа

0,5

игра


5.

Приятное общение в кругу друзей.

0,5

0,5




6.

Раздел №2 О доброте. (11 ч.).

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).

Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям.

Оценка поступков окружающих и анализ конкретных детских ситуаций. Что такое взаимопомощь? Доброжелательность.






Общая забота всех учащихся и каждого ученика о делах класса и о членах его коллектива. Что такое ответственность?

Патриотизм. Красота природы. Бережное отношение к ней.

0,5

0,5


7.

Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.


0,5

0,5

рисунок


8.

Как стать прилежным и старательным.

1



9.

Ты и поступки окружающих. Как правильно оценить их.

0,5

0,5

(инсценирование и анализ ситуаций из школьной жизни)


10

Добрые дела на все времена.

1



11.

Я друг и товарищ.

1



12.

Важность доброжелательного характера общения со сверстниками.

0,5

0,5


13.

Помни о других – ты не один живёшь на свете.

1



14

Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

0,5 беседа

0,5

рисунки


15.

Операция: «Покорми птиц».

0,5 беседа

0,5

рисунки


16.

Настрой на добрые дела.


1







17.

Раздел №3 О трудолюбии (9ч).

Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им –нет».

Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика.



Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим.





1 беседа



18.

Трудовые дела в классе и дома.

0,5

0,5


19.

Что такое самостоятельность и самообслуживание.

1 беседа



20.

Диалог о привычках: плохих и хороших.

0,5

0,5


21.

Помогаю другим своим трудом: дома и в школе.

1

беседа




22.

Как я соблюдаю режим дня.

1

беседа



23.

Чтение народных сказок о трудолюбии.



1

викторина по сказкам


24.

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища».

0,5

0,5


25.

Диспут: «Что такое хорошо и что такое плохо»

1беседа





26.

Раздел №4 (3ч.) Культура внешнего вида

Понятие о гигиене. Как мы выполняем правила гигиены.



Выполнения правил гигиены.




Внешний вид ученика.



0,5

беседа

0,5

практика


27.

Каждой вещи – своё место.

1



28.

Как правильно одеваться. Школьная форма и одежда для дома.

1







29.

Раздел №5 Правила поведения на улице и в обществе ( 2 ч.)

Правила культурного диалога.


Тон и стиль речи в общении и поведении ученика. Сдержанность и скромность в общении как правила культуры нравственного поведения

Основные правила вежливости в жизни первоклассника. Как быть заботливым.


Правила поведения в гостях.







0,5

беседа





0,5

практика


30.

Задачи не на сложение, а на уважение.

0,5

0,5





31.

Раздел №6 Этика и этикет ( 3 часа).

Правила поведения в кино, театре, музее.




0,5 беседа




0,5

практика


32.

Правила этикета в гостях.

0,5

0,5

игра


33.

Экскурсии в музей или в парк.


1

экскурсия










Материально – техническое обеспечение курса

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт ( стандарт второго поколения).

  4. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

  5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

  6. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное  общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

  7. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.

  8. Устав ОУ

  9. Интернет – ресурсы

  10. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.