СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физике для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по физике для 7 класса»

Пояснительная записка


Программа по физике для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ

  2. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федерального БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.

  5. Государственного образовательного стандарта общего образования. // Официальные документы в образовании. –2004.

  6. Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. (Физика. 7—9 классы: рабочие программы/ сост.Е. Н. Тихонова. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2015).

  7. Учебного плана МБОУ Воробейнская СОШ на 2018-2019 учебный год.

  8. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в т. ч. внеурочной деятельности

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил.

  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. 7-9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. И. Лукашик, Е. И. Иванова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.: ил.

  3. Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2013


Программа основного общего образования по физике для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно- математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам».

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учётом межпредметных связей , возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.


Общая характеристика курса

Школьный курс физики системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия

большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Ц е л и изучения физики в основной школе следующие:

• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.




Место предмета в федеральном базисном учебном плане



Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч за год.



№ п/п

Название темы

Количество часов по программе

1.

Введение

4

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3.

Взаимодействие тел

45

4.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

43

5.

Работа. Мощность. Энергия

30

6.

Повторение

16


Итого

68







Ценностные ориентиры содержания учебного предметы

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяется спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.








Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


В программе по физике, составленной на основе федерального образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание

прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны

окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и

теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:

1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;

4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);

5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).



Содержание учебного курса


Физика и физические методы изучения природы

Физика наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Понятие о физической величине. Измерение физических величин. Международная система единиц.

Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Тепловые явления

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Молекула - мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц

вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твёрдых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение размеров малых тел

Механические явления

Взаимодействие тел

Механическое движение. Траектория. Путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Расчет пути и времени движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости, пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения. Инерция. Инертность тел. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса тела. Масса – мера инертности тела. Единицы массы. Измерение массы тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности.

Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – мера взаимодействия тел. Единицы силы. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Природа силы упругости. Закон Гука. Вес

тела. Отличие веса тела от силы тяжести. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Графическое изображение двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Фронтальные лабораторные работы

2. Измерение массы тела на рычажных весах.

3. Измерение объема тела.

4. Определение плотности твердого тела.

5. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

6. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Причины возникновения выталкивающей силы. Условия плавания тел. Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Блоки. Центр тяжести тела. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило» механики). Коэффициент полезного действия (КПД) механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Фронтальные лабораторные работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Повторение 1ч.

Итоговая контрольная работа 1 ч.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ФИЗИКА 7 КЛАСС




Учебный год 2018-2019


Учебник Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил Физика. 7 класс


Количество часов за год - 68

Количество часов в неделю - 2



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер

пункта

Содержание материала

Количество часов


Вводное повторение

4


Повторение курса математики 5 класса

4


Глава 1. Отношения, пропорции, проценты

31

1.1

Отношения чисел и величин

2

1.2

Масштаб

2

1.3

Деление числа в данном отношении

3

1.4

Пропорции

4

1.5

Прямая и обратная пропорциональность

4


Контрольная работа № 1

1

1.6

Понятие о проценте

3

1.7

Задачи на проценты

3

1.8

Круговые диаграммы

2


Дополнения к главе 1


1.

Задачи на перебор всех возможных вариантов

2

2.

Вероятность события

2

3.

Исторические сведения

-

4.

Занимательные задачи

2


Контрольная работа № 2

1


Глава 2. Целые числа

39

2.1

Отрицательные целые числа

2

2.1

Противоположные числа. Модуль числа

2

2.3

Сравнение целых чисел

2

2.4

Сложение целых чисел

5

2.5

Законы сложения целых чисел

2

2.6

Разность целых чисел

4

2.7

Произведение целых чисел

3

2.8

Частное целых чисел

3

2.9

Распределительный закон

2

2.10

Раскрытие скобок и заключение в скобки

2

2.11

Действия с суммами нескольких слагаемых

2

2.12

Представление целых чисел на координатной оси

2


Контрольная работа № 3

1


Дополнения к главе 2


1.

Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки

2

2.

Исторические сведения

-

3.

Занимательные задачи

5


Глава 3. Рациональные числа

45

3.1

Отрицательные дроби

2

3.2

Рациональные числа

2

3.3

Сравнение рациональных чисел

3

3.4

Сложение и вычитание дробей

5

3.5

Умножение и деление дробей

4

3.6

Законы сложения и умножения

2


Контрольная работа № 4

1

3.7

Смешанные дроби произвольного знака

5

3.8

Изображение рациональных чисел на координатной оси

3

3.9

Уравнения

4

3.10

Решение задач с помощью уравнений

4


Контрольная работа № 5

1


Дополнения к главе 3


1.

Буквенные выражения

2

2.

Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой

3

3.

Исторические сведения

-

4.

Занимательные задачи

4


Глава 4. Десятичные дроби

43

4.1

Понятие положительной десятичной дроби

2

4.2

Сравнение положительных десятичных дробей

2

4.3

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

4

4.4

Перенос запятой в положительной десятичной дроби

2

4.5

Умножение положительных десятичных дробей

4

4.6

Деление положительных десятичных дробей

4


Контрольная работа № 6

1

4.7

Десятичные дроби и проценты

4

4.8

Сложные задачи на проценты

2

4.9

Десятичные дроби произвольного знака

2

4.10

Приближение десятичных дробей

3

4.11

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел

3


Контрольная работа № 7

1


Дополнения к главе 4


1.

Вычисления с помощью калькулятора

1

2.

Процентные расчёты с помощью калькулятора

2

3.

Фигуры на плоскости, симметричные относительно плоскости

2

4.

Исторические сведения

-

5.

Занимательные задачи

4


Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби

30

5.1

Разложение положительной дроби в конечную десятичную дробь

2

5.2

Бесконечные десятичные периодические дроби

2

5.3

Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби

1

5.4

Непериодические бесконечные десятичные дроби

2

5.5

Действительные числа

1

5.6

Длина отрезка

3

5.7

Длина окружности. Площадь круга

3

5.8

Координатная ось

3

5.9

Декартова система координат на плоскости

3

5.10

Столбчатые диаграммы и графики

3


Контрольная работа № 8

1


Дополнения к главе 4


1.

Задачи на составление и разрезание фигур

2

2.

Исторические сведения

-

3.

Занимательные задачи

4


Повторение

12


Повторение курса математики 6 класса

11


Итоговая контрольная работа

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся



Дата

Примечание

план.

факт.


Введение. Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

1.

Физика – наука о природе

Знают и описывают физические явления , выясняют отличие физических явлений от химических; знакомятся с различными методами изучения физики;




2.

Наблюдения и опыты. Физические величины

Проводят наблюдения физических явлений, анализируют и классифицируют их; учатся определять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывают результаты измерений; переводят значения физических величин в СИ




3.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»

Знакомятся с правилами техники безопасности; знакомятся с алгоритмом оформления лабораторной работы в тетради; определяют цену деления и пределы измерения мензурки; представляют результаты измерения с учётом погрешности в виде таблицы; делают выводы




4.

Физика и техника





Первоначальные сведения о строении вещества ( 6 ч)


5.

Строение вещества. Молекулы

Составляют конспект на основе презентации учителя; выполняют задания в тетради; изображают схематически молекулы воды и кислорода; объясняют основные свойства молекул




6.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел»

Составляют план эксперимента, проводят работу по определению размеров малых тел методом рядов4 оформляют результаты эксперимента в тетради по заданному алгоритму




7.

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

Учатся выдвигать гипотезы о причинах движения молекул; знают и объясняют явление диффузии; проектируют и выполняют эксперимент, при первичном закреплении проговаривают выводы




8.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Проводят опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; наблюдают и исследуют явление смачивания и несмачивания тел; объясняют данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул




9.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Знают различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов; выполняют исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализируют его и делают выводы




10.

Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества»

Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий





Взаимодействия тел ( 23 ч )


11.

Механическое движение

Знают определение траектории движения тела; переводят основную единицу пути в км, мм, см, дм; различают равномерное и неравномерное движение; доказывают относительность движения тела; проводят эксперимент по изучению механического движения




12.

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение

Понимают смысл физических величин путь и скорость; описывают и объясняют равномерное прямолинейное движение; записывают условие и решение задачи по образцу




13.

Расчёт пути и времени движения

Умеют представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определяют путь, пройденный за данный промежуток времени и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени




14.

Расчёт скорости, пути и времени движения

Определяют путь, пройденный за данный промежуток времени, время и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; умеют строить и читать графики пути и скорости




15.

Инерция

Умеют находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводят примеры проявления инерции в быту; описывают явление взаимодействия тел, приводящее к изменению их скорости; объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выводы




16.

Взаимодействие тел

Знают, какие величины называют прямо пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции




17.

Массы тел. Единицы массы

Знают, какие величины называют обратно пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции





18.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах»

Знают, какие величины называют прямо пропорциональными и обратно пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции




19.

Плотность вещества

Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий




20.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Измерение объёма тел и определение плотности твёрдого тела»

Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот;




21.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности

Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; находят несколько процентов от величины




22.

Контрольная работа № 2. «Плотность вещества»

Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; находят величину по её проценту




23.

Сила. Сила – причина изменения скорости

Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на проценты




24.

Явление тяготения. Сила тяжести

Умеют оформлять краткую запись задачи; выбирают из данной информации нужную; решают задачи на проценты




25.

Сила упругости. Закон Гука

Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; решают задачи на проценты с помощью пропорции




26.

Вес тела

Имеют представление о круговых диаграммах; строят круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины; понимают круговые диаграммы




27.

Единицы силы. Связь между силой и массой

Строят круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины; понимают круговые диаграммы




28.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. « Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на перебор всех возможных вариантов




29.

Графическое изображение силы. Сложение сил

Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи, выбирают из данной информации нужную; решают задачи на перебор всех возможных вариантов




30.

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на определение вероятности события




31.

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на нахождение вероятности




32.

Контрольная работа № 3. «Взаимодействие тел»

Решают занимательные задачи на пропорции и на проценты




33.

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты





Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 21 ч )


34.

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления

Знают определения положительных и отрицательных чисел




35.

Давление твёрдых тел

Знают определения положительных и отрицательных чисел; умеют читать и записывать положительные и отрицательные числа




36.

Давление газа

Знают определение целых чисел, противоположных чисел; находят число, противоположное данному




37.

Закон Паскаля

Знают определение и обозначение модуля числа; читают выражения, содержащие модули; находят




38.

Давление в жидкости и газе

Знают правила сравнения чисел: положительных и отрицательных, отрицательных чисел; сравнивают целые числа с нулём




39.

Расчёт давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда

Знают правила сравнения отрицательных чисел; сравнивают отрицательные числа, записывают результат в виде неравенства




40.

Сообщающиеся сосуды, их применение. Устройство шлюзов

Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками; знают, чему равна сумма противоположных чисел




41.

Контрольная работа № 4. «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения отрицательных чисел; складывают отрицательные числа; выполняют устные вычисления




42.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления

Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения чисел разных знаков; складывают числа с разными знаками; выполняют устные вычисления




43.

Измерение атмосферного давления

Знают правила сложения целых чисел; складывают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом




44.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Знают правила сложения целых чисел; складывают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом; решают уравнения на сложение целых чисел




45.

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

Знают свойства сложения; выполняют устно сложение двузначных чисел; выполняют сложение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов сложения




46.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Знают свойства сложения; выполняют устно сложение двузначных чисел; выполняют сложение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов сложения





47.

Архимедова сила

Знают правила вычитания целых чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления




48.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 . «Определение выталкивающей силы , действующей на погруженное в жидкость тело»

Знают правила вычитания отрицательных чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом




49.

Плавание тел. Плавание судов

Знают правила вычитания целых чисел с разными знаками; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом




50.

Решение задач по теме «Плавание тел»

Знают правила вычитания целых чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают уравнения на сложение и вычитание целых чисел




51.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 . «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Знают, что значит умножить число a на число b; правило умножения чисел разных знаков, отрицательных чисел; умножают числа с разными знаками, отрицательные числа; выполняют устные вычисления; записывают сумму в виде произведения




52.

Воздухоплавание

Знают свойства умножения; выполняют умножение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов умножения




53.

Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Знают определение степени целого числа; выполняют устные вычисления; находят значения степени




54.

Контрольная работа № 5. «Архимедова сила. Плавание тел»

Знают правило деления целых чисел: отрицательного числа на отрицательное, чисел с разными знаками; что





Работа и мощность. Энергия ( ч)


55.

Механическая работа. Единицы работы

Знают распределительный закон умножения; упрощают выражения; находят значение выражений; распознают подобные слагаемые




56.

Мощность. Единицы мощности

Знают распределительный закон умножения; упрощают выражения, применяя правила раскрытия скобок; решают уравнения и текстовые задачи арифметическим способом




57.

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

Знают правило нахождения длины отрезка на координатной прямой; иллюстрируют с помощью координатной прямой сложение целых чисел




58.

Простые механизмы. Рычаг. Момент силы

Знают правило нахождения длины отрезка на координатной прямой; иллюстрируют с помощью координатной прямой сложение целых чисел; находят длину отрезка




59.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 . «Выяснение условий равновесия рычага»

Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий




60.

«Золотое правило» механики. Условия равновесия тел

Знают определение фигур на плоскости, симметричных относительно точки; находят центрально-симметричные фигуры






61.

Коэффициент полезного действия механизмов

Знают определение фигур на плоскости, симметричные относительно точки; строят центрально-симметричные фигуры




62.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 . «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Решают занимательные задачи на пропорции




63.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Решают занимательные задачи на проценты




64.

Превращение одного вида механической энергии в другой

Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты




65.

Решение задач по теме «Механическая энергия»

Решают старинные занимательные задачи




66.

Контрольная работа № 6. «Работа и мощность. Энергия»

Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты





Глава 3 . Рациональные числа (45 ч)


67.

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе

Знают, какая дробь называется отрицательной; сравнивают дроби; находят модули дробей




68.

Итоговая контрольная работа






ЛИТЕРАТУРА


  1. Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил.

  2. Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : Дидактические материалы / А. Е. щ, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2015.

  3. Марон, А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7–9 классы /А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. – М. : Дрофа, 2014..

  4. Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. : Дрофа, 2014.

  5. Ханнанова, Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику А. В. Перышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2015.

  6. Чеботарева, А. В. Теста по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений» / А. В. Чеботарева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 159.

  7. Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2013