Программа «Память».
II. Пояснительная записка.
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из пяти экспозиций.
1. «Ради жизни на Земле»;
2. «Мы помним»;
3. «История хутора»;
4. «Интерьер русской избы»;
5. «Школа вчера, сегодня, завтра».
Музей возник как результат работы поисковых отрядов и комплексных поисково – краеведческих экспедиций. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно- эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому комплексная программа «Память» осуществляется через деятельность музея.
Цель программы:
Содействие в героико – патриотическом и нравственном воспитании учащихся;
Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания учащихся;
Использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.
Эти цели соответствуют программе развития нашей школы «Истоки» и помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Задача программы:
Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина‐патриота своей Родины,способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Принципы построения программы:
Принцип личностно – ориентированного подхода;
Принцип педагогической поддержки;
Принцип самовыражения участников образовательного процесса;
Принцип научности;
Принцип системности.
Основные идеи:
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Программа опирается на знания учащихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, экологии, ИЗО).
Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
1. Достижения обучающихся на областных и Всероссийских конференций (дипломы первой, второй, третьей степени);
2. Работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
3. Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;
4. Интерес обучающихся к поисково- краеведческим экспедициям. Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
Собеседования с обучающимися;
Методики сочинений;
Наблюдения;
Тестирования;
Анкетирования;
Метода самооценки.
На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.
Учебно- тематический план для учащихся 1-4 классов.
Место проведения | Новые понятия | тема | Форма проведения занятия и его содержание |
музей | История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод | 1.Мы пришли в музей | Обзорная экскурсия по музею. |
музей | память | 2.Гости из прошлого (творческая работа на тему «Описание экспоната») | Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната». |
музей | Документ, гражданин, гражданственность | 3.Документальные свидетели жизни человека. | Беседа «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, Содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации». Самостоятельная работа на тему «Что может рассказать обо мне мой дневник?» |
музей | Реликвия патриотизма | 4.О чем рассказала реликвия. | На примере подлинного документа (военного билета участника Вов, его наград), рассказ о судьбе человека, его боевом пути и наград. Самостоятельная работа на тему: Интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии ». |
музей | Малая Родина, Отечество | 5.Школа, в которой я учусь. Самостоятельная работа на тему: «Рассказ о ближайших родственниках, Бывших выпускниках школы». | Экскурсия на тему «Страницы истории школы». Беседа на тему: «Наша школа, сегодня, её успехи и проблемы». Практическое занятие на тему: «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 50,70-80 гг. XXв.». |
музей | Род, родственники, родословие, личность. | 6.Моя родословная. | Беседа на тему «История страны – история семьи». Практическая работа на тему: «Составление моей родословной». Самостоятельная работа на тему: «Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников». |
музей | Сопереживание, сопричастность, уважение к старшим, поколение. | 7.Моя семья. Самостоятельная работа , мини – сочинение «Моя семья». | Беседа на тему «Семья, её роль в жизни человека». Рассказы о своей семье. Практическая работа «Портрет моей семьи». |
музей | Герои живут рядом, подвиг, Современник. | 8.Герои вокруг нас. | Экскурсия «Солдаты». Беседа на тему «Подвиг воинский и трудовой». Самостоятельная работа «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые (ордена, медали, почетные знаки, грамоты)». |
музей | День Победы, ветеран | 9.«Праздник со со лазами на глазах» | Практическая работа. Поздравление ветеранов с праздников Победы. Возложение цветов к памятнику.. |
Учебно-тематический план5-9 классы.
1.Страницы истории | Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны своим существованием | Музейный урок «Музей хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, своего края, своей школы». |
2.Край мой, Донщинародная | | Исторические мифы «Древняя донская земля». Конкурс мини сочинений и рисунков «Мой край» |
3. Археологические раскопки | Археология, раскоп, реликвия | Музейный урок «Значение археологических исследований в познании прошлого» Археологическая экспедиция. |
4. История х. Степано-Савченского | Легенда | Музейный урок «Легенда и правда об истории х. Степано-Савченского» |
5.Детство опаленное войной | Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность | Урок памяти- встреча с людьми пережившими ужасы военного времени (дети войны) |
6.Отзовись фотография | Школьная дружба, память, трудолюбие | Музейный урок по истории школы. Бывшие выпускники их судьбы |
7.Отчизны верные сыны | Отчизна, долг, мужество, честь, патриот | Музейный урок «Встреча с выпускниками школы- участниками чеченской войны и др.» |
8.Дороги выпускников | Школьная дружба, профессия, трудовой героизм | Лекция на тему «Знакомство с судьбами выпускников школы и учителей, ставших её гордостью» с использованием дневников, тетрадей, фотографий бывших учеников, их воспоминаний о школе. |
9.Поклонимся великим тем годам | Подвиг, долг, честь, свобода, отчизна | Урок нравственности «Величие подвига народа-победителя в ВОв» |
10. Поисково- краеведческие экспедиции | | Экспедиции: История школы /сбор материала/ Жизнь и быт односельчан в 50-60 гг. XXв. Моя малая Родина /экскурсии по историческим местам родного края/ |
III.Содержание и формы работы
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой. Что мы делаем?
При совете музея организованны секции исследователей, переписки, оформителей. За каждой секцией закреплены преподаватели: секция исследователей-Лесняк В.Б., секцияпереписки-Икрянникова Л.П., секцияоформителей-Шумская Е.Н.
Эффективными считаем следующие формы работы :
Уроки и экскурсии по экспозициям музея;
Торжественные линейки, дни памяти героев, митинги, круглые столы;
Встречи с участниками Вов, афганцами, солдатами выпускниками, детьми- войны, ветеранами труда;
Конкурсы на лучшие сочинения, рисунок, фотографию и т.п.;
Создание библиотечек по теме музея;
Организация выставок медалей, фотографий, плакатов, орденов;
Главной задачей является не только сбор материала , а прежде всего военно- патриотическое воспитание на этом материале наших учащихся. Только за 2006-2010 учебные годы проведено 60 уроков в музее с использованием переносных стендов. Особенно интересно проходят уроки по теме «Великая Отечественная война». Формы проведения разнообразны: уроки памяти, уроки мужества, защита рефератов и т.п. Музей занимает специальную комнату. В нем размещены 5 экспозиций:
ЭКСПОЗИЦИЯ 1.
«Ради жизни на Земле»
Данная экспозиция посвящена военной тематике. В ней представлены следующие темы.
«И помнит мир спасённый». Этот раздел представлен фотографиями ветеранов ВОв, которые ушли на фронт и сражались на всех фронтах. На отдельных фотографиях рассказ о каждом ветеране.
«Земной поклон творцам Победы». В этом разделе представлены фотографии воинам – землякам. Здесь разложены папки, отражающие работу классных коллективов 5-9 классов по сбору материала.
Обе темы объединены одной мыслью: Ветераны сражались «Ради жизни на Земле».
Стенды «Вдовы», «Дети войны», «Ветеран в строю». Сведения о вдовах,детях войны и ветеране войны Бутенко Н.И.и вдове Копытенко В.М.
Книга памяти. Сведения о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны хутора Степано – Савченского и других хуторов.
Альбомы «Фронтовое письмо», «Летопись ВОВ». Оформлен учителями и активистами музея. Собрана информация из воспоминаний очевидцев событий хуторов в годы ВОВ, составлена Живая летопись войны о ветеранах войны.
В данной экспозиции также представлены:
Котелок;
ЭКСПОЗИЦИЯ 2.
« Мы помним »
В этой экспозиции представлены «Дерево вдовы» с именами погибших односельчан, памятник воинам односельчанам выполнен учащимися 7 класса и учителем технологии Лопаткиной Л.И.
ЭКСПОЗИЦИЯ 3.
«История хутора»
Экспозиция оформлена на двух стендах.
«История хутора». Сведения об истории создания хутора Степано – Савченского в 1832 году, его названии, его жителях. – на эти вопросы можно найти ответы в информации стенда.
«История создания колхозов». Сведения о создании колхозов, первых председателях, знатных колхозниках – на эти вопросы можно найти ответы в информации стенда.
В данной экспозиции также представлены: самовары, глиняная посуда (кувшины, глечики, вазы), предметы быта.
ЭКСПОЗИЦИЯ 4.
Интерьер русской избы»
В данной экспозиции раскрыты следующие темы.
1. «Утюги конца 18 начала 19 веков». Представлены утюги разных видов: д утюг-лодочка, утюг на углях. Есть чугунная подставка для утюга.
2. Самовары,кувшины,полотенца 19
4. «Бабий кут». Предметами кухонной утвари: кувшинами, рогачами, деревянной лопатой, макитрой, самоваром.
ЭКСПОЗИЦИЯ 5.
«Школа вчера, сегодня, завтра».
В экспозиции представлены пионерское знамя, школьная форма для девочек. На столе расположены предметы, которые использовались в учебном процессе, стенд « Выпускники Степано – Савченской школы».
Одной из самых массовых форм работы музея являются экскурсии и лекторская работа. Экскурсоводов готовим с 5 класса. Лекторы -учащиеся 8-9 классов.
Девиз работы музея - «Никто не забыт- ничто не забыто»
При совете музея школы создан общественный совет музея «Ветераны войны и труда, руководители ЗАО «Дружба » и «Мир», библиотекарь, зав. Клуб, родители, учителя, директор школы»
При музее работает кружок «Поиск». Ребята из кружка«Поиск» играют большую роль в научно- исследовательской работе музея.
Учащиеся нашей школы принимают участие в областных конференциях «Отечество» с 1988 года.
В музее ведется строгий учет по переписке, работа с архивными документами, в результате которой у ребят вырабатываются навыки и умения исследовательской деятельности. Все это воспитывает у учащихся гордость за историю нашей школы, края. Благодаря проделанной работе учащиеся вырастают не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих
Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся в дальнейшем в огромной степени способствуют успешному решению задач по патриотическому воспитанию и определят будущее России.