- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металлов, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клёпку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.
-основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
-свойства смазочных материалов.
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Материаловедение | | 18/0 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Материаловедение: цели изучения, содержание, история развития. |
Самостоятельная работа История развития материаловедения | 2 |
Тема1.1 Металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
1.1. Металлы и сплавы: понятие, классификация. 1.2.Металлы: строение процесс кристаллизации, методы изучения строения. 1.3. Свойства физические, химические, механические, технологические, коррозия. 1.4. Методы испытания. 1.5. Методы выявления внутренних дефектов металлов без разрушения деталей. 1.6. Сплавы: характеристика, виды, диаграммы состояния. 1.7. Железоуглеродистые сплавы: аллотропия железа, диаграмма состояния «железо – углерод». 2.7.1 Чугуны: производство, классификация, состав, марки. 2.7.2. Стали: производство, классификация, состав, свойства, марки углеродистых и легированных сталей |
Лабораторно-практическое занятие: «Методы выявления внутренних дефектов металлов без разрушения деталей» | 2 |
Самостоятельная работа Коррозия металлов, способы защиты от коррозии | 2 |
Тема 1.2. Термическая обработка | Содержание учебного материала | 1 1 | 2 2 |
2.1 Термическая обработка: сущность, назначение, виды, режимы, влияние термообработки на структуру и свойства железоуглеродистых сплавов, дефекты. 2.2. Термомеханическая обработка. 2.3. Химико – термическая обработка: сущность, виды, назначение. 2.4 Поверхностное упрочнение стали |
Самостоятельная работа Термическая обработка стали. | 2 |
Тема 1.3. Цветные металлы | Содержание учебного материала | 1 1 1 | 2 2 2 |
3.1. Цветные металлы и сплавы, антифрикционные материалы: классификация, структура, свойства и применение. |
Самостоятельная работа Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы. | 1 1 |
Тема1.4.Твердые сплавы | Содержание учебного материала 4.1. Твердые сплавы: классификация. 4.2. Минералокерамические материалы: классификация. 4.3. Литейные твердые сплавы: свойства, марки, применение. 4.4 Порошковая металлургия. 4.5. Спечёные твердые сплавы: свойства, марки, применение. 4.6. Минералокерамические материалы: свойства, марки, применение. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по теме «Твердые сплавы» | 2 |
Тема 1.5. Неметаллические материалы. | Содержание учебного материала 5.1. Неметаллические материалы: классификация. 5.2. Пластмассы: классификация, структура, свойства, применение. 5.3. Резиновые материалы: получение, свойства, применение. 5.4. Абразивные материалы: классификация, свойства, марки, применение.2 5.5. Древесные материалы. 5.6. Лакокрасочные материалы: классификация, свойства, применение. 5.7. Композиционные материалы. 5.8. Клеи: классификация, свойства, применение. 5.9. Смазочные материалы: классификация, свойства, марки и применение. | 1 1 | 2 2 |
Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания по теме | 2 |
Тема 1.6. Перспективы развития материаловедения | Содержание учебного материала 6.1Основные и вспомогательные материалы с улучшенными свойствами, новейшие материалы, Экологически чистые технологии, снижение материалоемкости производства. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение индивидуального проектного задания по темам 6 и 7 | 2 |
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Нефтепродукты, используемые в сельском хозяйстве. Пути экономии смазочных материалов в сельском хозяйстве. Неметаллические конструкционные материалы. Перспективы развития материаловедения. | | |
Раздел. 2. Слесарное дело | | 14/24 | |
Тема 2.1.Виды износа деталей и узлов | Содержание учебного материала 2.1.1. Виды изнашиваний: механическое изнашивание, химическое изнашивание, окислительное изнашивание, тепловое изнашивание. 2.1.2. Наружные повреждения деталей и узлов: виды, причины возникновения. 2.1.3. Виды износа деталей и узлов. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Дефекация взаимного расположения соединяемых поверхностей деталей специальными микрометрическими и индикаторными приспособлениями, а также шаблонами. Способы выявления скрытых дефектов, применяемое оборудование. | 2 |
Тема 2.2. Технологический процесс слесарной обработки | Содержание учебного материала 2.2.1.Технологический процесс слесарной обработки: назначение, виды, инструменты, приспособления. Организация рабочего места. 2.2.2. Последовательность и приемы выполнения работ. Дефекты и их предупреждение. 2.2.3.Требования к качеству слесарных работ. | 1 | 2 |
Слесарные операции . |
Тема 2.3. Плоскостнаяразметка | Содержание учебного материала 2.3.1. Назначение и виды размётки. 2.3.2.Инструменты и приспособления для плоскостной разметки. Кернеры: обыкновенные, для точного кернения, механизированные. Их устройство и уход за ними 2.3.3. Вспомогательные материалы для разметки, их назначение, порядок пользования ими и хранение. 2.3..4. Последовательность выполнения работ при размётке. Разметка по шаблону и образцу 2.3.5. Безопасность труда при плоскостной разметки. | 1 | 2 |
Лабораторно-практическое занятие: « Плоскостная размётка» | 1 |
Самостоятельная работа: Дефекты при размётки, их устранение и предупреждение | 1 |
Тема2.4. Рубка металла | Содержание учебного материала | | 2 |
2.4.1. Назначение и применение ручной рубки. Схема ручной рубки, выбор инструмента в зависимости от характера работы. 2.4.2. Угол заточки рабочей части зубила для стали, чугуна и цветных металлов 2.4. 3. Последовательность работ при разрубании и обрубании поверхностей, прорубание канавок. Механизация работ. 2.4.4. Безопасность труда при ручной рубки. | 1 |
Лабораторно практическое занятие по теме: «Рубка металла» | 2 |
Тема 2.5. Правка и рихтовка металла | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
2.5.1. Правка заготовок перед обработкой в холодном состоянии путём растяжения, обкаткой, обжатием на прессах и в приспособлениях, посредством удара молотком. 2.5.2. Оборудование для правки: вальцы для правки листа, углового и другого проката, правильно-растяжные машины. 2.5.2.Особенности правки (рихтовки) сварных изделий. 2.5.3. Безопасность труда при правки и рихтовки металла. |
Лабораторно - практическое занятие по теме: «Правка и рихтовка металла» | 2 |
Самостоятельная работа: «Особенности правки крупных деталей с подогревом» «Правка деталей из пластических, закалённых и хрупких деталей». | 2 |
Тема 2.6. Гибка металла | Содержание учебного материала | 1 | 2 2 |
2.6.1. Общие сведения. Гибка деталей из листовой стали и полосовой стали и круглой стали. Гибка холодная и горячая. Гибка и развальцовка труб. 2.6.2. Безопасность труда при гибки металла. |
Лабораторно-практическое занятие по теме: «Гибка металла» | 2 |
Самостоятельная работа: «Основные виды и причины дефектов при правке, рубке и гибке. Методы их устранения». | 2 |
Тема 2.7.Резка металла | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
2.7.1.Назначение резки. Режущий элемент. Геометрические параметры режущего элемента. Ножовочное полотно. Разводка по полотну и по зубу. 2.7.2. Резка ручным инструментом. Резка ножовкой. Резка ножовкой круглого, квадратного, плоского и листового металла. 2.7.3. Устройство ручных и рычажных ножниц и с помощью трубореза. 2.7.4. Резка труб ножовкой и труборезом. 2.7.3. Механизированная резка. 2.7.4. Безопасность труда при резки. |
Лабораторно-практическое занятие по теме: Резка металла» | 2 |
Тема 2.8. Опиливание металла | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
2.8.1. Назначение и применение опиливания. 2.8.2. Напильники. Классификация напильников. Профили напильников и формы рабочих поверхностей. Материалы для изготовления напильников. Рукоятки напильников. Уход за напильниками, их выбор. 2.8.2. Подготовка напильника к опиливанию и приёмы опиливания. Контроль опиленной поверхности. Виды опиливания. Механизация опиловочных работ. 2.8.3. Безопасность труда при опиливании металла. |
Лабораторно - практическое занятие по теме: «Опиливание металла» | 2 |
Самостоятельная работа: «Дефекты при опиловочных работах, их виды, причины и меры предупреждения» | 2 |
Тема 2.9. Сверление, развертывание, зенкование | Содержание учебного элемента 2.9.1. Назначение и применение сверления, способы сверления. 2.9.2. Общие сведения о сверлах. Геометрические параметры режущей части сверла, зависимость между величинами углов. Заточка спиральных свёрл. 2.9.3. Процесс образования стружки, площадь среза. Особенности сверления стали, чугуна, цветных металлов 2.9.4. Ручное и механизированное сверление. Сверлильные станки. Установка и крепление деталей для сверления. Крепление сверл. Режимы сверления. 2.9.5. Зенкование. Зенкерование. Развертывание отверстий. Назначение развёртывания. Основные типы и конструкции ручных и машинных развёрток. 2.9.6. Припуски на развертывание. Контроль отверстий после развёртывания 2.9.4. Безопасность труда при сверлении и зенковании. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: «Точность обработки, чистота поверхности отверстий при нормальном, точном и тонком развёртывании». «Технологический процесс обработки отверстий в зависимости от необходимой точности. Основные виды дефектов и меры их предупреждения». | 3 |
Тема 2.10. Нарезание резьбы Тема 2.11. Клёпка | Содержание учебного материала | 1 | 2 2 2 |
2.10.1.Инструменты для нарезание резьбы. Нарезание внутренней резьбы. Нарезание наружной резьбы. Нарезание резьбы на трубах. 2.10.2. Механизация нарезания резьбы. 2.10.3. Способы удаления сломанных метчиков. 2.10.4. Безопасность труда при нарезании резьбы. |
Лабораторно-практическое занятие по теме: «Нарезание резьбы» | 4 |
Самостоятельная работа: «Приспособления и инструмент для механизации нарезания резьбы»; «Дефекты при нарезании наружной резьбы, их причины и предупреждение» | 2 1 3 2 |
Содержание учебного материала 2.11.1.Назначение и применение клёпки. Прочные и плотно-прочные швы. Типы заклепок. Допустимые отклонения диаметра стержня, диаметра отверстий под заклёпки для точной и грубой сборки. 211.2. Выбор материала и формы заклёпок в зависимости от материала соединяемых деталей и характера соединений. 2.11.3. Соединения на трубчатых заклёпках 2.11.4. Обработка отверстий, ручные и механизированные инструменты и оборудование для выполнении заклёпочных соединений. 2.11.5.Безопасность труда при клепки. |
Лабораторно – практическое занятие по теме « Клёпка» |
Самостоятельная работа: «Соединение развальцовыванием и отбортовкой» «Дефекты в заклёпочных, вальцованных соединениях, меры их предупреждения и устранения» |
Тема 2.12. Шабрение, притирка Тема 2.13. Пайка, лужение, склеивание | Содержание учебного материала 2.12.1.Назначение и область применения шабрения. Качество поверхностей, обработанных шабрением. 2.12.2. Инструменты и приспособления для шабрения плоских поверхностей. Шаберы, их конструкция и материалы. Заточка и доводка плоских шаберов. 2.12.2. Процесс шабрения. Подготовка поверхности к шабрению. Шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей. Заточка и доводка трехгранных шаберов. 2.12.3.Механизация шабрения. 2.12.4. Техника безопасности при шабрении и притирки. 2.12.5. Ручная, машинно - ручная и механическая притирка. Чистота поверхности прочность притирки. Припуски на притирку. 2.12.6. Притиры для обработки плоских и криволинейных поверхностей. Приспособления для притирки: направляющие призмы, струбцины и др. 2.12.7. Технология притирочных работ. Предварительная и окончательная обработка. 2.12.8. Безопасность труда при шабрении и притирки. | 1 2 3 1 | 2 2 |
Лабораторно-практические занятия по темам: «Шабрение : подготовка поверхности к шабрению, процесс шабрения, шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей. Заточка и доводка шаберов» « Притирка» |
Содержание учебного материала 2.13.1.Назначение и применение паянных соединений. Способы паяния и их отличие от сварки. 2.13.2. Припои и флюсы. Инструменты для пайки. Виды паяных швов. Пайка мягкими припоями. Пайка твердыми припоями. 2.13.2. Антикоррозионное лужение поверхностей погружением и растиранием. 2.13.3Виды дефектов и причины, меры предупреждения и устранения. 2.13.3. Склеивание: применение, склеивающие материалы, их применение. Прочность клеевых соединений 2.13.4 Техника безопасности и пожарная безопасность при пайке, лужении, склеивании. |
Лабораторно-практическое занятие по теме: «Пайка, лужение, склеивание» | 1 |
Дифференцированный зачёт | 1 |
Самостоятельная работа: «Проверка герметичности соединения выполненного на заклёпках, паянием, склеиванием, пневматической и гидравлической пробой». | 1 |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции к руководству);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
« Основы материаловедения и технология общеслесарных работ».