«Утверждено» __________/ / | «Согласовано» ________________ /_____________/ « » октября 2014 г. | «Рассмотрено» на заседании кустового методического объединения учителей русского языка и литературы пр. № от __ октября 2014 Руководитель КМО В.Е.Гурова /____________/ |
Авторская (модифицированная) программа
«Новый взгляд»
(уроки внеклассного чтения в 5-11 классах
в условиях перехода на ФГОС)
составлена на основе авторской программы Логиновой Марины Сергеевны и Табункиной Регины Николаевны «Мир вокруг – большой и разный…», опубликованной на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» за 2013-2014 учебный год в разделе «Преподавание литературы» festival.1september.ru/
составила: Богайчук Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Наргинская СОШ»
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Молчановского района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Наргинская средняя общеобразовательная школа»
«Новый взгляд»
(уроки внеклассного чтения в 5-11 классах
в условиях перехода на ФГОС)
расширеннное изучение предмета литературы в 5-11 классах
Богайчук Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Наргинская СОШ»
Нарга-2014
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Пояснительная записка:
- обоснование выбора УМК
- обоснование разбивки содержания программы
- метапредметные связи, преемственность
- цель и задачи
Ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС
Способы проверки ожидаемых результатов
Характеристика КИМов
Показатели успешности реализации программы
Критерии оценивания
Содержание программы учебного курса
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение программы
Приложение
Пояснительная записка
Счастлив учитель, которому удается легко и
свободно перейти с учениками от простого чтения
к чтению сознательному и вдумчивому,
а отсюда — к изучению и анализу образцов
художественной литературы
без потери того наслаждения,
которое дает человеку искусство
С.Я.Маршак «Воспитание словом»
Современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится «перекраивать» программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое. Понятно, что важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью.
В модифицированной программе «Новый взгляд» сделана попытка объединить все самые интересные и актуальные произведения отечественной литературы в единый блок. Учителя русского языка и литературы Молчановского района Томской области работают по разным образовательным программам по литературе (авторы Полухина Е.В., Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Меркин Г.С. и др.), но вот содержание программ варьируется. Поэтому возникла необходимость объединить усилия педагогов и составить единый блок преподавания внеклассного чтения по литературе с 5 по 11 класс, другими словами составить программу «Новый взгляд».
Почему «Новый» взгляд? «Новый» - потому что актуальный, милосердный, чуткий, нравственный. Да, эти понятия в художественной литературе не новые. А вот подрастающему поколению мы должны раскрыть истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни, и показать им, на чем держится мир, развить личную ответственность за свои поступки, воспитать отзывчивость, доброжелательность, понимание, талант, в конце концов.
Программа «Новый взгляд» составлена с учетом того, что
в соответствии с учебным планом в 5- 11 классах на уроки внеклассного чтения отводится ориентировочно 72 часа: в 5, 8 классах по 10 часов, в 6,7 - по 12 часов, в 9 кл-9 часов, в 10 кл.- 11, в 11кл. – 8 часов. Программа объединяет в себе модули “Человек – это истинная ценность”, “Братья наши меньшие”, “Учись постигать красоту природы”, «Уроки нравственности» Причём, два первых модуля важны и актуальны в большей степени для обучающихся 5-8 классов, а вот 3 и 4 модули – для обучающихся 9-11. Уроки проводятся за счёт часов, предусмотренных учебным образовательным планом. Количество отведённых часов, содержание и объём изучаемого материала могут корректироваться по усмотрению учителя
В модифицированной программе «Новый взгляд» рассматриваются произведения литературы во взаимодействии с другими видами искусства: живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации, театр, музыка.
Предметом изучения внеклассной литературы являются произведения, помогающие воспитывать толерантную личность, личность, способную сопереживать чужому горю, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, личность, умеющую видеть добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие и чёрствость, прекрасное и безобразное в человеческой жизни и природе. Авторы известны: В.П.Астафьев, А.Г.Алексин, Л.Н.Андреев, Ф.А.Абрамов, М.А.Булгаков, Б.Л. Васильев, М.Горький, В.Г. Короленко, В.Л. Кондратьев, И.А. Куприн, Е.И. Носов, А.И. Солженицын, В.Г.Распутин, И.С.Тургенев, В.М.Шукшин, Н.М. Рубцов, А.П.Платонов, К.Г.Паустовский, А.И.Приставкин
Программа построена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе.
Цель: воспитание высоконравственной личности через изучение произведений русской классической литературы
Задачи:
Сформировать у обучающихся потребность в систематическом, системном, инициативном чтении
Создать представление о русской литературе как едином национальном достоянии
Воспитывать в процессе чтения нравственного человека и гражданина
Развивать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
Ожидаемые результаты в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Область предметных требований:
Начитанность учащихся, круг чтения, потребность в чтении и т.п.;
Объём историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста (от фольклора до литературы XXI века).
Объём теоретико-литературных знаний и способность объяснять и функциональное значение (род, жанр, элементы композиции, герой, авторская позиция, тропы и т.д.)
Уровни развития разных сторон читательского восприятия:
эмоциональная реакция: активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору и т.д.
уровень развития воображения: творческие пересказы (с изменением лица рассказчика), устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование, домысливание сюжета, реконструкция внесценических эпизодов драмы и т.д.
Осмысление содержания: репродуктивный уровень (пересказ), аналитический (вопросы к тексту) и т.д., составление плана содержания, сжатый пересказ, комментирование текста, ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера, рассмотрение композиции художественного произведения, сопоставление литературных произведений, сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.
Реакция на художественную форму: пересказ, близкий к тексту, стилистический анализ, оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования и т.д.
5. Умения, связанные с анализом художественных произведений (развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении; сопоставление героев и ситуаций, определение авторской позиции и др.).
6. Литературно-творческая деятельность учащихся.
7. Уровень развития письменной и устной речи учащихся.
Область метапредметных требований:
Умение работать с информацией разного типа: поиск, анализ, включение в деятельность;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность: планировать, реализовывать, оценивать.
Умение формулировать проблемы, задачи. Структурировать материал, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Уметь формулировать проблему, создавать проблемную ситуацию, аргументировать актуальность проблемы:
Умение выдвигать гипотезу;
Умение структурировать текст;
Умение работать с метафорами;
Умение наблюдать;
Умение и навыки проведения эксперимента;
Умение делать выводы и умозаключения;
Умение классифицировать;
Умение давать определение понятиям;
Умение включать в собственную учебную деятельность разные приёмы смыслового чтения;
Умение организовывать совместную учебную деятельность, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации;
Умение включать в свою деятельность ИКТ.
Область личностных задач:
-Развивать самосознание, позитивную самооценку, готовность открыто выражать свою позицию. Критичность, целеустремленность, настойчивость;
- Уважать ценность семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира
Формировать у обучающихся системы ценностей, отношения к себе и другим.
Способы проверки ожидаемых результатов
Виды контроля
Промежуточный:
пересказ
выразительное чтение (в том числе наизусть)
развёрнутый ответ на вопрос
викторины
тесты
анализ эпизода
устное словесное рисование
анализ стихотворения
комментирование художественного текста
характеристика героя
конспектирование (лекции учителя, статьи учебника)
подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи
выразительное чтение текста художественного произведения
заучивание наизусть стихотворных текстов
устный или письменный ответ на вопрос
комментированное чтение
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.)
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение
Итоговый:
анализ стихотворения
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
творческий зачёт
защита проектов
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМов
Формы контроля знаний и умений обучающихся по внеклассной литературе:
–самостоятельная работа (исследовательская; проектная, творческая (рисунки); синквейн)
Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления, активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Самостоятельная работа - работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Является необходимым этапом любой темы в курсе пропедевтики. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно с привлечением родителей. Работа выполняется без помощи учителя.
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.
Беседа по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему.
Мини-сочинения
Показатели успешности реализации программы
Показатели успешности реализации программы
По каким же показателям стоит судить о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле – любом детском объединении, реализующем ту или иную образовательную программу?
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования (как об этом уже говорилось выше) предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя как минимум две группы показателей: учебные и личностные.
Соответственно предметом оценивания могут быть:
набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками.
При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.
Наконец, следует учесть и практическую достижимость планируемых результатов, соотнести их с реальностью вашей деятельности и возможностями своего образовательного учреждения, чтобы не получилось (редко, но такое бывает) так, что планы значительно разошлись с действительностью и реальную эффективность авторской программы проверить до конца не удалось.
Критерии оценивания
осуществляются с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (10 часов)
И был бы он (человек) счастлив тем,
Что есть мир прекрасный вокруг него
И что назначение его на земле – Творить добро.
(В. Астафьев)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” (4 часа)
Быть счастливым – творить добро……
1. Андрей Платонов “Неизвестный цветок”(1час). Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.
2. В.Г.Короленко “Дети подземелья”(2часа). Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
3. Куприн “Чудесный доктор”(1час). Чудо деятельного сострадания.
Модуль “Братья наши меньшие” (3 часа)
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
1. Н.Рубцов. Цикл стихов “Диво дивное”, стихотворения “Ворона”, “Воробей”, “Ласточка”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Жеребенок”.(1час) Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру .Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.
2. К. Паустовский “Теплый хлеб”(1час). Смысл названия сказки. “Трудность добра”.
3. Е. Носов “Трудный хлеб”(1час). Добро, умение оказывать помощь, “смысл названия рассказа”.
Модуль “Учись постигать красоту природы” (3 часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет “Весенний дождь”, Плещеев “Весна”, Тютчев “Весенние воды”.(1час)
2. И. Бунин “Косцы”(1час). Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказах.
3. Поэты XX века о России и родной природе.(1час) И. Северянин “Цветы и ядоцветы”
6 класс (12 часов)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” (5 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1.А.Платонов “В прекрасном и яростном мире” (1 час). Душевная красота и щедрость; ответственность за тех, кто рядом. Важность человеческого участия. Смысл названия рассказа. Идея доброты, взаимопонимания.
2. В. Железников “Чучело” (2 часа). Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать.
3. В. Распутин “Уроки французского” (2 часа). Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства.
Модуль “Братья наши меньшие” (2 часа)
1.Платонов “Корова” (1час). Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.
2.Э. Сетон-Томпсон “Рассказы о животных” (1час). Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.
Модуль “Учись постигать красоту природы” (2 часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…..
(Ф. Тютчев)
1.Пришвин “Кладовая солнца” (2 часа). Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.
Модуль «Уроки нравственности» (3 часа)
1. Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол» (1 час). Мудрость преданий. Нравственный выбор.
2. А. Алексин «В тылу как в тылу» (2 часа). Военное детство. Жизнь в тылу. Потеря близких тебе людей.
7 класс (12 уроков)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” (5 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1. И. Бунин “Лапти”(1час). Душевное богатство простого крестьянина.
2. А. Платонов “Юшка”(2часа). Любовь к жизни. Победа разума и добра. Проблема душевной черствости, равнодушия. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
3. Б.Екимов “Ночь исцеления”(1час). Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема “Как важно вовремя успеть”.
4. Е. Носов “Кукла” (1час). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.
Модуль “Братья наши меньшие”(3 часа)
1. В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям” (1 час). Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
2. А.Н. Андреев “Кусака” (1час) Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
3. Ф.А.Абрамов “О чем плачут лошади” (1 час). Отношение людей к животным. Красота природы. Единство судьбы человека и окружающей его природы.
Модуль “Учись постигать красоту природы”
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык
Модуль «Уроки нравственности» (4 часа)
1. А. Алексин «А тем временем где-то» (2 часа). Где-то кому-то сейчас намного труднее, чем тебе. Помоги ему.
2. А.Платонов «Петька на даче» (1 час). Вера в красоту. Надежда на лучшее.
3. И.С. Тургенев «Бирюк» (1 час). Человечность подневольного крестьянина. Сила духа.
8 класс (10 часов)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” (3 часа)
Быть счастливым – творить добро…
1. А. Куприн “Куст сирени” (1 час). Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
2. К. Паустовский “Телеграмма” (2 часа). Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.
Модуль “Братья наши меньшие” (1 час)
1. Н.Рубцов “Жеребенок” (1 час)
Модуль “Учись постигать красоту природы” (2 часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Н.Рубцов “Зимняя песня”, “Журавли”. Красота, величие природы (1 час).
2. В. Астафьев “Хвостик” (1час). Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.
Модуль «Уроки нравственности» (4 часа)
1. В.Шукшин «Материнское сердце» (1 час). Сила материнской любви.
2. А.Алексин «Безумная Евдокия» (2 часа). Роковой поворот судьбы.
3. В.Г.Короленко «Парадокс» (1 час). Сила духа.
9 класс (9 часов)
Модуль “Человек – это величайшая ценность”(4 часа)
Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм
С. Залыгин
1. В. Распутин “Живи и помни”. (2 часа). Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.
2. Б. Васильев “А зори здесь тихие…” (2 часа) Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.
Модуль “Братья наши меньшие” (1 час)
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…
С. Есенин
1. А. Ким “Глаза бездомной собаки”. (1 час) Ответственность человека за тех, “кого приручил”. Человек – мера всего сущего на Земле.
Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира” (1 час)
Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв
Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен…
А. Блок
1. Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» (1 час)
Модуль «Уроки нравственности» (3 часа)
1. М.Булгаков «Собачье сердце» (2 часа)
2. В.Распутин «Женский разговор» (1 час). Разговор двух поколений, двух героинь.
10 класс (11 уроков)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” (4часа)
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Д.С. Лихачёв
1. А.И. Солженицын “Матрёнин двор”.(2 часа) Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гуманистических традиций русской литературы.
2. Ю. Бондарев “Горячий снег”. (2 часа) Власть и нравственность, долг и необходимость, человечность и “злая правота”. Трагизм одного из эпизодов войны. Смысл названия.
Модуль “Братья наши меньшие”
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…
С. Есенин
Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира” (1 час)
Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв
Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен…
А Блок
Ю.Буйда «Химич» ( 1час)
Модуль «Уроки нравственности» (6 часов)
1. В.Кондратьев «Сашка» (2 часа). Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной войны. Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.
2. В.Быков «Сотников» (2 часа) Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.
3. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (2 часа) Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
11 класс (8 часов)
Модуль “Человек – это величайшая ценность” ( 1час)
В. Астафьев “Людочка”. (1 час) Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
Модуль “Братья наши меньшие” (1 час)
В. П. Астафьев “Царь-рыба” (1 час) Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).
Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира”
Модуль «Уроки нравственности» (5 часов)
1. В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» (2 часа)
В.П. Астафьев «Сибиряк» (1 час)
В. А. Васильев «В списках не значился» (2 часа)
М.Горький «Как поймали Семагу» (1 час)
Учебно-тематический план 5 класс (10 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Андрей Платонов «Неизвестный цветок» | Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему. | Ролевое чтение, аналитическая беседа | | |
2 | В.Г.Короленко «Дети подземелья» | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. | Аналитическая беседа | | |
1 | Куприн «Чудесный доктор» | Чудо деятельного сострадания. | Ролевое чтение, аналитическая беседа | | |
1 | Н.Рубцов. Цикл стихов «Диво дивное», стихотворения «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок» | Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру. Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок. | Выразительное чтение | | |
1 | К. Паустовский «Теплый хлеб» | Смысл названия сказки. Трудность добра. | Письменная работа | | |
1 | Е. Носов «Трудный хлеб» | Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа» | Сочинение «Имя моего любимца» | | |
1 | Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет «Весенний дождь», Плещеев «Весна», Тютчев “Весенние воды” | Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворениях | Выразительное чтение, пересказ эпизодов, словесное рисование | | |
1 | И. Бунин “Косцы”. | Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворении. | Викторина | | |
1 | Поэты XX века о России и родной природе. И. Северянин “Цветы и ядоцветы” | Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворении. | Сочинение «Как вы, ваши друзья и взрослые относитесь ко всему, что нас окружает» | | |
Учебно-тематический план 6 класс (12 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» | Душевная красота и щедрость; ответственность за тех, кто рядом. Важность человеческого участия. Смысл названия рассказа. Идея доброты, взаимопонимания | Мини-сочинение «Какие жизненные уроки дала мне эта повесть?» | | |
2 | В. Железников «Чучело» | Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать | Викторина, конкурс | | |
2 | В. Распутин «Уроки французского» | Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства | Сочинение «Все хорошее в этом мире от людской доброты» | | |
1 | Платонов «Корова» | Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей. | Беседа, словесное описание | | |
1 | Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» | Поэтическое жизнеописание животных в рассказах. | Тестирование | | |
2 | Пришвин «Кладовая солнца» | Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения. | Мини-сочинение «Любимый уголок природы Отзыв на сказку-быль | | |
1 | Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол» | Мудрость преданий. Нравственный выбор. | Викторина, Мини-сочинение «Допишу сказку» | | |
2 | А. Алексин «В тылу как в тылу» | Военное детство. Жизнь в тылу. Потеря близких тебе людей. | Сочинение «Счастье- это…» | | |
Учебно-тематический план 7 класс (12 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | И. Бунин «Лапти» | Душевное богатство простого крестьянина. | Аналитическая беседа | | |
2 | 2. А. Платонов «Юшка» | Любовь к жизни. Победа разума и добра. Проблема душевной черствости, равнодушия. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. | Викторина | | |
1 | Б.Екимов «Ночь исцеления» | Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема “Как важно вовремя успеть”. | Тестирование | | |
1 | Е. Носов «Кукла» | Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе. | Сочинение «Будь человеком, человек» (по произведениям А. Платонова, Б. Екимова, Н.Носова) | | |
1 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | Выразительное чтение | | |
1 | А.Н. Андреев «Кусака» | Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | Отзыв на рассказ «Кусака» | | |
1 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». | Отношение людей к животным. Красота природы. Единство судьбы человека и окружающей его природы. | Беседа | | |
2 | А. Алексин «А тем временем где-то» | Где-то кому сейчас намного труднее, чем тебе. Помоги ему. | Продолжить предложение «А тем временем где-то…» | | |
1 | А.Платонов «Петька на даче» | Вера в красоту. Надежда на лучшее. | Сочинение «Вернётся ли Петька на дачу?» | | |
1 | И.С. Тургенев «Бирюк» | Человечность подневольного крестьянина. Сила духа. | Сочинение «Почему Бирюк отпускает крестьянина?» Дневник девочки Улиты Стихотворение о героях рассказа (на выбор) | | |
Учебно-тематический план 8 класс (9 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | 1. Куприн «Куст сирени» | Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. | Тестирование | | |
2 | К.Г. Паустовский «Телеграмма» | Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе. | Сочинение «Милосердие начинается с собственной семьи» | | |
1 | Н.Рубцов «Жеребенок» | Одухотворённость природы, единство с ней человека | Мини-сочинение «Почему так важно быть добрым ко всему живому?» | | |
1 | Н.Рубцов «Зимняя песня», «Журавли» | Красота, величие природы | Ответ на вопрос: «К чему призывает поэт в стихотворении» | | |
1 | В. Астафьев «Хвостик» | Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому. | Сочинение «Главное – быть сопричастным ко всему живому» | | |
1 | В.Шукшин «Материнское сердце» | Сила материнской любви. | Отзыв-сочинение о материнской любви | | |
1 | А. Алексин «Безумная Евдокия» | Роковой поворот судьбы. | Викторина | | |
1 | В.Г.Короленко «Парадокс» | Сила духа. | Тестирование | | |
Учебно-тематический план 9 класс (9 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
2 | 1. В. Распутин «Живи и помни» | Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении. | Письменный ответ на вопрос: «Как помогло мне произведение в становлении моего характера?» | | |
2 | Б. Васильев «А зори здесь тихие…» | Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия. | Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие книги я бы хотела, чтобы прочитали мои дети?» | | |
1 | А. Ким «Глаза бездомной собаки». | Ответственность человека за тех, “кого приручил”. Человек – мера всего сущего на Земле. | Диспут | | |
1 | Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» | Красота внешняя и внутренняя. Душа человека. | Аналитическая беседа, Незаконченные предложения | | |
2 | М.Булгаков «Собачье сердце» | Нравственность и культура – главные критерии жизни человека | Викторина | | |
1 | В.Распутин «Женский разговор» | Разговор двух поколений, двух героинь. | Мини-сочинение «В чём права (не права) бабушка?» | | |
Учебно-тематический план 10 класс (11 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
2 | А.И. Солженицын «Матрёнин двор». | Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гуманистических традиций русской литературы. | Творческая работа. Вольная интерпретация произведений Н.С. Лескова и А.И.Солженицына в свете русской народной пословицы «Не стоит село без праведника» | | |
2 | Ю. Бондарев «Горячий снег». | Власть и нравственность, долг и необходимость, человечность и “злая правота”. Трагизм одного из эпизодов войны. Смысл названия. | Викторина | | |
1 | Ю.Буйда «Химич» | Богатый внутренний мир человека, не примечательного внешне. | Сочинение-анализ эпизода | | |
2 | В.Кондратьев «Сашка» | Гуманизм Сашки - солдата Великой Отечественной войны. Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им. | Сочинение по теме: «Не будь «Сашки», мне чего-то бы не хватало в жизни» | | |
2 | В.Быков «Сотников» | Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах. | Сочинение по теме: «Дороги, которые мы выбираем» | | |
2 | А. Приставкин «Ночевала тучка золотая») | Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди» | Подготовить текст для выступления на семинарском занятии | | |
Учебно-тематический план 11 класс (8 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Идея урока | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | В.П.Астафьев «Людочка» | Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. | Урок-размышление, вывод по уроку «Для чего автор пишет это произведение?» | | |
1 | В. П. Астафьев «Царь-рыба» | Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность). | Сформулировать 10 заповедей человечества по отношению к животным | | |
2 | В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» | Испытание войной. | Тестирование | | |
1 | В.П. Астафьев «Сибиряк» | Сила духа, мужество обычного русского солдата | Викторина | | |
2 | В. А. Васильев «В списках не значился» | Испытание войной. «Я - русский солдат» | Мини-сочинение «Что значат слова «Я – Русский солдат?» | | |
1 | М.Горький «Как поймали Семагу» | Нравственность неизменна | Мини-сочинение «Зачем человек живёт?» | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5 класс
Учебный материал
Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… : 5 класс- М. : Просвещение
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещение.
В.Г.Короленко «Дети подземелья»
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
Е. Носов «Трудный хлеб»
К. Паустовский «Теплый хлеб»
Н.Рубцов. Цикл стихов.
Дидактический материал
Турьянская Б. И. Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»
Егорова Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
6 класс
Учебный материал
Литература. 6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
А. Алексин «В тылу как в тылу»
В. Железников «Чучело»
Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол»
А.Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Корова»
М.Пришвин «Кладовая солнца»
В. Распутин «Уроки французского»
Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
Дидактический материал
Турьянская Б. И.Литература в 6 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
Егорова Н.В. Литература 6 класс. Поурочные разработки- М. Вако
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
7 класс
Учебный материал
Литература. 7класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем , думаем, спорим…. : 5 класс- М. : Просвещение
Читаем, думаем, спорим…. :Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова. М. : Просвещение
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»
А.Н. Андреев «Кусака»
И. Бунин «Лапти»
Б.Екимов «Ночь исцеления»
Е. Носов «Кукла»
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
А.Платонов «Петька на даче»
И.С. Тургенев «Бирюк»
Дидактический материал
Турьянская Б. И. Литература в 7 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
Егорова Н.В. Литература 7 класс. Поурочные разработки- М. Вако
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
8 класс
Учебный материал
Литература 8 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем , думаем, спорим…. : 8класс- М. : Просвещение
Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 8 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
А. Алексин «Безумная Евдокия»
В. Астафьев «Хвостик»
В.Г.Короленко «Парадокс»
А.И.Куприн «Куст сирени»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Н.Рубцов «Жеребенок», «Зимняя песня», «Журавли»
В. Шукшин «Материнское сердце»
Дидактический материал
Турьянская Б. И. Литература в 8 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
Егорова Н.В. Литература 8 класс. Поурочные разработки- М. Вако
9 класс
Учебный материал
Литература. Русская классика. 9 класс. В двух частях. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2002 г.
Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2005г., 479 стр.
М.Булгаков «Собачье сердце»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка»
А. Ким «Глаза бездомной собаки».
В. Распутин «Живи и помни», «Женский разговор»
Дидактический материал
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. (В помощь школьному учителю). М.: Вако, 2003 г., 400 стр.
Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы). Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999 г., 192 стр.
10 класс
Учебный материал
Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт.-сост Г.И. Беленький, Г.А. Красновский, С.А. Леонов и др. Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997г, 383 стр.
Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2005г.
Ю.Бондарев «Горячий снег».
Ю.Буйда «Химич»
В.Быков «Сотников»
В.Кондратьев «Сашка»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
А.И.Солженицын «Матрёнин двор».
Дидактический материал
Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс. Методическое пособие. Серия «Поурочное планирование». - Санкт-Петербург: Паритет, 2001. – 128 с.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2003 г.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
11 класс
Учебный материал
Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005.
В.П.Астафьев «Людочка», «Пастух и пастушка», «Сибиряк», «Царь-рыба»
М.Горький «Как поймали Семагу»
Б.Л.Васильев «В списках не значился»
Дидактический материал
Русская литература XX века. 11 класс. Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 1998. – 528 с. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2004.
Интернет ресурсы:
lib.ru
http://refrus.narod.ru
http://www.fplib.ru
http;//www.poiskknig.ru
http://flibusta.ru
http://book.ru
http://bibliotekar.ru
http://www.internet-biblioteka.ru
hyttp://www.azlib.ru
http://waplib.net
http://www.flibusta.net
http://www.litra.ru
http://lk.vrnlib.ru/
/ru.wikipedia.org/
festival.1september.ru/