Пояснительная записка
к рабочей программе по музыке в 1 классе
в 2021– 2022 учебном году
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2015
Рабочая тетрадь для 1 класса, М.: Просвещение, 2015г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: М.: Просвещение, 2004;
Пособие для учителя/Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
При работе по данной программе также предполагается использование методической литературы (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и аудиохрестоматии по музыке) и информационно-компьютерная поддержка учебного процесса следующими программно-педагогическими средствами:
Энциклопедия классической музыки: Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология,, словарь музыкальных терминов и викторина.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Место предмета в учебном плане
Освоение курса «Музыка» в 1 классе в 2021-2022 учебном году будет осуществляться в условиях организации смешанного обучения. В связи с этим в образовательный процесс будет включено использование дистанционных образовательных технологий. Ученик сможет развивать цифровые навыки, критическое мышление, способность к самообучению, умение полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе) и сможет творчески (не по шаблону) применять имеющиеся знания в быстро развивающейся цифровой среде.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) готовность слушать музыкальные произведения и собеседника, вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
Музыка:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно-осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
Тематическое планирование .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КЛАСС на 2020-2021 уч. год в соответствии с ФГОС второго поколения НОО
№ п/п | дата | Наименование и номер раздела | № в разделе | Тема урока | Использование дистанционных ресурсов | Примечания Воспитательные мероприятия практической направленности |
1 | 01.09.2021 | 1. «Музыка вокруг нас» | 1 | И Муза вечная со мной. | https://goo.su/2AUa | 1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир 2.Развитие этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2 | 08.09.2021 | | 2 | Хоровод Муз. | https://goo.su/2aUB | |
3 | 15.09.2021 | | 3 | Повсюду музыка слышна. | https://goo.su/2AuB | |
4 | 22.09.2021 | | 4 | Душа музыки – мелодия. | https://goo.su/2auC | |
5 | 29.09.2021 | | 5 | Музыка осени. | https://goo.su/2Auc | |
6 | 06.10.2021 | | 6 | Сочини мелодию. | https://goo.su/2AUC | |
7 | 13.10.2021 | | 7 | Азбука, азбука каждому нужна. | https://goo.su/2aUd | |
8 | 20.10.2021 | | 8 | Музыкальная азбука. | https://goo.su/2aUD | 1. Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. 2. Принятие образа «хорошего ученика» |
9 | 27.10.2021 | | 9 | Музыкальные инструменты | https://goo.su/2AUd | |
10 | 10.11.2021 | | 10 | «Садко» - из русского былинного сказа | https://goo.su/2auE | |
11 | 17.11.2021 | | 11 | Звучащие картины | https://goo.su/2AuE | |
12 | 24.11.2021 | | 12 | Разыграй песню | https://goo.su/2AUE | Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. 2. Развитие эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им. |
13 | 01.12.2021 | | 13 | Рождество. Родной обычай старины | https://goo.su/2AuF | |
14 | 08.12.2021 | | 14 | Добрый праздник среди зимы | https://goo.su/2Aug | |
15 | 15.12.2021 | | 15 | Урок-концерт. | Песенный репертуар за учебный год. По дистанционной платформе Zoom | |
16 | 22.12.2021 | 2. «Музыка и ты» | 1. | Край, в котором ты живешь | https://goo.su/2AUg | Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
17 | 29.12.2021 | | 2 | Поэт. Художник. Композитор. | https://goo.su/2aUh | |
18 | 12.01.2022 | | 3 | Музыка утра. | https://goo.su/2AUH | |
19 | 19.01.2022 | | 4 | Музыка вечера | https://goo.su/2aUI | |
20 | 26.01.2022 | | 5 | Музыкальные портреты | https://goo.su/2AuI | |
21 | 02.02.2022 | | 6 | Урок-театр. Разыграй сказку | https://goo.su/2AUI | |
22 | 09.02.2022 | | 7 | Мамин праздник | https://goo.su/2AuJ | |
23 | 02.03.2022 | | 8 | Музы не молчали | https://goo.su/2auJ | |
24 | 09.03.2022 | | 9 | У каждого свой музыкальный инструмент | https://goo.su/2AUJ | . |
25 | 16.03.2023 | | 10 | Музыкальные инструменты | https://goo.su/2aUk | |
26 | 23.03.2022 | | 11 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке) | https://www.youtube.com/watch?v=7vkYNzqshbE | Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
27 | 06.04.2022 | | 12 | Звучащие картины. | https://www.youtube.com/watch?v=IiSAGTSb_bQ | |
28 | 13.04.2022 | | 13 | Музыка в цирке | https://www.youtube.com/watch?v=Y4uLO640MFE | |
29 | 20.04.2022 | | 14 | Дом, который звучит | https://www.youtube.com/watch?v=YihIMje6HxM | |
30 | 27.04.2022 | | 15 | Опера – сказка | https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw | |
31 | 11.05.2022 | | 16 | Ничего на свете лучше нету | https://www.youtube.com/watch?v=EZ70fF0htjQ | |
32 | 18.05.2022 | | 17 | Творческое задание | Послушать музыку «Баба-Яга» М.П. Мусоргского. Нарисовать картину, передающую собственные ощущение от прослушанного. | |
33 | 25.05.2022 | | 18 | Заключительный урок-концерт | Песенный репертуар за учебный год. По дистанционной платформе Zoom | |
Спецификация годовой контрольной работы 1 класса
1. Назначение контрольной работы – установить степень соответствия подготовки обучающихся 1-х классов образовательного учреждения требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке.
2. Время выполнения и условия проведения контрольной работы
Для выполнения заданий контрольной работы по музыке отводится 35 минут. Для инструктажа обучающихся отводится дополнительные 3-5 минут
3. Структура контрольной работы
Общее количество заданий в работе 11
Контрольная работа включает задания из разных содержательных блоков.
Распределение заданий контрольной работы по содержанию
Часть 1 содержит 5 заданий по теме «Музыка вокруг нас» с выбором одного верного ответа из трех предложенных, все задания базового уровня сложности; проверяет умение определять жанровые признаки, определять музыкально - выразительные средства музыки.
Часть 2 содержит 6 заданий выбора правильного ответа на соответствие автора музыки и его произведения по теме «Музыка и ты». Является ответом повышенного уровня сложности; проверяет знания особенностей музыки композитора.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 15.
Обозначение заданий в работе и бланке ответов:
Часть А. 1-5 – задания с выбором ответа;
Часть Б 6-11 – задания установление соответствий
1 полугодие
Часть А.
1. Выберите верное утверждение:
А) Композитор – это тот . кто сочиняет музыку
Б) композитор – это тот, кто играет и поет музыку
В) композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
2. Выберите верное утверждение:
А. Исполнитель - -это тот . кто сочиняет музыку
Б. Исполнитель - это тот, кто играет и поет музыку
В. Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Найдите лишнее:
Народные инструменты – это:
А. флейта
Б. гусли
В. Дудка
4.Симфонические инструменты – это:
А. флейта
Б. гусли.
В. Арфа.
5. Народные праздники – это:
А. Новый год
Б. Рождество
В. 1 сентября
Часть Б
6. Приведи в соответствие ( соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1. Поэт 1. краски
2. Художник 2. звуки
3.Композитор 3. слова
7. Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину
утра:
а. светлыми
б. нежными
в. Сумрачными.
8. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях:
А. «О маме»
Б, Новогодние песни
В. «Песня « Солдатушки, бравы ребятушки»
9. Найди лишнее ( подчеркни)
Духовые народные инструменты – это
а. волынка б. рожок в. дудка г. скрипка.
10. Назовите композитора песни «Болтунья»
А . Д.Б.Кабалевский
Б, С. С. Прокофьев
11. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
А. Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1, марш
Б. Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2. Танец
В. Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3. Песня
Для проведения итогового мониторинга можно использовать выполнение творческих заданий из рабочей тетради для 1 класса издательства «Просвещение» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С Шмагина.
Ответы к итоговой контрольной работе 1 класс:
Часть А;
А)А); А)Б ); А)А)Б); А)А)В); А)Б);
Часть Б:
1. 1)3); 2)1); 3)2);
2. А)Б); 3. Б)В); 4. Б)В); 5. Б); 6. А)1); Б)2; В)1);