СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Граждановедение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочного курса по обществознанию "Граждановедение"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Граждановедение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 45 им. Жоржа Дюмезиля

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ зам. дир. по УВР на заседании кафедры

гимназии №45 _________________ Протокол №1

А.Х. Мзокова «___» ________ 2018г от «___» ________2018г

«____» _________2018г. _________________ ___________________

____________________

Приказ №__ от _______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ». 8 класс.

Учитель: Цогоева С.З.

Учебники: «Граждановедение» Москва, НМЦ «Гражданин». 2014

«Конституция РФ»

«Конвенция о правах ребёнка»


Владикавказ 2018 г.

Программа по внеурочной деятельности по обществознанию «Граждановедение». 8 класс.

Пояснительная записка.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Программа курса «Граждановедение» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя. Предназначена для учащихся 8-ых классов. В соответствии с принятой Концепцией по обществознанию учащиеся на уровне основного общего образования должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в общества, формировать понимание значение социальной среды в жизни каждого человека, важности семьи как базовой структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования являются основой формирования у обучающихся гражданской ответственности за свою судьбу, судьбу Отечества.

Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.

Задачи курса:

- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;

- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;

- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;

- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

-готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:

-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

-владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.



Основные цели и задачи направления программы «Граждановедение».

    



Достойный гражданин России — это человек, который обладает широкими правами, знает свои права и умеет их защищать, честно, по велению сердца выполняет свои обязанности, чувствует неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, который постоянно берет на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогает стране стать сильнее и богаче.

   Воспитание достойного гражданина страны – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к реализации прав и обязанностей, готовности к инициативному труду, к участию в управлении социально ценными делами.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию  личности,  обладающей  качествами  гражданина   и патриота своей страны, способствует укреплению ответственности молодёжи за свой политический, нравственный и правовой выбор.





Основные цели и задачи направления программы «Граждановедение»



Название раздела

Цель раздела

Задачи раздела


1.Человек и гражданин.

(2 часа).






2.О правах и свободах человека и гражданина.

(5час).


Формирование политической и правовой культуры личности

- формирование правового сознания учащихся; сообщение знаний о правах и обязанностях гражданина и человека;

- воспитание уважения к законам;

- формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других;

- воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества;

- развитие социально-правовой активности учащихся; практическое функционирование правовых норм.


3.Закон и ответственность. (10часов).


Формирование политической и правовой культуры личности

- формирование правового сознания учащихся; сообщение знаний о правах и обязанностях гражданина и человека;

- воспитание уважения к законам;

- формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других;

- воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества;

- развитие социально-правовой активности учащихся; практическое функционирование правовых норм.


4.Современная семья.

(3часа ).

Воспитание нравственной культуры (культуры чувств, отношений, общения, поведения)

- воспитание толерантного отношения к другим людям;

- усвоение норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи;

- формирование коммуникативных качеств личности в общении с товарищами, родителями, взрослыми и т.д.


5.Твой трудовой старт.

(3часа).


Воспитание трудолюбия в связи с обоснованным выбором профессии и специальности

- ознакомить учащихся с различными профессиями;

- формирование культуры труда;

- формирование уважения к труду и результатам труда;

- выработка умения соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;

- формирование ориентации на активную трудовую деятельность с учетом нравственных принципов и требований социальной справедливости.


6.Наш выбор - здоровый образ жизни.

(3 часа).


Развитие потребности в здоровом образе жизни

- формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью;

- выработка привычек к занятиям зарядкой, закаливанием, физическим трудом, соблюдению режима дня, правил личной гигиены;

- информирование о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

- формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики;

- развитие интереса к спорту.


7.Наша толерантность.

(4часа).

Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

- развитие черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

- развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

- развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их насильственными средствами.

8.Наша Родина – великая Россия.

(2часа.)



Воспитание патриотизма и гражданственности

- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства гражданской и национальной гордости;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство российской и общечеловеческой культуры через изучение традиций, обычаев и обрядов своего народа;

- воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны.


9.Мы в обществе.

(3часа).










Итого: 35часа.

Воспитание нравственной культуры (культуры чувств, отношений, общения, поведения)

- воспитание толерантного отношения к другим людям;

- усвоение норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи;

- формирование коммуникативных качеств личности в общении с товарищами, родителями, взрослыми и т.д.


Форма реализации Программы:

Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Форма реализации Программы:

Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Оценка эффективности реализации Программы:

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: формирование гражданских навыков:

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

умение принимать и защищать свои решения;

участие в социальных исследовательских проектах, участие в общественных делах;

готовность к образованию.

патриотизм и любовь к Родине;

права и свобода человека и гражданина;

символика Российской Федерации;

национальное самосознание;

уважение чести и достоинства других граждан – толерантность, гражданственность.

Количественные параметры:

включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

отсутствие детей с девиантным поведением;

участие в школьных,городских, республиканских и всероссийских конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации Программы ожидается:

В МБОУ гимназии №45 , как в образовательной системе:

В образе учащегося : гражданско-патриотическое воспитание;

обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.

Литература:

«Конвенция о правах ребёнка».

«Конституция РФ».

«Граждановедение» Москва, НМЦ «Гражданин». 2014Соколов Я.В. Закон и ответственность: книга для учащихся. - М.: НМЦ «Гражданин», 2014.

Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и обязанность. - М.: НМЦ «Гражданин», 2014.

Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и свободы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2014.

Соколов Я.В. Мы - против экстремизма. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.

Соколов Я.В. Наши права и ответственность. - М.: НМЦ «Гражданин»,2010