Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вешковская основная школа имени Героя Советского Союза
Фокина Григория Николаевича».
Угранского района Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО \Башкинцева Л.И. Протокол №___ от «____»______2019г. | «Принято» Педагогическим Советом Протокол №__ от «____»__________2019г. | «Утверждено» Приказ №____ От «____»_________2019г. Директор школы ____________Зеленкова Т.Ю. |
Рабочая программа социального проекта
по математике для 5 класс
«Математика вокруг »
Составитель:
учитель математики Павлова Р.Г.
1 квалификационной категории
2018 учебный год.
Д. Вешки
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Математика вокруг» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о математике в природе. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается.
Сроки реализации программы – с 1.09.2018, - бессрочно
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, п.1,5 ст.12, п.6 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48) с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказаМинобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Примерная программа по математике. Москва: Дрофа, 2015;
Основная образовательная программа ООО (ФГОС) МКОУ «Вешковская основная школа»;
Рабочая программа рассчитана на 0,5 часов в неделю. Всего 17 часов.
Актуальность. Курс направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Цели:
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи а:
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Программа содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Программа подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Программа ориентирована на учащихся 5 класса, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Программа строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
При проведении занятий на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Планируемые результаты освоения программы
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
метапредметные |
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательноиполнопередаватьпартнерунеобходимую информациюкакориентирдляпостроениядействия |
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий. Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВН, газета, фотоальбом, оформление стендов, выставок, электронная презентация и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике или предлагают свою тему.
Содержание.
ТЕМА «Натуральные числа» (0,5ч)
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.
ТЕМА «Задачи на движение» (6ч)
Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.
ТЕМА «Знакомство с геометрией» (2ч)
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
ТЕМА «Дроби» (2ч) История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач.
ТЕМА «Комбинаторика » (3ч) Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
ТЕМА «Проценты в нашей жизни» (3,5ч) Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план
(0,5 часов в неделю, всего 17 часа)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Натуральные числа. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков. | 0,5 |
2 | Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Задачи на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели. | 6 |
3 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах. | 2 |
4 | История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач. | 2 |
5 | Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора. | 3 |
6 | Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. | 2,5 |
7 | Итоговое занятие. Представление проекта. «Математика вокруг нас» | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с