1.Пояснительная записка.
Программа коррекционно – развивающих занятий для обучающегося Трубина Матвея, имеющего диагноз – РДА разработана и составлена с учетом психологических и физиологических особенностей развития. Трубин Матвей проходит обучение в образовательном учреждении по адаптивной образовательной программе для обучающихся с РАС (вариант 8.1). Дети с таким диагнозом имеют ряд особенностей: сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
-недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
-отгороженность от внешнего мира;
-слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
-неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
-недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана .
-неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
-однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
-разнообразные речевые нарушения при РДА;
-у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цель индивидуальных коррекционно - развивающих занятий:
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
-развитие всех психических процессов.
Задачи индивидуальных коррекционно - развивающих занятий:
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-формирование социально - приемлемого поведения;
-обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
-обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;
-развитие познавательных навыков;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
-развитие речи;
-развивать понятийный аппарат и моторику рук;
-формирование интереса к художественной деятельности;
-воспитание умения видеть красоту в окружающем мире;
-формирование умения работать в коллективе;
-формирование навыков социально - бытового ориентирования и самообслуживания.
Основные этапы психологической коррекции.
Установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий, общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом, избегание прямого взгляда на ребенка, резких движений. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является главным моментом всего психокоррекционного процесса. Основные задачи: преодоление страха у аутичного ребенка, что достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему; усиление психологической активности, стимулирование к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания; организация целенаправленного поведения аутичного ребенка, разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности, а также развитие основных психологических процессов.
3.Планируемые результаты.
По результатам коррекционно – развивающих занятий планируется достижение следующих результатов:
-применение навыков социально - бытового ориентирования и самообслуживания;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-развитие познавательных навыков;
-развитие понятийного аппарата и моторики рук;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
4.Содержание коррекционно – развивающих занятий.
Содержание коррекционно – развивающих занятий направлено на:
-развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
-формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
-формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. произвольности в управлении интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче);
-рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
5.Структура коррекционно – развивающего занятия:
-наличие четких границ урока, введение единых ритуалов начала и окончания урока;
-поддержание единого алгоритма урока;
-наличие единых структурных компонентов (подача нового материала, самостоятельная работа);
-наличие визуальных стимулов, применение визуального расписание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока (сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв);
-внесение в алгоритм занятия динамических пауз (это дает возможность переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы);
-использование переключения деятельности, отдельные поручения;
-подведение итога урока, выписывание опорных фраз из содержания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внимание на новом материале;
-введение правил поведения на уроке;
-введение расписания.
6. Материально- техническая и учебно- методическое обеспечение программы.
Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006
8.Хилтунен Е.А.- «Дети Монтессори»- М.: Астрель: АСТ,2008
9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004
10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,20041.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
2 класс
№% | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика. | 9 |
2. | Я и ты. | 21 |
3. | Я сам. | 8 |
4. | Мои возможности. | 37 |
5. | Мои способности. | 8 |
6. | Основы безопасности дорожного движения. | 10 |
7. | Мир эмоций. | 9 |
| Всего часов | 102 |
Календарно – тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий
2класс
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Количество часов |
1-2 | Знакомство. Беседа с родителями, знакомство с ребенком. | | 2 |
3-4 | Диагностика Оценка основных навыков. | | 2 |
5-6 | Диагностика Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы. | | 2 |
7-8 | «Я и ты» Игра «Отдых на мягких пуфах». Цель: проприоцептивное воздействие, антистрессовое расслабление. Игра «Сосиска в одеяле». Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы. | | 1 |
| | |
9 | «Я сам» Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | | 2 |
10 | «Мои возможности» Игра «Нащупай в мешке». Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности. | . | 1 |
11-12 | «Мои способности» Игры на развитие сенсорной системы. | | 2 |
13-14 | «Основы безопасности дорожного движения» Конструктор «Правила дорожного движения». | | 2 |
15 | «Мои возможности» Игра « Шашки». Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, мышление. | | 1 |
16 | «Мои возможности» Игра «Веселые пузыри». Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука», очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. | | 1 |
17 | «Мои возможности» Игра «Спрятанные сокровища». Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки. | | 1 |
18-19 | «Мои возможности» Игра «Узнай по описанию». Цель: зрительная память, наблюдательность, речевое развитие. | | 2 |
20 | «Мои возможности» Игра «Тактильная дорожка». Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие. | | 1 |
21 | «Мои возможности» Игра «Что за звук». Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение. | | 1 |
22-24 | «Мои возможности» Игра «Пазлы». Цель: внимание, мышление. | | 3 |
25-26 | «Основы безопасности дорожного движения». Профилактика несчастных случаев на воде Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора». | | 2 |
27 | «Мои возможности» Игра «Сосиска в одеяле». Цель: расслабление, снятие стресса | . | 1 |
28-30 | «Мои возможности» Игра «Строим город» Цель: развитие моторики, глазомера, мышления. | | 3 |
31 | «Мои возможности» Игра «Парящий шарик». Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная (двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация, слуховая интеграция. | | 1 |
32-33 | «Мои возможности» Игры в сухом бассейне. Цель: развитие положительных эмоции, снятие мышечного напряжения, профилактика стресса . | | 2 |
34-35 | «Мои возможности» Игра «Поймай мяч». Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц верхних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно-зрительная интеграция. | . | 2 |
36 | «Мои возможности» Игра «Бросание мячиков в цель» Цель: планирование движений (праксис) зрительно-моторные навыки, зрительное слежение | | 1 |
37 | «Мои возможности» Игра «Перепрыгни на другой берег». Цель: : планирование действий ( праксис) зрительные навыки. | | 1 |
38 | «Основы безопасности дорожного движения» Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра «Дорожные знаки». | | 1 |
39-40 | «Мои возможности» Игра «Лабиринт». Цель: развитие мышления. | | 2 |
41 | «Я сам» Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | | 1 |
42 | «Мои возможности» Игра «Скользящий мяч». Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно-зрительное развитие. | | 1 |
43 | «Мои возможности» Игра «Попади мячиком в цель». Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений (праксис) по словесной команде, распознавание букв команде. | | 1 |
44 | «Мои возможности» Психогимнастика. | | 1 |
45 | «Мои возможности» Говорящие книги. Цель: речевое развитие, интерес к окружающему. | | 1 |
46 | «Мои способности» Я рисую на песке. « Новогодняя елка» | | 1 |
47 | «Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» Какие бывают светофоры. Лево, право, середина дороги. | | 1 |
48 | «Мои возможности» Тактильные ладошки. | | 1 |
49 | «Мои возможности» Игра «Сыщик». Цель: внимание, наблюдательность. | | 1 |
50 | «Мои возможности» Игра «Собираем на скорость». Цель: тренировка мышц руки, внимание, последовательность при выполнении заданий. | | 1 |
51-52 | «Мои возможности» Аппликация. Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, художественные навыки. | | 2 |
53 | «Мои возможности» Игра «Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, проприоцептивное воздействие (ощущение положения отдельных частей собственного тела относительно друг друга в покое или в движении ). | | 1 |
54 | «Мои возможности» Рисование «Любимый сказочный герой». Цель: художественные способности. | | 1 |
55 | «Основы безопасности дорожного движения» Как перейти перекресток. | | 1 |
56-57 | «Мои возможности» Игра «Балансир». Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука, навыки мелкой моторики , зрительные навыки. | | 2 |
58-59 | «Мир эмоций» Игра «Что это такое». Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместное внимание, социальное взаимодействие. | | 2 |
60 | «Мир эмоций» Игра «Красный свет, зеленый свет». Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздействие, социальное воздействие. | | 1 |
61 | «Мир эмоций» Игра «Рисуем настроение», «Зеркало». Цель: умение различать эмоции. | | 1 |
62 | «Мир эмоций» Игра «Угадай эмоцию». Цель: формирование умений выражать эмоции, речевое развитие. | | 1 |
63 | «Мир эмоций» Игра «Расскажи о себе хорошее». Цель: формирование позитивного настроя, речевое развитие. | | 1 |
64-65 | «Мои способности» Аппликация к празднику. | | 2 |
66 | «Основы безопасности дорожного движения» Как вести себя на остановке, правила посадки и высадки на остановке. | | 1 |
67-68 | «Мир эмоций» Конструктор «Эмоции». | | 2 |
69 | «Я и ты» Игра «Придумай сказку». Цель: речевое развитие, творческое воображение, позитивный настрой. | | 1 |
70 | «Мир эмоций» Игра «Чем заканчивается сказка». Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект. | | 1 |
71 | «Я сам» Игра «Порядок дома». Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни. | | 1 |
72-73 | «Я и ты» Игра «Помоги найти выход из лабиринта». Цель: внимание, мышление. | | 2 |
74 | «Я и ты» Игра «Эмоции». Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие. | | 1 |
75 | «Мои способности» Аппликация «Цветок». | | 1 |
76 | «Правила дорожного движения» Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме. | | 1 |
77 | «Я и ты» Игра «Строим дом для друзей». Цель: развитие мыщления. | | 1 |
78-79 | «Я и ты» Игра «Придумай узор». Цель: развитие художественных навыков и способностей. | | 2 |
80 | «Я и ты» Игра «Описание людней». Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие. | | 1 |
81 | «Я и ты» Игра «Я вижу я делаю». Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие. | | 1 |
82 | «Я и ты» Игра «Показываем телом». Цель: язык тела, совместное внимание. | | 1 |
83-84 | «Я и ты» Игра «Не урони мяч». Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания. | | 2 |
85-86 | «Мои способности» Работа с пластилином «Пасхальное яйцо». | | 2 |
87 | «Основы безопасности дорожного движения» «Профилактика несчастных случаев на воде Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Обсуждение правил поведения у воды. | | 1 |
89-89 | «Я и ты» Графический диктант. Продолжи ряд. Цель: развитие внимания. | | 2 |
90-91 | «Я сам» Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | | 2 |
92-93 | «Я сам» Игра «Пазлы» Цель: формирование логических выводов планирование действий, зрительно пространственные навыки. | | 2 |
94-95 | «Я и ты» Игра «Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей и свои. Цель: социализация, развитие речи. | | 2 |
96-97 | «Я и ты» Игра «Придумай рассказ». Цель: речевое развитие. | | 2 |
100-102 | Диагностика заключительная Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков. | | 3 |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
3 класс
Названия разделов | Кол-во часов |
Диагностика | 5 |
Я и ты | 22 |
Я сам | 6 |
Мои возможности | 37 |
Мои способности | 17 |
Основы безопасности | 7 |
Мир эмоций | 8 |
Всего часов | 102 |
Календарно – тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий
3класс
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Количество часов |
1 | Диагностическая беседа с родителями и ребенком. «Как я провел лето». | | 1 |
2 | Диагностика Оценка основных навыков, мелкой и крупной моторики. | | 1 |
3 | Диагностика. Диагностика познавательной, эмоциональной сферы. | | 1 |
4 | «Я и ты» Упражнение «Отдых на мягких пуфах». Проприоцептивное воздействие, антистрессовое расслабление. | | 1 |
| | |
5 | «Я сам» Выполнение тренировочных заданий на развитие навыков самообслуживания. | | 1 |
6 | «Мои возможности» Рисунок «Школа». Перенос зрительной информации на лист бумаги, развитие творческих способностей. | . | 1 |
7 | «Мои способности» Игры на развитие сенсорной системы. «Зеркало», «Что за звук», «Чудесный мешочек». | | 1 |
8 | «Основы безопасности дорожного движения» Конструктор «Правила дорожного движения». | | 1 |
9 | «Мои возможности» Игра «Школа». Развитие мышления, памяти, внимания. | | 1 |
10 | «Мои возможности» Упражнение «Попади в цель». Развитие зрительных навыков, зрительно - перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука». | | 1 |
11 | «Мои возможности» Упражнение «Волшебный мешочек». Тактильное развитие и воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности. | | 1 |
12 | «Мои возможности» Дидактическая игра (с просмотром иллюстраций) «Составь рассказ о школе». Развитие речи, зрительная памяти, наблюдательности. | | 1 |
13 | «Мои возможности» Игра «Тактильная дорожка». Развитие вестибулярного аппарата, проприоцептивное воздействие. | | 1 |
14 | «Мои возможности» Игра «Тактильные ладошки». Развитие тактильного восприятия. | | 1 |
15 | «Мои возможности» Игра «Пазлы». Развитие внимания, мышления. | | 1 |
16 17 | «Основы безопасности дорожного движения». Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнение «Светофор». Рисунок «Светофор». Закрепление знаний о правилах дорожного движения. | | 1 |
18 | «Мои возможности» Упражнение «Угадай звук». Развитие слуховой чувствительности, слухового различения. | . | 1 |
19 | «Мои возможности» Игра со строительным конструктором. «Строим город» Развитие моторики, глазомера, мышления. | | 1 |
20 | «Мои возможности» Упражнение «Веселый шар». Развитие моторного контроля, зрительно- моторной координации. | | 1 |
21 | «Мои возможности» Игры в сухом бассейне. Развитие положительных эмоции, снятие мышечного напряжения, профилактика стресса. | | 1 |
22 | «Мои возможности» Упражнение «Попади мячом в сетку». Развитие умения планировать движения, зрительного внимания. | . | 1 |
23 | «Мои возможности» Упражнение «Преодолей высоту». Развитие умения планировать движения, зрительно-моторных навыков. | | 1 |
24 | «Мои возможности» Лепка. Развитие моторики. | | 1 |
25 | «Основы безопасности дорожного движения» Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. | | 1 |
26 | «Мои возможности» Упражнение «Лабиринт». Развитие мышления. | | 1 |
27 | «Я сам» Выполнение тренировочных заданий на умение ориентироваться в пространстве. | | 1 |
28 | «Мои возможности» Игра «Тактильная дорожка». Развитие тактильного восприятия. | | 1 |
29 | «Мои возможности» Игра «Пазлы». Продолжать развивать внимание, мышление. | | 1 |
30 | «Мои возможности» Психогимнастика. Обучение приемам саморегуляции. | | 1 |
31 | «Мои возможности» Говорящая книга «Водный мир». Развитие речи, интереса к окружающему миру. | | 1 |
32 33 | «Мои способности» Я рисую на песке «Мой дом». Развитие положительного эмоционального отношения к посещениям школьных занятий. | | 1 |
34 | «Техника безопасности на занятиях». Закрепление знаний о правилах поведения на уроках. | | 1 |
35 | «Мои возможности» Рисунок «Моя школа». Развитие воображения, наблюдательности, мелкой моторики. | | 1 |
36 | «Мои возможности» Упражнение «Расскажи, что видел на улице и нарисуй» Развитие внимания, наблюдательности, речи, памяти. | | 1 |
37 | «Мои возможности» Упражнение «Собираем на скорость» Тренировка мышц руки, внимания, последовательности при выполнении заданий. | | 1 |
38 | «Мои возможности» Аппликация из природного материала. Развитие зрительно- моторной координации в системе глаз рука, художественных навыков. | | 1 |
39 | «Мои возможности» Лепка. Развитие художественных способностей, проприоцептивное воздействие. | | 1 |
40 | «Мои возможности» Рисование «Время года». Развитие художественных способностей. Закрепление признаков ,характеризующих те или иные явления. | | 1 |
41 | «Основы безопасности дорожного движения» Как перейти перекресток. Закрепление правил дорожного движения. | | 1 |
42 | «Мои возможности» Конструктор «Балансир». Развитие билатеральной двусторонней координации, зрительно- моторной координации в системе глаз рука, навыков мелкой моторики . | | 1 |
43 | «Мои возможности» Упражнение «Что это такое». Развитие понимания элементарных свойств объектов, внимания, социального взаимодействия. | | 1 |
44 | «Мир эмоций» Конструктор «Эмоции». Развитие наблюдательности, внимания, различение эмоций. | | 1 |
45 | «Мир эмоций» Упражнение «Зеркало». Развитие умения различать эмоции. | | 1 |
46 | «Мир эмоций» Упражнение «Угадай эмоцию». Формирование умений выражать эмоции, речевое развитие. | | 1 |
47 | «Мир эмоций» Упражнение «Я самый лучший». Формирование позитивного настроя, речевое развитие. | | 1 |
48 | «Мои способности» Аппликация к празднику. | | 1 |
49 | «Основы безопасности дорожного движения» Лепка «Светофор». Закрепление знаний дорожного движения, развитие моторики. | | 1 |
50 | «Мир эмоций» Упражнение «Изобрази эмоцию». Распознавание эмоций. Нарисуй эмоцию. | | 1 |
51 | «Я и ты» Упражнение «Придумай рассказ о нас и нарисуй». Речевое развитие, творческое воображение, позитивный настрой. | | 1 |
52 | «Мир эмоций» Игра «Чем заканчивается сказка». Развитие слуховой памяти, воображения, эмоционального интеллекта. | | 1 |
53 | «Я сам» Упражнение «Я помогаю по работе дома». Развивать навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни. | | 1 |
54 | «Я и ты» Упражнение «Помоги найти выход из лабиринта» Развитие внимания, мышления. | | 1 |
55 | «Я и ты» Упражнение «Мы лучшие друзья». Развитие умения дружить, обращаться за помощью. | | 1 |
56 | «Мои способности» Аппликация «Семейное древо». Развитие привязанности к членам своей семьи. | | 1 |
57 | «Правила дорожного движения» Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Рисунок «Скорая помощь». | | 1 |
58 | «Я и ты» Игра «Строим дом для друзей». Развитие мышления, моторики. | | 1 |
59 | «Я и ты» Игра с кубиками «Придумай узор». Развитие художественных навыков и способностей. | | 1 |
60 | «Я и ты» Упражнение «Опиши внешность человека и нарисуй». Развитие навыков наблюдения, речевое развитие. | | 1 |
61 | «Я и ты» Лепка «Веселый человечек». Развитие мелкой моторики. | | 1 |
62 | «Я и ты» Игра «Красивый танец». Развитие положительного настроя к посещению школьных занятий. | | 1 |
63 | «Я и ты» Игра «Веселый мяч» Развитие ловкости, эмоционального интеллекта. | | 1 |
64 | «Мои способности » Работа с пластилином. Развитие воображения, мелкой моторики. | | 1 |
65 | «Я сам» Игры с магнитным конструктором. Развитие мелкой моторики. | | 1 |
66 | «Я и ты» Ролевая игра «Школа». Развитие взаимодействия с окружающими. | | 1 |
67 | «Я сам» Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | | 1 |
68 | «Я сам» Пазлы. Формирование логических выводов планирование действий, зрительно пространственных навыков. | | 1 |
69 | «Я и ты» Игра «Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей и свои. Развитие социального взаимодействия. | | 1 |
70 | «Я и ты» Упражнение «Придумай рассказ по картинке». Речевое развитие. | | 1 |
71 | «Я и ты» Рисование «Нарисуем маму». Развитие эмоционального интеллекта. | | 1 |
72 | «Мои возможности» Лепка из пластилина. Развитие мелкой моторики. | | 1 |
73 | «Мои способности» Дидактическая игра «Сыщик». Развитие речи, наблюдательности. | | 1 |
74 | «Мои способности» Дидактическая игра «Угадай по описанию». Развитие наблюдательности, внимания. | | 1 |
75 | «Мои способности» «Что изменилось». Развитие наблюдательности, внимания. | | 1 |
76 | «Мои способности» «Найди одинаковые предметы». Развитие наблюдательности, внимания. | | 1 |
77 | «Мои возможности» «Дорисуй до образа». Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорной системы. | | 1 |
78 | «Мои возможности» «Рисуем по памяти узоры». Развитие памяти, воображения. | | 1 |
79 | «Мои способности» «Классификация предметов». Развитие мыслительных операций. | | 1 |
80 | «Мои способности» Корректурная проба. Развивать уровень концентрации, внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания. | | 1 |
81 | «Я и ты» Рисование на песке. Создание благоприятного эмоционального фона, профилактика стрессового состояния. | | 1 |
82 | «Я и ты» Кинезиологическая гимнастика упражнение « Кулак-ребро - ладонь» развитие межполушарного взаимодействия; повышение устойчивости внимания. | | 1 |
83 | « Мои возможности» «Зеркальное рисование» (двумя руками одновременно). Развитие билатеральных функций. | | 1 |
84 | «Мои способности» Кроссворд. Развитие мышления. | | 1 |
85 | «Я и ты» Конструктор «Составь портрет». Развитие эмоций, воображения, закрепление знания о составных частях лица и их пространственном местонахождении. | | 1 |
86 | «Мои способности» Упражнение «Сложи узор». Развитие воображения. | | 1 |
87 | «Я и ты» Упражнение «Звуки». Развитие умения создавать ассоциации на основе прослушивание звучания разных музыкальных инструментов. | | 1 |
88 | «Мои способности» Упражнение «Составь фигуру человека из геометрических фигур». Закрепление понятий о форме предметов, памяти, мышления. | | 1 |
89 | «Мои возможности» Упражнение «Собери целое». Развивать зрительное восприятие, мышление на основе складывания из частей целую картину. (разрезанные картинки). | | 1 |
90 | «Мои возможности» Открытка к празднику победы. | | 1 |
91 | «Мои возможности» Дидактическая игра «Школа». Развитие коммуникации. | | 1 |
92 | «Мои возможности» Дидактическая игра «Коробочка запахов», «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как пахнут». Развитие восприятия. | | 1 |
93 | «Мои возможности» Кинезиологические упражнения «Кочерга», «Ухо-нос», «Энергизатор». Развитие интеллекта через двигательные упражнения. | | 1 |
94 | «Я и ты» Игра «Путаница». Развитие логического мышления. | | 1 |
95 | «Мои способности» Упражнение «Составь рассказ». Развитие мышления, воображения, речи. | | 1 |
96 | «Я и ты» Упражнение «Самый ловкий». Развитие глазомера, координации движений. | | 1 |
97 | «Я и ты» Дидактическая игра «Создаем мультфильмы». Развитие наблюдательности, коммуникации, умения работать с пооперационными картами и составлять их (схемы действий). | | 1 |
98 | «Мои способности» Аппликация. «Весна». Развитие художественных способностей. | | 1 |
99 | «Мои способности» Упражнение «Угадай по описанию». Развитие мышления, памяти. | | 1 |
100 | «Я и ты » Игры в сухом бассейне. Создание положительного эмоционального фона. | | 1 |
101 102 | Диагностика заключительная Диагностика познавательной и эмоциональной сферы. Диагностика мелкой и крупной моторики. Оценка основных навыков. | | 1 1 |
| Всего часов | | 102 |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
4 класс
№% | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика. | 3 |
2. | Я и ты. | |
3. | Я сам. | |
4. | Мои возможности. | |
5. | Мои способности. | |
6. | Основы безопасности дорожного движения. | |
7. | Мир эмоций. | |
| Всего часов | 34 |