СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 5 класс (8 вид)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа скорректирована на 102 часа и ориентирована на учебник под ред. Н. Галунчиковой, Э.Якубовской.

Просмотр содержимого документа
«Программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 5 класс (8 вид)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

«Утверждаю».

Директор школы __________В.С.Солоницына


«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2019 г протокол № ___

с заместителем директора по УВР________Л.Н.Кожевниковой


«___»_____________2019 г

Приказ №_________





Рабочая программа учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в специальных (коррекционных) классах VIII вида)


на 2019-2020 учебный год

5 класс

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов





с. Филиппово

2019 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» в 5 классе разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

5. Учебник для 5 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. –263с.

6. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019 - 2020 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения.


В процессе изучения данного предмета развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития.
Цель: создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии.
Задачи курса:
-закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-развивать речь учащихся, обогащать словарь;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
-умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.


Методическое обеспечение программы


Формы работы: урок. Осуществляется индивидуальный подход.


Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, схем, иллюстраций.

  • практические методы: практическая работа.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; ИКТ.

Основными видами деятельности учащегося по предмету является:

  • различные виды разборов,

  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,

  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,

  • совершенствование графического навыка,

  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

  • самостоятельная письменная работа,

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами,

  • работа над ошибками и оценивание.

Содержание курса


Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твѐрдые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ѐ, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ѐ, ю, я в начале
слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания
безударных гласных путѐм изменения формы слова. Алфавит.
Слово. Состав слова
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс.
Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Изменение имѐн существительных по числам (единственное и множественноечисло).
Род имѐн существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода
(ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имѐн существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.
Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в
дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в
творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имѐн существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.
Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в
дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море),
окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имѐн существительных в единственном числе. Правописание
падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном,
дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ьюв
творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имѐн существительных 1, 2,
3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имѐн существительных,
относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространѐнные и распространѐнные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии
картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Повторение пройденного за год.

Учебно – тематическое планирование


Тема раздела

Итого:

1.

Повторение
Предложение
Звуки и буквы

4

7

2.

Слово. Состав слова

23

3.

Части речи:
Имя существительное

55

4.

Предложение

6

5.

Повторение

7



Всего

102 часа



Основные требования к знаниям и умениям учащихся по письму и развитию речи

Базовый уровень
Учащийся должен уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путѐм изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
-строить простое распространѐнное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарѐм.
Учащийся должен знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путѐм изменения формы слова).
Минимальный уровень
Учащийся должен уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
-строить простое распространѐнное предложение;
- пользоваться школьным орфографическим словарѐм.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;

Словарь.
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл,
область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Критерии и нормы оценки ЗУН по письму и развитию речи
При оценке устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 45-50 слов.
- в подробных изложениях – 20-45 слов.
- в словарном диктанте – 10-15 слов.
- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими
нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание
одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика.Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические
ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для
изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов.
Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении
слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

Коррекционная
работа

Предложение(4)

1

Распространение предложений. Составление рассказа по опорным словам

Коррекция внимания,
речи, памяти,
фонематического
слуха, расширение
знаний об окр. мире

2

Связь слов в предложении. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя

Развитие логического мышления

3

Главные и второстепенные члены предложения.

Сжатый пересказ. Развитие речи

4

Различение предложений по интонации.

Загадки. Развитие речи

Звуки и буквы (7)

5

Звуки гласные и согласные.

Деление текста на
части.

6


Согласные твѐрдые и мягкие.

Рассказ по картинке.

7

Правописание звонких и глухих согласных.

Развитие слухового
внимания.

8

Гласные ударные и безударные.

Члены предложения,
звуки и буквы.

9

Гласные ударные и безударные.

Предложения по
схемам.

10

Контрольный диктант №1 по теме «Звуки и буквы»

Самоконтроль и самооценка

11

Работа над ошибками. Правописание звонких и глухих согласных.

Коррекция ошибок

Слово. Состав слова (23)

12

Корень и однокоренные слова.

Деформированные
предложения.

13

Окончание.

Деформированные
предложения.

14

Приставка. Правописание приставок.

Связь слов в
предложении.

15

Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки.

Деформированный
текст.

16

Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными.

Родственные слова.

17

Проверка безударных гласных путѐм изменения формы слова.

Подбор родственных
слов.

18

Правописание безударных гласных в корне слова.

Однокоренные слова.

19

Работа с деформированным текстом. Ответы на вопросы.

Подбор слов по
схемам. Развитие речи

20

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.

Деформированный
текст.

21

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.


22

Контрольный диктант№2 по теме «Слово. Состав слова»


23

Работа над ошибками. Правописание парных согласных в корне слова.

Коррекция ошибок Схемы слов.

24

Правописание парных согласных в корне слова.
Словарный диктант.


25

Способы проверки парных согласных в корне слов.

Ответы на вопросы.

26

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Предложения по картинке



27

Приставка и предлог. Правописание приставок.

Составление
предложений.

28

Приставка и предлог. Правописание приставок.


29

Разделительный ъ после приставок. Правописание словс ъ.

Составление
словосочетаний.

30

Разделительный ъ после приставок. Правописание словс ъ.


31

Работа с деформированным текстом. Деление текста на части.

Развитие речи

32

Изложение по предложенному учителем плану

Развитие речи

33

Контрольный диктант №3 « Правописание гласных и согласных в корне. Разделительный ъ».

Самоконтроль и самооценка

34

Работа над ошибками. Правописание словс ъ.

Коррекция ошибок

Части речи (55)

35

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.Упражнения в определении частей речи.

Развитие наглядно-
образного мышления.

36

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.


37

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.


38

Имя существительное. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные.

Составление
словосочетаний.

39

Имена собственные и нарицательные.

Развитие словесно
логического
мышления.

40

Изменение имѐн существительных по числам.
Единственное и множественное число.

Деформированные
предложения.

41

Изменение имѐн существительных по числам.
Единственное и множественное число.


42

Мужской, женский, средний род имѐн
существительных.

Составление
словосочетаний.

43

Мужской, женский, средний род имѐн
существительных.


44

Мужской, женский, средний род имѐн
существительных.


45

Упражнения в определении рода существительных. Словарный диктант.

Составление
словосочетаний.

46

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце


47

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.

Коррекция ошибок Развитие слухового
восприятия.

48

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.


49

Закрепление правописания имѐн существительных.

Деформированные
предложения.

50

Изменение имѐн существительных по падежам. Определение падежа существительных.

Подписи к
иллюстрациям.

51

Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Развитие зрительной
памяти.

52

Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Изменение слов по
образцу.

53

Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Развитие слуховой
памяти.

54

Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Дополнение
предложений.


55

Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Изменение слов в
предложении.

56

Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

Подбор
прилагательных.

57

Упражнения в определении падежа имени
существительного.

Составление
словосочетаний.

58

Контрольный диктант №4 по теме « «Имя существительное"

Самоконтроль и самооценка

59

Работа над ошибками. Упражнения в определении падежа имени
существительного.

Коррекция ошибок

60

Первое склонение имѐн существительных.
Упражнения в определении склонений.

Подбор
прилагательных.

61

Второе склонение имѐн существительных.
Упражнения в определении склонений.

Распространение
предложений.

62

.

Третье склонение имѐн существительных.
Упражнения в определении склонений.

Выделение
словосочетаний.

63

Упражнения в определении склонения
существительных.

Составление
словосочетаний и
предложений.

64

Первое склонение имѐн существительных в
единственном числе.

Подбор
прилагательных.

65

Именительный падеж имѐн существительных 1-го склонения.

Изменение
предложений по
образцу.

66

Родительный падеж имѐн существительных 1-го склонения.

Изменение
предложений по
образцу.

67

Дательный падеж имѐн существительных 1-го
склонения.

Подбор
прилагательных.

68

Винительный падеж имѐн существительных 1-го склонения.

Выборочное письмо.

69

Творительный падеж имѐн существительных 1-го склонения.

Подбор
прилагательных.

70

Предложный падеж имѐн существительных 1-го склонения.

Подбор синонимов.

71

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го склонения.

Распространение
предложений.

72

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание имен существительных 1 склонения»

Самоконтроль и самооценка

73

Работа над ошибками. Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го скл.


74

Составление рассказа по опорным словам и картине

Развитие речи. Подбор
прилагательных к
существительным.

75

Закрепление изученного. Словарный диктант.

Развитие речи Составление
словосочетаний.

76

Второе склонение имѐн существительных в ед.ч.

Озаглавливание текста.

77

Именительный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Подбор
прилагательных.

78

Родительный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Заголовок.

79

Дательный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Согласование
прилагательных и
существительных.

80

Винительный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Ответы на вопросы.

81

Творительный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Составление
словосочетаний.


82


Предложный падеж имѐн существительных 2-го склонения.

Составление
словосочетаний.

83

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 2-го склонения.

Составление
предложений.

84

Третье склонение имѐн существительных в
единственном числе. Именительный падеж.

Деформированный
текст.

85

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

Замена предложений,
одним словом.

86

Винительный падеж имѐн существительных 3-го склонения.

Составление
словосочетаний и
предложений.

87

Творительный падеж имѐн существительных 3-го склонения.

Подбор ответов на
вопросы.

88

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание имен существительных 2,3 склонений»

Самоконтроль и самооценка

89


Работа над ошибками. Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения.

Составление
словосочетаний.

Предложение(6)

90


Главные и второстепенные члены предложения.

Коррекция ошибок Составление
предложений.

91


Главные и второстепенные члены предложения.


92


Распространенные и нераспространенные
предложения.

Составление
предложений по схеме.

93

Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания.


94

Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания.

Выделение
словосочетаний.

95

Контрольный диктант №7 по теме «Предложение»

Самоконтроль и самооценка

Повторение пройденного за год (7)

96



Работа над ошибками. Предложение. Однородные члены предложения.Знаки препинания.

Составление
предложений по схеме.

97


Звуки гласные и согласные. Правописание звонких и глухих согласных.


98


Имя существительное.


99


Три склонения имѐн существительных.


100


Итоговый контрольный диктант №8

Самоконтроль и самооценка

101


Работа над ошибками. Составление предложений и рассказа по материалам наблюдений.

Коррекция ошибок Развитие речи

102


Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.

Развитие речи


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-
9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
Сб.1. – 232с.

2.Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII
вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с.

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экспозиционный экран.

4. Принтер лазерный.




Приложение



Виды диктантов для проверки ЗУН

Предложение.

Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте вопросительное предложение.

  2. Разберите по членам предложение: Ветер гонит……


Звуки и буквы.

Выборочный диктант.

  1. Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:

Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.

Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.

  2. Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.

  2. Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.

  3. Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.

Правописание словарных слов.

Словарные диктанты.

  1. Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.

  2.  Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.

                                     

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне. Разделительный ъ».

Утро в колхозе.

Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно  встречают дети.( 45 слов)

Задания.

  1. Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.

  2. Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.

  3. Выполни фонетический разбор слова день.

Волга.

С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)

Задания.

1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.

2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

3.Выполни фонетический разбор слова: родилась.


Части речи.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши только имена существительные:

Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.

  1. Запиши только имена прилагательные:

Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.

  1. Запиши только глаголы:

Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.

  1. Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:

А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.

Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.

Имя существительное.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:

Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.

  1. Выпиши только собственные имена существительные:

Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.

  1. Запиши в 3 столбика существительные по родам:

Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.

- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.

 4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.

 Творческие диктанты.

 1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.

Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.

2.Работа с деформированным текстом.

Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.

Контрольные диктанты с грамматическим заданием по теме

«Имя существительное».

                                                           В лесу.

   От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте имя собственное.

  2. Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.

  3. Разобрать слова по составу: вековые, поездка.

Лесные загадки.

           Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под  елью  пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой шубке под кустом сидит. Кто это?



                                          В заповеднике.

В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок.  Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)

Задания:

  1. Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.

  2. Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.

  3. Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..


Словарный диктант.

Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Предложение».

Поездка в Великий Новгород.

Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению.   Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)

Задания:

  1. Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.

  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.


Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.

                                                Ласточки.

Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)

Задания:

  1. Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.

  2. Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.

  3. Сделать морфологический разбор слова к земле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!