МБОУ « Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Программа
летнего
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Территория детства»
Авторы-составители:
Мартынова И.А.начальник лагеря
Воспитатели: Скворцова С.В.,
Малашта С.Б.
с. Санномыск
2017 год
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Территория детства» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физкультурно-оздоровительная деятельность, художественно - творческое направление, экологическое, патриотическое направление духовное развитие детей. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Автор программы | Мартынова И.А. начальник лагеря Воспитатели: Скворцова С.В., Малашта С.Б., Борисова М.В. |
6 | Муниципальное общеобразовательное учреждение, представившее программу | МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа » |
7 | Адрес, телефон | с. Санномыск ул. Ленина, дом 1 Тел: 26 – 6 - 39 |
8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
9 | Количество, возраст учащихся | 45 учащихся с 7 до 14 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен | 1 июня - 30 июня 2017года, 1 смена |
Содержание программы:
Пояснительная записка …………………………………………………………………4 - 5
Цель и задачи программы.……………………………………………………………….6
Принципы работы………………………………………………………………………6
Участники программы……………………………………………………………….…7
Содержание программы………………………………………………………………….7
Направления и виды деятельности………………………………………………………7-11
Формы и режим занятий………………………………………………………………….11
Формы и методы…………………………………………………………………………..11
Ожидаемые результаты ………………………………………………..….…................11- 12
Кадровый ресурс………………………………………………………………………...12
Материально-технический ресурс………………………………………………………12-13
Приложение ……………………………..………………………………………………..
Пояснительная записка.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в ЛДП направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «Санномыская СОШ». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей работающих родителей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
спортивно-оздоровительное
образовательно – досуговое
эстетическое
гражданско - патриотическое
эколого – валеологическое
трудовое
В лагере создано 3 отряда по 15 человек. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 7 до 14 лет.
Воспитателями в лагере работают педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровая комната, учебные кабинеты, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, ДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.
Цель:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы работы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Территория детства» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на июнь 2017 года из числа учащихся 1-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 21 день, количество детей 45 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации
Содержание программы.
Направления и виды деятельности:
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:
Спортивно-
оздоровительное
направление
Образовательно -
досуговое Трудовое
Лагерь с дневным пребыванием «Территория детства»
направление направление
Гражданско- Эколого-
патриотическое валеологическое
направление направление
Эстетическое
направление
Спортивно – оздоровительное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Вовлечение детей в различные формы спортивноно-оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение знаний об охране здоровья. | Утренняя гимнастика (зарядка) Спортивные игры на спортивной площадке. Подвижные игры на свежем воздухе Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода») Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ) | Социально - активная личность, физически и психически здоровая, обладающая духовно-нравственными качествами |
Эстетическое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей. | Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты») Конкурсные программы («Праздник лета») Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека») Игровые творческие программы («Кто во что горазд») Концерты («Звездопад») Творческие игры на занятиях в кружках | Развитое чувство прекрасного. Умение найти себя в творчестве. Массовое участие в культурном досуге. |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Трудовое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда | Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду) Общественно значимый труд (работа на пришкольном участке 5-8 классы) Уборка прилегающей территории | Личность, способная к свободному созидательному труду. |
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Эколого-валеологическое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | Экскурсии, походы Беседы, лекции «Территория безопасности» Викторина «Край мой родной» | Личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками |
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Гражданско- патриотическое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовным ценностям российской истории. | Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» Посещение музея в сельском клубе; Подвижные народные (казачьи) игры (Лапта, городки); Игра-вертушка «Россия – моя страна!» Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Патриот» | Личность, любящая свою большую и малую родину, готовая защищать интересы своего Отечества |
Образовательно- досуговое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. Организовать деятельность творческих мастерских. | Мероприятия различной направленности Игры Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т.д. Тематические сборы и линейки. | Личность, творчески проводящая свободное время. |
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 21 день.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- экологические проекты, акции;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Кадровый ресурс:
· В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координатор смены:
Кураторы отрядов:
Материально-технический ресурс:
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Классные кабинеты: № 2, № 4, № 5. | Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, выпуск отрядных уголков | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | воспитатели |
Спортивная площадка | Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | воспитатели |
Пришкольный участок | Занятия на природе, изготовление гербариев, трудовые десанты | Материальная база школы | Воспитатели, дежурные учителя |
Медкабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинская сестра |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Фонд социального страхования, республиканский бюджет | повар |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |