СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Много льна

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Много льна»





Рабочая программа дополнительного образования естественно-научной направленности

объединения «Много Льна»

(начальный уровень)

Возраст обучающихся: 11-18 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Рябеченкова Марина Анатольевна

учитель географии и технологии













с. Квашёнки, 2019 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования объединения «Много Льна» (далее - программа) является программой естественно-научной направленности, позволяющей учащимся освоить принципы выращивания и обработки льна, а также получить навыки работы на учебно-опытном участке.

Лён-долгунец - древнейшее растение, которое оказало значительное влияние на развитие духовной и материальной культуры наших предков. При условии комплексного использования он является одной из перспективных сельскохозяйственных культур. Еще в древности его применяли для производства текстильных изделий и пищевых продуктов, а также как лекарственное растение. Окупаемость этой культуры реализуется не один год, поскольку ежегодно возобновляемое сырье может длительно использоваться как в текстильной, так и в других областях промышленности, обеспечивая занятость многих слоев населения. Лён-долгунец также называют «северным шёлком». Главное его использование - волокно, которое идет на изготовление различных тканей, обладающих, как известно, многими ценными свойствами. Изделия из льна красивы, добротны и прочны, легки и эластичны; они хорошо пропускают воздух и впитывают влагу (в несколько раз быстрее по сравнению с шелком, вискозой и даже хлопком). Прочность льняной пряжи на разрыв при одинаковой толщине в 2-3 раза выше хлопчатобумажной и шерстяной. В составе льняного волокна есть элементы кремнезема, предохраняющие его от гниения, что особенно важно для производства тканей технического назначения.

Из льна наша текстильная промышленность вырабатывает очень широкий ассортимент товаров бытового назначения: полотенца, белье, одежду, одеяла и другие изделия, и технического-брезент, приводные ремни, парусину, мешочный, упаковочный материалы, шпагат нитки, веревки и др.

Для нужд народного хозяйства можно использовать почти все растение льна-долгунца. Из семян, содержащих 35-37% жира, получают льняное масло, которое применяют для приготовления высококачественной олифы, а также лаков, красок, клеенок, линолеума, термоизоляционных проводов; среди технических масел оно по объему производства занимает первое место в мире.

В небольшом количестве рафинированное льняное масло применяют в промышленном консервировании продуктов, кулинарии и кондитерском производстве.



Цель программы: Приобщение учащихся к русской национальной культуре через прикладную деятельность по выращиванию на пришкольном участке льна и его обработке.

Задачи программы: раскрытие творческих способностей учащихся; изучение принципов выращивания и обработки льна, формирование новых предметных компетенций в преподавании технологии, формирование навыков деятельности и работы в команде; воспитание сознательного отношения к проблеме забытых традиций русского народа, развитие мотивации к работе творческой и технической направленностей; воспитание терпения, трудолюбия, целеустремлённости.

Программа направлена на детей 11-18 лет (5-11 классы) и рассчитана на 1 год, (36 часа). Форма обучения – очная, режим занятий – 1 часа в неделю. Состав групп – постоянный на протяжении всего года обучения, может быть разновозрастный.

14 часов отводится на изучение теоретических вопросов, остальное время (31 час) отводится на практические работы и/или проектную деятельность.

Освоение данной программы предполагает получение каждым учащимся (или группой учащихся) в конце обучения продукта деятельности в виде образца ткани, покрашенной с помощью натуральных красителей, созданного по образцу, который будет опубликован в социальных сетях для демонстрации, публичного обсуждения и оценки, а также может стать участником различных конкурсов и фестивалей. Наличие и качество этого продукта является главным критерием для определения результативности выполнения программы, хотя, помимо этого, в течение года предусмотрен текущий контроль в форме устных опросов, педагогических наблюдений, самооценки и групповой оценки промежуточных результатов. В ходе обучения учащийся должен: познакомиться с процессом выращивания льна и его обработки, получение нити, пакли, масла и в последствии ткани; сформировать навыки работы на учебно-опытном участке и с инструментами из школьного музея для обработки льна(мялка, трепало, прялка веретено и т.д.); получить представление о том, как может выглядеть работа над конкретным долгосрочным проектом. Также обучающийся может: максимально полно реализовать свои творческие и прикладные способности на разных этапах работы над проектом; развить навыки работы в команде; воспитать в себе положительные личностные качества (терпение, трудолюбие, целеустремлённость).

Занятия по Программе необходимо проводить в школьной мастерской и на учебно-опытном участке и школьном музее. Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации программы, включает в себя компьютер или ноутбук учителя, проектор или интерактивную доску для получения и изучения научно-исторических сведений и фактов, а также приспособления из школьного музея для обработки льна и получения ткани: мялка, трепало, прялка, ткацкий станок. Работы проводятся в помещении музея, мастерской и на учебно-опытном участке.

Автором и реализатором данной Программы является учитель технологии. Рябеченкова Марина Анатольевна руководитель школьного объединения «Много Льна».

Учебный план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

Посев льна и уход за всходами.

3

1

0


1.1

Введение. История выращивания льна.

1

1

0

Устный опрос.

1.2



История создания изделий из льна.

1



1

0



Устный опрос.

1.3

Лекция «Выращивание льна: посев семян и уход за всходами»




1




1




0




Устный опрос.

2

Старт уборке урожая

11

3

9


2.1

Лекция «Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон».

1

1


Самооценка и групповая оценка.

2.2

Оценка и определение сроков созревания льна

1

1

1

Самооценка и групповая оценка.

2.3

Выдергивание -процесс «теребления»

1

1

Самооценка и групповая оценка.

2.4


«Обивка» семян в поле

1

1

Самооценка и групповая оценка.

2.5


Сбор и хранение семян на следующий год.

1

1

Самооценка и групповая оценка.

2.6




«Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений .

1


1

Устный опрос, наблюдение.

2.7



«Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений .

1

1


Устный опрос, наблюдение.

2.8



«Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений

1


1

Самооценка и групповая оценка



2.9

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

1


1

Самооценка и групповая оценка.

2.10

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля


1


1

Устный опрос, наблюдение.

2.11

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

1


1

Самооценка и групповая оценка.

3

Процесс обработки волокон льна.

22

7

22


3.1

«Мятье» волокон льна.

1

1

1

Устный опрос, наблюдение

3.2

«Мятье» волокон льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.3

«Мятье» волокон льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.4

«Трепание» льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.5

«Трепание» льна.

1

1

1

Устный опрос, наблюдение

3.6

«Трепание» льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.7

«Чесание» льна трепалом. 1-й этап.

1

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.8

«Чесание» льна трепалом. 2-й этап.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.9

«Чесание» льна трепалом. 3-й этап.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.10

Прядение нити из волокон льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.11

Прядение нити из волокон льна.

1

1

Устный опрос, наблюдение

3.12

Прядение нити из волокон льна.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.13

Прядение нити из волокон льна.

1

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.14

Ткачество.

1

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.15

Ткачество.

1

1

Самооценка и групповая оценка

3.16

Ткачество.

1

1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка.

3.17

Ткачество.

1

1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт

3.18

Отбеливание ткани в щелоке.

1

1

1

Самооценка и групповая оценка.

3.19

Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.

1


1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт

3.20

Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.

1


1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт

3.21

Окрашивание ткани натуральными красителями ( листья мать-и-мачехи).

1

1

1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка Творческий отчёт

3.22

Окрашивание ткани натуральными красителями (дубовая кора).

1


1

Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка. Творческий отчет.


Всего часов

36




Содержание изучаемого курса

Раздел 1 Посев льна и уход за всходами.

Тема 1.1 Введение. История выращивания льна.

Теория: Лен – древнейшая культура на Руси. Территория возделывания льна.


Тема 1.2. История создания изделий изо льна.

Теория: Изделия изо льна. Многообразие изделий изо льна и его значение в жизни человека.

Тема 1.3 Лекция «Выращивание льна: посев семян и уход за всходами» Теория: Понятие - сорная трава и ее виды. Способы полива, определение «сухая почва».

Раздел 2 Старт уборке урожая.

Тема 2.1 Лекция «Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон».

Теория: Исторический опыт определения оптимального времени уборки льна.

Тема 2.2Оценка и определение сроков созревания льна.

Теория: правила и особенности определения сроков уборки льна. Внешние признаки стеблей льна готовые к уборке.

Практика: Определение по внешним признакам готовности стеблей льна к уборке.

Тема 2.3 Выдергивание - процесс «теребления».

Теория: правила и особенности, внешних признаков стебля льна готового для выдергивания. Понятие «теребление».

Практика: знакомство с примерами и способами выдергивания стеблей льна и способами «теребления». Выдергивание стеблей и связывание в снопы.


Тема 2.4 «Обивка» семян в поле.

Теория: особенности и ценные свойства семян льна, знакомство со способами «обивки» семян в поле, особенности сбора и хранения семян до следующего посева.

Практика: Сбор семян, «обивка» в поле, сохранение семян до следующего года. Способы хранения семян льна до следующего посева.



Тема 2.5 Сбор и хранение семян на следующий год.

Теория: Понятие – качественные семена, определение качества по внешним признакам.

Практика: отбор качественных семян, определение по признакам их качества с последующим хранением до следующего года семян прошедших отбор.

Тема 2.6/2.7/2.8 «Вылеживание» и «вымачивание» стеблей растений. Теория: знакомство с процессом « вылеживания» и «вымачивания». Основные характерные признаки этого процесса и понимание итоговой цели этого важного процесса.

Практика: помещение стеблей льна непосредственно в воду с последующим наблюдением за этим долгим и важным процессом, который непосредственно скажется на качестве готового изделия.


Тема 2.9/2.10/2.11 Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля льна.

Теория: напоминание о важности процесса «вымачивания» стеблей льна, который непосредственно скажется на качестве изделия в итоге.

Практика: наблюдение за процессом « вымачивания», определение степени готовности стебля для дальнейшей обработки материала.

Раздел 3. Процесс обработки волокон льна.

Тема 3.1/3.2/3.3 «Мятье» волокон льна.

Теория: особенности процесса «мятье» волокон льна, знакомство с инструментами для обработки волокон льна и напоминание о важности этого процесса для дальнейшего использования в процессе изготовления нити изо льна.

Практика: «мятье» волокон льна с использованием старинных инструментов из школьного музея.

Тема 3.4/3.5/3.6 «Трепание» льна.

Теория: особенности и способы «трепания» волокон льна. Напоминание о важности этого процесса, который скажется на качестве готового изделия.

Практика: непосредственный процесс трепания льна с использование старинных инструментов из школьного музея.

Тема 3.7/3.8/3.9. «Чесание» льна трепалом.

Теория: особенности работы со льном, важность процесса «чесание» в несколько этапов, знакомство с инструментом – трепало.

Практика: «Чесание» льна трепалом в несколько этапов с помощью старинных инструментов из школьного музея. Подготовка и хранение материала для дальнейшего использования.

Тема 3.10/3.11/3.12/3.13 Прядение нити из волокон льна.

Теория: особенности и способы получения нити из «чесаных» волокон льна, напоминание о важности этого процесса для получения качественного изделия по итогу реализации этого проекта. Знакомство с инструментами. Практика: прядение нити из волокон с использованием инструментов из школьного музея. Отработка умения и навыка для получения более тонкой и качественной нити.

Тема 3.14/3.15/3.16/3.17 Ткачество.

Теория: знакомство с историей ткачества, примерами, способами и приемами ткачества. Знакомство с особенностями ткачества нашей страны в различные исторические отрезки.

Практика: непосредственная работа с нитью и освоение способов ткачества с использование небольшого ткацкого станка. Оценка итоговой работы. Демонстрация работы и обсуждение ее.


Тема 3.18 Отбеливание ткани в щелоке.

Теория: понятие – щелок, описание происходящих химических процессов, важность процесса отбеливания. Способы и приемы получения щелока и отбеливания ткани.

Практика: приготовление щелока и процесс отбеливания путем погружения ткани в щелочной раствор.



Тема 3.19/3.20 Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.

Теория: описание химических процессов происходящих в процессе результате отбеливания, напоминание о важности этого процесса на работу в целом.

Практика: наблюдение за процессом и степенью отбеливания льняной ткани.

Тема 3.21/3.22 Окрашивание ткани натуральными красителями.

Теория: виды и способы окрашивания льняной ткани. Окрашивание синтетическими красителями. Окрашивание натуральными красителями(эко-окрашивание).

Практика: эко-окрашивания льняной ткани с применением различных природных материалов: листья крапивы, мать -и- мачехи и коры дуба.

Методическое обеспечение

При изучении каждой темы раздела программы теоретические занятия предваряют практические. На теоретических занятиях в основном используется объяснительно-иллюстративный метод обучения: изучаются исторические факты выращивания и обработки льна, использования готовых изделий в быту русского народа, изучаются основные понятия темы, принципы работы с определенными инструментами. Теоретические занятия проходят в форме лекций и мастер-классов с демонстрацией необходимого материала на экране или интерактивной доске, а также демонстрируется основы работы на инструментах и приспособлениях из школьного музея, с коллективным обсуждением.

На практических занятиях учащиеся с помощью учителя шаг за шагом проходят все этапы выращивания и обработки льна. На занятиях, в основном, используется исследовательский метод обучения, который предполагает достижения учащимися поставленной цели путем выполнения практических заданий, исправления ошибок, нахождение правильного решения поставленной педагогом задачи. Примерный алгоритм такого занятия: 1) беседа, самостоятельный поиск материала в интернете. 2)Изучение учащимися принципов работы инструментов на практике 3) практическая работа 4) совместное обсуждение учителя и учащихся получившегося изделия 5) доработка, рефлексия. При таком подходе обучающиеся смогут получить определённые предметные компетенции. Тем не менее, основной задачей учителя при реализации данной программы является мотивация детей к самостоятельной или групповой проектной деятельности, которая подразумевает максимальную реализацию творческого потенциала. Для реализации практических необходимо сформировать проектные группы и распределить в них роли.

Список литературы

Ресурсы, используемые для разработки Программы и организации образовательного процесса:

https://megalektsii.ru/s17861t11.html

https://med.wikireading.ru/114090

https://mylitta.ru/1988-linen.html

http://www.solgerd.ru/interesnoe/23-istoriya-i-svojstva-lna

https://studbooks.net/569122/kulturologiya/tehniki_tkachestva

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rukodelie-na-rusi-vydelka-i-obrabotka-lna.html

Календарный план-график

Для реализации программы в 2019-2020 г. запланировано 36 занятий по 1 часу в неделю с сентября по май включительно. Дни занятий среда, исключая праздничные дни.

Место проведения всех занятий в объединении – музей, мастерская и учебно-опытный участок.

Время проведения занятий: 15:30-16:30

Месяц

Число

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

Раздел 1. Посев льна и уход за всходами


1.1

Сентябрь

4

Лекция. История выращивания льна.

1

Введение. История выращивания льна.


1.2

Сентябрь

11

Индивидуальная работа с ИКТ, создание презентаций. История выращивания льна на Руси.

1

Введение. История выращивания льна на Руси.

Самооценка

1.3

Сентябрь

18

Конференция «История создания изделий из льна».

1

История создания изделий изо льна.

Защита презентаций.

Раздел 2. Старт уборке урожая


2.1

Сентябрь

25

Лекция .«Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон».

1

Выращивание льна: посев семян и уход за всходами

Самооценка

2.2

Октябрь

2

Лекция, Мастер класс, практическая работа

1

Техника безопасности работы на учебно-опытном участке.

Оценка и определение сроков созревания льна.

Самооценка и групповая оценка.

2.3

Октябрь

9

Мастер-класс, практическая работа

1

Выдергивание -процесс «теребления»

Самооценка и групповая оценка.

2.4

Октябрь

16

Мастер-класс, практическая работа

1

«Обивка» семян в поле. Сбор и хранение семян на следующий год.

Самооценка и групповая оценка.

2.5

Октябрь

23

Мастер-класс, практическая работа

1

«Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений

Самооценка и групповая оценка.

2.6

Октябрь

30

Мастер-класс, практическая работа

1

Процесс «вымачивания» Оценка процесса и наблюдение.

Самооценка и групповая оценка.

2.7

Ноябрь

6

Лекция, практическая работа.

1

Процесс «вымачивания» Оценка процесса и наблюдение.

Самооценка и групповая оценка.

2.8

Ноябрь

13

Мастер-класс, практическая работа

1

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

Самооценка и групповая оценка.

2.9

Ноябрь

20

Мастер-класс, практическая работа.

1

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

Самооценка и групповая оценка.

2.10

Ноябрь

27

Мастер-класс, практическая работа.

1

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

Самооценка и групповая оценка.

2.11

Декабрь

4

Мастер-класс, практическая работа.

1

Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля

Самооценка и групповая оценка.

Раздел 3. Процесс обработки волокон льна.


3.1

Декабрь

11

Лекция, мастер-класс, практическая работа

1

«Мятье» волокон льна.

Устный опрос, наблюдение.

3.2

Декабрь

18

Практическая работа.

1

«Мятье» волокон льна.

Устный опрос, наблюдение.

3.3

Декабрь

25

Практическая работа.

1

«Мятье» волокон льна.

Устный опрос, наблюдение.

3.4

Январь

15

Мастер-класс, практическая работа.

1

«Трепание» льна.

Устный опрос, наблюдение

3.5

Январь

22

Лекция, мастер-класс. Практическая работа.

1

«Трепание» льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.6

Январь

29

Практическая работа.

1

«Трепание» льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.7

Февраль

5

Лекция, мастер-класс. Практическая работа

1

«Чесание» льна трепалом. 1-й этап.

Самооценка и групповая оценка.

3.8

Февраль

12

Практическая работа.

1

«Чесание» льна трепалом. 2-й этап.

Самооценка и групповая оценка.

3.9

Февраль

19

Практическая работа.

1

«Чесание» льна трепалом. 3-й этап.

Самооценка и групповая оценка.

3.10

Февраль

26

Практическая работа.

1

Прядение нити из волокон льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.11

Март

4

Мастер – класс. Практическая работа.

1

Прядение нити из волокон льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.12

Март

11

Практическая работа.

1

Прядение нити из волокон льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.13

Март

18

Лекция, мастер-класс.

1

Прядение нити из волокон льна.

Самооценка и групповая оценка.

3.14

Март

25

Лекция, мастер-класс. Практическая работа

1

Основы ткачества. Ткачество.

Самооценка и групповая оценка.

3.15

Апрель

1

Мастер-класс. Практическая работа.

1

Способы ткачества. Ткачество.

Самооценка и групповая оценка.

3.16

Апрель

8

Практическая работа.

1

Процесс ткачества.

Самооценка и групповая оценка.

3.17

Апрель

15

Практическая работа.

1

Ткачество.

Самооценка и групповая оценка.

3.18

Апрель

22

Лекция, мастер-класс Практическая работа.

1

Отбеливание ткани в щелоке.

Самооценка и групповая оценка.

3.19

Апрель

29

Практическая работа.

1

Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.

Самооценка и групповая оценка.

3.20

Май

6

Практическая работа.

1

Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.

Самооценка и групповая оценка.

3.21

Май

13

Лекция, мастер-класс. Практическая работа.

1

Окрашивание ткани натуральными красителями ( листья мать-и-мачехи).

Самооценка и групповая оценка.

3.22

Май

20

Практическая работа.

1

Окрашивание ткани натуральными красителями (дубовая кора).

Самооценка и групповая оценка. Творческий отчет.