СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Основы финансовой грамотности" для 9 класса ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Программа "Основы финансовой грамотности" для 9 класса ФГОС»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Шибково»

Искитимского района Новосибирской области


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ д. Шибково»

_______________________ _________ ____________ ___________ ________________

Протокол №___от «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г.

Руководитель МО

____________ ___________________













Рабочая программа элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

для 9 класса.









Учитель: Легостаева Юлия Владимировна





2019-2020 уч.год



Планируемые результаты

изучения элективного курса «Основы финансовой грамотности» в 9 классе

для детей, не имеющих отклонения в развитии и для детей с ОВЗ


Личностные:

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;

  • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.

Метапредметные:

Познавательные:

  • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

  • сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Регулятивные:

  • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

  • контроль и самоконтроль выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

  • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

  • сформированность коммуникативной компетенции;

  • формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;

  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • понимать роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыноч­ной экономики;

  • понимать влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

  • определять причины роста инфляции;

  • пользоваться дебетовой картой;

  • рациональному планированию бюджета; рассчитывать личный и семейный доход;

  • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

  • понимать возможные риски при сбережении и инвестировании.

  • рассчитать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и других операций;

  • отличать инвестиции от сбережений, сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

  • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

  • понимать, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

  • понимать возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

  • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

  • оценивать предлагаемые варианты страхования; читать договор страхования;

  • рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

  • защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

  • анализировать и оценивать финансовые риски;

  • понимать устройство банковской системы;

  • понимать, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

  • понимать, от чего зависят курсы валют; понимать условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте;

  • находить информацию об изменениях курсов валют, переводить одну валюты в другую;

  • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

  • понимать неотвратимость наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

  • считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

  • находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

  • понимать, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа и использования финансовой информации;

  • устанавливать причинно-следственные связи между нормой ин­фляции и уровнем доходов семей; использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

  • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру дохо­дов населения или семьи;

  • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи;

  • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

  • развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

  • использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике зависимости между социальными и финансовыми процессами;

  • пониманию того, что для начала бизнес - деятельности необходимо получить специальное образование, что занятия бизнесом – ответственное и рискованное дело;

  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

  • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране;

  • рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного до­хода после окончания трудовой карьеры.

Содержание учебного предмета


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способовлияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного

цикла.

Раздел 3. Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор;страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;

пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений





Тематическое планирование

элективного курса «Основы финансовой грамотности» 9 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

3

1

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами

1

2

Источники доходов. Личные и семейные доходы Контроль семейных расходов

1

3

Что такое семейный бюджет. Как оптимизировать семейный бюджет Практикум «Построение семейного бюджета»

1


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояние

3

4

Для чего нужны финансовые организации семье

1

5

Для чего нужно финансовое планиро­вание. Как осуществлять финансовое планиро­вание

1

6

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1


Раздел 3. Риски в мире денег

4

7

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца болезнь, потеря работы, природные и техно­генные катастрофы

1

8

Страхование

1

9

Риски в мире денег. Финансовые пирамиды

1

10

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1


Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4

11

Что такое банк. Польза и риски банковских карт

1

12

Что такое бизнес. Как создать свое дело

1

13

Валютный рынок и как он устроен Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

14

Практикум «Создание своего дела»

1


Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

3

15

Налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим

1

16

Пенсия и как сделать ее достойной

1

17

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Основы финансовой грамотности» 9 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

3


1

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами

1


2

Источники доходов. Личные и семейные доходы Контроль семейных расходов

1


3

Что такое семейный бюджет. Как оптимизировать семейный бюджет. Практикум «Построение семейного бюджета»

1



Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояние

3


4

Для чего нужны финансовые организации семье

1


5

Для чего нужно финансовое планиро­вание. Как осуществлять финансовое планиро­вание

1


6

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1



Раздел 3. Риски в мире денег

4


7

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца болезнь, потеря работы, природные и техно­генные катастрофы

1


8

Страхование

1


9

Риски в мире денег. Финансовые пирамиды

1


10

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1



Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4


11

Что такое банк. Польза и риски банковских карт

1


12

Что такое бизнес. Как создать свое дело

1


13

Валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1


14

Практикум «Создание своего дела»

1



Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

3


15

Налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим

1


16

Пенсия и как сделать ее достойной

1


17

Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

1