Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Старое Славкино
Принята на педагогическом совете Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Старое Славкино № _____ от «_____» _________________ | Утверждена приказом директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Старое Славкино № ______ от «_____» _____________ |
Программа ориентирована на детей 9-17 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель: учитель музыки Кудеркина В.А.
с.Старое Славкино
2019 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение к песенному искусству всегда актуально, так как именно пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Работа с детским музыкальным коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы с взрослым музыкальным коллективом.
Новизна программы состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся приобщаются к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Главная цель программы – развитие у детей способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в вокальное пение.
Основными задачами курса являются:
развитие природных способностей учащихся;
воспитание профессионально грамотного артиста путем изучения и исполнения музыкальных сочинений различных эпох, стилей, жанров;
формирование специальных умений и навыков по самостоятельной работе с нотным материалом.
Принципы:
1 В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения как под музыкальное сопровождение, так и без него, а также навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия),практическая работа.
Программа объединения, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
Направленность программы – художественно-эстетическая, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному назначению программа - учебно-познавательная.
Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
Формами контроля на занятиях являются периодические концерты, творческие отчеты, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои результаты.
Ожидаемые результаты программы: знать, то такое певческое дыхание, вокально-певческая постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь проявлять исполнительское мастерство на сцене.
Результатом работы объединения является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков.
Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.
2.2 Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток, эстрадных песен.
№ п/п | Тема занятий | Часы |
Общее количество | Теория | Практика |
| Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 4 | 2 | 2 |
| Певческая установка. Дыхание. | 5 | 1 | 4 |
| Распевание. | 19 | 2 | 17 |
| Вокальная позиция. | 4 | 1 | 3 |
| Звуковедение. Использование певческих навыков. | 19 | 2 | 17 |
| Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 5 | 1 | 4 |
| Гигиена певческого голоса. | 2 | 2 | 0 |
| Сценическая культура и сценический образ | 8 | 2 | 6 |
| Праздники, выступления | 10 | | 10 |
| Итого | 76 | 13 | 63 |
CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Введение. Знакомство с голосовым аппаратом (4 ч)
Музыка в нашей жизни. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Требования к пению гласных. Пение согласных. Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Певческая установка. Дыхание. (5 часов)
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
Распевание (19 ч)
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Практические занятия:
Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки. Песенный репертуар. Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро
Вокальная позиция (4 часа)
Жанры вокального исполнения. Хоровая музыка.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция ( 5 часов)
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Тембр и динамика своего голоса. Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика
Песенный репертуар;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро
Гигиена певческого голоса (2 часа)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов Сценическая культура и сценический образ (8 часов)
Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Практические занятия:
Упражнение «Как правильно стоять»
Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 1 год обучения)
В результате обучения пению воспитанник должен:
знать, понимать:
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- уметь делать распевку;
2.3 Учебно–тематический план
(2-й год обучения)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокально-хоровых умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма, двухголосия.
№ п/п | Тема занятий | Часы |
Общее количество | Теория | Практика |
| Введение, владение голосовым аппаратом, использование певческих навыков | 4 | 2 | 2 |
| Вокальные произведения различных жанров, манера исполнения. Великие вокалисты и хоры. Вокальные навыки | 5 | 1 | 4 |
| Овладение собственной манерой вокального исполнения. Выявление индивидуальных красок голоса. | 19 | 2 | 17 |
| Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 5 | 1 | 4 |
| Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура. | 18 | 2 | 16 |
| Дикция. Вокальные навыки. | 5 | 1 | 4 |
| Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 |
| Работа над сценическим образом. | 8 | 2 | 6 |
| Праздники, выступления, репетиции | 10 | | 10 |
| Итого | 76 | 13 | 63 |
CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков ( 4 ч)
Музыка в нашей жизни. Использование природных данных и развитие вокальных способностей. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Голосообразование. Способности к пению – перспективы развития.
Пение согласных.
Практические занятия:
Координационно-тренировочные занятия.
Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Вокальные произведения различных жанров, манера исполнения. Великие вокалисты и хоры. Вокальные навыки (5 ч)
Жанры вокального исполнения: романс, авторская (бардовая) песня, блюз.
Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса. (19 ч)
Тембр и динамика своего голоса. Многоголосое пение.
Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Практические занятия:
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. (5 ч)
Количество воздуха необходимое для пения. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли. Тональность: мажорная и минорная. Паузы.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура.(18 ч)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Практическая работа по формированию сценического образа.
Дикция. Вокальные навыки (5 часов)
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Практические занятия
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации
Гигиена певческого голоса (2 часа)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
Работа над сценическим образом (8 часов)
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Практические занятия:
Мимический тренинг
Психологический тренинг;
Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения). В результате обучения пению в вокальном объединении воспитанник должен:
знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива
2.4 Учебно-тематический план (3-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.
№ п/п | Тема занятий | Часы |
Общее количество | Теория | Практика |
| Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения хорового произведения. | 4 | 2 | 2 |
| Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура. | 5 | 1 | 4 |
| Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 19 | 2 | 17 |
| Дикция. Расширение диапазона голоса. | 5 | 1 | 4 |
| Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 18 | 2 | 16 |
| Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 5 | 1 | 4 |
| Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 |
| Работа над сценическим образом. | 8 | 2 | 6 |
| Праздники, выступления, репетиции | 10 | | 10 |
| Итого | 76 | 13 | 63 |
. CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ
Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения хорового произведения (4ч)
Роль и место музыкального и вокального искусства. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Хоровая музыка: Большой детский хор, академические хоры
Многоголосое пение. Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Практические занятия:
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура (5 часов)
Тембр и динамика своего голоса.
Многоголосое пение.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка.
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
Практические занятия:
Мимический тренинг;
Психологический тренинг;
Упражнение «Как правильно стоять»
Упражнения на координацию движений;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. (19 часов)
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения.
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
Звучание интервалов и угадывание их на слух;
Секреты устранения фальши.
Дикция. Расширение диапазона голоса (5 часов)
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации
Тренажер самоконтроля развития дикции;
Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. ( 18 часов)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. ( 5 часов)
Регулировочный образ вокалиста и хоровика. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Гигиена певческого голоса (2 часа)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Практические занятия:
Составление памятки по гигиене голоса.
Работа над сценическим образом (8 часов)
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
Элементы импровизации в детском исполнении.
Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 3 год обучения)
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных мероприятий.
Требования к уровню подготовки ученика
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму и с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, электронные аудиозаписи ;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Успехи реализации программы возможны:
если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, сельских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях. Свидетельством успешного обучения могут быть грамоты участникам.