Занятие 1: Что такое здоровый образ жизни, его элементы. Валеология – наука о здоровом образе жизни.
Цель: Дать определение понятия Валеология, познакомить с критериями здоровья, Факторами ,влияющими на здоровье, элементами Здорового образа жизни.
Определение понятия здоровье. Параметры определения здоровья – рост, вес, частота пульса, давление. Популяционные характеристики здоровья: средняя продолжительность жизни, уровень младенческой смертности, уровень заболеваемости и инвалидности. От чего зависит здоровье: наследственность – 10%, экология – 20%, уровень здравоохранения – 10%, здоровый образ жизни – 60%.воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
• стресс
• загрязнение окружающей среды
• легальные наркотики (алкояд, табакояд)
• нелегальные наркотики (марихуана, кокаин, героин и др.)
Однако, восточная медицина относит к факторам, составляющим здоровье, следующие:
• образ мыслей - 70 %
• образ жизни - 20 %
• образ питания - 10 %
Критерии общественного здоровья:
• медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
• заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
• первичная инвалидность.
• показатели физического развития.
• показатели психического здоровья.
Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).
Некоторые биологические показатели нормы для взрослого человека
• частота сердечных сокращений — 60-90 в минуту
• артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт.ст.
• частота дыхательных движений — 16-18 в минуту
• температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)
Занятие 2: Отказ от вредных привычек: Курение-яд.
Цель: Познакомить с причинами, из-за которых человек втягивается в курение. Объяснить, как происходит втягивание человека в зависимость от курения. Последствия курения для организма в целом и особые последствия для организма подростка. Объяснить вред, наносимый курением. Выработка навыков отказа от ситуаций, связанных с курением.
Почему люди курят? (за компанию, из желания показать свою взрослость, ритуал, традиции). Последствия курения – влияние на внешность, последствия для легких, сердца, печени, почек, мозга. Пассивное курение более опасно. Курение – привычка бедняков.
Занятие 3: Основы собриологии.
Цель: Познакомить с наукой «собриологией». Познакомить с историей употребления алкоголя в России, доказать, что употребления алкояда в России началось в конце XIX – начале XX века и не было характерно для русского народа, поэтому раньше русские люди были здоровы. Показать, какой вред наносит употребление алкоголя русскому народу и обществу в целом.
История употребления алкояда в России, сравнение показателей с другими странами, социальные последствия употребления алкояда: рождение больных детей, рост травматизма, смертность от алкояда, рост преступности, судьбы детей алкоголиков.
Занятие 4: Правда и мифы о алкоголе.
Цель: Показать последствия употребления спиртного на организм. Доказать, что алкоголь – яд для организма. Доказать, что употребление алкоголя – это медленное убийство своего организма и своего здоровья и прежде все мозга. Выработать стойкое нежелание употребления алкоголя. Показать особо пагубные последствия употребления алкоголя женщинами и детьми.
Влияние алкоголя на мозг – убийство нервных клеток, печень пытается справиться с алкоядом и что происходит, когда ее ресурсы исчерпываются, почему невозможно справиться с тягой к алкоголю. Физиологические и психологические последствия употребления алкоголя. Что такое белая горячка. Пивной алкоголизм, женский алкоголизм, детский алкоголизм.
Занятие 5: Трезвенническое мировоззрение.
Цель: Познакомить с понятием «трезвенническое мировоззрение» , сформировать главный элемент мировоззрения – стойкое неприятие спиртного в своей жизни. Выработка навыков противостояния влиянию общества отравленного алкоголем, которое допускает употребление алкоголя.
Можно ли помочь алкоголику? Как отказаться от употребления алкоголя. В основе второй классификации К. Красовского — критерии убеждённости и активности. Согласно этому критерию существуют:
1) «активные трезвенники», которые активно демонстрируют свою трезвость и при всяком удобном случае пытаются убедить других людей отказаться от наркотиков (алкояда/табакояда);
2) «уверенные трезвенники», которые никогда ни при каких обстоятельствах не скрывают свою трезвость, но и не стараются всегда демонстрировать её;
3) «пассивные трезвенники», которые стремятся не афишировать свою трезвость, но не стыдятся её, просто находят благовидные предлоги не пить («я за рулём», «организм не принимает алкояда» и т.п.;
4) «стыдящиеся трезвенники» — это люди, которые ведут трезвый образ жизни, но стыдятся его, пытаются это скрыть.
Независимо от этих классификаций можно рассматривать некоторые другие виды трезвенников: например, совестливый трезвенник. Совестливый трезвенник — человек, который живёт трезво, потому что жить по-другому ему совесть не позволяет. Жить по-другому — это плохо, безнравственно, стыдно. (по С. C. Аникину)
Трезвенник благоразумный — трезвенник, так же как и религиозный, трезвенно запрограммированный, но на основе не религиозных, а небольшого объёма научных знаний, в части случаев с помощью клятвы или обета жить трезво.
Трезвенник естественный — человек, всю свою жизнь свободный от табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности и отравления табачно-алкогольно-наркотическими ядами (по А. А. Звереву).
Трезвенник религиозный — человек, не обладающий научными знаниями об алкоядной проблеме, но удерживающийся от алкояда убеждённостью в греховности самоотравления им, внушенной с детства (в исламе, буддизме, индуизме, вишнуизме и других трезвых религиях).
Трезвенник сознательный — трезвенник, хорошо знающий алкоядную проблему и осмысленно, на основе достаточного запаса научных знаний избравший трезвый образ жизни.
Сознательные трезвенники — особо ценная часть населения, их нельзя соблазнить алкоядом, они принципиальны, являются носителями трезвеннической мысли, добровольно пропагандируют трезвость, благожелательно, сочувственно относятся к травящимся, алкоголиков считают не отбросами общества, а жертвами травящихся, и в меру возможностей стараются помогать им (Г. А. Шичко). Сознательные трезвенники знакомы с приёмами и методами программирования на отравление табачно-алкогольно-наркотическими ядами и свободны от табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности, являются примером трезвого образа жизни, борцами за установление трезвости в стране и мире. Членами Союза борьбы за народную трезвость и Международной Академии Трезвости являются в основном сознательные трезвенники.
Трезвенническая (трезвенная) деятельность (работа) — форма трезвого бытия и трезвенный способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное с точки зрения трезвенного мировоззрения изменение и преобразование окружающего мира в аспектах формирования культуры здоровья и утверждения трезвого образа жизни.
Практически — это, во-первых, личный пример сознательно трезвой жизни, распространения трезвенной информации, прививания окружающим трезвенных убеждений, трезвенное просвещение.
Трезвенническая мысль (идея) — совокупность идей о трезвом бытие человека как о естественном и единственновозможном, а также путях достижения всеобщей трезвости и утверждения трезвого образа жизни.
В своём развитии трезвенническая мысль прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий формирования трезвого образа жизни подростков и молодёжи.
Трезвеннический — относящийся к трезвенникам, трезвому образу жизни, трезвенной деятельности, трезвенному движению и трезвенному мировоззрению.
Трезвенное (трезвенническое) воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования трезвой личности; формирование способности жить согласно трезвым нормам и принципам трезвенной морали с целью воплощения их в практической деятельности.
В ходе трезвенного воспитания осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое самоотравление наркотическими веществами, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, здравосозидания, здравотворчества, правильного поведения и духовно-нравственных ценностей своего народа. Понятие трезвенного воспитания включает в себя разнообразные формы жизнедеятельности человека, которые существуют вопреки идеологии травления наркотиками (опьянения).
(отдельные вопросы трезвенного воспитания затрагиваются в научно-популярных лекциях профессора Владимира Георгиевича Жданова, а также этнографа и доктора исторических наук Виктора Павловича Кривоногова)
Занятие 6: Вся правда о наркотиках. Что такое наркотик.
Цель: Познакомить с критериями определения наркотического вещества, последствиями употребления наркотических веществ для организма и для общества. Доказать, что вред, наносимый наркотиками самый значительный из всех веществ, вызывающих зависимость. Показать, как человек незаметно для себя втягивается в порочный круг употребления наркотиков. Доказать, что «легких наркотиков не бывает.
Медицинский критерий — вещество, лекарственное средство оказывает специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на ЦНС, что может являться причиной его немедицинского потребления, а также обладает потенциалом к формированию пристрастия и/или болезненной зависимости (т. н. «аддиктивным потенциалом»). Это наиболее объективный критерий, так как мнение медицинского сообщества достаточно стабильно, а медицинские факты с трудом поддаются искажению.
• Социальный критерий — немедицинское потребление рассматриваемого вещества принимает большие масштабы и наносимый вред приобретает социальную значимость.
• Юридический критерий — средство официально признано наркотическим и включено в перечень наркотических средств. Айдозеры
В последнее время в средствах массовой информации появился термин «цифровые наркотики», под которым понимаются специальные аудиофайлы, либо программы, генерирующие звук. Для обозначения таких программ или файлов имеются сленговые выражения «idozers» и «idosers» — айдо?зеры. Утверждается что эти звуки могут вызывать у человека ощущения, сходные с ощущениями, вызываемыми употреблением настоящих наркотиков: курение марихуаны, употребление ЛСД и т.п. Такие эффекты вызываются звуками за счет так называемых бинауральных ритмов. То есть эти ритмы, соответствующие частотам головного мозга человека, образуются в мозгу слушателя при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных разных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Произведенные таким образом эмбиентные звуки оказывают влияние на работу мозга человека.
Тяжелые и «легкие» наркотики. Как происходит привыкание. Влияние наркотиков на здоровье. Стадии деградации наркозависимого. Что такое передозировка. Вещества подобные наркотикам.
Занятие 7: Наркомания как социальная болезнь.
Цель: Продолжить разговор о наркомании. Доказать, что распространение наркотиков – преступный бизнесс, который ставит своей целью вовлечение как можно большего числа зависимых и получение максимальной прибыли. Заострить внимание на последствия наркомании для общества. Доказать, что наиболее легкой добычей наркоторговцев становятся подростки Разобрать ситуации, как противостоять наркотрговцам. Познакомить с ситуациями, что делать, если знаешь о том, что кто-то распространяет наркотики. Что делать, если твой друг употребляет наркотики.
Пути вовлечение в наркотическую зависимость и как противостоять тем, кто этого хочет. Что делать, если кто-то уже начал употребление наркотиков.
Занятие 8: Скажи «нет» наркотикам – практическое занятие по овладению приемами сопротивлению попыткам навязать употребление наркотика.
Цель: Выработать практические навыки по сопротивлению попыткам наркоторговцев вовлечь Вас в употребление наркотиков.
Элементы Здорового Образа Жизни
Занятие 9: Спорт и его влияние на здоровье,
Цель: Познакомить с благотворным влиянием физкультуры и движения на человека. Доказать, что движение необходимо, познакомить с последствиями гиподинамии. Показать, как правильно заниматься зарядкой, физкультурой, бегом, фитнесом. Доказать, что в наиболее преуспевающих странах модно заниматься физкультурой и фитнесом. Познакомить с понятием «искривление позвоночника» и его последствиями. Как предотвратить его и выработать в себе красивую осанку.
Как правильно заниматься спортом для поддержания здоровья. Утренняя зарядка, ходьба и бег. Правильная осанка.
Занятие 10.Полезные привычки: свежий воздух, режим дня, гигиена труда, сколько нужно спать.
Цель: Познакомить с благотворными последствиями соблюдения режима дня, хорошего сна и свежего воздуха. Выработка навыков работы и прогулок на свежем воздухе, соблюдения режима дня. Выработать « правила хорошего сна».
Занятие 11: Закаливание.
Цель: Познакомить с историческими примерами, как физически слабый человек через закаливание стал не просто здоровым и физически крепким, а способным преодолевать серьезные препятствия. Познакомить с правилами видами проведения закаливания. Доказать, что во всем нужна постепенность. Показать опасности неправильного применения закаливающих процедур.
Как начинать закаливание. Водные процедуры, солнечные ванны, воздушное закаливание, моржевание, о русской и финской бане.
Занятие 12: Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека.
Цель: Познакомить с правилами составления ежедневного рациона. Доказать, что наиболее здоровым является разнообразное питание. Доказать необходимость всех пищевых продуктов для организма. Показать последствия несбалансированного питания. Познакомить с вредными продуктами и их влиянием на организм. Доказать, что забота о правильном питании и ответственности за него лежит на каждом человеке. Познакомить с причинами расстройства пищевого поведения и профилактики их возникновения. Что делать, если надо похудеть. Выработать правила «здорового похудения».
Информированность о качестве употребляемых продуктов; пирамида необходимых продуктов. Сбалансированность питания, режим принятия пищи, режим употребления воды. Качество продуктов питания. Вред переработанных продуктов: газированных напитков, чипсов, избыток сладкого, осторожнее с кофеином. Особенно полезные продукты – овощи и фрукты. Как правильно похудеть. Анорексия и булимия – расстройство пищевого поведения.
Занятие 13: Влияние окружающих факторов на здоровье
Цель: Познакомить с неблагоприятными последствиями на организм окружающей среды в больших городах и в быту. Познакомить с неблагоприятным воздействие электромагнитного поля и тем, как уберечься от этого воздействия. Познакомить с вредными последствиями пользованием мобильным телефоном. Выработать «правила обращения с мобильным телефоном». Показать последствия воздействия на психику и зрение неконтролируемого просмотра телепередач. Выработать «правила просмотра телевизора». Познакомить с опасностью долгого пребывания на солнце и выработать «правила пребывания на солнце» в летний период. Познакомить так же с благотворным влиянием солнечных лучей.
Экологическая обстановка, влияние электромагнитных волн, почему нужно выключать электроприбры, солнечная активность и правила пребывания на солнце. Споры о вреде мобильного телефона.
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);
Занятие 14: СПИД: внимание опасность.
Цель: Познакомить с заболеванием СПИД и ВИЧ, их опасностью. Показать пути распространения этих заболеваний. Доказать, что здоровое поведение снижает опасность заразиться СПИДом. Где и как можно провериться на СПИД. Доказать, что если соблюдать определенные правила общаться с больным СПИДом не опасно. Познакомить с дневниками больных СПИдом , чтобы выработать милосердное отношение к таким больным.
Занятие 15: О вреде абортов
Цель: Познакомить с понятием «русский крест». Доказать, что лучшее, что может произойти в жизни – это рождение ребенка. Доказать, что аборт – это убийство. Познакомить с последствиями аборта на организм и на психику женщины. Доказать, что половую жизнь нужно начинать только в совершеннолетнем возрасте. Познакомить с особой опасностью первого и раннего аборта. Воспитание моральных принципов целомудрия.
Занятие 16: Особое место правильного психологического настроя
Цель: Показать влияние психических установок на образ жизни и на здоровье. Выработать позитивные установки. Показать пагубное воздействие чрезмерного стресса и выработать навыки снятия стресса и его негативных последствий. Доказать, что соблюдение моральных норм и принципов благотворно сказывается на здоровье. Познакомить с рекомендациями и судьбами долгожителей.
Любите Родину, делайте добро, замечайте хорошее, веселитесь, общение с природой, нагружайте интеллект, общайтесь с интересными людьми, трудитесь.
Как снимать стресс. Уходите от апатии и равнодушия.
Занятие 17: Конкурс плакатов, сочинений, дневников о здоровом образе жизни.
Цель: Обобщить и закрепить знания о Здоровом образе жизни. Подвести итоги изучения курса. В творческой форме обобщить правила ЗОЖ. Развить креативное мышление, дать возможность проявить способности и таланты.