СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  (ППКРС)  в соответствии с ФГОС профессии   35 01 13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.

Просмотр содержимого документа
«Программа ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 21

































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ


1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС профессии 35 01 13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС): дисциплина входит в общеопрофессиональныйцикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны уметь:

-выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металлов, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клёпку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны знать:

-основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

- особенности строения металлов и сплавов;

- основные сведения о назначении свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- виды обработки металлов и сплавов;

-виды слесарной обработки;

- правила выбора и применения инструментов;

-последовательность слесарных операций;

- приемы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

-свойства смазочных материалов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторской учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

теоретические работы

31

практические работы

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


индивидуальные проектные задания


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


ОП.02 «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Материаловедение


18/0


Введение

Содержание учебного материала


1


2

Материаловедение: цели изучения, содержание, история развития.

Самостоятельная работа

История развития материаловедения



2

Тема1.1 Металлы и сплавы

Содержание учебного материала


1

1


1


1

1


1

1


1


2

2


2


2

2


2

2


2


1.1. Металлы и сплавы: понятие, классификация.

1.2.Металлы: строение процесс кристаллизации, методы изучения строения.

1.3. Свойства физические, химические, механические, технологические, коррозия.

1.4. Методы испытания.

1.5. Методы выявления внутренних дефектов металлов без разрушения деталей.

1.6. Сплавы: характеристика, виды, диаграммы состояния.

1.7. Железоуглеродистые сплавы: аллотропия железа, диаграмма состояния «железо – углерод».

2.7.1 Чугуны: производство, классификация, состав, марки.

2.7.2. Стали: производство, классификация, состав, свойства, марки углеродистых и легированных сталей


Лабораторно-практическое занятие: «Методы выявления внутренних дефектов металлов без разрушения деталей»


2

Самостоятельная работа

Коррозия металлов, способы защиты от коррозии





2

Тема 1.2. Термическая обработка

Содержание учебного материала


1



1




2



2

2.1 Термическая обработка: сущность, назначение, виды, режимы, влияние термообработки на структуру и свойства железоуглеродистых сплавов, дефекты.

2.2. Термомеханическая обработка.

2.3. Химико – термическая обработка: сущность, виды, назначение.

2.4 Поверхностное упрочнение стали


Самостоятельная работа

Термическая обработка стали.



2

Тема 1.3. Цветные металлы

Содержание учебного материала



1

1

1



2

2

2

3.1. Цветные металлы и сплавы, антифрикционные материалы: классификация,

структура,

свойства и применение.


Самостоятельная работа


Медь и её сплавы.

Алюминий и его сплавы.



1

1

Тема1.4.Твердые сплавы

Содержание учебного материала

4.1. Твердые сплавы: классификация.

4.2. Минералокерамические материалы: классификация.

4.3. Литейные твердые сплавы: свойства, марки, применение.

4.4 Порошковая металлургия.

4.5. Спечёные твердые сплавы: свойства, марки, применение.

4.6. Минералокерамические материалы: свойства, марки, применение.


1


2



Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий по теме «Твердые сплавы»




2

Тема 1.5. Неметаллические материалы.

Содержание учебного материала

5.1. Неметаллические материалы: классификация.

5.2. Пластмассы: классификация, структура, свойства, применение.

5.3. Резиновые материалы: получение, свойства, применение.

5.4. Абразивные материалы: классификация, свойства, марки, применение.2

5.5. Древесные материалы.

5.6. Лакокрасочные материалы: классификация, свойства, применение.

5.7. Композиционные материалы.

5.8. Клеи: классификация, свойства, применение.

5.9. Смазочные материалы: классификация, свойства, марки и применение.


1





1


2





2


Самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания по теме




2


Тема 1.6. Перспективы развития материаловедения


Содержание учебного материала

6.1Основные и вспомогательные материалы с улучшенными свойствами, новейшие материалы, Экологически чистые технологии, снижение материалоемкости производства.




1






2




Самостоятельная работа

Выполнение индивидуального проектного задания по темам 6 и 7



2







Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Нефтепродукты, используемые в сельском хозяйстве.

Пути экономии смазочных материалов в сельском хозяйстве.

Неметаллические конструкционные материалы.

Перспективы развития материаловедения.



Раздел. 2.

Слесарное дело


14/24


Тема 2.1.Виды износа деталей и узлов

Содержание учебного материала

2.1.1. Виды изнашиваний: механическое изнашивание, химическое изнашивание, окислительное изнашивание, тепловое изнашивание.

2.1.2. Наружные повреждения деталей и узлов: виды, причины возникновения.

2.1.3. Виды износа деталей и узлов.



1


2



Самостоятельная работа

Дефекация взаимного расположения соединяемых поверхностей деталей специальными микрометрическими и индикаторными приспособлениями, а также шаблонами.

Способы выявления скрытых дефектов, применяемое оборудование.


2

Тема 2.2. Технологический процесс слесарной обработки

Содержание учебного материала

2.2.1.Технологический процесс слесарной обработки: назначение, виды, инструменты, приспособления. Организация рабочего места.

2.2.2. Последовательность и приемы выполнения работ. Дефекты и их предупреждение.

2.2.3.Требования к качеству слесарных работ.


1


2



Слесарные операции

.


Тема 2.3. Плоскостнаяразметка


Содержание учебного материала

2.3.1. Назначение и виды размётки.

2.3.2.Инструменты и приспособления для плоскостной разметки. Кернеры: обыкновенные, для точного кернения, механизированные. Их устройство и уход за ними

2.3.3. Вспомогательные материалы для разметки, их назначение, порядок пользования ими и хранение.

2.3..4. Последовательность выполнения работ при размётке. Разметка по шаблону и образцу

2.3.5. Безопасность труда при плоскостной разметки.



1


2










Лабораторно-практическое занятие: « Плоскостная размётка»


1


Самостоятельная работа:

Дефекты при размётки, их устранение и предупреждение



1

Тема2.4. Рубка металла


Содержание учебного материала







2



2.4.1. Назначение и применение ручной рубки. Схема ручной рубки, выбор инструмента в зависимости от характера работы.

2.4.2. Угол заточки рабочей части зубила для стали, чугуна и цветных металлов

2.4. 3. Последовательность работ при разрубании и обрубании поверхностей, прорубание канавок. Механизация работ.

2.4.4. Безопасность труда при ручной рубки.

1

Лабораторно практическое занятие по теме: «Рубка металла»


2

Тема 2.5. Правка и рихтовка металла

Содержание учебного материала



1



2




2.5.1. Правка заготовок перед обработкой в холодном состоянии

путём растяжения, обкаткой, обжатием на прессах и в приспособлениях, посредством удара молотком.

2.5.2. Оборудование для правки: вальцы для правки листа, углового и другого проката, правильно-растяжные машины.

2.5.2.Особенности правки (рихтовки) сварных изделий.

2.5.3. Безопасность труда при правки и рихтовки металла.

Лабораторно - практическое занятие по теме: «Правка и рихтовка металла»


2

Самостоятельная работа:

«Особенности правки крупных деталей с подогревом»

«Правка деталей из пластических, закалённых и хрупких деталей».


2

Тема 2.6. Гибка металла

Содержание учебного материала


1




2








2

2.6.1. Общие сведения. Гибка деталей из листовой стали и полосовой стали и круглой стали. Гибка холодная и горячая. Гибка и развальцовка труб.

2.6.2. Безопасность труда при гибки металла.


Лабораторно-практическое занятие по теме: «Гибка металла»


2


Самостоятельная работа:

«Основные виды и причины дефектов при правке, рубке и гибке. Методы их устранения».



2

Тема 2.7.Резка металла

Содержание учебного материала


1


2




2.7.1.Назначение резки. Режущий элемент. Геометрические параметры режущего элемента. Ножовочное полотно. Разводка по полотну и по зубу.

2.7.2. Резка ручным инструментом. Резка ножовкой. Резка ножовкой круглого, квадратного, плоского и листового металла.

2.7.3. Устройство ручных и рычажных ножниц и с помощью трубореза.

2.7.4. Резка труб ножовкой и труборезом.

2.7.3. Механизированная резка.

2.7.4. Безопасность труда при резки.


Лабораторно-практическое занятие по теме: Резка металла»

2

Тема 2.8. Опиливание металла

Содержание учебного материала


1


2


2.8.1. Назначение и применение опиливания.

2.8.2. Напильники. Классификация напильников. Профили напильников и формы рабочих поверхностей. Материалы для изготовления напильников. Рукоятки напильников. Уход за напильниками, их выбор.

2.8.2. Подготовка напильника к опиливанию и приёмы опиливания. Контроль опиленной поверхности. Виды опиливания. Механизация опиловочных работ.

2.8.3. Безопасность труда при опиливании металла.


Лабораторно - практическое занятие по теме: «Опиливание металла»


2

Самостоятельная работа:

«Дефекты при опиловочных работах, их виды, причины и меры предупреждения»




2

Тема 2.9. Сверление, развертывание, зенкование

Содержание учебного элемента

2.9.1. Назначение и применение сверления, способы сверления. 2.9.2. Общие сведения о сверлах. Геометрические параметры режущей части сверла, зависимость между величинами углов. Заточка спиральных свёрл.

2.9.3. Процесс образования стружки, площадь среза. Особенности сверления стали, чугуна, цветных металлов

2.9.4. Ручное и механизированное сверление. Сверлильные станки. Установка и крепление деталей для сверления. Крепление сверл. Режимы сверления.


2.9.5. Зенкование. Зенкерование. Развертывание отверстий. Назначение развёртывания. Основные типы и конструкции ручных и машинных развёрток.

2.9.6. Припуски на развертывание. Контроль отверстий после развёртывания

2.9.4. Безопасность труда при сверлении и зенковании.


1


2








Самостоятельная работа:

«Точность обработки, чистота поверхности отверстий при нормальном, точном и тонком развёртывании».

«Технологический процесс обработки отверстий в зависимости от необходимой точности. Основные виды дефектов и меры их предупреждения».




3

Тема 2.10. Нарезание резьбы




















Тема 2.11. Клёпка


Содержание учебного материала



1







2







2













2


2.10.1.Инструменты для нарезание резьбы. Нарезание внутренней резьбы. Нарезание наружной резьбы. Нарезание резьбы на трубах.


2.10.2. Механизация нарезания резьбы.

2.10.3. Способы удаления сломанных метчиков.

2.10.4. Безопасность труда при нарезании резьбы.

Лабораторно-практическое занятие по теме: «Нарезание резьбы»


4


Самостоятельная работа:

«Приспособления и инструмент для механизации нарезания резьбы»;

«Дефекты при нарезании наружной резьбы, их причины и предупреждение»







2










1














3



2

Содержание учебного материала


2.11.1.Назначение и применение клёпки. Прочные и плотно-прочные швы. Типы заклепок. Допустимые отклонения диаметра стержня, диаметра отверстий под заклёпки для точной и грубой сборки.

211.2. Выбор материала и формы заклёпок в зависимости от материала соединяемых деталей и характера соединений.

2.11.3. Соединения на трубчатых заклёпках

2.11.4. Обработка отверстий, ручные и механизированные инструменты и оборудование для выполнении заклёпочных соединений.

2.11.5.Безопасность труда при клепки.


Лабораторно – практическое занятие по теме « Клёпка»


Самостоятельная работа:

«Соединение развальцовыванием и отбортовкой»

«Дефекты в заклёпочных, вальцованных соединениях, меры их предупреждения и устранения»




Тема 2.12. Шабрение, притирка



























Тема 2.13. Пайка, лужение, склеивание

Содержание учебного материала


2.12.1.Назначение и область применения шабрения. Качество поверхностей, обработанных шабрением.

2.12.2. Инструменты и приспособления для шабрения плоских поверхностей. Шаберы, их конструкция и материалы. Заточка и доводка плоских шаберов.


2.12.2. Процесс шабрения. Подготовка поверхности к шабрению. Шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей. Заточка и доводка трехгранных шаберов.

2.12.3.Механизация шабрения.

2.12.4. Техника безопасности при шабрении и притирки.

2.12.5. Ручная, машинно - ручная и механическая притирка. Чистота поверхности прочность притирки. Припуски на притирку.

2.12.6. Притиры для обработки плоских и криволинейных поверхностей. Приспособления для притирки: направляющие

призмы, струбцины и др.

2.12.7. Технология притирочных работ. Предварительная и окончательная обработка.

2.12.8. Безопасность труда при шабрении и притирки.




1






















2



3



1
















2




























2










Лабораторно-практические занятия по темам:

«Шабрение : подготовка поверхности к шабрению, процесс шабрения, шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей. Заточка и доводка шаберов»

« Притирка»


Содержание учебного материала

2.13.1.Назначение и применение паянных соединений. Способы паяния и их отличие от сварки.

2.13.2. Припои и флюсы. Инструменты для пайки. Виды паяных швов. Пайка мягкими припоями. Пайка твердыми припоями.

2.13.2. Антикоррозионное лужение поверхностей погружением и растиранием.

2.13.3Виды дефектов и причины, меры предупреждения и устранения.

2.13.3. Склеивание: применение, склеивающие материалы, их применение. Прочность клеевых соединений

2.13.4 Техника безопасности и пожарная безопасность при пайке, лужении, склеивании.



Лабораторно-практическое занятие по теме: «Пайка, лужение, склеивание»


1




Дифференцированный зачёт


1

Самостоятельная работа:

«Проверка герметичности соединения выполненного на заклёпках, паянием, склеиванием, пневматической и гидравлической пробой».




1


Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции к руководству);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


























3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета

« Основы материаловедения и технология общеслесарных работ».

Оборудование учебной лаборатории:

-рабочее место преподавателя;

- рабочее место обучающегося по количеству обучающихся;

- стенды с образцами применяемых в машиностроении металлических и неметаллических материалов, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей


Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-верстак одноместный слесарный с регулируемыми по высоте тисками;

-станок вертикальный одношпиндеольный для глубокого сверления;

-станок точильно-шлифовальный ;

-пресс винтовой с усилием до 5 тонн;

-ножницы ручные рычажные;

-горн кузнечный (на два огня);


-приспособления и принадлежности:

тиски станочные (для сверлильного станка),

патроны для сверлильных станков (разные),

приспособление для гибки труб (универсальное);

-плиты:

для правки,

разметочная,

наковальня;

-инструменты и приспособления для пайки и лужения;

-инвентарь:

ключи гаечные разводные (разные),

ключи гаечные двухсторонние (для обслуживания станков),

плоскогубцы,

круглогубцы,

отвертки


Учебные пособия:

-комплект плакатов «Технология процессов слесарных работ»;

-модели кристаллических решеток металлов и сплавов;

-натуральные образцы руд и металлов;

-коллекция цветных металлов и сплавов;

-коллекция «Пластмассы»

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов,дополнительной литературы


Основные источники:

1. Козлов Ю. С. Материаловедение. М., ВШ, 2013 г.

2.Макиенко И.И. Слесарное дело М., 2014 г.

3. Макиенко И.И. Практические работы по слесарному делу М. 2014 г191с.


Дополнительные источники:

1. Электронные ресурсы

2. Малкин Л.Я. Химия автолюбителям. Изд. Химик. 2014 г.

3. Микотин В.Я. Технология ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования. М., 2013 г. - 365с.

4. Примерная программа подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» Москва 2000 г.


Интернет- ресурсы:


  1. http\\www.morehod.ru

  2. http\\www.mariners.narod.ru

  3. http\\www.marinesft. narod.ru

  4. http\\www.netharbour.ru

  5. http\\www.moryak. biz.ru

  6. http\\www.marinesft. narod.ru

  7. http\\www. randewy.ru
















4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоения умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


-выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов

практические занятия, тестирование

-выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенковании развертывание отверстий, клёпку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы

лабораторные работы, тестирование,

-подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов

, практические занятия

Знания:


-основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов

тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

-особенности строения металлов и сплавов

тестирование

-основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства

тестирование, контрольная работа

Виды обработки металлов и сплавов

тестирование, практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа

-правила выбора и применения инструментов

тестирование, практические задания

-последовательность слесарных операций

тестирование, практические задания

-приёмы выполнения общеслесарных работ

тестирование, практические задания

-требования к качеству обработки деталей

тестирование,

-виды износа деталей и узлов

выполнение индивидуальных проектов

-свойства смазочных материалов

выполнение индивидуальных проектов, тестирование


Дифференцированный зачёт











3