СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная физика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования ключевых компетенций младших школьников через эксперементальную деятельность. Реализовать программу можно в первом классе на внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная физика»»



Департамент образования мэрии города Новосибирска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 92» (МБОУ СОШ № 92)

г. Новосибирск, ул. Киевская, д.7, тел. 341-53-51, тел./факс 341-38-10,

e-mail: sch_92_nsk@nios.ru, ИНН 5404141408 КПП 540401001 ОГРН 1025401489134



Рассмотрено

На методическом объединении

учителей начальных классов

МБОУ СОШ 92

Протокол №1


Согласовано:

Руководитель методического объединения

Кротова Е.Ю. ________________

Протокол заседания №1






Программа

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная физика»

1 - 2 класс

Составитель:

Одинцова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов









2022 год



Программа «Занимательная физика».

Статус программы

Программа формирования задатков ключевых компетентностей младших школьников через экспериментальную деятельность создана для учащихся начальной школы в связи с необходимостью обновления содержания современной школы в рамках реализации требований ФГОС и направлена на освоение деятельности, результатом которой будет умение проводить опыты и наблюдения через сложные физические явления.


Объём программы.

На реализацию программы отводится 68 часов: по 2 часа в неделю.

Пояснительная записка

Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Ориентируясь на заказ социума и формирование компетентности продуктивной творческой деятельности учащихся, школа стремится предоставить ученикам и родителям возможность свободного выбора и дальнейшего формирования своего индивидуального образовательного пути в соответствии с интересами, возможностями и способностями ребенка. Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе позволяет учащимся не только реализовать свой творческий потенциал, но и создает условия для безболезненной социальной адаптации.  Наше формирующееся технологическое общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения), обладать творческим мышлением и стремлением к самосовершенствованию; умением работать в команде, т.е. нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Действительно, если ученик знает, как учиться, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить информацию, необходимую для решения проблем, как использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, то в будущем ему будет легче повысить квалификацию, получить любые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Ведь знания, в каком бы объеме они ни были бы усвоены, рано или поздно устаревают, в то время способность к творчеству остаются с человеком.


Программа «Занимательные опыты по физике» вооружают учащихся младших классов знаниями, необходимыми для осмысления явлений и процессов происходящих в природе , технике, быту: формируют диалектико- материалистическое мировоззрение. Главной задачей программ факультативных пропедевтических курсов является объединение эмоционального восприятия с рациональным. К сожалению, в настоящее время не всегда есть возможность сопровождать уроки натурным экспериментом, особенно таким, чтобы участвовали все ученики. На мой взгляд, физический эксперимент не столько средство наглядности, сколько необходимая база и инструмент развития способностей младших школьников. Изучение физических законов и явлений на основе постановки демонстрационных опытов позволяет формировать и развивать у школьников умения наблюдать, выдвигать гипотезы и планировать свою деятельность в соответствии с ходом эксперимента, выделять общее и частное, проводить анализ и сравнение.

Проведение физического эксперимента позволяет  развивать у детей младшего школьного возраста не только наглядно-образное, но и абстрактное мышление. Изучение данного курса сопровождается наблюдениями, опытами и обсуждением увиденного и прочитанного. Физические опыты можно делать простыми бытовыми предметами.

Физические фокусы, которые учащиеся могут показывать с помощью родителей, в кругу друзей, изготовлять смешные игрушки – самоделки, убеждают  учащихся в практической направленности.

Выполнение опытов и наблюдений, при исполнении которых одновременно работают руки и голова, основные органы чувств с помощью, которых мы познаем мир, приводит к тому, что в сознании строятся первоначальные физические понятия, строятся они , исходя из собственного опыта ученика.

Усвоение физических понятий происходит тогда и только тогда, когда учащиеся активно и многократно применяют их. Поэтому, чем чаще приходится детям размышлять над явлениями природы, тем глубже и осознаннее они усваивают новые закономерности.

Определенное количество домашних опытов и наблюдений, развивает у учащихся изобретательский подход, инициативу и творчество, приучают ребят к сознательному и целеустремленному труду.

Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, я сочетаю в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.

Цель курса:

Показать детям, что окружающий их мир познаваем.


Данный курс занятий решает  основные задачи :

1.Довести изучение каждого физического явления до сознательного и действенного восприятия учащимися окружающего мира.

2. Удовлетворить познавательные интересы и запросы учащихся младшего школьного возраста.

3. Научить ребят проявлять инициативу, творчество, вооружить способами решения любой физической ситуации.

4. Научить изготавливать простейшие физические приборы, проводить эксперименты, иллюстрирующие наблюдаемые явления.

5. Научить выполнению физических фокусов, объяснению их результатов.

Руководствуясь общеобразовательной программой , в основе которой лежит деятельностный подход к обучению, формируем следующие умения:

  1. Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения простого опыта;

- отбирать необходимые для постановки эксперимента источники информации среди предложенной учителем дополнительной литературы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и обобщать физические явления4

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, рисунок);

- делать выводы на основе опыта;

2. Регулятивные УУД

- самостоятельно формировать цель постановки опыта после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать экспериментальную проблему;

- составлять план действий отдельно взятого опыта совместно с группой;

- работая над опытом, соблюдать технику безопасности;

3. Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли по решению той или иной проблемы;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы4

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с детьми6 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместной работе над опытом;



Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные

  • игры;

  • упражнения;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

  • Разминка.

  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.

  • Физминутка.

  • Занимательные опыты

  • Рефлексия.

Особенности организации работы кружка

Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, материал занятия.

В начале каждого занятия- « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся темы занятия.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Затем мы переходим к теме занятия выясняем что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.

В течение следующих 3-4 минут - « Мой подарок»-физминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.

Физминутка  позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.

Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных . Опыты подбираются в соответствии с возрастом.

Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли , работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом: красный- получилось всё отлично, жёлтый- всё хорошо, зелёный- только часть выполнена так, как хотелось, синий- не получилось так, как хотелось.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • преемственность.


Система отслеживания и оценивания результатов.

Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:

    • беседы

    • устного опроса

    • участия в олимпиадах и конкурсах

    • итоговых уроков-праздников

    • исследование познавательного интереса.



Содержание программы (68ч, 2ч в неделю).

I Введение (2ч). 1. Занимательный урок физики в начальной школе.

2.Здравствуй, физика.

II Звук (14ч).

Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки. Распространение звука в различных средах. Образование эха.

Опыты:

1. Линейка и проволочка.

2.Спичечный телефон

3. Музыкальный инструмент.

III Свет (20ч).

Образование солнечных зайчиков. Рисунки солнечного света.

Опыты:

4.Сломанная ложка.

5. Стакан смеха.

6. Живая голова в стакане.

7. Перевёртыши.

8. Вниз головой.

9. Не просто капля.

10. Лёд и пламя.

11. Свет и цвет.

12. Отражение радуги.

13. Цветная юла.

IV Теплота (6ч).

Тепловые явления. Измерение температуры. Термометры. Термос. Греет ли шуба?

Эксперименты и опыты:

Опыты с мороженым в шубе.

Термометр из бутылки

Как шаги переделать в огонь.


V Жидкости, газы и твердые тела (8ч).

Три состояния веществ. Образование ветра. Дождь. Снег.

Эксперименты и опыты:

Почему взлетает воздушный шар?

Почему дует ветер?

Жидкие камни.

Твердая вода.

Почему идет снег.

VI Пространство и время (4ч).

Солнечная система. Вращение планет. Солнце – источник света и тепла. Наша соседка Луна. Солнечные и лунные затмения.

Эксперименты и опыты:

Кто куда идет

Солнечные часы.

VII Электричество и магнетизм (10ч).

Понятие об электрическом токе. Магниты. Магнитное поле Земли.

Опыты:

14. Волшебная палочка.

15. Головокружительные пируэты.

16. Пляшущие человечки.

17. Батарейка из лимона.

VIII Обобщающие занятия (4ч). Ставим опыты сами.



Календарно – тематическое планирование.

Содержание занятий

Количество часов

Дата

Введение – 2 часа

1.

Занимательный урок физики в начальной школе.

1


2.

Здравствуй, физика.

1


Звук – 14 часов.

1.

Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки.

2


2.

Распространение звука в различных средах. Эхо.

2


3.

Занимательный опыт. О «Дрожалке» и «Пищалке»

2


4.

Занимательный эксперимент. Как сделать звук громче.

1


5.

Игра «Как аукнется, так и откликнется»

1


6.

Опыт 1. Линейка и проволочка.

2


7.

Опыт 2. Спичечный телефон.

2


8.

Опыт 3. Музыкальный инструмент.

2


Свет – 20 часов.

1.

Образование солнечных зайчиков.

2


2.

Рисунки солнечного света.

2


3.

Занимательный опыт. Солнечные зайчики

1


4.

Фокусы с зеркалами.

1


5.

Опыт 4.Сломанная ложка.

1


6.

Опыт 5. Стакан смеха.

1


7.

Опыт 6. Живая голова в стакане.

2


8.

Опыт 7. Перевёртыши.

2


9.

Опыт 8. Вниз головой.

2


10.

Опыт 9. Не просто капля.

2


11.

Опыт 10. Лёд и пламя.

1


12.

Опыт 11. Свет и цвет.

1


13.

Опыт 12. Отражение радуги.

1


14.

Опыт 13. Цветная юла.

1


Теплота – 6 часов.

1.

Тепловые явления. Измерение температуры. Термометр.

2


2.

Греет ли шуба? Термос.

1


3.

Занимательный опыт. Опыт с мороженым в шубе.

1


4.

Эксперимент. Термометр из бутылки.

1


5.

Игра «Как шаги переделать в огонь»

1


Жидкости, газы и твердые тела – 8 часов.

1.

Три состояния вещества. Образование ветра.

2


2.

Когда будет дождь. Снег.

1


3.

Эксперимент. Почему взлетает воздушный шарик?

1


4.

Занимательный опыт. Почему дует ветер.

1


5.

Опыт. Жидкие камни.

1


6.

Опыт. Твердая вода.

1


7.

Игра «Почему идет снег?»

1


Пространство и время – 4 часа.

1.

Солнечная система. Вращение планет. Солнце.

1


2.

Луна. Солнечные и лунные затмения.

1


3.

Занимательный опыт. Кто куда едет.

1


4.

Эксперимент. Солнечные часы.

1


Электричество и магнетизм -10 часов.

1.

Что такое электрический ток7

2


2.

Магниты. Магнитное поле Земли.

2


3.

Занимательный опыт. Как добыть немного электричества.

1


4.

Занимательный опыт. Про магниты.

1


5.

Опыт 14. Волшебная палочка.

1


6.

Опыт 15. Головокружительные пируэты.

1


7.

Опыт 16. Пляшущие человечки.

1


8.

Опыт 17. Батарейка из лимона.

1


Обобщающие занятия – 4 часа

1.

Модель ёлочной гирлянды.

1


2.

Модель карманного фонарика.

1


3.

Игра «Поделись с другом».

1


4.

Игра «Волшебный гвоздик».

1






















Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение.

2

-

2

2.

Звук.

6

8

14

3.

Свет.

4

16

20

4.

Теплота.

3

3

6

5.

Жидкости, газы и твёрдые тела.

4

4

8

6.

Пространство и время.

2

2

4

7.

Электричество и магнетизм.

4

6

10

8.

Обобщающие занятия.

-

4

4

9.

Всего:

25

43

68