Пояснительная записка
Общество на современном этапе испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Правительством РФ утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р). Основное направление реализации Концепции в дошкольном образовании - это обеспечение условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста деятельностного подхода как инновационной педагогической технологии, которая стимулирует процесс познания ребенка, развивает самостоятельность и инициативность.
Конструирование и моделирование является одним из средств развития умственных способностей детей дошкольного возраста, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, но используются педагогами недостаточно. Поэтому творческой группой структурного подразделения «Колобок» МДОУ «Детский сад Стрежевой» (далее СП «Колобок») было принято решение о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «ЛегоМир» для детей 5-7 лет, цель которой – развитие технического творчества, познавательных способностей, логического мышления дошкольников на основе робототехники.
Задачи:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Программа «ЛегоМир» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Категория детей – нормотипичные дети, дети с нарушениями речи, дети с задержкой психического развития.
Актуальность программы заключается в следующем:
востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении;
отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Направления образовательной деятельности:
познавательное развитие;
развитие ручной моторики;
развитие речи;
развитие ориентировке в пространстве;
ознакомление с математическими множествами, выявление симметрии;
обогащениеи систематизация знаний воспитанников об окружающем мире; развитие мышления, памяти, внимания; обучение работе в группе.
Программой предусмотрено блочно - тематическое планирование с использованием конструктора «Лего» и конструктора Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo), система занятий с детьми, диагностический инструментарий, информационно-консультативный материал для родителей.
Дополнительная образовательная деятельность по робототехнике реализуется в кружке «ЛегоМир» и рассчитана на 1 год обучения – (9 месяцев).
Организация дополнительного образования строится в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми 1 раз в неделю, в соответствии с требованиями СанПиН.
Виды образовательной деятельности:
Поисковая и исследовательская деятельность, которая активизирует познавательную активность дошкольников;
Экспериментальная деятельность, проектная деятельность, способствующая развитию творческой инициативы воспитанников;
Практические занятия с детьми, через организацию деятельностного и творческого подхода к созданию моделей из конструктора «Лего».
Формы организации:
создание построек для сказочного сюжета, героев сказок; обыгрывание построек через игры- драматизации беседы по теме сюжета.
Методы обучения конструированию:
Анализ образца поделки или схемы, рисунка;
Поэтапное изготовление поделки;
Анализ собственной поделки, сравнение с образцом;
Анализ неудач;
Планирование деятельности по исправлению ошибки.
Предполагаемый результат:
Дети умеют
— анализировать результаты своей работы и вырабатывать пути новых решений;
— излагать мысли в четкой логической при описании модели;
— умеют творчески подходить к решению задачи;
— умеют рассуждать и аргументировать свои действия в процессе работы над моделью;
— умеют классифицировать материал для создания модели; — умеют работать с цифровыми инструментами и системами;
— умеют работать в команде, парах и самостоятельно.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проходить в форме педагогических наблюдений за результатами детской деятельности в соответствие с критериями, а также соревнований по образовательной робототехнике на уровне детского сада, города, области.
Критерии оценки эффективности реализации программы
Параметры |
Естественные науки | Постановка задачи |
Постановка эксперимента |
Использование инструментов для сбора информации |
Обсуждение результатов исследований и их объяснение |
Проведение испытаний |
Наблюдения |
Рассуждения и аргументация |
Работа в команде |
Использование данных для обоснования выводов |
Технология. Проектирование | Программирование и создание действующих моделей |
Интерпретация двухмерных и трёхмерных иллюстраций и моделей |
Сравнение природных и искусственных систем |
Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и системами |
Понимание, что животные пользуются частями своего тела как инструментами |
Применение законов движения и других знаний физики |
Технология. Реализация проекта | Создание, программирование и испытание моделей |
Модификация модели путём изменения конструкции или созданием обратной связи при помощи датчиков |
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений |
Обучение принципам совместной работы и обмена идеями |
Математика | Использование случайных чисел в диапазоне от 1 до 10 |
Использование чисел для определения звуков, изображений, расстояния, наклона и других категорий |
Влияние количества зубьев шестерни и диаметра шкива на скорость движения |
Влияние параметров кулачкового механизма на параметры барабанной дроби |
Числовые характеристики повторяющегося движения |
Упорядочивание и отображение данных |
| Анализ изменений с разных точек зрения |
Развитие речи | Устное общение с использованием специальных терминов |
Описание логической последовательности событий |
Упорядочивание информации для создания рассказа с фокусировкой на характерах и целях героев |
Применение технологий для выработки идей и обмена опытом |
Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. |
| ИТОГО: |
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Для организации занятий по робототехнике приобретены наборы конструкторов LEGO System,конструктор Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo). Разработаны технологические карты, схемы. В занятиях мы используем ноутбук, проектор, экран.
Используя этот конструктор, воспитанники строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГОкоммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ.
Работа с конструктором строится парами, или в командах по 4 человека. Для каждой пары или четверки воспитанников организовано рабочее место. Это стол для сборки моделей с компьютером или ноутбуком. Каждой группе дается набор деталей в контейнере и схема задания. Воспитанники, под руководством педагога, учатся создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты о работе в группе, обсуждать возникающие вопросы.
Содержательный раздел
Тематический план
Этапы работы с воспитанниками по роботототехнике:
этап. Изучение возможностей конструктора, виды деталей и способы их соединения.
этап. Формирование умений собирать простые конструкции по образцу, схеме, рисунку. III этап. Знакомство воспитанников с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
VI этап. Систематизация моделей, сохранение и демонстрация моделей, усовершенствование моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Тематика занятий
Месяц | Тема | Кол-во занятий |
Сентябрь | Конструирование по замыслу«Летний отдых» | 4 |
Октябрь | Проект «мой любимый город»(интеграция лего-роботов с математикой, логикой, ориентировкой в пространстве, экологией) | 4 |
Ноябрь | «Транспорт»(городской, специальный, легковой, воздушный) | 4 |
Декабрь | Как научить робота двигаться?(основы программирования) | 2 |
Январь | Как научить робота двигаться?(основы программирования) | 2 |
Февраль | «Забавные механизмы»(основы программирования) | 3 |
Март | «Зоопарк»(животные разных климатических зон) | 3 |
Апрель | Человекоподобные роботы | 4 |
Май | Выставка готовых конструкций | 1 |
Перспективное планирование
| | Сентябрь |
| Конструирование по замыслу «Летний отдых» | Развитие конструктивного воображения детей; ознакомление с основными этапами разработки конструктивного замысла; активизация речи. |
| Моделирование собачки по картинке | Ознакомление детей с различными породами собак; освоение навыков выкладывания плавных контуров собачки; развитие чувства симметрии. |
| Создание моделей животных по рисункам | Закрепление умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора; развитие фантазии и диалоговой речи детей. |
| «Создание моделей рыб и морских животных по рисункам» | Закрепление умения передавать характерные особенности рыб и морских животных средствами конструктора; развитие фантазии и диалоговой речи детей. |
| | Октябрь |
| Проект «Мой сказочный город» | Обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей построек сказочных замков, дворцов, сооружений. Освоение навыков передачи при помощи конструирования характерных черт сказочной архитектуры. |
| «Постройка башни» | Закрепление навыков постройки башни; ознакомление детей с конструктивными особенностями башен; введение понятия устойчивости башен. |
| «Моделирование фигуры Великана» | Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры; Обучение конструированию туловища и ног большого размера; развитие конструктивного воображения детей |
| Конструирование модели чудища по собственному замыслу «Там чудеса, там леший бродит» | Развитие фантазии и воображения детей; формирование конструктивных навыков для передачи замысла постройки |
| | Ноябрь |
| «Сооружение моделей современного наземного транспорта» | Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепление пластин кирпичиками. |
| «Машина будущего» | Продолжаем развивать фантазию и конструктивное воображение. |
| «Вертушка» | Знакомство с понятиями: энергия, сила, трение,вращение; изучение свойств материалов и возможностей их сочетания; формирование навыка сборки деталей; развитие умения оценивать полученные результаты. |
| «Пропеллер» | Закрепление умения следовать инструкциям педагога; ознакомление с деталями для крепления пропеллеров. |
| | Декабрь |
| «Как научить робота двигаться?» | Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. |
| «Самолёт» | Развитие навыков анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора; закрепление умения следовать инструкциям педагога; ознакомление с деталями для крепления пропеллеров. |
| | Январь |
| «Вертолёт» | Закрепление умения следовать инструкциям педагога; ознакомление с деталями для крепления пропеллеров. |
| «Ковер-самолет» | Продолжать учиться следовать инструкции, проявлять фантазию; умение правильно крепить детали для работы механизмов. |
| | Февраль |
| «Корабль будущего» | Осознавать возможности программирования; преобразовывать информацию из одной формы в другую; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; |
| «Вездеход» | Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности; Осознавать возможности программирования. |
| «Подъёмный кран» | Развивать логическое мышление; Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели; Осознавать возможности программирования; преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
| | | Март | |
| «Суровый лев» | Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать конструктивные способности; Осознавать возможности программирования. |
| «Обезьянка барабанщик» | Развивать воображение, логику мышления. Развивать конструктивные способности; осознавать возможности программирования |
| «Танцующие птицы» | Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности; Осознавать возможности программирования. |
| «Голодный крокодил» | Развивать творческое и пространственное воображение. Развивать конструктивные способности; Осознавать возможности программирования |
| | Апрель |
| «Великан» | Ознакомление детей с различными иллюстрациями; обучение детей моделированию головы и туловища великана; развитие чувства симметрии. |
| «Барабанщик» | Развивать воображение, логику мышления. Развивать конструктивные способности; Осознавать возможности программирования. |
| «Фигура царевны» | Ознакомление детей с костюмами сказочных царевен; обучение детей моделированию головы царевны; развитие чувства симметрии чувства цвета. |
| «Путешествие Незнайки на Луну» | Развитие умения работать в команде; развитие творчески подходить к решению задачи; развитие умения доводить решение до работающей модели. |
| | | Май | |
| Выставка-игра из собранных моделей | Поддерживать интерес детей к конструкторской деятельности и программированию; почувствовать радость от совместного творчества и достигнутого результата. Укреплять желание дальше заниматься робототехникой. |
Дополнительный материал
Образовательная деятельность «Постройка из деталей конструктора фигуры человека» Цель: развитие навыков анализа образца и конструирование фигуры человека. Задачи:
Упражнять детей в моделировании и конструировании из деталей конструкторов LEGO;
Закреплять название деталей строительного материала;
Развивать внимание, воображение, сообразительность.
Самостоятельная работа: придумать образ робота и собрать из конструктора.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и отгадать кто у них в гостях: Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой, Я почти как вы, живой:
Я стою, и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу. Пусть немного твердолобый, Но я очень добрый робот.
Педагог показывает образец робота, сообщает, что он прилетел с планеты РОБОТЕХ. Вопрос к детям: что вы понимаете под словом «робот»? Роботы живые существа или нет? Кто управляет роботом?
Предложить посмотреть фильм о роботах.
После просмотра фильма-презентации обсудить увиденное, подвести детей к понятию, что роботы - это механизмы, которыми управляют люди.
Предложить детям на некоторое время стать роботами (физкультминутка): Робот Кеша на груди Кнопки нажимает. Все движенья без труда Робот выполняет.
(Руки поочередно в стороны, вперед, к себе – «нажимают кнопки». Наклоны в стороны, вперед, назад. Поднимают поочередно ноги, согнутые в коленях, руки на поясе). Движения стараться выполнять угловато, имитируя движения робота.
- «Но наш маленький робот скучает один, ему нужно найти друзей». Предложить рассмотреть чертежи, изображающие роботов.
Предложить найти одинаковых роботов, обсудить из каких деталей построены эти роботы, посмотреть какой конструктор у нас.
Вместе с детьми проанализировать образец, выделить конструктивные части (руки, ноги, голова, туловище), предложить выбрать нужные детали и приступить к самостоятельной работе.
По окончании работы выставить все роботы вместе, посмотреть и сравнить какие разные
роботы у нас получились.
Образовательная деятельность «Моделирование персонажей сказки «Теремок»
Цель: развитие конструктивного воображения, необходимого для воплощения собственного замысла по предложенной теме. Задачи:
Обучению анализу постройки, выделению ее основных конструктивных частей;
Обучение планированию работы с помощью рассказа;
Развитие умения отбирать нужные детали конструктора;
Развивать умение работать в коллективе, распределять работу между собой;
Учить выявлять характерные черты персонажей;
Раздаточный материал:
Наборы конструктора LEGO Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказке «Теремок» Предварительная работа:
Чтение, театрализация сказки «Теремок»
На первом этапе обсудить с детьми какой у нас будет теремок, при планировании опираться на иллюстрации к сказке. Собирать стены теремка начинает педагог, продолжают дети. Возможно дополнять различные детали по замыслу.
Конструирование персонажей обговаривается индивидуально, дети работают по парам. Рассматривая иллюстрации к сказке выявляем характерные особенности конструкции, обговариваем порядок работы и способы крепления деталей. Заканчивают дети работу самостоятельно.
При окончательном оформлении работы добавляем деревья и цветы вокруг теремка. Затем можно всем вместе обыграть новую постройку.
Образовательная деятельность «Путешествие Незнайки на Луну» Цель:
Развитие умения работать в команде;
развитие творчески подходить к решению задачи;
развитие умения доводить решение до работающей модели. Вводная часть:
Рассматривание выставки работ- что на них изображено.
Появляются персонажи из произведения «Незнайка на Луне». Просят у ребят помощи, дети откликаются на просьбу и приступают к заданию. Дети делятся на две команды. Одна команда строит космические корабли, а вторая команда – луноходы. Ребята вытаскивают бумажку с буквой Р- означает «ракета», а Л – «луноход». И приступают к выполнению задания. Преподаватель раздаёт детям наборы в соответствии с полученной буквой, и они приступают к конструированию.
Воспитатель проводит с детьми игру «Полёт на Луну». В центре зала становиться ведущая в костюме Луны. Обе стороны зала- это два космодрома. На них разложены обручи «ракеты».
Ведущая говорит: Я Луна, я луна,
В прятки я играю,
То видна, то не видна,
То опять сияю!
Прячу сторону одну, Верно, там секреты…
Дети делятся на две команды.
Игры, развивающие логическое мышление
"Сделай как я скажу"
Дети создают игрушку-модель по словесному указанию педагога.
Педагог называет местоположение каждой детали: «Снизу», «Сверху», «Справа», «Слева»,
«Поперек», «Между» и т.д.
"Найди разницу "
Дети рассматривают модель из нескольких деталей. Воспитатель незаметно убирает одну-две детали и просит найти что изменилось.
"Собери по памяти"
Дети рассматривают модель в течении нескольких секунд из трех-четырех деталей. Затем деталь прячется, а воспитанники пытаются её воссоздать по памяти.
"Продолжи ряд"
Воспитатель выставляет в один ряд детали с использованием какой-либо закономерности. Воспитанники находят закономерность и продолжают ряд.
"Собери узор по ориентирам"
Воспитатель называет деталь (форма, цвет) и место ее нахождения в узоре. Использует слова «Снизу», «Сверху», «Справа», «Слева», «Поперек», «Между» и др.
"Подбери узор"
Воспитатель начинает узор, а воспитанники заканчивают.
"Придумай узор". Воспитанники без помощи воспитателя составляют разнообразные узоры из деталей.
"Какой детали не хватает"
Выкладывается 2-3 ряда деталей, в одном ряду не хватает одной детали, предлагается определить место и форму недостающей детали.
Упражнение начинается с самого простого варианта, затем усложняется (увеличивается количество деталей и признаков)
"Узоры"
Детям даются детали трёх цветов и предлагают составить различные узоры, то есть требуется, чтобы детали трех разных цветов стояли в различном порядке. Побеждает тот ребенок, у кого наиболее близкий к окончательному итогу результат. Вместе с детьми рассмотреть все варианты.
"Одинаковые по цвету"
Классификация по одному свойству. На наборном плато выделяется область, в которой можно устанавливать детали (например) только красного цвета. При выполнении постройки нужно стараться выполнить это правило.
Литература
Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Волина В.В. Загадки от А до Я: книга для учителей и родителей /В.В. Волина.- М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
Дыбина О.В., Творим,изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
Ишмакова М.Г. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
Комарова Л.Г., Строимиз Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
Компания «ЛЕГО» Перворобот LEGO® WeDo™ 2009 Г.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
Круглова О.С. Технология проектного обучения/ О.С. Круглова//Завуч.-1999.- № 6.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В.
Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
Матяш Н.В. Творческие проекты в младшей школе: кн. Для учителя нач.классов/ Н.В. Матяш, М.В. Хохлова; под редакцией В.Д. Симоненко.- Брянск, 1999
Мельникова О.В. Лего-конструирование 5-10 лет «Учитель»; Волгоград; 2007г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: метод.пособие/А.И.Савенков.- Самара: ИД «Федоров»:Учебная литература, 2007.
Фешина В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» Санкт-Петербург; «НАУКА»
2010г.
МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Колобок» 14