Рабочая программа дополнительного образования естественно-научной направленности
объединения «Много Льна»
(начальный уровень)
Возраст обучающихся: 11-18 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Рябеченкова Марина Анатольевна
учитель географии и технологии
с. Квашёнки, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования объединения «Много Льна» (далее - программа) является программой естественно-научной направленности, позволяющей учащимся освоить принципы выращивания и обработки льна, а также получить навыки работы на учебно-опытном участке.
Лён-долгунец - древнейшее растение, которое оказало значительное влияние на развитие духовной и материальной культуры наших предков. При условии комплексного использования он является одной из перспективных сельскохозяйственных культур. Еще в древности его применяли для производства текстильных изделий и пищевых продуктов, а также как лекарственное растение. Окупаемость этой культуры реализуется не один год, поскольку ежегодно возобновляемое сырье может длительно использоваться как в текстильной, так и в других областях промышленности, обеспечивая занятость многих слоев населения. Лён-долгунец также называют «северным шёлком». Главное его использование - волокно, которое идет на изготовление различных тканей, обладающих, как известно, многими ценными свойствами. Изделия из льна красивы, добротны и прочны, легки и эластичны; они хорошо пропускают воздух и впитывают влагу (в несколько раз быстрее по сравнению с шелком, вискозой и даже хлопком). Прочность льняной пряжи на разрыв при одинаковой толщине в 2-3 раза выше хлопчатобумажной и шерстяной. В составе льняного волокна есть элементы кремнезема, предохраняющие его от гниения, что особенно важно для производства тканей технического назначения.
Из льна наша текстильная промышленность вырабатывает очень широкий ассортимент товаров бытового назначения: полотенца, белье, одежду, одеяла и другие изделия, и технического-брезент, приводные ремни, парусину, мешочный, упаковочный материалы, шпагат нитки, веревки и др.
Для нужд народного хозяйства можно использовать почти все растение льна-долгунца. Из семян, содержащих 35-37% жира, получают льняное масло, которое применяют для приготовления высококачественной олифы, а также лаков, красок, клеенок, линолеума, термоизоляционных проводов; среди технических масел оно по объему производства занимает первое место в мире.
В небольшом количестве рафинированное льняное масло применяют в промышленном консервировании продуктов, кулинарии и кондитерском производстве.
Цель программы: Приобщение учащихся к русской национальной культуре через прикладную деятельность по выращиванию на пришкольном участке льна и его обработке.
Задачи программы: раскрытие творческих способностей учащихся; изучение принципов выращивания и обработки льна, формирование новых предметных компетенций в преподавании технологии, формирование навыков деятельности и работы в команде; воспитание сознательного отношения к проблеме забытых традиций русского народа, развитие мотивации к работе творческой и технической направленностей; воспитание терпения, трудолюбия, целеустремлённости.
Программа направлена на детей 11-18 лет (5-11 классы) и рассчитана на 1 год, (36 часа). Форма обучения – очная, режим занятий – 1 часа в неделю. Состав групп – постоянный на протяжении всего года обучения, может быть разновозрастный.
14 часов отводится на изучение теоретических вопросов, остальное время (31 час) отводится на практические работы и/или проектную деятельность.
Освоение данной программы предполагает получение каждым учащимся (или группой учащихся) в конце обучения продукта деятельности в виде образца ткани, покрашенной с помощью натуральных красителей, созданного по образцу, который будет опубликован в социальных сетях для демонстрации, публичного обсуждения и оценки, а также может стать участником различных конкурсов и фестивалей. Наличие и качество этого продукта является главным критерием для определения результативности выполнения программы, хотя, помимо этого, в течение года предусмотрен текущий контроль в форме устных опросов, педагогических наблюдений, самооценки и групповой оценки промежуточных результатов. В ходе обучения учащийся должен: познакомиться с процессом выращивания льна и его обработки, получение нити, пакли, масла и в последствии ткани; сформировать навыки работы на учебно-опытном участке и с инструментами из школьного музея для обработки льна(мялка, трепало, прялка веретено и т.д.); получить представление о том, как может выглядеть работа над конкретным долгосрочным проектом. Также обучающийся может: максимально полно реализовать свои творческие и прикладные способности на разных этапах работы над проектом; развить навыки работы в команде; воспитать в себе положительные личностные качества (терпение, трудолюбие, целеустремлённость).
Занятия по Программе необходимо проводить в школьной мастерской и на учебно-опытном участке и школьном музее. Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации программы, включает в себя компьютер или ноутбук учителя, проектор или интерактивную доску для получения и изучения научно-исторических сведений и фактов, а также приспособления из школьного музея для обработки льна и получения ткани: мялка, трепало, прялка, ткацкий станок. Работы проводятся в помещении музея, мастерской и на учебно-опытном участке.
Автором и реализатором данной Программы является учитель технологии. Рябеченкова Марина Анатольевна руководитель школьного объединения «Много Льна».
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1 | Посев льна и уход за всходами. | 3 | 1 | 0 | |
1.1 | Введение. История выращивания льна. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос. |
1.2 | История создания изделий из льна. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос. |
1.3 | Лекция «Выращивание льна: посев семян и уход за всходами» | 1 | 1 | 0 | Устный опрос. |
2 | Старт уборке урожая | 11 | 3 | 9 | |
2.1 | Лекция «Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон». | 1 | 1 | | Самооценка и групповая оценка. |
2.2 | Оценка и определение сроков созревания льна | 1 | 1 | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
2.3 | Выдергивание -процесс «теребления» | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
2.4 | «Обивка» семян в поле | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
2.5 | Сбор и хранение семян на следующий год. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
2.6 | «Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений . | 1 | | 1 | Устный опрос, наблюдение. |
2.7 | «Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений . | 1 | 1 | | Устный опрос, наблюдение. |
2.8 | «Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
2.9 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
2.10 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | | 1 | | 1 | Устный опрос, наблюдение. |
2.11 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
3 | Процесс обработки волокон льна. | 22 | 7 | 22 | |
3.1 | «Мятье» волокон льна. | 1 | 1 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3.2 | «Мятье» волокон льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.3 | «Мятье» волокон льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.4 | «Трепание» льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.5 | «Трепание» льна. | 1 | 1 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3.6 | «Трепание» льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.7 | «Чесание» льна трепалом. 1-й этап. | 1 | 1 | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.8 | «Чесание» льна трепалом. 2-й этап. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.9 | «Чесание» льна трепалом. 3-й этап. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.10 | Прядение нити из волокон льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.11 | Прядение нити из волокон льна. | 1 | | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3.12 | Прядение нити из волокон льна. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.13 | Прядение нити из волокон льна. | 1 | 1 | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.14 | Ткачество. | 1 | 1 | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.15 | Ткачество. | 1 | | 1 | Самооценка и групповая оценка |
3.16 | Ткачество. | 1 | | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка. |
3.17 | Ткачество. | 1 | | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт |
3.18 | Отбеливание ткани в щелоке. | 1 | 1 | 1 | Самооценка и групповая оценка. |
3.19 | Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания. | 1 | | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт |
3.20 | Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания. | 1 | | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка, творческий отчёт |
3.21 | Окрашивание ткани натуральными красителями ( листья мать-и-мачехи). | 1 | 1 | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка Творческий отчёт |
3.22 | Окрашивание ткани натуральными красителями (дубовая кора). | 1 | | 1 | Демонстрация работы, самооценка и групповая оценка. Творческий отчет. |
| Всего часов | 36 | | | |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1 Посев льна и уход за всходами.
Тема 1.1 Введение. История выращивания льна.
Теория: Лен – древнейшая культура на Руси. Территория возделывания льна.
Тема 1.2. История создания изделий изо льна.
Теория: Изделия изо льна. Многообразие изделий изо льна и его значение в жизни человека.
Тема 1.3 Лекция «Выращивание льна: посев семян и уход за всходами» Теория: Понятие - сорная трава и ее виды. Способы полива, определение «сухая почва».
Раздел 2 Старт уборке урожая.
Тема 2.1 Лекция «Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон».
Теория: Исторический опыт определения оптимального времени уборки льна.
Тема 2.2Оценка и определение сроков созревания льна.
Теория: правила и особенности определения сроков уборки льна. Внешние признаки стеблей льна готовые к уборке.
Практика: Определение по внешним признакам готовности стеблей льна к уборке.
Тема 2.3 Выдергивание - процесс «теребления».
Теория: правила и особенности, внешних признаков стебля льна готового для выдергивания. Понятие «теребление».
Практика: знакомство с примерами и способами выдергивания стеблей льна и способами «теребления». Выдергивание стеблей и связывание в снопы.
Тема 2.4 «Обивка» семян в поле.
Теория: особенности и ценные свойства семян льна, знакомство со способами «обивки» семян в поле, особенности сбора и хранения семян до следующего посева.
Практика: Сбор семян, «обивка» в поле, сохранение семян до следующего года. Способы хранения семян льна до следующего посева.
Тема 2.5 Сбор и хранение семян на следующий год.
Теория: Понятие – качественные семена, определение качества по внешним признакам.
Практика: отбор качественных семян, определение по признакам их качества с последующим хранением до следующего года семян прошедших отбор.
Тема 2.6/2.7/2.8 «Вылеживание» и «вымачивание» стеблей растений. Теория: знакомство с процессом « вылеживания» и «вымачивания». Основные характерные признаки этого процесса и понимание итоговой цели этого важного процесса.
Практика: помещение стеблей льна непосредственно в воду с последующим наблюдением за этим долгим и важным процессом, который непосредственно скажется на качестве готового изделия.
Тема 2.9/2.10/2.11 Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля льна.
Теория: напоминание о важности процесса «вымачивания» стеблей льна, который непосредственно скажется на качестве изделия в итоге.
Практика: наблюдение за процессом « вымачивания», определение степени готовности стебля для дальнейшей обработки материала.
Раздел 3. Процесс обработки волокон льна.
Тема 3.1/3.2/3.3 «Мятье» волокон льна.
Теория: особенности процесса «мятье» волокон льна, знакомство с инструментами для обработки волокон льна и напоминание о важности этого процесса для дальнейшего использования в процессе изготовления нити изо льна.
Практика: «мятье» волокон льна с использованием старинных инструментов из школьного музея.
Тема 3.4/3.5/3.6 «Трепание» льна.
Теория: особенности и способы «трепания» волокон льна. Напоминание о важности этого процесса, который скажется на качестве готового изделия.
Практика: непосредственный процесс трепания льна с использование старинных инструментов из школьного музея.
Тема 3.7/3.8/3.9. «Чесание» льна трепалом.
Теория: особенности работы со льном, важность процесса «чесание» в несколько этапов, знакомство с инструментом – трепало.
Практика: «Чесание» льна трепалом в несколько этапов с помощью старинных инструментов из школьного музея. Подготовка и хранение материала для дальнейшего использования.
Тема 3.10/3.11/3.12/3.13 Прядение нити из волокон льна.
Теория: особенности и способы получения нити из «чесаных» волокон льна, напоминание о важности этого процесса для получения качественного изделия по итогу реализации этого проекта. Знакомство с инструментами. Практика: прядение нити из волокон с использованием инструментов из школьного музея. Отработка умения и навыка для получения более тонкой и качественной нити.
Тема 3.14/3.15/3.16/3.17 Ткачество.
Теория: знакомство с историей ткачества, примерами, способами и приемами ткачества. Знакомство с особенностями ткачества нашей страны в различные исторические отрезки.
Практика: непосредственная работа с нитью и освоение способов ткачества с использование небольшого ткацкого станка. Оценка итоговой работы. Демонстрация работы и обсуждение ее.
Тема 3.18 Отбеливание ткани в щелоке.
Теория: понятие – щелок, описание происходящих химических процессов, важность процесса отбеливания. Способы и приемы получения щелока и отбеливания ткани.
Практика: приготовление щелока и процесс отбеливания путем погружения ткани в щелочной раствор.
Тема 3.19/3.20 Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания.
Теория: описание химических процессов происходящих в процессе результате отбеливания, напоминание о важности этого процесса на работу в целом.
Практика: наблюдение за процессом и степенью отбеливания льняной ткани.
Тема 3.21/3.22 Окрашивание ткани натуральными красителями.
Теория: виды и способы окрашивания льняной ткани. Окрашивание синтетическими красителями. Окрашивание натуральными красителями(эко-окрашивание).
Практика: эко-окрашивания льняной ткани с применением различных природных материалов: листья крапивы, мать -и- мачехи и коры дуба.
Методическое обеспечение
При изучении каждой темы раздела программы теоретические занятия предваряют практические. На теоретических занятиях в основном используется объяснительно-иллюстративный метод обучения: изучаются исторические факты выращивания и обработки льна, использования готовых изделий в быту русского народа, изучаются основные понятия темы, принципы работы с определенными инструментами. Теоретические занятия проходят в форме лекций и мастер-классов с демонстрацией необходимого материала на экране или интерактивной доске, а также демонстрируется основы работы на инструментах и приспособлениях из школьного музея, с коллективным обсуждением.
На практических занятиях учащиеся с помощью учителя шаг за шагом проходят все этапы выращивания и обработки льна. На занятиях, в основном, используется исследовательский метод обучения, который предполагает достижения учащимися поставленной цели путем выполнения практических заданий, исправления ошибок, нахождение правильного решения поставленной педагогом задачи. Примерный алгоритм такого занятия: 1) беседа, самостоятельный поиск материала в интернете. 2)Изучение учащимися принципов работы инструментов на практике 3) практическая работа 4) совместное обсуждение учителя и учащихся получившегося изделия 5) доработка, рефлексия. При таком подходе обучающиеся смогут получить определённые предметные компетенции. Тем не менее, основной задачей учителя при реализации данной программы является мотивация детей к самостоятельной или групповой проектной деятельности, которая подразумевает максимальную реализацию творческого потенциала. Для реализации практических необходимо сформировать проектные группы и распределить в них роли.
Список литературы
Ресурсы, используемые для разработки Программы и организации образовательного процесса:
https://megalektsii.ru/s17861t11.html
https://med.wikireading.ru/114090
https://mylitta.ru/1988-linen.html
http://www.solgerd.ru/interesnoe/23-istoriya-i-svojstva-lna
https://studbooks.net/569122/kulturologiya/tehniki_tkachestva
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rukodelie-na-rusi-vydelka-i-obrabotka-lna.html
Календарный план-график
Для реализации программы в 2019-2020 г. запланировано 36 занятий по 1 часу в неделю с сентября по май включительно. Дни занятий среда, исключая праздничные дни.
Место проведения всех занятий в объединении – музей, мастерская и учебно-опытный участок.
Время проведения занятий: 15:30-16:30
№ | Месяц | Число | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
Раздел 1. Посев льна и уход за всходами |
1.1 | Сентябрь | 4 | Лекция. История выращивания льна. | 1 | Введение. История выращивания льна. | |
1.2 | Сентябрь | 11 | Индивидуальная работа с ИКТ, создание презентаций. История выращивания льна на Руси. | 1 | Введение. История выращивания льна на Руси. | Самооценка |
1.3 | Сентябрь | 18 | Конференция «История создания изделий из льна». | 1 | История создания изделий изо льна. | Защита презентаций. |
Раздел 2. Старт уборке урожая |
2.1 | Сентябрь | 25 | Лекция .«Оптимальное время уборки льна для получения качественных волокон». | 1 | Выращивание льна: посев семян и уход за всходами | Самооценка |
2.2 | Октябрь | 2 | Лекция, Мастер класс, практическая работа | 1 | Техника безопасности работы на учебно-опытном участке. Оценка и определение сроков созревания льна. | Самооценка и групповая оценка. |
2.3 | Октябрь | 9 | Мастер-класс, практическая работа | 1 | Выдергивание -процесс «теребления» | Самооценка и групповая оценка. |
2.4 | Октябрь | 16 | Мастер-класс, практическая работа | 1 | «Обивка» семян в поле. Сбор и хранение семян на следующий год. | Самооценка и групповая оценка. |
2.5 | Октябрь | 23 | Мастер-класс, практическая работа | 1 | «Вылеживание» и и «вымачивание» стеблей растений | Самооценка и групповая оценка. |
2.6 | Октябрь | 30 | Мастер-класс, практическая работа | 1 | Процесс «вымачивания» Оценка процесса и наблюдение. | Самооценка и групповая оценка. |
2.7 | Ноябрь | 6 | Лекция, практическая работа. | 1 | Процесс «вымачивания» Оценка процесса и наблюдение. | Самооценка и групповая оценка. |
2.8 | Ноябрь | 13 | Мастер-класс, практическая работа | 1 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | Самооценка и групповая оценка. |
2.9 | Ноябрь | 20 | Мастер-класс, практическая работа. | 1 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | Самооценка и групповая оценка. |
2.10 | Ноябрь | 27 | Мастер-класс, практическая работа. | 1 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | Самооценка и групповая оценка. |
2.11 | Декабрь | 4 | Мастер-класс, практическая работа. | 1 | Наблюдение за процессом «вымачивания» и оценка степени готовности стебля | Самооценка и групповая оценка. |
Раздел 3. Процесс обработки волокон льна. |
3.1 | Декабрь | 11 | Лекция, мастер-класс, практическая работа | 1 | «Мятье» волокон льна. | Устный опрос, наблюдение. |
3.2 | Декабрь | 18 | Практическая работа. | 1 | «Мятье» волокон льна. | Устный опрос, наблюдение. |
3.3 | Декабрь | 25 | Практическая работа. | 1 | «Мятье» волокон льна. | Устный опрос, наблюдение. |
3.4 | Январь | 15 | Мастер-класс, практическая работа. | 1 | «Трепание» льна. | Устный опрос, наблюдение |
3.5 | Январь | 22 | Лекция, мастер-класс. Практическая работа. | 1 | «Трепание» льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.6 | Январь | 29 | Практическая работа. | 1 | «Трепание» льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.7 | Февраль | 5 | Лекция, мастер-класс. Практическая работа | 1 | «Чесание» льна трепалом. 1-й этап. | Самооценка и групповая оценка. |
3.8 | Февраль | 12 | Практическая работа. | 1 | «Чесание» льна трепалом. 2-й этап. | Самооценка и групповая оценка. |
3.9 | Февраль | 19 | Практическая работа. | 1 | «Чесание» льна трепалом. 3-й этап. | Самооценка и групповая оценка. |
3.10 | Февраль | 26 | Практическая работа. | 1 | Прядение нити из волокон льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.11 | Март | 4 | Мастер – класс. Практическая работа. | 1 | Прядение нити из волокон льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.12 | Март | 11 | Практическая работа. | 1 | Прядение нити из волокон льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.13 | Март | 18 | Лекция, мастер-класс. | 1 | Прядение нити из волокон льна. | Самооценка и групповая оценка. |
3.14 | Март | 25 | Лекция, мастер-класс. Практическая работа | 1 | Основы ткачества. Ткачество. | Самооценка и групповая оценка. |
3.15 | Апрель | 1 | Мастер-класс. Практическая работа. | 1 | Способы ткачества. Ткачество. | Самооценка и групповая оценка. |
3.16 | Апрель | 8 | Практическая работа. | 1 | Процесс ткачества. | Самооценка и групповая оценка. |
3.17 | Апрель | 15 | Практическая работа. | 1 | Ткачество. | Самооценка и групповая оценка. |
3.18 | Апрель | 22 | Лекция, мастер-класс Практическая работа. | 1 | Отбеливание ткани в щелоке. | Самооценка и групповая оценка. |
3.19 | Апрель | 29 | Практическая работа. | 1 | Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания. | Самооценка и групповая оценка. |
3.20 | Май | 6 | Практическая работа. | 1 | Отбеливание ткани в щелоке. Наблюдение за процессом отбеливания. | Самооценка и групповая оценка. |
3.21 | Май | 13 | Лекция, мастер-класс. Практическая работа. | 1 | Окрашивание ткани натуральными красителями ( листья мать-и-мачехи). | Самооценка и групповая оценка. |
3.22 | Май | 20 | Практическая работа. | 1 | Окрашивание ткани натуральными красителями (дубовая кора). | Самооценка и групповая оценка. Творческий отчет. |