Рабочая программа модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе. Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является приложением к основной общеобразовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ № 30г.Челябинска». Данная программа составлена на основе программы:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебно-методическое пособие. Сост. А.В. Кураев. Просвещение, 2010г.
Цели реализации программы:
-образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
- формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также современному образу России.
Предназначение данной программы в совершенствовании самого процесса воспитания детей, в укреплении их духовного здоровья через принятии и усвоении ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию Российской Федерации, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений на основе диалога, уважения, взаимопонимания и взаимопомощи.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Целью данного курса является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Современный подход в преподавании «Основы православной культуры» предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
Задачи курса «Основы православной культуры»:
формирование базовой культуры личности на основе традиционных нравственных ценностей, созданных в христианской православной культуре.
Формирование представлений об основах православной культуры;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей, учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Посредством программы реализуются три основные функции:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо- политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития, и особенностям развития, а также проследить динамику развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь с истории.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения, которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
Формы обучения:
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностный, творческой форме.
Экскурсии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми знаниями, а также представлениями о закономерностях развития православной культуры; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Предметные результаты:
объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознать ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и рабочей программой урок проводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов в год.
Глава1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Глава 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Глава 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (14 часов) Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Глава 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов) Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Глава 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Глава 4 – итоговая, обобщающая и оценочная. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта, учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностный форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием.
В программу включены темы курса «Духовное краеведение»
Особенности духовных традиций Челябинской области;
Храмы Челябинска;
Духовные темы культуры и искусства;
Этические нормы духовности;
Монастыри Челябинской области;
Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России.
Формы контроля.
Программа предусматривает многоуровневую систему контроля знаний:
Самоконтроль – при введении нового материала;
Взаимоконтроль – в процессе закрепления нового материала;
Текущий контроль – в виде устного опроса и самостоятельных работ;
Рубежный контроль – при проведении проверочных работ;
Итоговый контроль – комплексная тестовая работа.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному модулю «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Итоговые работы обучающихся. Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями. Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации, учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерные темы творческих работ:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы православной культуры
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Глава 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Россия – наша Родина. | Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений. |
Глава 2. Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов) |
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Человек и Бог с точки зрения православия. Понятие молитвы, как разговора человека с Богом. Книги Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Проповедь Христа. Нагорная проповедь. Христос и Его крест. Пасха. Пасхальные традиции. Представления о человеке: душе человека как его сущности. Понятия греха, связи греха и зла. Суть вечных заповедей. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Устроение и назначение православного храма. Икона. Иконопись. | Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Духовное краеведение: Особенности духовных традиций Челябинской области; Храмы Челябинска; Духовные темы культуры и искусства; Этические нормы духовности. | Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Помочь учащимся осмыслить понятие Человек, и Бог с точки зрения православия. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом. Осмысление учащимися значения для христианской молитвы «Отче наш» Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии. Начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры. Формирование понимания значения креста для христиан. Формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Осмысление понятий греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире. Убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей. Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности. Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры. |
Глава 3. Основы религиозных культур и светской этики. (14 часов) |
Принятие христианства на Руси. Жертва, как основа подвига. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Источник чуда в жизни христианина. Православие о Божием суде. Церковные таинства. Монастырь и монашество. Христианское отношение к природе. Основные устои христианской семьи. Христианские основы защиты Отечества. Отношение христианина к труду. | Православие в России. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. | Заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры. Построить мотивацию, изучение нового и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига. Познакомить с заповедями блаженств, раскрыть гуманную составляющую основу христианского сознания и этики. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творить добро как духовной радости Задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом. Побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости. Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека. Осмысление понятия причастия, связи таинства с Богом, знакомство с другими таинствами. Помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монахов в истории России. Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы. Создать на уроке условия для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь. Сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир. |
Глава 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) |
Патриотизм, Отечество, Отчизна. | Любовь и уважение к Отечеству. Духовное краеведение: Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России. | Закрепить понятие патриотизма, провести сравнительный анализ слов «Отечество», «Родина, «Отчизна». Подведение итогов изучения тем, обобщение знаний, полученных на уроках. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Название раздела, темы, урока | Всеобщая история |
Кол-во часов | Учебный материал по учебнику |
Глава 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час) |
| | Россия – наша Родина | 1 | § 1 |
Глава 2. Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов) |
НРЭО | | Культура и религия. Особенности духовных традиций Челябинской области. | 1 | § 2 |
| | Человек и Бог в православии. | 1 | § 3 |
4. | | Православная молитва. | 1 | § 4 |
5. | | Библия и Евангелие. | 1 | § 5 |
6. | | Проповедь Христа. | 1 | § 6 |
7. | | Христос и Его крест | 1 | § 7 |
8. | | Пасха. | 1 | § 8 |
9. | | Православное учение о человеке. | 1 | § 9 |
10. | | Совесть и раскаяние. | 1 | § 10 |
11. | | Заповеди. | 1 | § 11 |
12. | | Милосердие и сострадание. | 1 | § 12 |
13. | | Золотое правило этики. | 1 | § 13 |
14. НРЭО | | Храм. Храмы Челябинской области. | 1 | § 14 |
15. | | Икона. Духовные темы культуры и искусства. | 1 | § 15 |
16. НРЭО | | Особенности духовных традиций Челябинской области; Храмы Челябинска; Духовные темы культуры и искусства; Этические нормы духовности. | | |
17. | | ПОУ. Контрольная работа. | | |
Глава 3. Основы религиозных культур и светской этики. (14 ч) |
18. | | Православие в России. Как христианство пришло на Русь. | 1 | § 18 |
19. | | Подвиг. | 1 | § 19 |
20. | | Заповеди блаженств. | 1 | § 20 |
21. | | Зачем творить добро? Этические нормы духовности. | 1 | § 21 |
22. | | Чудо в жизни христианина. | 1 | § 22 |
23. | | Православие о Божием суде. | 1 | § 23 |
24. | | Таинство Причастия. | 1 | § 24 |
25. НРЭО | | Монастырь. Монастыри Челябинской области. | 1 | § 25 |
26. | | Отношение христианина к природе. | 1 | § 26 |
27. | | Христианская семья. | 1 | § 27 |
28. | | Защита Отечества. | 1 | § 28 |
29. | | Христианин в труде. | 1 | § 29 |
30. | | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | § 30 |
31. | | ПОУ. Контрольная работа. | 1 | |
Глава 4. Духовные традиции многонационального народа России (4ч) |
32. НРЭО | | Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России, особенности Челябинской области. | 1 | |
33 | | Подготовка творческих проектов. | 1 | |
34. | | Выступление учащихся с творческими работами. | 1 | |
35. | | ПОУ. Контрольная работа. | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд:
Для обучающихся:
Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
Для учителя:
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Рабочая тетрадь слушателя курсов. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.
Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебно – методические рекомендации для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Научно-популярные книги, содержащие дополнительные познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
Документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
Религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности.
Экранно-звуковые пособия:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.