А.В. Сыроквашин
Рабочая программа разработана с учетом рекомендаций сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010»: «Физика» 7-9 (основное общее образование) авторская программа Е.М. Гутнка, А.В. Перышкина.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2010 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика-7», А. В. Перышкин, 2013 г., а также дополнительных пособий:
На основании требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Настоящая рабочая программа на основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по физике в 7 классе реализует базисный план. Приоритетной целью обучения физики в этих классах является построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 7 классе универсальной направленности, предполагается обучение в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2004 г., в объеме 68 часов.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, что представлено в схематической форме ниже.
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механизмов.
Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Требования к учащимся | Вид контроля, измерители | Кол во | § | Оборудование | Дата |
План | Факт |
1/1 | Что изучает физика. Наблюдение и опыты. | Урок изучения новых знаний | Физика -наука о природе. Наблюдение и опыт, описание физических явлений. | Знать: - смысл понятия «вещество».
Уметь: - использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ
| | 1 | 1-3 | Различные физ. приборы, металл, дерево, пластмасса. | | |
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность. | Комбинированный урок | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. | Тест (дать определение вещества). | 1 | 4,5 | Термометр, рулетка, линейка, амперметр. | | |
3/3 | Лабораторная работа №1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности | Урок-практикум | | Лабораторная работа, выводы, оформление работы. | 1 | | Мензурка, различные колбы, пузырек. | | |
4/4 | Физика и техника. | Урок изучения новых знаний | Вклад некоторых ученых в науку. | | | 1 | 6 | Учебник, таблицы, портреты. | | |
Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Требования к учащимся | Вид контроля, измерители | Кол во | § | Оборудование | Дата |
План | Факт |
1/5 | Строение веществ. Молекула. | Урок изучения новых знаний | Строение вещества | Знать смысл понятий: - вещество, взаимодействие, атом (молекула).
Уметь: -описывать и объяснять физическое явление: диффузия, состояние веществ. | Фронтальный опрос, тест | 1 | 7,8 | Пробирка с водой, краска, металлический шар. | | |
2/6 | Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел. | Урок-практикум | | Лабораторная работа, выводы, оформление работы. | 1 | | Горох, пшено, крупа, линейка. | | |
3/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Комбинированный урок | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение | Опорный конспект | 1 | 9 | Вода, мензурки, краска, бензин. | | |
4/8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Комбинированный урок | Взаимодействие частиц вещества | Физический диктант. Опорный конспект | 1 | 10 | Металлические цилиндры, мел, вода. | | |
5/9 | Три состояние веществ. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостях, газах. | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей. | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | 1 | 11,12 | Схемы строения веществ, лед, вода, пар, горелка. | | |
Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Требования к учащимся | Вид контроля, измерители | Кол во | § | Оборудование | Дата |
План | Факт |
1/10 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Урок изучения новых знаний | Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. | Знать: - явление инерции, физический закон, взаимодействие; - смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность. Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, времени и скорости | Опорный конспект. | 1 | 13,14 | Тележки, рисунки движений. | | |
2/11 | Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения. | Опрос, тест. Практикум. | 1 | 15 | Линейка, тележка, секундомер. | | |
3/12 | Расчет пути и времени движения. Решение задач | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Опрос, тест. Решение задач. | 1 | 16 | Графики движения тел. | | |
4/13 | Явление инерции. Решение задач. | Урок закрепления знаний | Неравномерное движение. | Физический диктант. Решение задач. | 1 | 17 | Тележки, пружина, нить. | | |
5/14 | Взаимодействие тел. | Комбинированный урок | Взаимодействие тел. | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры. | Опорный конспект. | 1 | 18 | Тележки, грузы, пружина, нить. | | |
6/15 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Комбинированный урок | Масса тела. Плотность вещества. | Знать: - определение массы; - единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу. | Опорный конспект, тест. | 1 | 19,20 | Весы, гири, пинцет, грузы. | | |
7/16 | Лабораторная работа №4. Измерение массы тела на рычажных весах. | Урок-практикум | Методы измерения массы и плотности | Умение работать с приборами при нахождении массы тела, объема и плотности. | Написать вывод и правильно оформить работу. | 1 | | Грузы, весы, набор гирь, штатив. | | |
8/17 | Лабораторная работа №5. Измерение объема тела. | Урок-практикум | | 1 | | Мензурка, весы, набор гирь, грузы. | | |
9/18 | Плотность вещества. | Комбинированный урок | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. | Опорный конспект. | 1 | 21 | Мензурка, весы, набор гирь, груз. | | |
10/19 | Лабораторная работа №6. Определение плотности вещества твердого тела. | Урок-практикум | Метод измерения плотности. | Умение работать с приборами при нахождении массы тела, объема и плотности. | Написать вывод и правильно оформить работу. | 1 | | Груз, весы, набор гирь, мензурка. | | |
11/20 | Расчет массы тела и объема по его плотности. | Комбинированный урок |
Взаимосвязь величин масса, объем и плотность вещества. | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества. | Физический диктант, опрос. | 1 | 22 | Задачник Лукашик. | | |
12/21 | Решение задач. Механическое движение. Масса тела. | Урок закрепления знаний | Решение задач, подготовка к контрольной работе. | 1 | | Задачник Лукашик. | | |
13/22 | Контрольная работа №1. Механическое движение. Масса тела. | Урок контроля | Контрольная работа. | 1 | | | | |
14/23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок изучения новых знаний | Сила и единицы силы, сила тяжести и ее особенности. | Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения. Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. | Тест, опорный конспект. | 1 | 23,24 | Динамометр, груз, перо. | | |
15/24 | Сила упругости. Закон Гука. | Комбинированный урок | Сила упругости и ее особенности, деформации. | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. | | 1 | 25 | Динамометр, груз, пружина, демон. прибор. | | |
16/25 | Вес тела. | Комбинированный урок | Вес тела и ее особенности. Невесомость. | Знать определение веса тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. | | 1 | 26 | Динамометр, груз, линейка. | | |
17/26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Комбинированный урок | Связь между силой и массой. | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | | 1 | 27 | Динамометр, набор грузов. | | |
18/27 | Динамометр. Лабораторная работа №7. Градуировка пружины и измерение силы динамометра. | Урок-практикум | Метод измерения силы, изготовление прибора. | Уметь работать с физическими приборами. Градирование шкалы прибора. | | 1 | 28 | Динамометр, набор грузов, линейка. | | |
19/28 | Сложение двух сил направленных по одной прямой. Лабораторная работа №9. Определение центра тяжести плоской плостины. | Комбинированный урок | Правило сложение сил. | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело. | Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник). | 1 | 29 | Динамометры, груз, таблица. | | |
20/29 | Сила трения. Трение скольжения и покоя. Лабораторная работа №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. | Комбинированный урок | Сила трения. | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры. | Тест, опорный конспект. | 1 | 30,31 | Динамометр, груз, брусок, цилиндр, линейка. | | |
21/30 | Трение в природе и технике. Контрольная работа №2. Сила. Равнодействующая сил. | Урок контроля | Примеры действие сил в природе. | Уметь воспроизводить и находить, изображать силы, действующие по одной прямой, связь между силой и массой. | | 1 | 32 | Таблица. | | |
Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Требования к учащимся | Вид контроля, измерители | Кол во | § | Оборудование | Дата |
План | Факт |
1/31 | Давление. Единицы давления. | Урок изучения новых знаний | Давление и его единицы. | Знать: - определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса. - смысл физических законов: закон Паскаля.
Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах, находить связь между давлением, силой, площадью. | Опорный конспект | 1 | 33 | Рез. шар, гвоздь, гиря, доска. | | |
2/32 | Способы уменьшения и увеличения давления. Лабораторная работа №10. Измерение давления твердого тела на опору. | Комбинированный урок | | Проверка опорного конспекта | 1 | 34 | Стр.69 рисунки, игла, наперсток. | | |
3/33 | Давление газа. | Комбинированный урок | Давление, плотность газа. | Физический диктант, опорный конспект. | 1 | 35 | Ст. трубка, шар. | | |
4/34 | Закон Паскаля. | Комбинированный урок | Давление. Закон паскаля. | Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность | 1 | 36 | Полый шар с поршнем, шар с водой. | | |
5/35 | Давление в жидкостях и газах. Контрольная работа №3. Давление. Закон Паскаля. | Урок контроля | | Тест, решение задач. | 1 | 37 | Ст. трубка, сосуд с водой. | | |
6/36 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Комбинированный урок | Вывод формулы давления на дно и стенки сосуда. | Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах, - рассчитывать давление на дно и стенки сосуда. | Опорный конспект. | 1 | 38 | Пластиковая бутылка, трубка. | | |
7/37 | Решение задач. Давление. | Урок закрепления знаний | | Решение задач. | 1 | 37,38 | | | |
8/38 | Сообщающиеся сосуды. | Урок изучения новых знаний | Сообщающие сосуды. Устройство: водомерное стекло, шлюзы. | Физический диктант. Рисунки, схема | 1 | 39 | Сообщающиеся сосуды, ст. трубки, шланг. | | |
9/39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Комбинированный урок | Атмосферное давление. | Знать: - устройство барометра-анероида, - гидравлических машин;
Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления. - вычислять выигрыш в силе гидравлического пресса, - выражать единицы давления в СИ. -решать задачи на формулу гидравлического пресса. | Фронтальный опрос | 1 | 40,41 | Шприц, трубка с краном, вода. | | |
10/40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. | Тест, опорный конспект. | 1 | 42 | Стакан с водой, лист бумаги, таблица. | | |
11/41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. | Фронтальный опрос. Работа с приборами, знание их устройства. | 1 | 43,44 | Барометр анероид и его схема. | | |
12/42 | Решение задач. Атмосферное давление и давление на различных высотах. | Урок закрепления знаний | Атмосферное давление на различных высотах. | Решение задач. | 1 | | | | |
13/43 | Манометр. Контрольная работа №4. Давление в жидкостях и газах. | Урок контроля | | Контрольная работа. | 1 | 45 | Жидкостный и мет. манометры, схемы. | | |
14/44 | Поршневой жидкостный насос. | Комбинированный урок | Устройство и принцип действия насоса. | Работа с приборами, знание их устройства. | 1 | 46 | Модель насоса, схема. | | |
15/45 | Гидравлический пресс. | Комбинированный урок | Устройство и принцип действия пресса. | Работа с приборами, знание их устройства. | 1 | 47 | Модель пресса, схема. | | |
16/46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Комбинированный урок | Выталкивающая сила. | Знать смысл физических законов: закон Архимеда.
Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ; -решать задачи на закон Архимеда. | Рисунки, вывод формулы. | 1 | 48 | Динамометр, груз, сосуд с водой. | | |
17/47 | Архимедова сила. | Комбинированный урок | Закон Архимеда. | Проверка опорного конспекта, тест. | 1 | 49 | Динамометр, груз, сосуд с водой. | | |
18/48 | Лабораторная работа №11. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. | Урок-практикум | Закон Архимеда. | Уметь работать с физическими приборами, оформление, вывод. | 1 | | Динамометр, набор грузов, сосуд с водой. | | |
19/49 | Плавание тел. | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда. | Составление опорного конспекта. | 1 | 50 | Динамометр, грузы (мет., дер., пласт.), сосуд с водой. | | |
20/50 | Решение задач. Архимедова сила. | Урок закрепления знаний | Закон Архимеда. | Решение задач. | 1 | | | | |
21/51 | Лабораторная работа №12. Выяснение условия плавания тела в жидкости. | Урок-практикум | | Уметь работать с физическими приборами, оформление, вывод. | 1 | | Динамометр, грузы (мет., дер., пласт.) , сосуд с водой. | | |
22/52 | Плавание судов. | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда. | Тест, опорный конспект. | 1 | 51 | Таблицы, ПК. | | |
23/53 | Воздухоплавание. | Комбинированный урок | Закон Архимеда. | Решение задач, опорный конспект. | 1 | 52 | Таблица, ПК. | | |
24/54 | Повторение темы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | Урок закрепления знаний | Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда | Составление обобщающей таблицы, решение задач | 1 | | Решение задач, таблица с формулами. | | |
24/55 | Контрольная работа №5. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | Урок контроля | Контрольная работа. | 1 | | | | |
Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Требования к учащимся | Вид контроля, измерители | Кол во | § | Оборудование | Дата |
План | Факт |
1/56 | Механическая работа. | Урок изучения новых знаний | Механическая работа. | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения. | Составление опорного конспекта. | 1 | 53 | Динамометр, груз, линейка, нить. | | |
2/57 | Мощность. | Комбинированный урок | Мощность | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения. | Тест, опорный конспект. | 1 | 54 | | | |
3/58 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычагах. | Комбинированный урок | Рычаг. Условие равновесия рычага. | Знать устройство рычага, формулу равновесия рычага. | Проверка опорного конспекта. Знакомство с простыми механизмами. | 1 | 55, 56 | Рычаг, клин, блок, грузs, штатив. | | |
4/59 | Момент сил. | Комбинированный урок | Момент сил. | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы. | | 1 | 57 | Рычаг, штатив, грузы. | | |
5/60 | Рычаги в технике и быту, в природе. Лабораторная работа №13. Выяснение условия равновесия рычага. | Урок-практикум | | Уметь: - проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; -работать с физическими приборами | Выполнение, оформление и вывод работы. | 1 | 58 | Рычаг, штатив, набор грузов, ножницы, кусачки. | | |
6/61 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Золотое правило механики. | Комбинированный урок | Золотое правило механики. | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах. | Физический диктант. | 1 | 59, 60 | Рычаг, штатив, грузы. | | |
7/62 | Решение задач. Золотое правило механики. | Урок закрепления знаний | | Знать: - определения физических величин: КПД механизмов.
Уметь: -определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную). | Решение задач, тест. | 1 | | | | |
8/63 | КПД полезного действия. Лабораторная работа №14. Определения КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | Урок-практикум | Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов. | Выполнение, оформление и вывод работы. | 1 | 61 | Линейка, брусок, динамометр, штатив. | | |
9/64 | Решение задач. Определение КПД простых механизмов. | Урок закрепления знаний | | Уметь: - решение задач на расчет КПД механизмов. | Решение задач. | 1 | | Задачник Лукашик. | | |
10/65 | Энергия, ее виды. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной энергии. | Комбинированный урок | Кинетическая и потенциальная энергия, их особенности. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии. | Знать: - определения физических величин: энергия; - единицы измерения энергии; - закон сохранения энергии. | Составление опорного конспекта. | 1 | 64 | Нить, колесо, штатив. | | |
11/66 | Решение задач. Виды энергии. | Урок закрепления знаний | Решение задач. | 1 | 64 | | | |
12/67 | Решение задач. Закон сохранения полной энергии. | Урок закрепления знаний | Решение задач. | 1 | 64 | Тест, задачник | | |
13/68 | Итоговая контрольная работа №6. | Урок контроля | | | Контрольная работа. | 1 | 62, 63 | Решение задач | | |