СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Лейся, песня"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Лейся, песня"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Старое Славкино


Принята на педагогическом совете

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Старое Славкино


№ _____ от «_____» _________________



Утверждена приказом директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Старое Славкино


№ ______ от «_____» _____________











Программа ориентирована на детей 9-17 лет


Срок реализации – 3 года






Составитель: учитель музыки Кудеркина В.А.










с.Старое Славкино

2019 год



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к песенному искусству всегда актуально, так как именно пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Работа с детским музыкальным коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы с взрослым музыкальным коллективом.

Новизна программы состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся приобщаются к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

Главная цель программы – развитие у  детей способностей к  коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе  эмоционально-личностной вовлеченности в вокальное пение.

Основными задачами курса являются:

  • развитие природных способностей учащихся;

  • воспитание профессионально грамотного артиста путем изучения и исполнения музыкальных сочинений различных эпох, стилей, жанров;

  • формирование специальных умений и навыков по самостоятельной работе с нотным материалом.


Принципы:
1 В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения как под музыкальное сопровождение, так и без него, а также навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия),практическая работа.


Программа объединения, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

Направленность программы – художественно-эстетическая, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному назначению программа - учебно-познавательная.

Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю

Основным методом  диагностирования является метод педагогического наблюдения, который  с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.  Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

Формами контроля на занятиях являются периодические концерты, творческие отчеты, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои результаты.

Ожидаемые результаты программы: знать, то такое певческое дыхание, вокально-певческая постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь проявлять исполнительское мастерство на сцене.

Результатом работы объединения является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков.

Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.




2.2 Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток, эстрадных песен.


п/п

Тема занятий

Часы

Общее количество

Теория

Практика


Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

4

2

2

Певческая установка. Дыхание.

5

1

4

Распевание.

19

2

17

Вокальная позиция.

4

1

3

Звуковедение. Использование певческих навыков.

19

2

17

Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

5

1

4

Гигиена певческого голоса.

2

2

0

Сценическая культура и сценический образ

8

2

6

Праздники, выступления

10


10


Итого

76

13

63







CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Введение. Знакомство с голосовым аппаратом (4 ч)

Музыка в нашей жизни. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

Требования к пению гласных. Пение согласных. Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.

Певческая установка. Дыхание. (5 часов)

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.

Распевание (19 ч)

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Практические занятия:

Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки. Песенный репертуар. Заучивание текста;

Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро

Вокальная позиция (4 часа)

Жанры вокального исполнения. Хоровая музыка.





Практические занятия:

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция ( 5 часов)

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Тембр и динамика своего голоса. Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Песенный репертуар;

  3. Заучивание текста;

  4. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро

Гигиена певческого голоса (2 часа)

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов Сценическая культура и сценический образ (8 часов)

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Практические занятия:

  1. Упражнение «Как правильно стоять»

Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 1 год обучения)

В результате обучения пению воспитанник должен:

знать, понимать:

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- уметь делать распевку;







2.3 Учебно–тематический план

(2-й год обучения)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокально-хоровых умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма, двухголосия.

п/п

Тема занятий

Часы

Общее количество

Теория

Практика


Введение, владение голосовым аппаратом, использование певческих навыков

4

2

2

Вокальные произведения различных жанров, манера исполнения. Великие вокалисты и хоры. Вокальные навыки

5

1

4

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

19

2

17

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

5

1

4

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.

Сценическая культура.

18

2

16

Дикция. Вокальные навыки.

5

1

4

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

Работа над сценическим образом.

8

2

6

Праздники, выступления, репетиции

10


10


Итого

76

13

63

  1. CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков ( 4 ч)

Музыка в нашей жизни. Использование природных данных и развитие вокальных способностей. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Голосообразование. Способности к пению – перспективы развития.

Пение согласных.

Практические занятия:

  1. Координационно-тренировочные занятия.

Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Вокальные произведения различных жанров, манера исполнения. Великие вокалисты и хоры. Вокальные навыки (5 ч)

Жанры вокального исполнения: романс, авторская (бардовая) песня, блюз.

Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы.

Практические занятия:

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса. (19 ч)

Тембр и динамика своего голоса. Многоголосое пение.

Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Практические занятия:

    1. Заучивание текста;

    2. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

    3. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. (5 ч)

Количество воздуха необходимое для пения. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли. Тональность: мажорная и минорная. Паузы.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика


Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура.(18 ч)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене

Практические занятия:

  1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

  2. Элементы ритмической гимнастики;

  3. Практическая работа по формированию сценического образа.


Дикция. Вокальные навыки (5 часов)

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Практические занятия

  1. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации


Гигиена певческого голоса (2 часа)

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.


Работа над сценическим образом (8 часов)

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.


Практические занятия:

  1. Мимический тренинг

  2. Психологический тренинг;


Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.




Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения). В результате обучения пению в вокальном объединении воспитанник должен:

знать, понимать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления хоров

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива








2.4 Учебно-тематический план (3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п

Тема занятий

Часы

Общее количество

Теория

Практика


Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения хорового произведения.

4

2

2

Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура.

5

1

4

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

19

2

17

Дикция. Расширение диапазона голоса.

5

1

4

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

18

2

16

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

1

4

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

Работа над сценическим образом.

8

2

6

Праздники, выступления, репетиции

10


10


Итого

76

13

63




. CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения хорового произведения (4ч)

Роль и место музыкального и вокального искусства. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Хоровая музыка: Большой детский хор, академические хоры

Многоголосое пение. Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Практические занятия:

  1. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура (5 часов)

Тембр и динамика своего голоса.

Многоголосое пение.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка.

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг;

  2. Психологический тренинг;

  3. Упражнение «Как правильно стоять»

  4. Упражнения на координацию движений;

  5. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

  6. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.


Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. (19 часов)

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения.

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.

Практические занятия:

  1. Звучание интервалов и угадывание их на слух;

  2. Секреты устранения фальши.





Дикция. Расширение диапазона голоса (5 часов)

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации

  1. Тренажер самоконтроля развития дикции;

  2. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой


Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. ( 18 часов)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

      1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

      2. Элементы ритмической гимнастики;

      3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.








Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. ( 5 часов)

Регулировочный образ вокалиста и хоровика. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;

  2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;


Гигиена певческого голоса (2 часа)

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Практические занятия:

  1. Составление памятки по гигиене голоса.


Работа над сценическим образом (8 часов)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

        1. Элементы импровизации в детском исполнении.


Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 3 год обучения)

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:

знать, понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах







      1. АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.



Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных мероприятий.


Требования к уровню подготовки ученика

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.





Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму и с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации

      1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.



6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

  2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

  3. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, электронные аудиозаписи ;

  4. Компьютер;

  5. Усиливающая аппаратура;


Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.


Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, сельских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях. Свидетельством успешного обучения могут быть грамоты участникам.