СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов “Логик”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов “Логик”»



Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 классов

Логик”





Автор программы:

Комарова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№36»






















Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность существенно обогащает начальное образование. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Назначение программы кружка «Логик» состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить познавательные и творческие способности, расширить кругозор, проявить фантазию и смекалку. За основу взят материал из дополнительной литературы по разным предметам.

Данная программа разработана в соответствии: с требованиями нормативных документов:

-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам допобразования детей»

-Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

-Приказ ГлавУО и ПО Иркутской области от 25.06.04 №1163 , приложение №5 положения «Об авторских педагогических разработках»

Цели:

Развитие интеллектуальных способностей у учащихся младших классов.

Задачи программы:

- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и рисовать, раскрашивать, собирать пазлы;

- Применение знаний, полученных на уроках;

- Развитие внимания, памяти, логического и мышления, пространственного воображения;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие кругозора, творческих способностей и фантазии детей;

- Воспитание интереса к участию в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- Расширение коммуникативных способностей детей.

Основная форма занятий - для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.


Общая характеристика курса


Основу программы составляют интеллектуальные упражнения и тренинги, логические задания, головоломки различного типа, проблемные вопросы, интеллектуальные игры. Упражнения, тренинги задаются в игровой, состязательной форме.

Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Успешная реализация зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Программа кружка «Логик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года,это именно тот возраст, когда ребенок считает, что у него уже очень много знаний, и он испытывает потребность преобразовать их в конкретное действие. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с интересами, направленностью, потребностью заниматься самостоятельной творческой познавательной деятельностью. Учащиеся будут подготовлены к изучению основ наук. .Виды деятельности, использованные на занятиях должны быть занимательными, т. е. содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывать интерес у детей и способствовать созданию положительной -эмоциональной обстановки на занятиях. Занятие проводится 1 раз в неделю.1 класс - 33 часа, 2 - 4 класс по 34 часа.




Личностные и метапредметные результаты освоения курса


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные универсальные учебные действия.

  • основам реализации исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • бобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;




Содержание курса


1 год.

Вводное занятие.

Знакомство с целями курса, расписанием занятий, правилами поведения. Нацеливание на поиск проблем для будущего исследования.

Интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры нацелены на активизацию мыслительных процессов. Игры со словами: из одного слова составить как можно больше слов, составить цепочку метаграмм, изменяя одну букву. Ребусы в картинках. Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображенных в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов. Ребусы с запятыми. Ребусы с буквами и цифрами. Ребусы по типу “Буквы в букве”, “буква на или под буквой”. Правила решения ребусов. Логические игры. Решение головоломок.

Интеллектуально-развлекательные игры.

Игры с числами. Это задания на нахождения чисел на процесс повторяющихся цифр. Правило рисования одним росчерком. Составление композиций, которые можно нарисовать одним росчерком.

Свойства предметов.

Свойства предметов по размерам, способу производства, по материалам изготовления и др. Конструирование предметов с заданными свойствами. Реальные и мифические предметы. Общие и отличительные признаки предметов. Существенные и несущественные свойства предметов. Прием сравнения. Изучение приема сравнения. Основание для сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Подручные измерительные приборы. Сравнение величин, объектов, процессов.

Конструирование.

Развитие пространственного воображения и творческого мышления. Ознакомление со способами нарезание полосок из нелинованной бумаги. Творческое конструирование из полосок бумаги: фигурок животных, человека, растений и составления композиций. Знакомство с видами многоугольников, четырехугольников (прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм) и треугольников. Изучение их свойств, отличительных признаков. Изготовление аппликаций с помощью известных фигур. Китайская игра – танграмм. Изготовление танграмма. Волшебный круг. Составление заданных силуэтов. Упражнение со спичками.

Загадки как средство активизации мышления.

Сравнительные образы в загадках. Загадки о животных, растениях, природных явлениях. Конструирование загадок воспитанниками. Географические загадки. Конкурс загадок.

Решение задач.

Задачи интересные по содержанию имеют в условии необычные события или героев. Задачи с интересными способами решения. Задачи-сказки это задачи со сказочными героями. Шуточные задачи способствуют эмоциональному отдыху. Задачи на установление закономерностей.

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения за год. Задание на летние каникулы. Определение тематики проблем для исследования.

2 год.

Вводное занятие.

Обмен впечатлениями о летнем отдыхе. Повторение правил поведения, Правил безопасности жизнедеятельности.

Интеллектуальные игры.

Актуализация изученного материала. Решение и составление числовых ребусов.Комбинированные ребусы. Знакомство с софизмами. Подготовка и проведение интеллектуально-развлекательных игр. Геометрические головоломки. Правила составления кроссворда.

Плоскостные игры

Фигуры-силуэты. Тетрамино. Тримино. Пентамино. Знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме. Составление новых геометрических фигур из имеющихся, по заданию, по образцу, по собственному замыслу. Называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным способом.

Придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры по собственному замыслу, заданию, по условию.

Выкладывание силуэтов из полного набора элементов игры. Использование различных приѐмов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов.

Выкладывание силуэтов, сюжетов («Зоопарк», «Наш город» и др.) из двух одинаковых наборов в игре («Обитатели морей» - игры с расчленением круга «Вьетнамская игра» и «Волшебный круг»).

Графический диктант

Интеллектуальные игры

Софизмы. Дележи предметов в затруднительных обстоятельствах.

Решение логических задач.

Знакомство с основными видами логических задач и способами их решения. Конструирование задач. Занимательные задачи содержат элементы необычайного, интересного.Решение задач с помощью схем и таблиц. Умение составлять схемы, таблицы. Задачи на переливание жидкостей связаны с ограниченным числом емкостей.

Работа со словом

Соединяем несоединимое. Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Словоразбиватели - одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя. Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Решение олимпиадных задач. Заключительное занятие по изучаемой теме проводится в виде конкурса задач.

Подведение итогов обучения за год. Определения тематики проблем для исследования.






Тематическое планирование курса

1 класс


Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


Интеллектуальные игры.

Игры со словами.

2

1

1

Ребусы.

2

1

1

Составление ребусов

1


1

Логические игры.

2

1

1

Головоломки.

2

1

1

Интеллектуально-развлекательные игры, соревнования.

Игры с числами.

2

1

1

Рисование одним росчерком.

1


1

Свойства предметов.

Общие и отличительные признаки предметов.

2




2

Существенные и несущественные свойства предметов.

2

1

1

Изготовление предметов с заданными свойствами.

1

1


Конструирование из геометрических фигур.

Конструирование из полосок бумаги.

1


1

Танграмм.

2


2

Волшебный круг

1


1

Упражнение со спичками.

2


2

Графический диктант

1


1

Загадки, как средство активизации мышления.

Сравнительные образы в загадках.

1

1


Отгадывание загадок.

1


1

Конструирование загадок.

1


1

Конкурс загадок.

1


1

Учимся анализировать

Задачи “Отличие”

1


1

Задачи на развитие смекалки и сообразительности

3

1

2

Подведение итогов

1

1


Всего

33

11

23


2класс


Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


Интеллектуальные игры.

Числовые ребусы.

2

1

1

Комбинированные ребусы

3


1

2

Составление ребусов

1


1

Геометрические головоломки.

1


1

Кроссворд

2

1

1

Плоскостные игры

фигур-силуэтов


Тетрамино

2


2

Тримино

2


2

Пентамино

2


2

Графический диктант

1


1

Интеллектуальные игры.

Софизмы.

1

1


Дележи предметов в затруднительных обстоятельствах.

1

1


Решение логических задач.

Магические квадраты

2


2

Занимательные задачи

2


2

Задачи на переливание жидкостей

2


2

Работа со словом

Соединяем несоединимое

2

1

1

Словоразбиватели

2


2

Анаграммы


1


1

Найди слова

2


2

Разбор решений олимпиадных задач.


2


2

Всего

34

7

27



Материально-техническое обеспечение


Помещение для проведения занятий.

Наличие дидактических материалов

  • настольные игры, таблицы, перфокарты, лото, домино, настольные игры, изготовленные педагогом и детьми, пазлы, макеты;

  • множительную технику для копирования раздаточных материалов;

  • цветные карандаши, чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей и др.

  • школьная доска со створками или переворачивающаяся на другую сторону;

  • магнитные подвески;

  • стеллажи для работ обучающихся;

  • стол преподавателя с электрической розеткой на 220 в, недоступной для детей;

  • стенд для клубной информации, работ детей, фотографий, отчетов и др.;

  • компьютер для формирования банка работ детей, преподавателя, необходимых методических материалов, заданий и т.д.,

  • материалы для проведения занятий, магнитофон, мультимедийная установка.