СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Лучики добра" разработана для лагерей с дневным пребыванием детей, ориентирована на творческое развитие всех воспитанников.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
города Черногорска
Республики Хакасия
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 20»
________________ Салангина Е.В.
Комплексная программа
«Лучики добра»
лагеря с дневным пребыванием детей «ТВ-смена»
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 6-17 лет.
Разработчики:
Чупрова Наталья Ивановна – ЗДВР;
Сысолетина Марина Ивановна –
организатор дополнительного образования;
Николаева Анастасия Андреевна –
старшая вожатая.
Черногорск, 2018 г.
Полное название программы | Комплексная программа по формированию и развитию творческих и исследовательских способностей детей «Лучики добра». |
ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности | Чупрова Наталья Ивановна - ЗДВР, Сысолетина Марина Ивановна - организатор дополнительного образования, Николаева Анастасия Николаевна – старшая вожатая. |
Контактный телефон, электронный адрес | 8-390-31-37-0-37, [email protected] |
Полное наименование организаций, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20», бюджетное.
|
Наименование субъекта Российской Федерации | Республика Хакасия, город Черногорск, ул. Калинина д.34 |
Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г) | -социально-педагогическая направленность; -туристско-краеведческая направленность. |
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) | Дети 6-17 лет. Традиционно ЛДП «ТВ-смена» посещают около 250 детей: 1.Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: - дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды; - дети с ОВЗ; - дети, проживающие в малоимущих семьях; - дети с отклонениями в поведении и дети, жизнедеятельность, которых объективно нарушена. 2.Дети, достигшие особых успехов в изучении предметов: призеры, лауреаты, дипломанты, победители конференций, олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.п. Особое внимание уделяется детям, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, детям «группы риска». Для них предусмотрены консультации психолога, социального педагога. Из всех отдыхающих в лагере 50 % составляют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. |
Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)
| Программа направлена на: формирование и развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся; формирование и развитие волонтерских качеств у учащихся; расширение знаний учащихся об окружающей живой природе и формирование бережного отношения к ней; расширение знаний о своей Республике Хакасии ( памятные места природы); способствование оздоровлению и физическому совершенствованию ребят. Программа посвящена году Волонтера в Российской Федерации и году образования в Республике Хакассии, реализуется на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска. Лето – наилучшая пора для общения с природой и друзьями. Это лучшее время что бы наслаждаться впечатлениями, узнавать что-то новое о своей родной земле и её природе, а также что бы отдыхать, общаться и оздоравливаться. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Лагерь, как продолжение школы предоставляет детям максимальные условия для развития творческих способностей, способствует их самореализации, дает возможность каждому ребенку раскрыться, самореализоваться, а так же способствует формированию личности, способной жить в гармонии с природой через социализацию и реализацию школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Основное содержание программы заложено в сюжетно-ролевой игре «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». В лагере запланирована работа 10 отрядов. Ребята изучают туристические маршруты по Хакасии, занимаются волонтерской деятельностью. На время летней смены все отряды получают свой личный участок школьной территории, который на протяжении всей смены они изучают и благоустраивают, воссоздавая памятные места Хакасии. Каждый день ребята получают новые задания, за выполнение которых по итогу дня отрядам вручаются картинка памятных мест Хакасии, с помощью которых ребята будут наполнять «Экран достижений» отряда (Приложение 8), тем самым создавая макет своего туристического маршрута, который они создадут как итог работы смены, а реализованные проекты будут являться итогом реализации программы «Лучики добра». |
Обоснование актуальности программы
| Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической, туристско-краеведческой и социальной направленностью является актуальным. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Природа нашей планеты это уникальный, единый, живой организм, в котором мы, являемся лишь частью. Но эта часть способна уничтожить всю жизнь на нашей планете. Зачастую, каждый человек думает, что именно я могу сделать с тем, что усиливается парниковый эффект, или выливаются нефтепродукты в моря и океаны? Это же мировые проблемы, так пусть их решают глобальные корпорации? Но человек не прав. Он думает, что на него это не как не скажется, но все мы ошибаемся. Природа, как единый организм очень резко реагирует на любые изменения, происходящие в ней, и эти изменения приводят к другим, порой совершенно неожиданным происшествия. Но работа организма, зависит от каждой, даже самой крохотной частицы. Так же и наша жизнь, и жизнь нашей Земли зависит от каждого человека. Поэтому в интересах глобального мирового сообщества как можно скорее привить каждого человеку понятие ответственности и любви к своей земле и природе, для её сохранения. В течении сезона ребята не только получают теоретические знания по экологии, туризму, но и реализуют проекты, способствующие получению знаний, навыков и опыта по сохранению окружающей среды и охране богатств Республики Хакасия. Реализуются проекты волонтерской направленности в рамках Всероссийской акции «Сделаем вместе» в 2018 году, акции «Сдай батарейку-сохрани природу», «Вода и здоровье», «Экотуризм в регионе». |
Предполагаемый социальный эффект программы
| Для будущего человечества сегодняшнее детство – это предпосылка создания общества, основанного на принципах мира, добра, демократии, расцвета духовного и нравственного начал, одним словом возможность формирования культуры третьего тысячелетия. Определение положения ребенка в обществе и природе позволит сформировать личность, способную объективно оценивать свои поступки, анализировать и представлять их в соответствии с хорошими и плохими делами. Воспитанники ЛДП «ТВ-смена» научатся бережно относиться не только к себе и окружающим людям, но и к богатствам Республики Хакасия. Научатся организовывать волонтерскую деятельность. |
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей
| Цель: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей и подростков, расширение знаний учащихся об окружающей живой природе, формирование бережного отношения к богатствам Республики Хакасия, через развитие творчески-активной позиции личности ребенка в условиях сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». Задачи: 1.Воспитательные: создать благоприятные условия для: формирования навыков здорового образа жизни; реализации детьми и подростками своих потребностей в отдыхе и общении; активной творческой деятельности и самореализации детей и подростков в волонтерской деятельности; усиления работы с социально-незащищенными семьями; осуществления необходимого контроля за детьми и подростками девиантного поведения; воспитания культуры общения; формирования мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами экологического воспитания; формирования экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов; формирования у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде; выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии, туризма; формирования профориентационных навыков учащихся (ландшафтный дизайнер, эколог, пожарный, строитель, инженер-эколог, экскурсовод). 2.Оздоровительные: создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; обеспечить длительное пребывание детей на свежем воздухе. 3.Развивающие: развивать и укреплять: связь школы и семьи; художественно-эстетические навыки в ходе практической (исследовательской) деятельности; творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ; коммуникативных навыков и лидерских качеств у детей и подростков; интеллектуальные, физические и творческие способности детей и подростков в волонтерской деятельности. |
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)
| В ходе реализации программы «Лучики добра» ожидается: общее оздоровление детей и подростков, укрепление их здоровья; укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых экологических знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности; получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности; развитие коммуникативных способностей и толерантности; повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность; повышение уровня экологической культуры у воспитанников; эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года; приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях туристической и природоохранной деятельности; эстетическое оформление школьной территории; расширение кругозора детей; повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм; личностный рост участников смены. |
Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации: -подготовительном; -организационном; -основном; -итоговом
| I этап - подготовительный (апрель – май) Цель: создание условий для функционирования лагеря дневного пребывания. Задачи: разработка и утверждение воспитательной программы «Лучики добра»; разработка, согласование и утверждение плана – сетки оздоровительно-воспитательной работы лагеря. подготовка нормативно-правовой документации, материально-технической базы, методического материала и кадрового аппарата. обеспечение безопасности участников лагеря: инструктажи для всех категорий работников лагеря. набор детей и формирование отрядов. II этап. Реализация программы (июнь): 2.1.Организационный период смены Цель: знакомство, сплочение временного детского коллектива и выявление творческих, лидерских и интеллектуальных способностей детей и подростков. Задачи: Знакомство и создание условий для сплочения детей и подростков. Усвоение норм поведения и правил пребывания в лагере. Создание условий для решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена коллектива, личностного роста участников игры. Диагностика потенциала участников лагеря, их ожиданий и запросов. (Приложение 1) Формирование Совета лагеря и подготовка детей и подростков к соуправлению. Утверждение законов жизнедеятельности лагеря. Оформление отрядов и отрядных уголков. Торжественное открытие лагеря. Запуск сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». 2.2.Основной (практический) период смены Цель: реализация поставленных оздоровительных, воспитательных и развивающих целей и задач через сюжетно-ролевую игру «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». Задачи: Проведение оздоровительно-спортивных мероприятий и осуществление в установленном порядке медицинского обслуживания детей. Создание благоприятной психологической обстановки и условий для получения детьми нового опыта самопознания и самореализации в волонтерской деятельности. Формирование мотивации к самопознанию и самовоспитанию. Проведение в соответствии с программой «Лучики добра» культурно-массовых мероприятий, КТД, экскурсий, игр, конкурсов, викторин, волонтерский акций. Ведение соуправления: создание атмосферы сотрудничества, совместного творчества детей и педагогов. Сплочение и развитие детского временного коллектива. Формирование определенных качеств детей и подростков. Методическая работа с воспитателями и вожатыми. 2.3.Заключительный (итоговый) Цель: рефлексия деятельности и подведение итогов. Задачи: Сбор отчетного материала. Анализ сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». Выпуск альбома отрядов (описание каждого дня в жизни в ЛДП «ТВ-смена»). Проведение итогового анкетирования(Приложение2). Проведение торжественного закрытия смены. Награждение отличившихся детей и подростков подарками, грамотами. III этап. Постлагерный (аналитический) (август-сентябрь) Цель: прогнозирование проведения оздоровительной кампании на следующий период. Задачи: Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации целей и задач организации летней оздоровительной кампании и качества выполнения воспитательной программы. Разработка рекомендаций на следующий период оздоровительной кампании на основе анализа проведения летней оздоровительной кампании, предложений детей, родителей, педагогов, а также имеющихся возможностей. Поощрение педагогов, активно участвующих в реализации программы, грамотами и благодарственными письмами. |
План-график (план – сетка) программы
| (Приложение 5) 1 день. 1.06.18г. – пятница «Здравствуй, лето!» 1. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. 2. Игровая программа «Страна детства». (Выход в городской парк) 3.Дискотека-фильмотека «В мире интересного». 2 день. 2.06.18г. – суббота «Туристический ликбез» 1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь». 2.Коллаж «Эти правила нужны-эти правила важны». 3. Учебная эвакуация. 4. «Туристический указ» (выработка законов пребывания в лагере). 3 день. 3.06.18г. – воскресенье Путешествие по Хакасии. 1. Викторина «Знатоки природы Хакасии» 2. Спортивный турнир на кубок «Снежного барса». 4 день. 4.06.18г. – понедельник «Изучение Хакасии» 1. Конкурсно - игровая программа «Узнай свою Хакасию» (Встреча с работниками библиотеки) 2. Минутка здоровья: игры на свежем воздухе 3. Конкурс видеоклипов «Вода-жизнь» 4. Открытие смены «Лучики добра». 5. Сказка «Рукавичка». 5 день. 5.06.18г. вторник «Слет туристов-экскурсоводов» 1. Творческие мастерские: - Юные экологи - Юные дизайнеры (конкурс рисунков) - Юные архитекторы - Юные экскурсоводы -Юные туристы 2.Конкурс рисунков на асфальте «Праздник цвета» (рисование на асфальте) 3. Проведение акции «Сдай батарейку-сохрани природу». 6 день. 6.06.18г. среда «Путешествие в Пушкинград» 1. Презентация эскизов будущих туристических маршрутов по Хакасии. 2. Конкурс «Мисс Шамаханская царица» 3. Спортивные эстафеты. 4. Конкурс на лучшую фигурку из батареек. 7 день. 7.06.18г. четверг «Экология в русских народные сказки» 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Операция «Чистая территория» 3. Игры на свежем воздухе (эстафета «Звериная тропа» Конкурс инсценирования сказок «Экология в сказках» 8 день. 8.06.18г. пятница «Страна Демократии» 1. Спорт час «В гостях у Лесовичка» 2. Конкурс рисунков «Ребята, давайте жить дружно» 3. Игровая, музыкальная программа «Шляпное сражение» 9 день. 9.06.18г. суббота «Кто ходит в гости по утрам» 1. Мульткараоке. 2. Операция «Уютный маршрут». 3. Спортивная программа «Ералаш». 10 день. 10.06.18г. воскресенье «В гостях у Мира» 1. Коллаж «Вода-источник жизни на Земле». 2. Конкурс на лучшее интервью, фокус, прикол, видеоролик и т.п. «Если б я был волшебником, то я бы сделал так…». 3. Игра «Флора и фауна Хакасии». Встреча с работниками библиотеки. 11 день. 11.06.18г. понедельник «Лесная поляна» 1. Экологический подвиг, уборка территории школы. 2. Конкурс «Зелёная аптека» 3. Спортивные соревнования «Зоологические забеги» 4. Выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия» 12 день. 12.06.18г. вторник День независимости России 1. Викторина «Знатоки России» 2. Спортивные соревнования «Вперед, Россия» 3. Конкурс плакатов «Защитим Россию» 4. Конкурс инсценированной песни «Тебе, Россия, посвящаю…» 13 день. 13.06.18г. среда «Путешествие к Робинзону» 1. Операция «Чистый маршрут» 2. Игра «Снайпер» 3. Посещение кинотеатра. Просмотр мультфильма. 14 день. 14.06.18 г. четверг «День Нептуна». 1. Конкурсно - игровая программа «Сказочная подводная страна». Встреча с работниками библиотеки. 2. Литературная гостиная «Сказки о море». (Инсценировка любимого фрагмента из сказок) 3. Конкурс коллажей «В волонтеры я б пошел, пусть меня научат…». 4. Сказка «Кот в сапогах». 15 день: 15.06.18 г. пятница «Приключения Незнайки» 1. Игра – путешествие «Круиз эрудитов» 2. Викторина «Весёлый перекрёсток». 3. Конкурс рисунков на асфальте «Красоты моей Хакасии». 16 день. 16.06.18г. суббота «День наоборот» 1. Модный приговор «Подари улыбку миру» 2. Викторина «Музыкальный калейдоскоп». 3. Шашечный турнир. 17 день. 17.06.18г. воскресенье День подвига 1. Видеогостиная «Хроники военных лет». 2. Конкурс инсценированной военной песни «Песня в солдатской шинели». 3. Эстафета «Морской бой». 18 день. 18.06.18г. понедельник. День одной книги. «Вини-пух и все, все, все» 1. Викторина «Куда идём мы с Пятачком» 2. Операция «Все на борьбу с дядюшкой Мусором» 3. «Берегись автомобиля»- беседа с инспектором ГИБДД 4. Конкурс рисунков «Эти правила нужны – эти правила важны» 19 день. 19.06.18 г. вторник «День путешественников» 1. Спортивно развлекательная игра «Кладоискатели» 2. Конкурс рисунков «Волшебные краски» 3.Посещение кинотеатра. Просмотр кинофильма «Путешествие по Хакасии». 4. Сказка «Фифелла и чудеса». 20 день. 20.06.18 г. среда «Чистая планета» 1.Творческая презентация проектов созданных туристических маршрутов. 2. Торжественное вручение Значков «Создатели туристического маршрута по Хакасии» (Приложение 9). Награждение участников. 21 день. 21.06.18г. четверг «День подведения итогов» 1. Минутка здоровья: игры на свежем воздухе 2. Торжественная линейка «До свидания». 3. Подведение итогов, анкетирование. 4. Посещение кинотеатра. 5. Дискотека.
|
Кадровое обеспечение программы: -перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация); -описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования
| В реализации программы участвуют: Начальник лагеря: Сысолетина М.И., 10 лет, организатор дополнительного образования. Старшая вожатая: Николаева А.А.,1 год, вожатая. Инструкторы по физкультуре: Кужлева И.В., 6 лет, учитель физкультуры 1 кв. категории. Музыкальный работник: Каменчук М.А., 9 лет, учитель музыки 1 кв. категории. Воспитатели: Демина И.В.., 13 лет, учитель начальных классов; Русаленко И.М., 5 года, учитель начальных классов; Овчинникова А.В.,9 лет, учитель начальных классов; Овсянникова Н.В., 9 лет, учитель начальных классов; Шугалей Д.О.., 8 лет, учитель английского языка; Ищенко Э.С., 1 год, учитель начальных классов; Авраменко Н.И, 20 лет, учитель начальных классов; Филаретова О.Я., 4 года, учитель математики; Дзержко Ю.А., 4 года; учитель технологии; Назаренко Е.В., 6 лет, учитель начальных классов; Кондратьева А.Н., 8 лет, учитель начальных классов; Михеева О.С.,2 года, учитель начальных классов; Бондарь О.С.,4 года, учитель начальных классов; Кларк Л.Е.,19 лет, учитель начальных классов; Колодезная Е.А., без стажа работы в лагере, учитель начальных классов; Селиванова Л.П., 2 года, педагог дополнительного образования Медицинский работник:, Сухова А.А., 2 года, фельдшер. Повар: Юрьева Е.А. без стажа работы в лагере. Кухонный работник: Шпинькова А.Н, 5 лет. Уборщики служебных помещений: Тарасова А.А., 4 года; Кропинова Л.Н., 5 лет. Вожатые из числа учащихся. Подготовка специалистов, работающих в лагере осуществляется через: -консультации, совещания, инструктажи и санитарный минимум для всех сотрудников лагеря; -совещание начальников лагерей; -совещания для вожатых, воспитателей и инструкторов по физкультуре; -семинар республиканский по организации и проведению оздоровительной кампании для начальников, воспитателей, вожатых и поваров; -курсы повышения квалификации для воспитателей, вожатых и начальников лагерей. Ежедневно проводится планёрка воспитателей, где анализируется прошедший день, заслушивается самоотчёт воспитателей, проводится рефлексия. |
Ресурсная обеспеченность программы | Методическое обеспечение. Нормативно-правовое обеспечение: Конвенция о правах ребенка. Конституция Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004г.). Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.). Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ РФ 52887-2007 (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (от 27 декабря 2007 г. N 565-ст). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральные государственные образовательные стандарты. (2009 г.). Санитарно-эпидемиологические правила и нормы Сан Пин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул» Закон РХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в РХ» от 15.02.2011 № 4-3 РХ; с изменениями в ст. 5 от 01.04.2010г № 11 – ЗРХ от 30.01.2013г). Постановление Правительства РХ "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" (от 22.11.2011 N 794). Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» (от 5 января 2016 года № 7); Постановление Администрации г. Черногорска от 25.12.2012г. №427-П «Об утверждении муниципальной программы «Дети Черногорска» (2012-2015 годы)». Приказ ГУО Администрации г. Черногорска «Об организации отдыха детей и подростков в период летних каникул 2017 года» Соглашение ГКУ РХ «УСПН г. Черногорска» о сотрудничестве и совместной деятельности. Договор на оказание услуг по организации питания школьников в лагере с дневным пребыванием. Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20». Положение лагеря дневного пребывания на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20». Приказ директора школы «Об организации отдыха детей и подростков в период летних каникул 2017 года в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «СОШ №20». Санитарные книжки сотрудников с отметкой о прохождении медицинского осмотра и санитарного минимума. Должностные инструкции персонала лагеря. Инструкции по пожарной безопасности, технике безопасности и охране труда. Экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности, работ и услуг. Программно – методическое обеспечение: Воспитательная программа социально-педагогической и туристко-краеведческой направленности «Лучики добра», посвященная Году Волонтера. Календарно - тематический план - сетка оздоровительно-воспитательной работы лагеря, согласованный с директором школы и медицинским работником и утвержденный начальником лагеря. Планы работы отрядов. Городской план работы учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта в летний период времени. Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций по тематике смены. Режим жизнедеятельности лагеря. Кадровое обеспечение: - начальник лагеря (1 чел); - старшая вожатая (1 чел.); - инструктор по физической культуре (1 чел.); - воспитатели (16 чел.); - медицинский работник (1 чел.); - кухонные работники (2 чел.); - уборщики служебных помещений (2 чел.); - вожатые из числа учащихся (22 чел.). Финансовое обеспечение: -республиканского бюджета; -местного бюджета; -родительской платы. Материально-техническое обеспечение: - школьная столовая (посуда, мебель, технологическое оборудование); - игровые (отрядные) комнаты (10 кабинетов с необходимой мебелью, компьютерами и мультимедийными проекторами); -медицинский кабинет; -спортивные площадки (сооружения); -2 спортивных зала (спортинвентарь); -актовый зал (радиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор); -кабинет ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор); - школьная библиотека (книги, компьютер, мультимедийный проектор); -школьная музейная комната; -фойе школы (символика государства, республики и города, информационные стенды); -комнаты гигиены. |
Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы | Учреждения дополнительного образования детей (МБОУ ДО «Станция юных туристов», МБОУ ДО «Центр развития творчества», МБОУ ДО «Центр творчества и досуга», МБОУ ДО «КДЮСШ»). Учреждения культуры и спорта (Городская центральная библиотечная система и Центр чтения, с/к «Нептун» и «Сибиряк»). Музей истории города Черногорска. Кинотеатр «Луначарский». Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Черногорска. ОДН ОМВД по г. Черногорску. ОГИБДД. МБУЗ РХ «Межрайонная детская больница». ТОС «Крепость». Пожарная часть города Черногорска. |
Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) | В лагере разработан механизм обратной связи: С воспитанниками: рефлексия каждого мероприятия, ежедневный анализ дня отряда, отрядные дневники, анкетирование (2 раза за смену), линейки по итогам дня лагеря. «Настроение Хакасии» - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня отряды украшают «Карту Хакасии» «флажками» (Приложение 7) разной цветовой гаммы: красный - отлично, зелёный – хорошо, жёлтый – удовлетворительно. А на карте «Итоги дня» они могут написать на «рюкзачках» (Приложение 6) позитив и негатив за день, благодарность, предложения, пожелания. Педагоги ежедневно, по результатам обратной связи, анализируют качество и содержание своей работы. С педагогами – участие с детьми в мероприятиях, совещания и ежедневные планерки. Оформление дневника воспитателя (ежедневно) С родителями – индивидуальные беседы, анкетирование (в конце смены), общелагерная книга отзывов и участие родителей в общелагерных мероприятиях, журнал регистрации обращений, заявлений родителей воспитанников лагеря. |
Механизм оценки эффективности реализации программы: Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные) | Критерии оценки результативности реализации программы: 1.Качество организации отдыха детей; 2.Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков экологического воспитания; 3.Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены; 4.Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей; 5.Сочетание традиционных и инновационных технологий образовательной деятельности; 6.Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей; 7. Использование различных форм организации детского самоуправления; 8.Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы. Основные формы работы: беседа, анкетирование, опрос, экскурсия, участие в концертах, КТД, сюжетно – ролевые игры, итоговая презентация проектов «Создай свой туристический маршрут по Хакасии», конкурс рисунков на асфальте, конкурс коллажей, флэш-мобы, анализ работы отряда и лагеря, альбомы жизни отряда. |
Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения | Экспресс-методика, выявляющая лидера «Большая семейная фотография». Проектные методики. Игровая терапия. Убеждение, внушение. |
Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы): -развития творческого потенциала детей; -уровня их спортивных достижений; -пропаганда ЗОЖ; -снижения уровня агрессивности в детской среде; -профориентации; -самоуправления; -иные | Дети, подростки и педагоги в течение смены являются волонтерами, исследователями, экскурсоводами – создателями своего туристического маршрута по Хакасии. В основе игры – создание и реализация проекта туристического маршрута по Хакасии. Все воспитанники лагеря на первоначальном (первые 5 дней) этапе туристы, исследователи - новички. По мере того, каких успехов достигнут участники лагеря за день, предусмотрена система поощрения ее участников – вручение фигурки туриста. Промежуточные результаты работы группы экологов подводятся на ежедневных заседаниях Штаба экотуристов (Приложение 3) окончательные – на итоговом сборе участников, где будут подведены итоги работы, вручены грамоты лучшим волонтерам, участникам в зависимости от номинации (личностные результаты), а также лучшему отряду (коллективные результаты).
|
Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы: - на детском уровне; - на родительском уровне; - на уровне администрации детских оздоровительных лагерей; - на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ | Наблюдение за участием детей и подростков в деятельности отряда, лагеря. Индивидуальное собеседование с детьми, подростками и их родителями Анкетирование учащихся и их родителей в течение лагерной смены. Ежедневная рефлексия в отряде, лагере. Оформление коллажей и стенгазет. Медицинский осмотр учащихся.
|
Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного) | - |
Возможность тиражирования программы | Существует возможность размещения программы и анализа ее реализации на сайте школы и освещения реализации программы в СМИ |
Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки) | - |
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
В последние годы возросло внимание к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Летний отдых сегодня это не только социальная защита, это еще и возможность для творческого развития, профориентационной работы, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, для спортивно-оздоровительной деятельности, для развития коммуникативных навыков и формирования экологической культуры.
Необходимо отметить еще одну из главных проблем: это отсутствие системы организации свободного времени детей со стороны родителей. Это приводит к тому, что ребенок не умеет распорядиться своим свободным временем, продуктивно организовать свой досуг. В результате данных противоречий у детей возникает ряд проблем, с которыми им не удается справиться в одиночку, это неуверенность в себе, в собственном успехе, неблагополучное физическое развитие, неумение сделать выбор и нести ответственность за свои поступки, неумение выстраивать коммуникации с окружающими людьми. Особенно ярко это проявляется в летний период, когда образовательная деятельность прекращается, и в свободное время, ребенок предоставлен сам себе.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Но именно в лагере самореализация каждого ребенка, осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Форма деятельности, в которую вовлекается ребёнок в нашем лагере, педагогически целесообразна, она отвечает потребностям детей в общении со сверстниками и взрослыми, в деятельном насыщенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости. При составлении программы лагеря в основу положен опыт работы смен летнего лагеря за последние годы, мы постарались сделать программу максимально интересной для детей и отвечающей потребностям всех участников образовательных отношений. Мы считаем, что сюжетно-ролевая игра «Создай свой туристический маршрут по Хакасии», организованная в форме проектно-исследовательской деятельности, способствует формированию экологической культуры учащихся, формированию лидерских качеств.
2. Тематическая направленность программы.
2.1 Актуальность и новизна
Воспитательная программа «Лучики добра» комплексная, направлена на создание условий для социального, культурного и нравственного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, оздоровление, приобщение к занятиям спортом и бережное отношение к природе через развитие творчески-активной позиции личности ребенка в условиях сюжетно-ролевой игры по туристического маршрута по Хакасии. В рамках данной программы запланировано проведение спортивных, творческих, экологических и познавательных мероприятий, раскрывающих интерес учащихся к изучению биологии, географии, краеведения и экологии, реализуются проекты волонтерской направленности в рамках Всероссийской акции «Сделаем вместе» в 2018 году, акции «Сдай батарейку-сохрани природу», «Вода и здоровье», «Экотуризм в регионе», способствующие получению знаний, навыков и опыта по сохранению окружающей среды и охране природы, волонтерской деятельности т.к. 2018 год объявлен в России годом Волонтера, этот же год в Хакасии объявлен годом Образования.
Летний лагерь даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности. В школе ведет активную работу экологический отряд, который активно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования города. Ребята получат возможность узнать много нового о природе родного города, его экологическом состоянии, узнать способы, праздники и акции, которые способствовали бы улучшению экологической обстановки в родном городе и Республики Хакасия.ереспублики. Так как летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, то получается, что летний лагерь с дневным пребыванием детей – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. Организация социально-педагогической смены летнего лагеря логично дополняет образовательную деятельность школы.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха учащихся с 6 до 17 лет в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей с летней сменой «Лучики добра» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20».
Ключевые проблемы:
Рост количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Ухудшение физического и психического здоровья детей и подростков.
Низкий уровень культуры здоровья детей и подростков, их неграмотность в вопросах здоровья.
Недостаточное использование родительского ресурса в пропаганде ЗОЖ.
Недостаточность внимание значимости бережного отношения к природе со стороны семьи.
Необходимость привлечение детей к волонтерской деятельности.
Незнание родителями памятных мест Республики Хакасия, где можно провести полезный досуг с детьми.
Концептуальные подход
Программа «Лучики добра» представляет собой модель организации летней лагерной смены, новизна которой заключается в том, что каждый день ребёнка в лагере наполнен «экологическими» делами, волонтерскими акциями, праздниками и развлечениями.
Программа «Лучики добра» ориентирована на школьников 1-11 классов, в том числе детей «группы риска».
Актуальность данной программы состоит в том, что её содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования:
оздоровление воспитанников;
творческая деятельность;
организация досуга;
волонтерская деятельность;
туристическая деятельность;
профилактическая работа.
Лагерная смена проходит в форме игры – создание туристического маршрута по Хакасии.
2.2 Цели и задачи программы
Цель: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей и подростков, расширение знаний учащихся об окружающей живой природе, формирование бережного отношения к богатствам Республики Хакасия, через развитие творчески-активной позиции личности ребенка в условиях сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии».
Задачи:
1.Воспитательные:
создать благоприятные условия для:
формирования навыков здорового образа жизни;
реализации детьми и подростками своих потребностей в отдыхе и общении;
активной творческой деятельности и самореализации детей и подростков в волонтерской деятельности;
усиления работы с социально-незащищенными семьями;
осуществления необходимого контроля за детьми и подростками девиантного поведения;
воспитания культуры общения;
формирования мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами экологического воспитания;
формирования экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирования у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии, туризма;
формирования профориентационных навыков учащихся (ландшафтный дизайнер, эколог, пожарный, строитель, инженер-эколог, экскурсовод).
2.Оздоровительные:
создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
обеспечить длительное пребывание детей на свежем воздухе.
3.Развивающие:
развивать и укреплять:
связь школы и семьи;
художественно-эстетические навыки в ходе практической (исследовательской) деятельности;
творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
коммуникативных навыков и лидерских качеств у детей и подростков;
интеллектуальные, физические и творческие способности детей и подростков в волонтерской деятельности.
2.3 Предполагаемые результаты программы
Ожидаемые результаты для детей
Участие детей в данной смене благотворно скажется на духовном, экологическом и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
будет сформирована экологическая культура общения человека и природы;
будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
В конце лагерной смены ожидается улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;
- увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
- увеличится количество детей, принимающих участие в проектной и волонтерской деятельности;
- у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в лагере, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Ожидаемые результаты для педагогов.
Творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой, воспитательной деятельности в условиях временного детского объединения (отряда).
Совершенствование профессиональных умений: педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных.
Расширение и активное использование психолого-педагогических знаний о личности ребенка.
Личностный и профессиональный рост педагога.
Ожидаемые результаты для администрации
Выявление и определение педагогических условий, при которых процесс приобретения ребенком социально-позитивного опыта собственного развития будет эффективным.
3.1 Игровая модель
Наш мир огромен и велик. Очень много тайн хранит наша Республика Хакасия. Воспитанникам лагеря предлагается изучить памятные места Хакасии и разработать свой туристический маршрут. В течении сезона они будут собирать информацию о экотуризме в Республике. А так же постараются спроектировать на своем участке туристический маршрут, а реализованные проекты будут являться итогам реализации программы «Лучики добра».
По итогам дня лучший отряд будет получать фигурку юного путешественника и помещать ее на экран своих достижений
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, осознавая значимость деятельностного подхода в образовательной деятельности, основой механизма реализации программы является сюжетно-ролевая игра «Создай свой туристический маршрут по Хакасии».В такой игре ребятам предлагается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает и направление своего участия в игре, и способ достижения цели. Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения и т.п.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
В основу игры берется сюжетно-ролевая игра «Создай свой туристический маршрут по Хакасии». Вся игра делится на три этапа:
1.Организационный: «Познавательный».
2.Основной: «Создание макета будущего туристического маршрута».
3.Заключительный: «Торжественное презентация экскурсии».
Каждый день смены имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова: первая половина в основном носит спортивно-оздоровительную и исследовательскую направленность (игры, экскурсии, акции, создание макета, создание различных элементов будущего маршрута и т.п.), а вторая половина – познавательную и досугово-развлекательную (праздники, викторины, фестивали, набросок плана проектов маршрута).
В течении сезона ребята не только получают теоретические знания по экологии, туризму, но и реализуют проекты, способствующие получению знаний, навыков и опыта по сохранению окружающей среды и охране богатств Республики Хакасия, реализуются проекты волонтерской направленности в рамках Всероссийской акции «Сделаем вместе» в 2018 году, акции «Сдай батарейку-сохрани природу», «Вода и здоровье», «Экотуризм в регионе».
3.2.Система стимулирования
Дети, подростки и педагоги в течение смены являются туристами и экскурсоводами, исследователями – создателями экотуризма в Хакасии.
Все воспитанники лагеря на первоначальном (первые 5 дней) этапе туристы, исследователи - новички. По мере того, каких успехов достигнут участники лагеря за день, предусмотрена система поощрения ее участников – вручение фигурки туриста.
Промежуточные результаты работы группы экологов подводятся на ежедневных заседаниях Штаба экотуристов (Приложение 3) окончательные – на итоговом сборе участников, где будут подведены итоги работы, вручены грамоты лучшим волонтерам, участникам в зависимости от номинации (личностные результаты), а также лучшему отряду (коллективные результаты).
3.3Детское самоуправление
Отряд возглавляет главный экотурист и исследователь (командир-вожатый). Воспитатели являются кураторами туристических отрядов. Все руководители входят в состав Штаба экотуристов – главного органа самоуправления. Схема детского самоуправления. (Приложение 3). Орган самоуправления представляет собой Штаб экотуристов, который совместно с вожатыми реализует коллективные, волонтерские, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми в отрядах.
4.1 Кадровое обеспечение и сетевое взаимодействие
Один из актуальных вопросов организации работы лагеря дневного пребывания детей – его кадровое обеспечение. Кандидатуры для работы в лагере утверждаются по следующим критериям: наличие опыта работы с детьми в каникулярный период и степень владения знаниями по организации работы в лагере дневного пребывания. (Приложение 4)
Основа коллектива лагеря – работники школы, поэтому во время работы лагеря складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которого направлена на грамотную организацию работы и сплочение детского коллектива.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря (1 чел.);
- старшая вожатая (1чел.);
- инструктор по физкультуре (1 чел.);
- воспитатели (16 чел.);
- медицинский работник;
- кухонные работники (2 чел.);
- уборщики служебных помещений (2 чел.);
- вожатые из числа учащихся (22 чел.).
Сетевое взаимодействие
Учреждения дополнительного образования детей (МБОУ ДО «Станция юных туристов», МБОУ ДО «Центр развития творчества», МБОУ ДО «Центр творчества и досуга» , МБОУ ДО «КДЮСШ»).
Учреждения культуры и спорта (Городская детская библиотека и Центр чтения, с/к «Нептун» и «Сибиряк»).
Музей истории города Черногорска.
Кинотеатр «Луначарский».
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Черногорска.
ОДН ОМВД по г. Черногорску.
ГИБДД.
МБУЗ РХ «Межрайонная детская больница».
ТОС «Крепость».
4.2 Методическое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004г.).
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.).
Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ РФ 52887-2007 (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (от 27 декабря 2007 г. N 565-ст).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральные государственные образовательные стандарты. (2009 г.).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы Сан Пин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Закон РХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в РХ» от 15.02.2011 № 4-3 РХ; с изменениями в ст. 5 от 01.04.2010г № 11 – ЗРХ от 30.01.2013г).
Постановление Правительства РХ "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" (от 22.11.2011 N 794).
Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» (от 5 января 2016 года № 7);
Постановление Администрации г. Черногорска от 25.12.2012г. №427-П «Об утверждении муниципальной программы «Дети Черногорска» (2012-2015 годы)».
Приказ ГУО Администрации г. Черногорска «Об организации отдыха детей и подростков в период летних каникул 2017 года»
Соглашение ГКУ РХ «УСПН г. Черногорска» о сотрудничестве и совместной деятельности.
Договор на оказание услуг по организации питания школьников в лагере с дневным пребыванием.
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20».
Положение лагеря дневного пребывания на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20».
Приказ директора школы «Об организации отдыха детей и подростков в период летних каникул 2017 года в лагере дневного пребывания на базе МБОУ СОШ №20».
Санитарные книжки сотрудников с отметкой о прохождении медицинского осмотра и санитарного минимума.
Должностные инструкции персонала лагеря.
Инструкции по пожарной безопасности, технике безопасности и охране труда.
Экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности, работ и услуг.
4.3 Материально-техническое обеспечение
- школьная столовая (посуда, мебель, технологическое оборудование);
- игровые (отрядные) комнаты (10 кабинетов с необходимой мебелью, компьютерами и мультимедийными проекторами);
-медицинский кабинет;
-спортивные площадки (сооружения);
-2 спортивных зала (спортинвентарь);
-актовый зал (радиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор);
-кабинет ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор);
- школьная библиотека (книги, компьютер, мультимедийный проектор);
-школьная музейная комната;
-фойе школы (символика государства, республики и города, информационные стенды);
-комнаты гигиены.
4.4 Финансовое обеспечение
Содержание лагеря осуществляется за счет средств:
- республиканского бюджета;
- местного бюджета;
- родительской платы.
4.5 Программно – методическое обеспечение
1.Воспитательная программа социально-педагогической и туристко-краеведческой направленности «Лучики добра», посвященная Году Волонтера.
2.Календарно - тематический план - сетка оздоровительно-воспитательной работы лагеря, согласованный с директором школы и медицинским работником и утвержденный начальником лагеря.
3.Планы работы отрядов.
4.Городской план работы учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта в летний период времени.
5.Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций по тематике смены.
6.Режим жизнедеятельности лагеря.
5.1 Этапы реализации программы:
I этап - подготовительный (апрель – май)
Цель: создание условий для функционирования лагеря дневного пребывания.
Задачи:
1.разработка и утверждение воспитательной программы «Лучики добра»;
2.разработка, согласование и утверждение плана – сетки оздоровительно-воспитательной работы лагеря.
3.подготовка нормативно-правовой документации, материально-технической базы, методического материала и кадрового аппарата.
4.обеспечение безопасности участников лагеря: инструктажи для всех категорий работников лагеря.
5.набор детей и формирование отрядов.
II этап. Реализация программы (июнь):
2.1.Организационный период смены
Цель: знакомство, сплочение временного детского коллектива и выявление творческих, лидерских и интеллектуальных способностей детей и подростков.
Задачи:
1.Знакомство и создание условий для сплочения детей и подростков.
2. Усвоение норм поведения и правил пребывания в лагере.
3. Создание условий для решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена коллектива, личностного роста участников игры.
4. Диагностика потенциала участников лагеря, их ожиданий и запросов. (Приложение 1)
5. Формирование Совета лагеря и подготовка детей и подростков к соуправлению.
6.Утверждение законов жизнедеятельности лагеря.
7.Оформление отрядов и отрядных уголков.
8.Торжественное открытие лагеря.
9.Запуск сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии».
2.2.Основной (практический) период смены
Цель: реализация поставленных оздоровительных, воспитательных и развивающих целей и задач через сюжетно-ролевую игру «Создай свой туристический маршрут по Хакасии».
Задачи:
1.Проведение оздоровительно-спортивных мероприятий и осуществление в установленном порядке медицинского обслуживания детей.
2.Создание благоприятной психологической обстановки и условий для получения детьми нового опыта самопознания и самореализации в волонтерской деятельности.
3.Формирование мотивации к самопознанию и самовоспитанию.
4.Проведение в соответствии с программой «Лучики добра» культурно-массовых мероприятий, КТД, экскурсий, игр, конкурсов, викторин, волонтерский акций.
5.Ведение соуправления: создание атмосферы сотрудничества, совместного творчества детей и педагогов.
6.Сплочение и развитие детского временного коллектива.
7.Формирование определенных качеств детей и подростков.
8.Методическая работа с воспитателями и вожатыми.
2.3.Заключительный (итоговый)
Цель: рефлексия деятельности и подведение итогов.
Задачи:
1.Сбор отчетного материала.
2.Анализ сюжетно-ролевой игры «Создай свой туристический маршрут по Хакасии».
3.Выпуск альбома отрядов (описание каждого дня в жизни в ЛДП «ТВ-смена»).
4.Проведение итогового анкетирования(Приложение2).
5.Проведение торжественного закрытия смены.
6.Награждение отличившихся детей и подростков подарками, грамотами.
III этап. Постлагерный (аналитический) (август-сентябрь)
Цель: прогнозирование проведения оздоровительной кампании на следующий период.
Задачи:
Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации целей и задач организации летней оздоровительной кампании и качества выполнения воспитательной программы.
Разработка рекомендаций на следующий период оздоровительной кампании на основе анализа проведения летней оздоровительной кампании, предложений детей, родителей, педагогов, а также имеющихся возможностей.
Поощрение педагогов, активно участвующих в реализации программы, грамотами и благодарственными письмами.
5.2 Критерии эффективности реализации программы.
Оценка программы детьми:
-анализ основных дел и мероприятий по итогам дня (Органы самоуправления отрядов);
-анализ участия юных туристов в общелагерных мероприятиях по итогам дня на заседании Штаба экотуристов (Орган самоуправления лагеря);
-анализ организационного, основного и итогового периодов;
-фиксация результатов участия отряда в альбоме жизни отрядов;
-оформление экранов настроения (настроение Хакасии);
-проведение входящего («Знакомство с туристами») и итогового («Мои впечатления о смене) анкетирования;
- желание ребенка посетить ЛДП на следующий сезон.
Оценка программы родителями:
- индивидуальные беседы;
- заявки на приобретение путевки для своего ребенка на следующий сезон.
Оценка программы педагогическим коллективом:
- ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей;
- анкетирование;
- обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;
- участие педагогов в республиканских и др. научно – практических конференциях, семинарах – практикумах, круглых столах;
- желание работать в педагогическом коллективе ЛДП на следующем сезоне.
- ежедневное ведение дневников воспитателя.
Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, количество и качество проведенных мероприятий, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности.
5.3 Возможные риски
В ходе реализации программы могут возникнуть ситуации, которые могут вызвать затруднения в выполнении тех или иных условий реализации программы, например:
Отсутствие интереса детей и подростков к предлагаемым видам деятельности.
Ситуация соревнования в отрядах может породить неприязнь, озлобленность, обиду, ревность.
Наделение детей полномочиями власти может способствовать возникновению чрезмерной гордости, неадекватной оценки событий и себя.
Постоянное чувство ответственности за порученное дело может утомить детей (вожатых).
Разобщенность, которая возникает как результат разных потребностей, интересов.
Дети с девиантным поведением: возникновение ссор и конфликтов.
Недостаточный уровень финансирования
5.4 Способы коррекции рисков
Грамотные организационно - управленческие действия со стороны администрации лагеря, воспитателей, вожатых, инструкторов по физкультуре помогут минимизировать возможные риски и обеспечить:
целенаправленность и чёткость совместной деятельности администрации лагеря, воспитателей, вожатых, инструкторов по физкультуре;
привлечение к работе в лагере специалистов: психолога, социального педагога;
поиск дополнительных источников финансирования.
Данная программа даст детям возможность максимального пребывания на свежем воздухе, получения дополнительных знаний и умений в экологическом воспитании, способствует раскрытию их талантов и потенциала. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены физические данные и творческие способности, навыки и умения, дети эффективно перенесут на образовательную деятельность и в повседневную жизнь, достигая больших успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барканов С.В. и др., Отдых и оздоровление детей и подростков. – М., 2014.
Григоренко Ю.Н., Костриецова У.Ю. «Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»- М.:Педагогическое общество России, 2014.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2015.
Гузенко А.П., Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2014.
Детское движение: вопросы и ответы: Методическое пособие для руководителей молодежных структур, лидеров детских и молодежных общественных объединений, педагогов-организаторов. – Тюмень, 2015.
Заместитель директора школы по воспитательной работе./Научно-методический журнал № 2, 2015.
Ковтунов С.А., Активный отдых на свежем воздухе/С.А. Ковтунов, - изд. 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2016
Кудейко М.В., Игры в летнем оздоровительном лагере - М.: «Чистые пруды», 2015.
Кулаченко М.П., Учебник для вожатого.– Ростов на Дону: Феникс, 2014.
Лобачева С.И., Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2016.
Савинова С.В., Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях – Волгоград: «Учитель», 2014.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Основы вожатского мастерства. – М., 2012.
Титкова Т.В., Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Фридман М.Г., Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха: Книга для организаторов внеклассной работы. – М.: Просвещение, 2014.
Чистяков С.Н., Методические рекомендации по организации летней оздоровительной компании. – Ханты-Мансийск, 2015.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
АНКЕТА
«Знакомство с туристами и волонтерами»
Дорогой друг! Мы снова вместе!
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что…………………………………………………..........................
Я не хочу, чтобы………………………………………………………………………………..…
Я хочу, чтобы……………………………………………………………………………………...
Я боюсь, что………………………………………………………………………........................
Пожалуйста, оставь свой автограф на память____________________________
Приложение 2
АНКЕТА
«Твои впечатления о проведенном путешествии»
Дорогой друг! Лагерная смена заканчивается, пришло время нам с тобой расстаться. Нам хочется знать хорошо ли тебе было с нами, интересно ли ты провел время в нашем лагере, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать воспитателям?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения:
Я рад, что ……………………………………………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………………………………………..
Спасибо тебе за то, что ты провел с нами эти удивительные дни! Мы – твои новые друзья и товарищи ,с нетерпением ждем встречи с тобой в следующем сезоне.
Твой автограф на память_____________________________________________________
Приложение 3
Схема детского самоуправления.
Приложение 4
Схема управления программой
Приложение 5
План-сетка лагерной смены «Лучики добра».
1 день. 1.06.18г. – пятница «Здравствуй, лето!» 1. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. 2. Игровая программа «Страна детства». (Выход в городской парк) 3.Дискотека-фильмотека «В мире интересного». | 2 день. 2.06.18г. – суббота «Туристический ликбез» 1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь». 2.Коллаж «Эти правила нужны-эти правила важны». 3. Учебная эвакуация. 4. «Туристический указ» (выработка законов пребывания в лагере). |
3 день. 3.06.18г. – воскресенье Путешествие по Хакасии. 1. Викторина «Знатоки природы Хакасии» 2. Спортивный турнир на кубок «Снежного барса».
| 4 день. 4.06.18г. – понедельник «Изучение Хакасии» 1. Конкурсно - игровая программа «Узнай свою Хакасию» (Встреча с работниками библиотеки) 2. Минутка здоровья: игры на свежем воздухе 3. Конкурс видеоклипов «Вода-жизнь» 4. Открытие смены «Лучики добра». 5. Сказка «Рукавичка». |
5 день. 5.06.18г. вторник «Слет туристов-экскурсоводов» 1. Творческие мастерские: - Юные экологи - Юные дизайнеры (конкурс рисунков) - Юные архитекторы - Юные экскурсоводы -Юные туристы 2.Конкурс рисунков на асфальте «Праздник цвета» (рисование на асфальте) 3. Проведение акции «Сдай батарейку-сохрани природу». | 6 день. 6.06.18г. среда «Путешествие в Пушкинград» 1. Презентация эскизов будущих туристических маршрутов по Хакасии. 2. Конкурс «Мисс Шамаханская царица» 3. Спортивные эстафеты. 4. Конкурс на лучшую фигурку из батареек.
|
7 день. 7.06.18г. четверг «Экология в русских народные сказки» 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Операция «Чистая территория» 3. Игры на свежем воздухе (эстафета «Звериная тропа» Конкурс инсценирования сказок «Экология в сказках» | 8 день. 8.06.18г. пятница «Страна Демократии» 1. Спорт час «В гостях у Лесовичка» 2. Конкурс рисунков «Ребята, давайте жить дружно» 3. Игровая, музыкальная программа «Шляпное сражение»
|
9 день. 9.06.18г. суббота «Кто ходит в гости по утрам» 1. Мульткараоке. 2. Операция «Уютный маршрут». 3. Спортивная программа «Ералаш».
| 10 день. 10.06.18г. воскресенье «В гостях у Мира» 1. Коллаж «Вода-источник жизни на Земле». 2. Конкурс на лучшее интервью, фокус, прикол, видеоролик и т.п. «Если б я был волшебником, то я бы сделал так…». 3. Игра «Флора и фауна Хакасии». Встреча с работниками библиотеки. |
11 день. 11.06.18г. понедельник «Лесная поляна» 1. Экологический подвиг, уборка территории школы. 2. Конкурс «Зелёная аптека» 3. Спортивные соревнования «Зоологические забеги» 4. Выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия»
| 12 день. 12.06.18г. вторник День независимости России 1. Викторина «Знатоки России» 2. Спортивные соревнования «Вперед, Россия» 3. Конкурс плакатов «Защитим Россию» 4. Конкурс инсценированной песни «Тебе, Россия, посвящаю…»
|
13 день. 13.06.18г. среда «Путешествие к Робинзону» 1. Операция «Чистый маршрут» 2. Игра «Снайпер» 3. Посещение кинотеатра. Просмотр мультфильма.
| 14 день. 14.06.18 г. четверг «День Нептуна». 1. Конкурсно - игровая программа «Сказочная подводная страна». Встреча с работниками библиотеки. 2. Литературная гостиная «Сказки о море». (Инсценировка любимого фрагмента из сказок) 3. Конкурс коллажей «В волонтеры я б пошел, пусть меня научат…». 4. Сказка «Кот в сапогах».
|
15 день: 15.06.18 г. пятница «Приключения Незнайки» 1. Игра – путешествие «Круиз эрудитов» 2. Викторина «Весёлый перекрёсток». 3. Конкурс рисунков на асфальте «Красоты моей Хакасии».
| 16 день. 16.06.18г. суббота «День наоборот» 1. Модный приговор «Подари улыбку миру» 2. Викторина «Музыкальный калейдоскоп». 3. Шашечный турнир.
|
17 день. 17.06.18г. воскресенье День подвига 1. Видеогостиная «Хроники военных лет». 2. Конкурс инсценированной военной песни «Песня в солдатской шинели». 3. Эстафета «Морской бой».
| 18 день. 18.06.18г. понедельник. День одной книги. «Вини-пух и все, все, все» 1. Викторина «Куда идём мы с Пятачком» 2. Операция «Все на борьбу с дядюшкой Мусором» 3. «Берегись автомобиля»- беседа с инспектором ГИБДД 4. Конкурс рисунков «Эти правила нужны – эти правила важны»
|
19 день. 19.06.18 г. вторник «День путешественников» 1. Спортивно развлекательная игра «Кладоискатели» 2. Конкурс рисунков «Волшебные краски» 3.Посещение кинотеатра. Просмотр кинофильма «Путешествие по Хакасии». 4. Сказка «Фифелла и чудеса». | 20 день. 20.06.18 г. среда «Чистая планета» 1.Творческая презентация проектов созданных туристических маршрутов. 2. Торжественное вручение Значков «Создатели туристического маршрута по Хакасии». Награждение участников.
|
21 день. 21.06.18г. четверг «День подведения итогов» 1. Минутка здоровья: игры на свежем воздухе 2. Торжественная линейка «До свидания». 3. Подведение итогов, анкетирование. 4. Посещение кинотеатра. 5. Дискотека.
|
|
Приложение 6
Итоги дня
Приложение 7
«Улыбка Хакасии» (экран настроения)
| - отличное настроение
|
| - хорошее настроение
|
| - удовлетворительное настроение |
Приложение 8
Экран достижений
Приложение 9
Значок «Создатели туристического маршрута по Республике Хакасия»
Приложение 10
1. Сбор, зарядка 830-900
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
2 . Линейка 900-915
На линейку быстро стройся!
3. Завтрак 915-945
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
4. Работа по плану, общественно-полезный труд,
работа кружков 945-1130
5 .Мероприятия, игры,
конкурсы по плану работы 1130-1245
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
Раз пришел веселый час,
З десь играют все у нас!
6.Занятия на свежем воздухе,
оздоровительные мероприятия,
с портивные праздники 1245-1315
7. Обед 1315-1345
8.Занятия по интересам 1345-1430
9. Уход домой 1430
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!