СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Тайны письменности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа была использована при проведении предметного кружка с целью привития интереса обучающихся к русскому языку, расширения школьных знаний о предмете

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Тайны письменности"»

КГБПОУ « Усть-Калманский лицей профессионального »

















ПРОГРАММА КУРСА

«Т А Й Н Ы Р У С С К О Й П И С Ь М Е Н Н О С ТИ»















СОСТАВИТЕЛЬ: НЕХОРОШКОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА,

Преподаватель РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.























УСТЬ- КАЛМАНКА, 2019год.







Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Концепции профильной школы и учебного ПОСОБИЯ. Е. П Преображенской «Кружок русского языка в школе». Издательство «Просвещение», Москва, 1966год.

Нормативные документы:

1.Концепция предпрофильной школы на основной ступени обучения.

2.Государственный стандарт основного общего образования.

Актуальность.

В современном мире школьный курс не рассматривает глубоко вопросы по истории русской письменности. Данная программа будет способствовать развитию интереса учащихся к русскому языку. Функция предлагаемого курса - поддержать интерес к изучению русского языка на заданном стандартном уровне.

Цель курса:

Создать условия для формирования культуроведческой компетенции через овладение знаниями об истории письменности разных эпох; развития умений анализировать и сравнивать языковые факты, что будет способствовать воспитанию любви к Родине, поможет учащимся в выборе гуманитарного профиля

Задачи курса:

1.Знакомить учащихся теоретических сведений, таблиц и рисунков с историей русской письменности.

2.Учить анализировать и сравнивать разные виды письма (узелковое, письмо рисунками, пиктография,

идеографическое письмо, иероглифическое) и явления разных эпох.

3.Развивать когнитивные (познавательные) умения и навыки: изучающие, ознакомительные, поисковые.





4.Развивать на базе работы с материалом по истории письменности такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.

5.Систематизировать и обобщить имеющиеся знания в виде таблиц, рисунков и сообщений.

Общая характеристика курса.

Программа межпредметного курса рассчитана на 8 часов предпрофильной подготовки для учащихся 8-9 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка. Характер курса - предметно-ориентированный. Курс лекционно - практического характера.

Методический комментарий.

Курс предполагает использование активных форм и приемов: лекции, исследования, семинары, практикумы, организационно-деятельностной игры.

Итогом изучения курса является: защита реферата по проблеме курса «Тайны русской письменности», в процессе которой учащиеся покажут знания связи языка и истории, культуры русского и других народов; умения анализировать и сравнивать языковые факты и явления, осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; развитие навыков самостоятельной деятельности, использования справочной литературы.





Тематическое планирование.

по порядку

Тема урока

Количество уроков

Тип занятия

Форма контроля

1

Введение. Словесные раскопки .

1

Лекция с элементами беседы.

Сост. плана

2

Можно ли писать без букв?

1

Практическая работа

« экскурсия» по выставочным залам.

3

Узелковое письмо.

1

Беседа Практическая работа.

Ответы на вопросы.

4

Пиктография

1

Урок- исследование

Сообщение по теме

5

Идеография. Иероглифы. Клинопись.

1

Самостоятельная работа уч-ся в группах.

Сообщения по теме Игра «шифровальщики».

6

Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные.

1

Урок-открытие

Письменная работа

7

Загдочный папирус. Можно ли сломать язык?

1

Урок- исследование

Индивидуальные выступления уч-ся.

8

Итоговое занятие

1

Семинар.

Защита рефератов







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема1. Введение. Словесные раскопки .(1 час) Откуда пришли названия наших месяцев? Увлекательное около нас. Игра «Почему мы так называемся?»



Тема 2.Можно ли писать без букв?(1час) Знакомство с культурой древнего Египта и Междуречья.

Знакомство с видами письма.



Тема 3.Узелковое письмо.(1 час). Расшифровка узелковых писем.



Тема 4 Пиктография(1час). Наиболее древний вид письма. Пиктография у разных народов.



Тема 5.

(1час) Идеография. Иероглифы. Клинопись. Как изменилось пиктографическое письмо? Как раскрыли тайну Египетского письма? Месопотамская клинопись

Тема 6.Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные(1час) Первый алфавит гиксов. Создание азбуки Кириллом и Мефодием. Реформа 1918 года. Гражданский шрифт Петра Первого. Веселые буквы. Лишние Буквы.



Тема 7.Загадочный папирус(1час). Можно ли сломать язык? О чем рассказали буквы папируса. Расшифровка папирусов.



Тема 8.Итоговое занятие.(1час) Защита рефератов по проблеме курса «Тайна русской письменности».









Список рекомендуемой литературы для учителя.



1.Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1978г

2.Григоря Л. Т.Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку, Москва, 1988.



3.Жуков Д. М. Загадочные письмена, Москва, 1978.



4.Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку, Москва, 1984.



5.Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе, Москва, 1966

Книги для учащихся



1.Барашков В. Т. Знакомые с детства названия, Москва, 1983.



2.Булатов М. А. Собирал человек слова, Москва, 1966.



3.Вартаньян Э. Путешествие в слово, Москва, 1982.



4.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы, Москва, 1982.



5. Сахарный Л. В.К тайнам мысли и слова, Москва, 1984.



6.Успенский Л. В. По закону буквы. Москва, 1973.