Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2018г протокол № ___
с заместителем директора по УВР________Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В.С.Солоницына
«___»_____________2018г
Приказ №_________
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи»
(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)
на 2018-2019 учебный год
4 класс
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово
2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;
5. А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида М. - «Просвещение», 2011 г.
6. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2018 - 2019 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения
Актуальность. Практическая и коррекционная направленность обучения русскому языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Цель программы обучения:
Расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
Подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в среднем звене школы.
Задачи программы обучения:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у обучающегося совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у обучающегося с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Основные содержательные линии курса (разделы)
Повторение пройденного в начале года
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Связная речь
Повторение пройденного в конце года
Содержание курса
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Методическое обеспечение организации учебного процесса
Формы работы: урок.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; ИКТ.
Основными видами деятельности учащегося по предмету является:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
учебник,
наглядные пособия (алфавит, опорные таблицы и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и игровые упражнения.
Планируемые результаты обучения
«Звуки и буквы»
Учащийся должен знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащийся должен уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащийся должен знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащийся должен уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащийся должен знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащийся должен уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащийся должен уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках русского языка. Так же проводятся проверочные, самостоятельные и контрольные работы, контрольное списывание, диктанты.
Контрольные работы по русскому языку
I четверть |
1 | Контрольный диктант №1 по теме: «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова». |
2 | Контрольный диктант № 2 по теме: «Гласные после шипящих». |
3 | Контрольное списывание. |
II четверть |
4 | Контрольный диктант №3 по теме « Безударные гласные, проверяемые ударением». |
5 | Контрольный диктант №4 по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные» |
III четверть |
6 | Контрольный диктант №5 по теме: «Слова названия предметов, действий и признаков». |
7 | Контрольный диктант №6 по теме: «Слово». |
IV четверть |
8 | Контрольный диктант №7 по теме: «Предложение». |
9 | Контрольный диктант №8 за год. |
10 | Контрольное списывание. |
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктант
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 - 5 ошибок;
«2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольное списывание
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Учебно - тематическое планирование
№ | Наименование раздела темы | Всего часов |
1. | Повторение. | |
2. | Звуки и буквы. | |
3. | Слово. | |
4 | Предложение | |
5. | Повторение пройденного. | |
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Наименование темы, раздела | Час | Дата |
| Повторение | 5 | |
1 | Практическое построение простого предложения | 1 | |
2 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. | 1 | |
3 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 | |
4 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
5 | Контрольное списывание. | 1 | |
| Звуки и буквы. | 48 | |
6 | Работа над ошибками. Алфавит. | 1 | |
7 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
8 | Мягкий знак на конце слова. | 1 | |
9 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | |
10 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | |
11, 12 | Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | 2 | |
1 | Правописание слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. | 1 | |
14,15. | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. | 2 | |
16. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
17,18. | Контрольный диктант №1 по теме « Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова». Работа над ошибками. | 2 | |
19,20. | Гласные после шипящих. Сочетание гласных с шипящими. | 2 | |
21. | Правописание ЖИ - ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | |
22. | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. | 1 | |
23,24. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 | |
25. | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 | |
26, 27. | Контрольный диктант №2 за 1 четверть. « Гласные после шипящих». Работа над ошибками. | 1 | |
28,29. | Способы проверки написания звонких и глухих согласных путём изменения формы слова. | 2 | |
30, 31. | Способы проверки написания слов со звонкими и глухими согласными путём подбора родственных слов. | 2 | |
32. | Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. | 1 | |
33. | Ударение. Выделение ударной гласной в словах. | 1 | |
34, 35. | Различение ударных и безударных гласных. | 2 | |
36,37. | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. | 2 | |
38, 39. | Правописание безударных гласных путём подбора родственных слов. | 2 | |
40 | Правила проверки безударных гласных. | 1 | |
41,42. | Контрольный диктант №3 по теме « Безударные гласные, проверяемые ударением». Работа над ошибками. Безударные гласные, проверяемые ударением | 2 | |
43, 44, 45. | Упражнение в нахождении слов с проверяемой безударной гласной в тексте. | 3 | |
46. | Изложение. | 1 | |
47, 48. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | 2 | |
49. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 1 | |
50, 51. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 2 | |
52, 53. | Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные». Работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 2 | |
54 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | | |
| Слово 20 часов |
55 | Слова, обозначающие названия предметов. | 1 | |
56 | Распознавание слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? В тексте. | 1 | |
57 | Правильное употребление слов друг с другом по вопросам и смыслу. | 1 | |
58 | Название действий предметов. | 1 | |
59. | Распознавание слов, обозначающих действия предметов. Правильное употребление слов друг с другом по вопросам. | 1 | |
60. | Название признаков предметов. | 1 | |
61. | Распознавание слов, обозначающих качества предмета. Правильное употребление слов друг с другом по вопросам. | 1 | |
62,63. | Контрольный диктант № 5 по теме « Слова названия предметов, действий, признаков». Работа над ошибками. | 2 | |
64. | Имена собственные. Большая буква в именах собственных. | 1 | |
65. | Названия морей, рек, озёр, городов. | 1 | |
66. | Предлоги. Предлог как отдельное слово. | 1 | |
67. | Предлоги: ПОД, ДО, НАД, БЕЗ, ОКОЛО, ПЕРЕД. Их различение и написание. | 1 | |
68. | Изменение формы слова в зависимости от предлога. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | |
69. | Разделительный твёрдый знак. Правописание слов с разделительным Ъ. | 1 | |
70. | Понятие о родственных словах. | 1 | |
71. | Общая часть родственных слов. | 1 | |
72 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Безударные гласные в корне родственных слов. | 1 | |
73 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | |
74,75. | Контрольный диктант № 6 за 3 четверть по теме: «Слово». Работа над ошибками. | 2 | |
| Предложение 19 часов |
76 | Практическое построение простого предложения. Выделение предложений из текста. | 1 | |
77. | Упражнения в составлении предложений. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | |
78 | Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 | |
79 | Установление связи между словами в предложении по вопросам. Распространение предложений. | 1 | |
80 | Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препинания на конце. | 1 | |
81 | Виды предложений по интонации. | 1 | |
82 | Предложения с вопросительным знаком. | 1 | |
83 | Восклицательные предложения. Восклицательный знак. | 1 | |
84 | Сказуемое. Понятие о сказуемом как о главном члене предложения. | 1 | |
85 | Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения. | 1 | |
86,87 | Выделение в тексте главных членов предложения. | 2 | |
88. | Распространение предложений по вопросам. Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | |
89, 90 | Выделение второстепенных членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | |
91, 92 | Контрольный диктант по теме: « Предложение». Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | |
93, 94. | Контрольное списывание с грамматическими заданиями. Работа над ошибками. | 2 | |
| Повторение 8 часов |
95. | Звуки и буквы. Алфавит. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 1 | |
96 | Родственные слова. Ударные и безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. | 1 | |
97 | Изложение | 1 | |
98 | Слова названия предметов, признаков, действий. Предлоги. | 1 | |
99 | Предложение. Виды предложений по интонации. | 1 | |
100 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
101,102. | Контрольный диктант №8 за год. Работа над ошибками. | 2 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Основная:
- А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова – Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида М. «Просвещение» 2011 г.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительных и 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой. 8 издание М «Просвещение» 2013 год.
Дополнительная:
- Е. П. Плешакова, Русский язык: коррекционно-развивающие упражнения, Волгоград: Учитель, 2006 год.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.Экспозиционный экран.
4.Сканер и принтер лазерный.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Список слов, правописание которых учащийся должен усвоить
4 к л а с с
Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
Контрольное списывание
Найти начало и конец каждого предложения. Списать, поставить, где нужно, точки.
Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведерко для рыбы дедушка нес наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (38слов)
Контрольный диктант
Август
Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (26слов)
Слова для справок любят, часто.
В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.
Записать цифрой, сколько слогов в слове ДУШИСТЫЕ.
Списывание
Найди границы предложений.
В ноябре
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
Контрольный диктант
Семья Соловьёвых
Вечер. За окном льёт дождь. Семья Соловьёвых дома. Каждый занят делом. Бабушка Дарья варит варенье. Мама шьёт платье. Старшая дочка Наталья гладит бельё. Илья и Татьяна учат уроки.
Пришла гостья – учительница Ольга Васильевна. (35слов)
Задание
Подчеркнуть разделительный ь
Списывание
Озаглавь текст. Списать
Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.
Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в реке.
Подчеркнуть слова, которые по-разному называют утят.
Контрольный диктант
Прорубь
Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд, Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов)
Слова для справок побежал, студеная
Подчеркнуть звонкие и глухие согласные в конце слова.
К словам пруд, лед подобрать проверочные слова
Контрольное списывание
1. Найди границы предложений
Журавушка
Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (37слов)
2. Подчеркнуть большую букву в начале предложения и знаки в конце.