СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физической культуре для детей с ментальными нарушениями.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы для проведения занятий по физической культуре для учащихся коррекционного образовательного учреждения ( дети с интеллектуальной недостаточностью)

Просмотр содержимого документа
«Программа по физической культуре для детей с ментальными нарушениями.»

Методические указания


Все занятия по физическому воспитанию учащихся в школе строятся с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ученика.

Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.

Каждый урок физкультуры должен планироваться в со­ответствии с основными требованиями: постепенное повы­шение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередование различных ви­дов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игро­вых); подбор упражнений, соответствующих возрасту и раз­витию учащихся.

Уроки физической культуры должны состоять из четы­рех частей: вводной, подготовительной, основной, заключи­тельной, которые должны быть методически связаны между собой. К каждому следует подбирать упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воз­действие на учеников.

Цель этих уроков - содействовать развитию у учащих­ся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарище­ства, навыки культурного поведения, дисциплину.

Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной дея­тельности детей: обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражне­ний, различение движений по темпу, объему, усилию, плав­ности и др.

На уроках физкультуры следует широко применять упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений.

В целях дальнейшего закрепления эффективности рабо­ты по физическому воспитанию необходимо организовать в школе внеклассную работу по видам спорта, доступным для учащихся (элементы легкой атлетики, волейбол и баскетбол, лыжи, коньки, плавание).

В данной работе представлен один из вариантов про­граммы. Со вторым вариантом можно ознакомиться в «Про­граммах для 0-IV класса школы VIII вида» (М., 1997).









Содержание

Пропедевтический этап

(нулевой класс)

Построения и перестроения

1. Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч».

2. Построение в колонну по одному (равнение на затылок).

3. Построение в одну шеренгу (равнение по черте, по но­скам).

4. Перестраивание из шеренги в круг, взявшись за руки.

5. Размыкание на вытянутые руки в стороны.

6. Размыкание на вытянутые руки вперед.

7. Повороты по ориентирам.


Общеразвивающие и корригирующие уnражнения

Дыхательные vпражнения

1. Дыхательные упражнения в образном оформлении.

Например:

вк-х-хо» - согреть руки - выдох; «ф-ф-фу» - остудить воду - выдох; впонюкать цветок» - вдох.

2. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлоп­ки, под счет.

3. То же - по инструкции.

4. Грудное, брюшное и полное дыхание сначала в ис­ходном положении влежа на спине», затем есидя» и истоя».

5. Дыхание через нос и через рот:

а) вдох и выдох через рот; б) вдох и выдох через нос;

в) вдох через нос, выдох через рот; г) вдох через рот выдох через нос.

б. Изменение длительности вдоха и выдоха:

а) вдох короче выдоха: 1-2-3 - вдох, 1-2-3-4 - вы­

дох;

6) вдох длиннее выдоха (выдох при этом энергичный):

1-2-3-4 - вдох, 1-2-3 - выдох.

7. Правильное дыхание в ходьбе с имитацией, напри­мер: паровоз - выдох ичу-чу-чу»; вагон - выдох - «ш-чи-ш»; самолет - выдох - еу-у-уя; жук - вы­дох - вж-нс-жя.

Общеразвивающие упnажнения

1. Движения руками (одновременно и поочередно) в исхо­дных гiоложениях «стояя, «сидя', клежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения - с учетом иправильности выпол­нения движения и введения необходимых коррекций».

2. Движение предплечий и кистей рук в различных на­правлениях.

3. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в ку­лак и разгибание с изменением темпа.

4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке одновременно двумя руками с контролем зрения, а также без него.

5. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. 6. Выделение пальцев рук.

7. Наклоны и повороты головы в исходны.к положениях клежа» и «стоя».

8. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

9. Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положениях.

10. Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

11. В исходном положении влежа на спине», на «животе» поочередное и одновременное поднимание прямых, со­гнутых ног, отведение и круговые движения.

12. Из основной стойки, стойки вноги врозь« поднимание прямой и согнутой ноги.

13. Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь».

14. Переход из положения ележа» в положение

15. Выполнение по памяти комбинации движений из 2­

3 элементов.

16. Отстукивание или отхлопывание заданного темпа.

17. Отхлопывание или отстукивание простого ритмичес­кого рисунка.

18. Выполнение какого-либо упражнения в разном темпе.

Общеразвивающие упражнения желательно проводить в игровом оформлении. Например, отведение рук в стороны и приведение можно дать в игровых упражнениях: еПетушок хлопает крылышками», «Самолет летит», поднимание рук вверк и опускание: «Дровосек дрова колет» и т. п.

Упражнения для сbормирования правильной осанки

1. Правильная осанка в положении

2. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

до 5-7 сек.

3. Из исходного положения » отводить руки в стороны, поднимать вверх и возвращать в исходное положение, а также поочередно поднимать ноги впе­ред, отводить в стороны.

4. Из положения «стоя у вертикальной плоскости» отойти от стены на 1-2-3 шага, сохраняя правиль­ную осанку.

5. Посаженный в правильной осанке - сохранять это положение 5-10 сек.

6. Ходьба по залу, руки за спину или на поясе с сохране­нием правильной осанки. Прикладные упражнения Ходьба и бег

1. Ходьба ровным шагом (следить за осанкои и правиль­ным синергизмом движений). 2. Ходьба в колонне.

3. Ходьба по кругу, взявшись за руки. 4. Ходьба в положении «руки за спину». 5: Ходьба на носкак.

6. Ходьба с остановками по сигналу учителя (слуховому, зрительному).

7. Ходьба в медленном и быстром темпе.

8. Спокойный бег с правильной координацией движе­ний.

9. Бег на носках.

10. Чередование бега с ходьбой (переход от быстрого темпа к медленному).

Прыжки

1. Подпрыгивание на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперед, в сторону (лучше в играх: «По­прыгунчики», «По кочкам», еЛягушка и аист», н3ай­чата»).

2. Прыжки в разных построениях, например стоя лицом в круг (можно взяться за руки): 1) прыжки на месте; 2) прыжки с продвижением к центру вперед; 3) прыж­ки с продвижением от центра назад; 4) прыжки с про­движением вправо и влево; 5) прыжки с одного начер­ченного круга в другой.

3. Подпрыгивание в парах по очереди, вместе.

4. Перепрыгивание через шнур, через мячи (15-20 см) с правильным приземлением.

5. Прыжки на одной ноге.


6. Прыжки в длину с места.

7. Подпрыгивание вверх за предметом (следить за пра­вильным приземлением).

Равновесие

1. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.

2. Стойка на носках (3-4 сек).

3. Ходьба по доске, положенной на пол.

4. Ходьба по гимнастической скамейке (с различным по­

ложением рук).

5. Расхождение двоих на гимнастической скамейке. Лазание и перелезание

1. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. 2. Подлезание под веревку, перекладину (высота - 40­50 см).

3. Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке.

4. Ползание через один гимнастический обруч, через 3-4

обруча на расстоянии 50 см один от другого.

5. Лазание через препятствия (высота до 50 см).

Броски, ловля, метание, пеАедача предметов и перенос

rnvзa

1. Правильный захват различных по величине и форме

предметов одной и двумя руками.

2. Передача мячей, флажков, палок в шеренге, по кругу,

в колонне, меняя направление.

3. Перекаты мяча по полу, передача мяча ударом об

пол.

4. Броски мячей вверх, об пол, об стенку и ловля одной, двумя руками.

5. Метание в цель правой и левой рукой (на расстояние 2-4 м, щит 14 м).

б. Метание на дальность.

7. Упражнения с гимнастическими палками (подбрасы­вание и ловля, передача, перехваты).

8. Перенос гимнастической скамейки вчетвером. Игры

«Кошка и мышки», «Слушай сигнал», «Волшебный ме­шок», «Отгадай по голосу», «Вот так позы», «3апомни поря­док», «Волк во рву»,

болоту».

Лыжная подготоgка (дополнительный материал)

1. Ознакомление с лыжным инвентарем.

2. Обучение скреплению лыж, прикреплению лыж к

обуви.

3. Построения с лыжами в руках и на лыжах.

4. Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок и с палками по учебной лыж,не.

5. Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне.

6. Повороты на месте переступанием.


Предполагаемые результаты:

1. Пространственная ориентация в физкультурном зале: вход, стены, потолок, пол, углы, середина. Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и по­нятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных зада­ниях).

2. 3нание физкультурной одежды и умение самостоятель­но одеваться к уроку.

3. 3нание частей тела человека: голова - лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище - спина, грудь, жи­вот, бок, поясница; руки - плечо, локоть, кисть, паль­цы; ноги - колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

4. Понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): подняться(ся)-опустить(ся), согнуть(ся)­разогнуть(ся), наклонить(ся)-выпрямить(ся), повер­нуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти-бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), подня,ть, ловить, поймать.

5. Умение выполнять по команде следующие исходные положения: влежа» (на спине, на животе, на боку), вси­дя» (на скамейке, на стуле, на полу), истоя» (ив основ­ной стойке», иноги на ширине плеч«).

6. Умение построиться в шеренгу и в одну колонну.

7. Умение кодить и сидеть в правильной осанке.

8. Умение пройти по доске гимнастической скамейки.

9. Умение бросать и ловить мяч.

10. Умение произвольно управлять дыханием.


11. Умение рассказать содержание игр вСова», «Слушай сигнал».

Первый год обучения

Построения и перестроения

1. Стойки евольно», ксмирно», «ноги в шаге».

2. Перестроение из одной шеренги в две захождением.

3. Перестроение в колонну по 2, по 4.

4. Движение через середину зала, по диагонали.

5. Ходьба в колонне на различные дистанции.


Общеразвивающие и корригирующие упражнения дыхательные цпражнения

1. Совершенствование умения правильного дыхания в по­

ложении влежа», встояя, «в ходьбе»,

2. Правильное согласование дыкания с различными дви­жениями.

3. Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения. Обшеразвиваюгиие упАажнения

1. Движения руками в разных направлениях, например: правая - вперед,левая - всторону,правая - вверх, левая - вперед и т. д.

2. Круговые движения руками в исходном положении нруки к плечам».

3. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной ру­ке, разгибание на другой.

4. Движение кистей и предплечий в разных направле­ниях.

5. Противопоставление первого пальца остальным, про­тивопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременна и поочередно.

6. Движение плечами вперед и назад, вверх и вниз.

7. Наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

8. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движени­ями рук и в положении круки на затылок», вверх, в сто­роны.

9. Движение прямой ногой вперед, назад, в стороны в со­четании с движениями рук.

10. Из исходного положения «сидя на полу», на гимнасти­ческой скамейке, движение стопами, поднимание, от­ведение и приведение ног.

11. Прнседание на всей ступне и на носках.

12. Упражнение в исходном положении «на четвереньках», например поднимание ноги, ползание.

13. Выполнение по памяти комбинаций движений из 2­4 элементов.

14. Выполнение движения в заданном темпе (по прекраще­нии подсчета или музыки).

15. Движение в одном ритме со словами, например: «пи-ли, пи-ла», есту-чи, мо-ло-ток», нру-би, то-пор».

Упражнения для формирования правильной осанки

1. Самостоятельное принятие правильного положения стоя, сидя, лежа.

2. Из исходного положения «стоя» в правильной

3. Различные движения головой, руками, туловищем с оста­новкой по сигналу и проверкой правильной осанки.

4. Удержание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки.

5. Сохранение правильной осанки при ходьбе.

Прикладные упражнения Ходьба и бег

1. Ходьба в строю, начиная с левой ноги.

2. Понятие о ходьбе в ногу.

3. Ходьба с изменением темпа, направления по сигналу учителя.

4. Ходьба широким шагом, высоко поднимая ногу.

5. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, на го­лову, в сторону).

6. Ходьба на носках и на пятках, на внутреннем и наруж­ном своде стоп.

Прыжки

1. Прыжки на месте на двух ногах с поворотами, с движе­ниями рук.

2. Прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвиже­нием вперед.

3. Прыжки на двух ногах через длинную скакалку и че­рез короткую скакалку.

4. Прыжки в глубину (30-40 см) с правильным приземле­нием.

5. Прыжки в длину с разбега с мягким приземлением на обе ноги.

6. Прыжки в высоту с небольшого прямого разбега толч­ком одной ноги с прямым приземлением на обе ноги

(высота планки, веревочки до 40 см).

7. Прыжки в длину на заданное расстояние.

Равновесие

1. Стойка на одной ноге, другая - в сторону, вперед, на­зад (3-4 сек.).

2. Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка, флажок), а также с пере­шагиванием через предметы.

3. Ходьба боком по гимнастической скамейке. 4. Ходьба по рейке гимнастической скамейки. 5. Ходьба по гимнастическому бревну. Лазание и перелезание

1. Подлезание под веревку (высота 30-35 см).

2. Лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек, не наступая на одну рейку двумя ногами.

3. Лазание по наклонной плоскости вверх и вниз (один ко­нец гимнастической скамейки устанавливается на вы­соту до 40 см, другой - на полу).

4. Перелезание через препятствие.

Бnоски, ловля, пеnедача предметов и перенос груза, ме­тание

1. Перебрасывание большого мяча по кругу, в двух ше­ренгак.

2. Бросание на дальность малых мячеи и мешочков с опилками.

3. Броски маленьких мячей вверх, об пол, об стенку и лов­ля ик.

4. Сбивание большим и малым мячом предметов (кегли, булавы).

5. Броски и ловля мяча в ходьбе.

6. Броски мячей об пол, об стенку с заданной силой, изме­няя силу удара.

7. Метание в цель.

8. Метание на дальность.

9. Переноска гимнастических скамеек, матов вчетвером.

Игры

в3апрещенное движение», еВеселые затейники», кКто бы­стрее», вОхотники и утки», вСалки», еЭстафеты с бегом, ме­танием, ловлей и передачей предметов», вУдочка», еПроделай

сам», иМарш с остановками».

Лыжная подготовка (дополнительный материал)

1. Передвижение скользящим шагом с палками и без па­лок.

2. Повороты в движении переступанием.

3. Подъе.м на пологий склон ступающим шагом и спуск в основной стойке.

4. Передвижение на лыжах на 50-100 м.

Предполагаемые результаты:

1. Физкультурный зал, названия отдельного оборудования.

2. Спортивная форма.

3. 3акрепление пространственных понятий о направле­нии движений.

4. Понятия, обозначающие элементарные виды движений (знание их, умение выполнить по словесной инструк­ции).

5. 3нание следующих исхоцных положений и умение вы­полнить их по команде учителя.

б. цмение сочетать глубину и тёмп дыхания с характером движения.

7. Умение самостоятельно принять правильную осанку

в положениях

8. Умение перепрыгнуть с разбега высоту в 40 см.

9. Умение попадать в цель правой и левой рукой.

10. Умение рассказать игру.

Второй (третий) год обучения


Построения и перестроения

1. Стойка еноги шире плеч» и еноги на ширине ступни».

2. Движение по диагонали зала.

3. Движение «змейкой».

4. Размыкание приставным шагом.

5. Повороты на месте направо, налево, под счет «раз, два».


Общеразвивающие и корригирующие упражнения Дыхательные упражнения

1. Совершенствование умения правильного дыхания в различных положениях и при выполнении движе­ний.

2. Правильное дыхание при выполнении упражнений в различном темпе.

3. Правильное дыхание при ходьбе, беге и прыжках. ОбщеАазвивающие vпражнения

1. Круговые движения прямыми руками вперед и назад в боковой плоскости, налево и направо в лицевой пло­скости.

2. Выполнение упражненйй для кистей и пальцев рук по словесному заданию учителя.

3. Повороты туловища в сочетании с наклонами.

4. Из положения еосновной стойки» шагом назад и шагом вперед опускание на одно колено, возвращение в исхо­дное положение. Приседание и переход в стойку на ко­леняк, встать произвольным способом.

5. Шагом назад переход из упора, присев в упор лежа и наоборот.

6. Приподнимание и опускание одноименных и разнои­менных руки и ноги лежа на животе.

7. Выполнение по памяти комбинаций движений из 3­

4 элементов.

8. Хлопки или постукивания в медленном, среднем и бы­стром темпе.

Упражнения для сbоАмирования правильной осанки

  1. Принятие из любого исходного положения правильной осанки с контролем зрения.

2. Сохранение правильной осанки во время ходьбы по­строений и перестроений.

3. Различные игры и игровые упражнения с сохранени­ем правильной осанки по заданию или на протяжении всей игры.


Прикладные упражнения Ходьба и бег

1. Ходьба в ногу в колонне по 1 и по 2.

2. Ходьба с различными движениями рук.

3. Ходьба с перешагиванием через препятствия (веревки, палки, мячи).

4. Ходьба с изменением длины шагов.

5. Ходьба в полуприседе.

б. Бег с различной скоростью.

7. Бег на скорость до 20 м.

8. Бег с изменением направления.

9. Ходьба в замедленном, среднем и быстром темпе.

Прыжки

1. Прыжки через короткую скакалку на месте: на двух но­гах, поочередно с одной ноги на другую, на одной ноге.

2. Прыжки в длину с места (основное внимание на одно­временное отталкивание двумя ногами в сочетании со взмахом рук вперед-вверх).

3. Прыжки в высоту с разбега (высота планки до 30­40 см).

4. Прыжки в длину с разбегу.

5. Прыжки из одного начерченного круга в другой (2­4 круга расположенных на расстоянии до 50 см).

Равновесие

1. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну.

2. Ходьба по наклонной доске (один конец на высоте до

50 см, другой на земле).

3. Стойка на одной ноге с движенинми рук и другой ноги.

4. Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

5. Ходьба назад по гимнастической скамейке.

Лазание и перелезание

1. Лазание по гимнастической стенке разноименным и од­ноименным способами (начиная, например, правой но­гой и левой рукой, правой ногой и правой рукой).

2. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз и в сто­роны.

3. Перелезание через препятствия высотой до 70 см.,

4. Лазание по наклонной гимнастической скамейке с перехо­дом на гимнастическую стенку и наоборот (высота 1,5 м). 5. Вис на канате с помощью рук и ног. (Мальчикам лаза­ние на высоту до 1 м).

Броски, ловля, метание, передача ппедметов и переноска груза

1. Различные зстафеты с передачей, бросками и ловлей мячей, палок, обручей, флажков.

2. Дозирование силы ударов об пол с таким условием, что­бы мяч подлетел на заданную высоту: до колен, до по­яса, до плеч.

3. Перекаты, перебрасывание и передача набивных мячей.

4. Метание в цель (правой и левой рукой) на расстояние до 4 м.

5. Броски и ловля мяча в беге.

б. Метание малых мячей о места через натянутую верев­ку или сетку (высота 1-1,5 м).

7. Метание на дальность правой и левой рукой.

8. Переноска различного гимнастического оборудования.


Игры

вСалки с мячом», , вМышеловка», кВороны и воробьи», кIСруговая лапта», еМяч в кругу», еПоезд», еКоль­цо на веревке», еВеревочный круг», нПутаница».


Лыжная подготовка (дополнительный материал)

1. Передвижение на лыжах.

2. Подъем прямо и наискось по небольшому склону.

3. Спуски с небольших склонов, повороты и остановки во время спусков.

4. Передвижение на лыжах до 150 м.


Предполагаемые результаты:

1. Элементарные сведения о значении для детей занятий физической культурой.

2. 3нание исходных положений, умение их назвать и вы­полнить по команде.

3. Умение размыкаться приставным шагом.

4. Умение правильно дышать при выполнении упражне­ний в различном темпе.

5. Умение из любого искодного положения принять правильную осанку с контролем и без контроля зрения. 6. Умение перепрыгнуть с разбега высоту до 30 см. 7. Умение пройти по рейке гимнастической скамейки. 8. Умение рассказать содержание и правила игр.

Третий (четвертый) год обучения

Общеразвивающие упражнения

Дыхательные vпражнения

1. Лежа на спине с согнутыми ногами, одна рука на жи­воте, другая на груди - брюшное дыкание.

2. Лежа на спине с вытянутыми ногами, одна рука на жи­воте, другая на груди - грудное дыхание.

3. Исходное положение - то же - полное дыхание.

цпражнения для vкрепления мышц кистей Из исходного положения - лежа, сидя, стоя.

1. Сжимание и разжимание кистей рук.

2. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).

3. Противопоставления (одного пальца остальным).

Упражнения мышц плечевого пояса и спины

1. Лежа на животе - поднимание под счет головы вверх

с опорой руками и без опоры (еПтички летят», «Лошад­ка»).

2. Перекаты мяча лежа на животе.

цпражнения для мышц голеностbпного сустава и стопы

1. Сидя (ноги согнуты) обхватить колени руками, смо­треть на стопы и производить сгибание и разгибание стоп поочередно и одновременно.

2. Сидя со свободно спущенными ногами - тыльное сги­бание стоп (следить за средним положением стоп).

3. Сидя со спущенными ногами, погладить подошвы стопы

голенью другой ноги (упражнение для супинации стоп).

4. Ходьба на внутренних краяк стоп (упражнение для пронации стоп).

Упражнения на укрепление Аазгибателей голени

1. Лежа на спине с опорой для всей ноги, подтягивание коленной чашечки (прижимать ногу к полу).

2. Исходное положение - то же - подтягивание колен­ной чашечки при сопротивлении.

3. Лежа на боку ноги согнуты в коленном суставе - раз­гибание голени (с сопротивлением и без сопротивле­ния).

Упражнения мышц-сгибателей бедер

1. Ходьба с высоким подниманием колен вверх.

2. Ходьба с подниманием прямых ног вперед.

3. Хлопки в ладони под коленом поднятой вперед прямой ноги.

Обvчение прыжкам

L еПопрыгунчики» (прыжки на двух ногах).

2. нС кочки на кочку» (прыжки с одной ноги на другую).

УпАажнения для vкАепления мышц бАюшного пресса

Исходное положение - «лежа на спинея.

1. Поднимание правой, левой ноги поочередно.

2. Поднимание головы и рук с поворотом вправо и влево на 45 градусов.


Основные упражнения

Элементы строя

1. 3акрепление элементов строя, пройденных на уроках ритмики (построение по росту в шеренгу, колонну, рав­нение по носкам и в затылок). Вьшолнение команд: «Равняйсь!», «Вольноl», вШагом марш!», еГруппа, стой!», перестроение в круг и в колон­ну по два, по три.

2. Расчет по порядку номеров.

Ходьба и бег

1. Ходьба в различном темпе.

2. Ходьба на носках, на пятках.

3. Ходьба с различными положениями рук.

4. Ходьба в чередовании с бегом.

5. Бег в различном темпе.

6. Бег со сменой направлений.

7. Бег с преодолением простейших препятствий (подлеза­ние - 50 см, перепрыгивание - 0-30 см).

8. Бег с высокого старта - 30 см.

9. Бег в играх и эстафетах.

10. Бег в медленном темпе.

Прыжки

1. Прыжки в глубину из приседа и шагом вперед с пра­вильным приземлением. Высота: мальчикам - 60 см, девочкам - 40 см.

2. Прыжок через препятствие с опорой на руки.

3. Обучение прыжку в длину с места.

Метание

1. Метание малых мячей правой и левой рукой вдаль с ме­ста и с шага.

2. Метание малых мячей и левой рукой в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния до 3 м, диаметр кру­га (цели) - 60 см.

3. Броски мячей разного диаметра в баскетбольное кольцо.

Равновесие

1. Стойка на носках, выдержка - 10 сек.

2. Равновесие на одной ноге с различными положениями рук.

3. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами и простейшими препятствиями (мяч, гимнастическая палка: высота - 25-30 см), бросание и ловля мяча, до­ставание предмета с пола.

4. Ходьба по гимнастической скамейке парами и неболь­шими группами.

5. Ходьба по гимнастическому бревну: высота - до 50 см, влезание на него и переход в основную стойку.

Лазание, переползание, подлезание

1. Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз.

2. Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке, поставленной под углом 10 градусов.

3. Вис на рейке на руках 2-3 сек. - девочки; 3-5 - маль­чики (расстояние ног от пола - 10 см).

4. Перелезание через препятствие: высота - 70 см.

5. Подлезание под препятствием: высота - 40 см.


Поднимание и переноска груза

  1. Передача набивного мяча весом в 1 кг в шеренге, в ко­лонне, над головой и между ног двумя руками.

2. Переноска 1-2 набивных мячей общим весом 1,5-2 кг на руках и катание их на расстояние 10-12 м.

Лыжи

1. Скрепление лыж и палок, переноска лыж под рукой, прикрепление лыж к обуви.

2. Построение с лыжами и на лыжах в одну шеренгу и ко­лонну.

3. Повороты на месте переступанием вокруг пяток.

4. Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок и с палками.

5. Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок и с палками.

6. Спуски в основной стойке со склонов.

7. Подъем прямо и наискось по склону ступающим ша­гом.

8. Передвижение на лыжах по местности до 300 м- для мальчиков и 200 м- для девочек.


Игры

иКараси и щуки», нОхотники и утки», «Волки во рву», кУгадай, кто», иЛетает, не летаетя.

I7редполагаемые результаты:

1. Прыжки в высоту, согнув ноги с прямого разбега.

2. Прыжки в длину с места с мягким приземлением.

3. Бег 30 м без учета времени.

4. Метание с расстояния 3 м, диаметр круга (цели) - 60 см, из 5 попыток 3 попадания.

5. Уметь выполнять по словесному заданию простейшие упражнения общеразвивающего характера.

б. Уметь поймать мяч или увернуться от брошенного мяча.

37