СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору 10-11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа



«Рассмотрено»


Руководитель МО ЕМЦ


/________/ Н.В. Куркина

Ф.И.О.


Протокол № 1


от « 28 »августа2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Пречистенская СШ


/_________/Н.С. Сорокина

Ф.И.О.




от « 30 »августа2019г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Пречистенская СШ


/_______/И.Э.Комаровский

Ф.И.О.


Приказ №49


от « 30 »августа2019г.







Рабочая программа по физике (курс по выбору)

«Методы решения задач повышенного уровня сложности»


10 - 11 класс




Учителя I категории


Автономовой Любови Александровны















2019– 2020 г.

Рабочая программа курса по выбору «Методы решения задач повышенного уровня сложности» для 10-11 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО.


Курс «Методы решения задач повышенного уровня сложности» рассчитан на 68 часов (1 час в неделю), изучается в те­чение двух лет 10 - 11 класс.

Данная программа отражает содержание курса физики 10-11 класса и учитывает цели обучения физики в средней школе и соответствует ФГОС СОО.

Курс по выбору «Методы решения задач повышенного уровня сложности» позволяет восполнить недостаток времени для решения задач по заявленным в нем темам.


Цель курса:

• подготовка выпускников общеобразовательной школы как к

поступлению в высшие технические учебные заведения, так и к получению профессии технического профиля;

• более глубокое изучение основ физики через решение задач

повышенного уровня сложности;

• формирование метода научного познания явлений природы как базы для

интеграции знаний и развитие мышления учащихся.


Задачи данного курса:

• дать знания в области физики механических, тепловых, оптических и электромагнитных процессов и явлений, не отображенных в базовом курсе физики средней школы;

• научить решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;

• способствовать приобретению навыков предварительного решения количественных задач на качественном уровне;

• а также навыков графического решения задач;

• научить учащихся работать самостоятельно;

• научить пользоваться справочной литературой;

• сформировать умения планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обосновывать полученные результаты.


Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты обучения:

- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории физико-математического направления;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

- умение самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

- использование различных источников для получения физической информации.

Предметные результаты: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;


Выпускник научится:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейшие задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;  выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, используемых в математике;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.


Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой;

  • составлять обобщающие таблицы теоретического материала к задачам по разным темам;

  • представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа;

  • использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах;

  • составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач;

  • находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам;

  • использовать качественные методы и  оценочные суждения  при решении задач;

  • использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний;

  • проверять физический смысл решений.


Достижение результатов обучения по программе курса отслеживается с помощью тестов, самостоятельных и контрольных работ в конце каждой темы учебного материала. Предполагается, что такие работы будут включать видоизмененные задачи олимпиад различных лет, а также задачи ЕГЭ по физике, и носить уровневый характер, отражающий умения ученика решать типовые задачи повышенной сложности.


Содержание учебного курса 10 класс.


Физическая задача (2ч.).


Методы физического познания. Физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Определение погрешности при выполнении лабораторных работ.

Правила и приемы решения физических задач (2ч)

Этапы решения физических задач. Работа с текстом задач. Анализ физического явления; план решения. Выполнение плана решение задач. Единицы измерения и размерность физических величин. Анализ решения и его значение. Аналитическое и графическое решение задач.

Кинематика (3 ч.)


Методы решения физических задач. Что такое физическая задача Определение погрешности при выполнении лабораторных работ. Практические задачи как основной критерий теории. Решение задач на применение формул для равномерного и равноускоренного движения. Графическое представление неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики.


Динамика (6ч.)


В этой теме не используется дополнительный теоретический материал, но на основе базовой теории есть возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на движение систем связанных тел по горизонтали и наклонной плоскости. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям. Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела), силы в природе, движение планет и искусственных спутников, закон сохранения и превращения энергии и импульса.


Молекулярная физика. Термодинамика (11ч.)


Температура, способы ее измерения. Различные температурные шкалы. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Применение уравнения состояния идеального газа для решения задач Газовые законы. Графические задачи на газовые законы. Внутренняя энергия в термодинамике. Количество теплоты. Расчет КПД тепловых двигателей. Задачи по материалам ЕГЭ, соответствующие уровням В и С.


Электродинамика (9ч.)


Закон Кулона, напряженность электрического поля и принцип суперпозиции полей, потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле, расчет электроемкости и энергии заряженного конденсатора, последовательное и параллельное соединение проводников, расчет работы и мощности постоянного тока, закон Ома для полной цепи.

Итоговая контрольная работа (1ч)








Тематическое планирование 10 класс.


Сроки (примерные)

Тема

Количество часов по программе

Количество контрольных работ

05.09 – 12.09

Физическая задача


2

-

19.09 – 26.09

Правила и приемы решения физических задач

2

-

03.09 – 17.10

Кинематика

3

-

24.10 – 05.12

Динамика

6

1

12.12 – 05.03

Молекулярная физика. Термодинамика.

11

1

12.03 – 28.05

Электродинамика.

9

1

14.05

Итоговая контрольная работа

1

1

Итого


34

4


Календарно-тематическое планирование 10 класс.


№ п/п урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Физическая задача (2ч.).

1/1

Методы физического познания. Физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни.

05.09.2019


2/2

Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Определение погрешности при выполнении лабораторных работ.

12.09


Правила и приемы решения физических задач (2ч)

3/1

Этапы решения физических задач. Работа с текстом задач. Анализ физического явления; план решения. Выполнение плана решение задач.

19.09


4/1

Единицы измерения и размерность физических величин. Анализ решения и его значение. Аналитическое и графическое решение задач.

26.09


Кинематика (3ч.)

5/1

Решение задач на применение формул для равномерного и равноускоренного движения.

03.10


6/2

Графическое представление равноускоренного движения с помощью различных кинематических характеристик.

10.10


7/3

Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики.

17.10


Динамика (6ч.)

8/1

Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела)

24.10


9/2

Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела)

07.11


10/3

Решение задач на движение планет и искусственных спутников.

14.11


11/4

Применение законов сохранения и превращения в механике для решения задач.

21.11


12/5

Применение законов сохранения и превращения в механике для решения задач.

28.11


13/6

Контрольная работа по теме «Динамика»

05.12


Молекулярная физика. Термодинамика (11 ч).

14/1

Температура, способы ее измерения. Различные температурные шкалы. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Решение задач.

12.12


15/2

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Решение задач.

19.12


16/3

Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

26.12


17/4

Применение уравнения состояния идеального газа для решения задач.

16.01.2020


18/5

Применение уравнения состояния идеального газа для решения задач.

23.01


19/6

Газовые законы. Решение задач.

30.01


20/7

Графические задачи на газовые законы.

06.02


21/8

Внутренняя энергия в термодинамике. Количество теплоты. Решение задач.

13.02


22/9

Расчет КПД тепловых двигателей.

20.02


23/10

Задачи по материалам ЕГЭ, соответствующие уровням В и С.

27.02


24/11

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика.

05.03


Электродинамика(9ч.)

25/1

Решение задач на применение закона Кулона.

12.03


26/2

Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Решение графических задач.

19.03


27/3

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

02.04


28/4

Расчет электроемкости и энергии заряженного конденсатора.

09.04


29/5

Решение задач на применение формул электростатики.

16.04


30/6

Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач.

23.04


31/7

Расчет работы и мощности постоянного тока.

30.04


32/8

Решение задач на применение закона Ома для полной цепи.

07.05


33/9

Итоговая контрольная работа по курсу.

14.05


34/10

Тестирование по теме «Электродинамика»

21.05


35/11

Резерв

28.05


Содержание учебного курса 11 класс.


Электродинамика – 5ч.


Классификация физических задач по теме «Электродинамика». Магнитное поле. Сила Ампера и сила Лоренца. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Решение задач на применение формул для определения силы Ампера и силы Лоренца, ЭДС индукции в движущихся проводниках.


Колебания и волны – 6ч.


Гармонические колебания. Описание гармонических колебаний. Определение основных характеристик колебательного процесса. Активное сопротивление. Определение действующего значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Примеры решения задач по теме «Трансформатор. Передача электроэнергии»

Примеры решения задач по теме «Механические волны»


Оптика – 8ч.

Методы решения задач на применение законов отражения и преломления света. Примеры решения задач по теме «Полное отражение света» Классификация задач по теме «Линзы» Примеры решения расчетных задач по теме «Линзы» Решение задач на построение в линзах. Задачи по материалам ЕГЭ, соответствующие уровням В и С.



Квантовая физика – 6ч.


Фотоэффект. Примеры решения задач по теме «Световые кванты. Фотоэффект». Решение комбинированных задач. Примеры решения задач по теме «Энергия связи атомных ядер». Закон радиоактивного распада. Определение периода полураспада. Правило смещение. Расчет энергетического выхода ядерных реакций.


Решение вариантов ЕГЭ – 8ч.


Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году

единого государственного экзамена по физике. Изменения в КИМ ЕГЭ в 2020 году

по сравнению с 2019 годом. Структура КИМ ЕГЭ. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий. Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2020 года по физике. Решение типовых экзаменационных вариантов.


Итоговая контрольная работа – 1ч.











Тематическое планирование 11 класс.


Сроки (примерные)

Тема

Количество часов по программе

Количество контрольных работ

05.09 – 03.10

Электродинамика

5

-

10.10 – 21.11

Колебания и волны

6

-

28.11 – 30.01

Оптика

8

1

06.02 – 12.03

Квантовая физика

6

1

19.03 – 21.05

Решение вариантов ЕГЭ

8

1

14.05

Итоговая контрольная работа

1

1

Итого


34

4



Календарно-тематическое планирование 11 класс.


№ п/п урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Электродинамика (5ч.)

1/1

Повторение курса 10 класса. Магнитное поле. Классификация физических задач по теме «Электродинамика»

05.09.2019



2/2

Решение задач на применение формул для определения силы Ампера и силы Лоренца.

12.09


3/3

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

19.09


4/4

Решение задач на определение ЭДС индукции в движущихся проводниках.

26.09


5/5

Тестирование по теме «Электродинамика»

03.10


Колебания и волны (6ч)

6/1

Гармонические колебания. Описание гармонических колебаний.

10.10


7/2

Определение основных характеристик колебательного процесса.

17.10


8/3

Активное сопротивление. Определение действующего значения силы тока и напряжения.

24.10


9/4

Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Решение задач.

07.11


10/5

Примеры решения задач по теме «Трансформатор. Передача электроэнергии»

14.11


11/6

Примеры решения задач по теме «Механические волны» Тестирование по теме «Колебания и волны»

21.11


Оптика (8ч)

12/1

Методы решения задач на применение законов отражения и преломления света.

28.11


13/2

Методы решения задач на применение законов отражения и преломления света.

05.12


14/3

Примеры решения задач по теме «Полное отражение света»

12.12


15/4

Классификация задач по теме «Линзы»

19.12


16/5

Примеры решения расчетных задач по теме «Линзы»

26.12


17/6

Решение задач на построение в линзах.

16.01.2020


18/7

Задачи по материалам ЕГЭ, соответствующие уровням В и С.

23.01


19/8

Контрольная работа по теме «Оптика»

30.01


Квантовая физика (6ч)

20/1

Примеры решения задач по теме «Световые кванты. Фотоэффект»

06.02


21/2

Фотоэффект. Решение комбинированных задач.

13.02


22/3

Примеры решения задач по теме «Энергия связи атомных ядер»

20.02


23/4

Закон радиоактивного распада. Определение периода полураспада.

27.02


24/5

Правило смещение. Расчет энергетического выхода ядерных реакций.

05.03


25/6

Контрольная работа по теме «Квантовая физика»

12.03


Решение тестов ЕГЭ (8ч)

26/1

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по физике. Изменения в КИМ ЕГЭ в 2020 году по сравнению с 2019 годом.

19.03


27/2

Структура КИМ ЕГЭ. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий.

02.04


28/3

Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2020 года по физике.

09.04


29/4

Решение типовых экзаменационных вариантов.

16.04


30/5

Решение типовых экзаменационных вариантов.

23.04


31/6

Решение типовых экзаменационных вариантов.

30.04


32/7

Решение типовых экзаменационных вариантов.

07.05


33/8

Контрольная работа по решению типовых экзаменационных вариантов.

21.05


34/1

Итоговая контрольная работа по курсу.

14.05



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений классический курс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский под ред. Н.А. Парфентьевой - М.: Просвещение, 2014г.

  2. Физика. 11 класс. Классический курс. - М.: Просвещение, 2018г. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин под редакцией Н.А.Парфентьевой

  3. Н.А. Парфентьева Сборник задач по физике. М., «Просвещение» 2018г.

  4. М.Ю. Демидова, В.А. Грибов, А.И. Гиголо Я сдам ЕГЭ! ЕГЭ – модульный курс. М., «Просвещение» 2017г.

  5. ЕГЭ 2019. Физика. 25 лучших вариантов от «просвещения» О.А. Литвинов, Н.А. Парфентьева. М,, «Просвещение» 2018г.

  6. Физика. Тематические тренировочные задания. А.А. Фадеева. М. Эксмо, 2018г.

  7. ЕГЭ. Физика. Типовые экзаменационные варианты под редакцией М.Ю.Демидовой. М. «Национальное образование» 2019

  8. Материалы сайта ФИПИ.

  9. Н.К.Ханнанов. Как получить максимальный балл на ЕГЭ по физике. М., Интеллект-Центр, 2017

  10. Л.ММонастырский, Г.С.Безуглова, Ю.А.Игнатова. Физика. ЕГЭ-2020. Тематический тренинг. Все типы заданий. – Легион, Ростов-на-Дону,2019



.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!