Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
5 -9 класс
Учитель русского языка и литературы
Семилетова Г.И.
2020-2021 уч.год
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы:
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы:
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации:
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы .
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Содержание занятий |
план | факт |
1 | | | Введение. Язык мой – друг мой. | Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире |
2 | | | Словарь – мой добрый друг и верный помощник. | Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся |
3 | | | Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки). | Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек |
4 | | | Устный журнал «Что в имени тебе моем?» Собственные имена. | Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации. |
5 | | | Звуки не буквы! | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. |
6 | | | Банты и шарфы. Что такое орфоэпия? | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами. |
7 | | | В царстве смыслов много дорог. | Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». |
8 | | | Об одном и том же разными словами. | Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?» |
9 | | | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова. |
10 | | | Они всегда противоречат. | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». |
11 | | | Словари «чужих» слов. | Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке. |
12 | | | Фразеологические обороты. | Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе». |
13 | | | Орфография. Без него нельзя никак – Ь | Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы. |
14 | | | Мягкий знак в конце и середине слова. | Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки. |
15 | | | Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих. | Грамматические сказки .Инсценировка. |
16 | | | Страна Ошибок. Словарик Словознайкина. | Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов. |
17 | | | Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». | Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач. |
18 | | | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”. | Решение орфографических задач и кроссвордов. |
19 | | | Непроизносимые согласные. | Решение кроссвордов, составление веселых рифм. |
20 | | | Играем в загадки. | Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие. |
21 | | | Как строятся слова? | Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач. |
22 | | | Из чего состоят слова? Слова-родственники. | Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов» |
23 | | | Занимательная викторина «Строители слова» | Повторение навыков правописания морфем. |
24 | | | Существительные – слова с предметным значением | Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте. |
25 | | | Местоимения. Достойная замена. | Дидактические игры, отработка навыков использования местоимений в речи. |
26 | | | Прилагательные – слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное». | Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные. |
27 | | | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова – части речи. | Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра. |
28 | | | Игра “Я знаю части речи”. | Определение смысловых и грамматических связей между словами. |
29 | | | Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как? | Работа по нахождению наречий в тексте. |
30 | | | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | Рассказ о происхождении «маленьких слов» |
31 | | | Сколько слов Вы знаете? | Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…» |
32 | | | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | Занятие по расширению словарного запаса слов. |
33 | | | Сколько языков на Земле? | Занятие по расширению кругозора учащихся. |
34 | | | Мы говорим его стихами. Афоризмы. | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. |
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.