Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Согласовано: | Утверждено: |
старший методист по учебной работе ___________________ В.А. Конозакова | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________А.В.Полежаева |
от «______» _________________ 2019 г. | Приказ от «_____» ______2019 г. №____ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Фадеевой Ксении Георгиевны
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа, согласно учебному плану школы.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- в диалоге с руководителем факультатива вырабатывать критерии оценки своей работы
Познавательные:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных типов, жанров, функциональных разновидностей языка;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме защиты проектов, презентации.
Содержание курса
Основное содержание тем | Основные виды деятельности и формы организации |
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час) |
Выявление читательских интересов | Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о чтении и анализе произведения как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, мышления, читательских переживаний. |
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 час) |
«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст произведения, как понято его содержание, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей. Пути раскрытия внутреннего содержания текста («открытость, прозрачность повествования», эмоциональная окраска слов, «отклоняющееся повествование», «подразумеваемый, скрытый подтекст», «постепенное раскрытие образов»). Продолжение работы с помощью упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработка совокупности умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. | Оценка актерского и авторского чтения; наблюдение над речевыми особенностями речи (логичность, точность, выразительность, образность, аргументированность, доказательность, лаконичность, ситуативность). Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги. Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Особенности чтения произведений разных жанров (пословиц, поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес, стихотворений). Самостоятельное написание собственных произведений разных жанров или даже стилей. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии). |
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. (1 час) |
Мастерство актеров в театре. Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский этюд. | Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов. Этюд «Знакомство» и «Ссора» Этюды «В театре», «Покупка театрального билета» |
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) |
От народной песни - к стихам поэтов. Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение песен. Фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты, идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни человечества. Актуальность фольклорных произведений. Мотивы народных песен, обработанных поэтами и прозаиками, для создания худ. образа. | Чтение и наблюдение. Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Конкурсное чтение и анализ. Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова. Сопоставление с текстами народных песен. |
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа) |
«Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания» Сказание о Борисе и Глебе. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. | Интонирование произведений. Обучение особенной ритмике речи в древнерусских сказаниях. Выразительное чтение. |
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час) |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Отрывки из книги Д. Николаева «Смех Щедрина». Сатирический смех Щедрина. Приметы фольклора в щедринских сказках. Авторская позиция, высмеивание человеческих пороков, место гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. | Формы организации: беседа с элементами анализа, создание собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). |
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов) |
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. | Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - «высмеять все дурное в России». Новизна финала. Сцена «вранья» Хлестакова. | Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. |
Художественны особенности диалогов, начала и концовки рассказов А. Куприна «Извозчик Петр», Е.И. Носова «Радуга», В.Н. Мирнева «Ночью». Размышления по поводу героев и их поступков, манеры держаться, разговаривать, общаться, сострадать, переживать за то, что совершено. Художественные средства, которыми автору удаётся создать ясную картину событий, переживаний и чувств героев. | Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков. |
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час) |
Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе. Программа концерта на тему «Родная природа в литературе, живописи и музыке» или музыкально-литературной композиции «Тихая моя Родина…». | Выразительное чтение стихотворений, выбранных обучающимися самостоятельно; подготовка иллюстрации и картин, связанных с изучаемыми произведениями. Формы организации: беседа, обсуждение, создание собственной иллюстрации, «проба пера» - создание собственных стихотворений, литературно-музыкальная композиция «Тихая моя Родина». |
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 час) |
Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся. | Отбор материала, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили». |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги | 1 |
2 | Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) | 4 |
3 | Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. | 1 |
4 | Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество | 2 |
5 | Раздел 5. Древнерусская литература | 2 |
6 | Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров | 4 |
7 | Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков | 10 |
8 | Раздел 8. Поэтические страницы | 5 |
9 | Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне | 5 |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час). |
1 | Введение | Выявление читательских интересов обучающихся | | |
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа) |
2 | Культура речи | Говорите не столько уху, сколько глазу | | |
3 | Анализ художественного произведения | Определение подтекста произведения через углубленный его анализ | | |
4 | Чтение в жизни человека | Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека | | |
5 | Практическая работа «Правильная речь» | Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии) | | |
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час). |
6 | Театр | Мастерство актеров в театре | | |
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа). |
7 | Поэты - песенники | От народной песни - к стихам поэтов | | |
8 | Народная песня | Конкурсное чтение стихотворений-песен | | |
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа). |
9 | Древнерусская литература | «Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания» | | |
10 | Сказание о Борисе и Глебе | Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное чтение | | |
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час). |
11 | Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина | М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок | | |
12 | Сказка «Коняга» | Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др | | |
13 | Картины по мотивам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций | | |
14 | М.Е. Салтыков-Щедрин и театр | Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору) | | |
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов) |
15 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования | | |
16 | Д.И. Фонвизин и театр | Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами | | |
17 | «Недоросль» на сцене | Репетиция спектакля «Недоросль» | | |
18 | Читаем Д.И. Фонвизина | Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И. Фонвизина. | | |
19 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии | | |
20 | Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы» | Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы | | |
21 | Н.В. Гоголь на сцене | Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами | | |
22 | «К нам едет «Ревизор»» | «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление | | |
23 | Современная литература | Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы, посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов | | |
24 | Современная литература | Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов | | |
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час) |
25 | Тема родины в поэзии | Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова | | |
26 | Тема природы в поэзии | Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов | | |
27 | Лирический герой | Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров | | |
28 | Практическая работа «Читаем стихи» | Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина» | | |
29 | Конкурс чтецов «Тихая моя Родина» | Представление литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина» | | |
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 час). |
31 | Стихи и песни в годы войны | Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер | | |
32 | Промежуточная аттестация | Защита проектов за курс внеурочной деятельности | | |
| Стихи о войне | Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений | | |
33 | Писатели-фронтовики | Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений | | |
34 | Конкурс чтецов «Чтобы помнили» | Литературная гостиная «Чтобы помнили» | | |
Литература
Андреев О.А., Л.Н. Хромов «Учитесь быстро читать» – М.: Просвещение, 2011.
Беленький Г.И., Снежевская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
Гранник Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. «Когда книга учит» – М.: Просвещение, 2014
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», М.: Просвещение, 2010 г.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.