СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа надомного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа надомного обучения»



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001


РАССМОТРЕНО:


Методическим советом

Подразделения «Давыдково»

ГБПОУ КГТиТ №41


Председатель МС ___________

Степанова-Молодова Г.М.

Протокол №18 от 30.08.2017

УТВЕРЖДЕНО:


Директор ГБПОУ КГТиТ №41


___________ /Ю.В. Щенникова/


30.08.2017





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

ПО ПРЕДМЕТАМ:

чтение, письмо, математика, СБО, домашний труд, развитие психомоторики.



Основное общее образование, 11 класс (надомная форма обучения)

Воробьёва Мария Михайловна

Количество часов-12 часов в неделю, всего-432

Учитель – составитель: Голубина Ю.Е.






2017 / 2018 уч. год



Введение



Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе образования комплексной помощи детям в освоении программы в средней школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работе, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Создание специальных условий для обучения и воспитания Воробьёвой Марии, учитывая особые посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории ребёнка с ОВЗ распространена форма коррекционно-развивающей работы, предполагающая индивидуальные занятия.

Таким образом, программа направлена на создание условий для эффективной реализации освоения Воробьёвой Марии адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. В том числе на обеспечение условий для её индивидуального развития, так как она в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.

Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

 -на обеспечение базового образования; 

-на реализацию системы коррекционно - развивающего обучения. 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для обучения детей на дому разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Концепции стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Для достижения планируемых результатов обучающихся на дому количество часов сокращено за счет объединения тем.

Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме.

Индивидуальное обучение на дому осуществляется по адаптированной программе опираясь, используя программу А.Р.Маллера.

Структура адаптированной общеобразовательной программы соответствует общепринятым требованиям. Она включает в себя пояснительную записку, в которой дается характеристика общих и коррекционных целей и задач обучения по предметам; раздел, в котором раскрывается содержание обучения, раздел, в котором представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся с учётом специфики особенностей детей с задержкой психического развития. Адаптированная рабочая программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала ребенка, испытывающего трудности в обучении, причиной которых являются задержка психического развития.

Организацию обучения на дому регламентирует Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (согласно п.10 ст.66 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся.

Обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому, направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья и основывается на принципах:

- обеспечения конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;

- законности, демократизма, и гуманного отношения к детям;

- индивидуального подхода к детям;

- социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;

- создания условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов.

Индивидуальный учебный план ориентирован на достижение основной цели: достижение учащимся с интеллектуальной недостаточностью максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Особенностью учебного плана является то, что учебные предметы решают, в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического развития детей.

Создание специальных условий для Воробьёвой Марии обучения и воспитания – это основная цель программы коррекционной работы. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития:

1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.



Так как с Воробьёвой Марией обучение ведется по адаптированной общеобразовательной программе обучения на дому, то требования ЗУН другие, поэтому в календарно-тематическом планировании была произведена соответствующая корректировка.

Работа на занятиях строится по следующим правилам:

  1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;

  2. практическая деятельность ученика сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;

  3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

  4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

  5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

  6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;

  7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

  8. систематическая работа над развитием психических процессов;

  9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

  10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Цель программы: 

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы: 


1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 

2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 

3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Ценности программы: 

Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка. 
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Адресность программы: Индивидуальная адаптированная рабочая программа создана для учащейся 11 класса Воробьёвой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание опорно-двигательного аппарата – ДЦП, ребенок - инвалид).

Особенности развития Воробьёвой Марии, позволили организовать учебный процесс с применением нетрадиционных форм обучения, при этом не допуская перегрузки ребенка. Это повысит познавательный интерес к учебному материалу, обеспечит развитие ребенка, повлияет на воспитание положительных качеств личности. 
При обучении используются новые типы деятельности: конструирование, игры в целях формирования деятельностных способностей школьника.





Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:

• Личностно-ориентированное обучение и воспитание 
• Рефлексивное обучение и воспитание 
• Здоровье-сберегающие технологии 

Содержание образования направлено на решение следующих задач:

формирование представлений о себе;

формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

формирование коммуникативных умений;

обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

Описание организационно-педагогических условий

Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Воробьёва Мария имеет заболевание опорно-двигательного аппарата, является инвалидом детства. Учебный план рассчитан на 12 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа раскрывает постановку образовательного процесса ребёнка с тяжелой умственной отсталостью. В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.

Программа имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Программа определяет содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлена общеобразовательными дисциплинами:

  • русский язык: чтение, письмо;

- математика;

  • СБО;

- домашний труд;

- психомоторика

Все учебные предметы для учащейся с тяжелой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы, именно поэтому, деление содержательного материала по классам условны. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращенную к ниму речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.

Учитывая важность социальной адаптации, необходимо использовать элементы интегрированного обучения.

С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении возможно использование компьютера практически на всех предметах.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Ученица должна научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Она должна научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащейся счетными операциями сложения и вычитания в пределах 100 .

При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащейся.

Большое значение для обучения и воспитания учащихся с тяжелой умственной отсталостью, развития их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы как рисование, музыка, пение и ритмика. На уроках ИЗО, ритмики развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Ученица учится различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на ребёнка воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.

Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию ребёнка в общество.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.







Пояснительная записка.

Русский язык

Чтение и письмо

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия , как подвижная азбука, карточки со слогами , букварные настенные таблицы.

Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.

При обучении чтению и письму следует учитывать индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.



Русский язык

Письмо

Звуки и буквы

Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча -ща, чу-щу.

Различение артикулярно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

Изучение слов, обозначающих действия:

1) название действий предметов по вопросам что делает? что делают?

2) умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).

Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно с помощью учителя.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распростране­ние предложений по картинке и опорным словам.

Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что это? что делает?

Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущен­ные слова с помощью учителя.

Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.

Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).

Списывание письменных и печатных инструкций по труду с помощью учителя.



Чтение

  1. Чтение целыми словами (с сохранением элементентов послогового чтения). Пересказ прочитанного. Выделение основ­ного в тексте. Деление текста па части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям.

  2. Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.

  3. Чтение деловых статей.

  4. Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций, связанных с уроками труда.

5. Чтение статей и рассказов из детских журналов.

6. Драматизация отдельных частей рассказа или сказки.

Произведения для заучивания наизусть

А. Плещеев «Осенью»

О.Высоцкая «Праздник свободы»

М. Исаковский «Куда б ни шел, ни ехал ты…»

В. Ткаченко «Моя мама»

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

З. Александрова «Весенняя уборка»

А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток…»







Пояснительная записка

Математика



У детей с ОВЗ очень грубо недоразвита познавательная дея­тельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко от­сталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети-имбецилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен.

В процессе обучения детей-инвалидов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение счету детей с ЗПР в степени организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе и дома, а также раздаточным дидактическим мате­риалом для самостоятельных работ учащихся.

Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи — развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учеб­ным понятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Ребёнок-инвалид должны научиться работать в коллективе и индивидуально с педагогом, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

На уроках элементарного счета ученики считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производительному труду.

Математика

Устная и письменная нумерация в пределах 100.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десят­ком как новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.

Решение примеров на сложение и вычитание круглых де­сятков, сложение круглого десятка с однозначным числом сложение двузначного числа с однозначным без перехода че­рез разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Составление и решение задач в пределе 100 без перехода через разряд. Понятии «моложе — старше».

Меры стоимости: 1 руб., 3 руб. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 коп.

Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.

Меры ёмкости: литр.

Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса. Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.



Пояснительная записка

СБО

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адап­тации детей с ОВЗ показывает большие трудности в их приспо­соблении к самостоятельной практической жизни. С большим трудом усваиваются ими усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в транспорте и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, кото­рые в состоянии получить дети в школе, т. е. с чтением, письмом, счетом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка. Безусловно, ребёнок-инвалид, обученный элементарной грамоте и счету, может более успешно адаптироваться в обществен­ной жизни; между тем, бесспорно и другое: одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специаль­ное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в со­циалистическом обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Программа предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

СБО

Я и моя семья. Место жительства

Знание и отчетливое произношение своей фамилии и име­ни. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен бли­жайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка),степень их родства.

Навыки общения и культуры поведения

Выработка навыков и умений организованного коллектив­ного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в ки­но, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

Моя школа и мой класс (мой дом).

Знание названия, номера и адреса школы. Знание директо­ра школы, учителей, врача. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.



Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов с дворов домов. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы.
Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение пути следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Магазины

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и др. Профессии работников мага­зина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.



Организация общественного питания

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столо­вой.

Знать, кто выдает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.

Культурные учреждения для отдыха учащихся. Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Ох­рана зеленых насаждений.



Почта. Телеграф

Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почто­вое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: синий — для междугородней корреспонденции, красный — для местной. Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Конверты, поч­товые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Приклеивание марок на конверт на сумму 5 копеек. Отправ­ление писем в адрес школы, дома и получение их. Телеграм­мы деловые и поздравительные. Перевозка почты.

Бытовые осветительные приборы

Электричество. Правила техники безопасности при поль­зовании электроприборами. Бытовая электроарматура: ро­зетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.



Пояснительная записка

Домашний труд

Особое место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Домашний труд» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начинается с IV класса и является продолжением предмета «Самообслуживание».

В ходе занятий воспитанники учатся дифференциро­вать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Большое внимание уделяется уходу за жилищем.

Занятия по домашнему труду проходят в специально выделенном помещении, в котором соответствующим образом оборудуется интерьер жилой комнаты. Здесь необходимо предус­мотреть наличие шкафа с одеждой и обувью, зеркала, различной электробытовой техники и т.п., а также плиты, полки с посудой и другими предметами обихода. Выделяется также особое место для обучения воспитанников стирке мелких вещей.

В комнате необходимо иметь в достаточном количестве и соответствующих размеров различный инвентарь: два ведра для мытья полов, швабру, тряп­ки, детские халаты, фартуки и т.д. В помещении должна быть аптечка с перевязочным материалом и медикаментами для оказа­ния первой помощи пострадавшему.

Все виды работ по домашнему труду должны осуществ­ляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопас­ности. Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках трудового обучения, СБО, ОБЖ, а также в повседневной деятельности.

Домашний труд

Повторение и закрепление пройденного.

Уход за одеждой и обувью. Просушивание намокшей одежды и ее чистка. Моющие средства: мыло, стиральный порошок. Правила пользования моющими средствами и их хранение. Виды одежды и обуви по сезону. Умения привести в порядок свою обувь и одежду.

Практическая работа. Стирка рабочей одежды (фартук, косынка). Чистка зимней обуви. Ремонт белья по распоровшемуся шву. Пришивание пуговиц. Чистка войлочной и текстильной обуви.

Уход за жилищем. Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов, подоконников. Виды освещения и отопление жилых помещений.

Практическая работа. Чистка мебели, мытье рабочих столов и подоконников. Участие в уборке двора.

Приготовление пищи. Овощи. Виды овощей. Холодильник. Где и как хранятся продукты. Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья. Нормы и режим питания. Значения витаминов в питании. Основные продукты питания: хлеб, крупяные, мучные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, овощи, фрукты, мясо, рыба. Последовательность в обработке овощей и фруктов: сортировка, мытье. Хранение пищи и продуктов питания.

Практическая работа. Мытье столовой посуды в горячей воде и споласкивание ее в чистой, горячей воде. Приемы сушки посуды. Правила накрывания стола к обеду, размещение предметов сервировки на столе. Назначение и правила пользования каждым предметом сервировки во время приема пищи. Приготовление бутербродов с маслом, колбасой и сыром.

ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

I. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опытав процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.


Примерное содержание коррекционных занятий

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


Список литературы.



  1. Вестник регионального образования. Официальное справочно-информационное методическое издание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. № 1, 2002.

  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

  3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.

  4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. –М., 1996.

  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.

  6. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., 1990.

  7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.

  8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. // Дефектология, № 1.-1984.

  9. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб. программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

  10. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.

  11. Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида подготовительный и I-IV классы. - М.: Просвещение, 2001.























































Аннотация к рабочей программе

Полное название рабочей программы

Рабочая программа (адаптированная для учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) 11 класс по предметам: чтение, письмо, математика, СБО, домашний труд, психомоторика.

Уровень обучения

Основная ступень

Срок реализации

1 года

Разработана учителем

Голубина Ю.Е.

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы

Базовая часть адаптированной основной образовательной программы


Нормативная основа разработки программы

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

Адаптированная основная образовательная программа ГБПОУ КГТиТ №41

Учебный план ГБПОУ КГТиТ №41 на 2017-2018 учебный год;

Календарный годовой график на 2017-2018 учебный год;

Количество часов для реализации программы

432

Цель реализации программы

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 

2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 

3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка. 
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.


Используемые учебники и пособия

  1. Малышева З.Ф. Чтение 5 класс, М., «Просвещение» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Вестник регионального образования. Официальное справочно-информационное методическое издание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. № 1, 2002.

  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

  3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.

  4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. –М., 1996.

  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.

  6. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., 1990.

  7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.

  8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. // Дефектология, № 1.-1984.

  9. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб. программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

  10. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.

  11. Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида подготовительный и I-IV классы. - М.: Просвещение, 2001.




Используемые технологии

чтение и различные виды работ с текстом, создание проектов и их презентация. Технологии: игровые технологии, методы коррекционно-развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного использование информационно-коммуникационных технологий.

Методы и формы оценки освоения программы

Система оценки включает:

1.стартовую диагностику

2.текущую, промежуточную и тематическую диагностику








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!