Пояснительная записка
Программа по физике для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ
Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федерального БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.
Государственного образовательного стандарта общего образования. // Официальные документы в образовании. –2004.
Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. (Физика. 7—9 классы: рабочие программы/ сост.Е. Н. Тихонова. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2015).
Учебного плана МБОУ Воробейнская СОШ на 2018-2019 учебный год.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в т. ч. внеурочной деятельности
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике. 7-9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. И. Лукашик, Е. И. Иванова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.: ил.
Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2013
Программа основного общего образования по физике для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно- математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам».
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учётом межпредметных связей , возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия
большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Ц е л и изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч за год.
№ п/п | Название темы | Количество часов по программе |
1. | Введение | 4 |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
3. | Взаимодействие тел | 45 |
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 43 |
5. | Работа. Мощность. Энергия | 30 |
6. | Повторение | 16 |
| Итого | 68 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предметы
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяется спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В программе по физике, составленной на основе федерального образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание учебного курса
Физика и физические методы изучения природы
Физика наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Понятие о физической величине. Измерение физических величин. Международная система единиц.
Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Тепловые явления
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Молекула - мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц
вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твёрдых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение размеров малых тел
Механические явления
Взаимодействие тел
Механическое движение. Траектория. Путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Расчет пути и времени движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости, пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения. Инерция. Инертность тел. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса тела. Масса – мера инертности тела. Единицы массы. Измерение массы тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности.
Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – мера взаимодействия тел. Единицы силы. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Природа силы упругости. Закон Гука. Вес
тела. Отличие веса тела от силы тяжести. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Графическое изображение двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Фронтальные лабораторные работы
2. Измерение массы тела на рычажных весах.
3. Измерение объема тела.
4. Определение плотности твердого тела.
5. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
6. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Причины возникновения выталкивающей силы. Условия плавания тел. Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Блоки. Центр тяжести тела. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило» механики). Коэффициент полезного действия (КПД) механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение 1ч.
Итоговая контрольная работа 1 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФИЗИКА 7 КЛАСС
Учебный год 2018-2019
Учебник Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил Физика. 7 класс
Количество часов за год - 68
Количество часов в неделю - 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер пункта | Содержание материала | Количество часов |
| Вводное повторение | 4 |
| Повторение курса математики 5 класса | 4 |
| Глава 1. Отношения, пропорции, проценты | 31 |
1.1 | Отношения чисел и величин | 2 |
1.2 | Масштаб | 2 |
1.3 | Деление числа в данном отношении | 3 |
1.4 | Пропорции | 4 |
1.5 | Прямая и обратная пропорциональность | 4 |
| Контрольная работа № 1 | 1 |
1.6 | Понятие о проценте | 3 |
1.7 | Задачи на проценты | 3 |
1.8 | Круговые диаграммы | 2 |
| Дополнения к главе 1 | |
1. | Задачи на перебор всех возможных вариантов | 2 |
2. | Вероятность события | 2 |
3. | Исторические сведения | - |
4. | Занимательные задачи | 2 |
| Контрольная работа № 2 | 1 |
| Глава 2. Целые числа | 39 |
2.1 | Отрицательные целые числа | 2 |
2.1 | Противоположные числа. Модуль числа | 2 |
2.3 | Сравнение целых чисел | 2 |
2.4 | Сложение целых чисел | 5 |
2.5 | Законы сложения целых чисел | 2 |
2.6 | Разность целых чисел | 4 |
2.7 | Произведение целых чисел | 3 |
2.8 | Частное целых чисел | 3 |
2.9 | Распределительный закон | 2 |
2.10 | Раскрытие скобок и заключение в скобки | 2 |
2.11 | Действия с суммами нескольких слагаемых | 2 |
2.12 | Представление целых чисел на координатной оси | 2 |
| Контрольная работа № 3 | 1 |
| Дополнения к главе 2 | |
1. | Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки | 2 |
2. | Исторические сведения | - |
3. | Занимательные задачи | 5 |
| Глава 3. Рациональные числа | 45 |
3.1 | Отрицательные дроби | 2 |
3.2 | Рациональные числа | 2 |
3.3 | Сравнение рациональных чисел | 3 |
3.4 | Сложение и вычитание дробей | 5 |
3.5 | Умножение и деление дробей | 4 |
3.6 | Законы сложения и умножения | 2 |
| Контрольная работа № 4 | 1 |
3.7 | Смешанные дроби произвольного знака | 5 |
3.8 | Изображение рациональных чисел на координатной оси | 3 |
3.9 | Уравнения | 4 |
3.10 | Решение задач с помощью уравнений | 4 |
| Контрольная работа № 5 | 1 |
| Дополнения к главе 3 | |
1. | Буквенные выражения | 2 |
2. | Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой | 3 |
3. | Исторические сведения | - |
4. | Занимательные задачи | 4 |
| Глава 4. Десятичные дроби | 43 |
4.1 | Понятие положительной десятичной дроби | 2 |
4.2 | Сравнение положительных десятичных дробей | 2 |
4.3 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей | 4 |
4.4 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби | 2 |
4.5 | Умножение положительных десятичных дробей | 4 |
4.6 | Деление положительных десятичных дробей | 4 |
| Контрольная работа № 6 | 1 |
4.7 | Десятичные дроби и проценты | 4 |
4.8 | Сложные задачи на проценты | 2 |
4.9 | Десятичные дроби произвольного знака | 2 |
4.10 | Приближение десятичных дробей | 3 |
4.11 | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел | 3 |
| Контрольная работа № 7 | 1 |
| Дополнения к главе 4 | |
1. | Вычисления с помощью калькулятора | 1 |
2. | Процентные расчёты с помощью калькулятора | 2 |
3. | Фигуры на плоскости, симметричные относительно плоскости | 2 |
4. | Исторические сведения | - |
5. | Занимательные задачи | 4 |
| Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби | 30 |
5.1 | Разложение положительной дроби в конечную десятичную дробь | 2 |
5.2 | Бесконечные десятичные периодические дроби | 2 |
5.3 | Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби | 1 |
5.4 | Непериодические бесконечные десятичные дроби | 2 |
5.5 | Действительные числа | 1 |
5.6 | Длина отрезка | 3 |
5.7 | Длина окружности. Площадь круга | 3 |
5.8 | Координатная ось | 3 |
5.9 | Декартова система координат на плоскости | 3 |
5.10 | Столбчатые диаграммы и графики | 3 |
| Контрольная работа № 8 | 1 |
| Дополнения к главе 4 | |
1. | Задачи на составление и разрезание фигур | 2 |
2. | Исторические сведения | - |
3. | Занимательные задачи | 4 |
| Повторение | 12 |
| Повторение курса математики 6 класса | 11 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности обучающихся | Дата | Примечание |
план. | факт. |
Введение. Физика и физические методы изучения природы (4 ч) |
1. | Физика – наука о природе | Знают и описывают физические явления , выясняют отличие физических явлений от химических; знакомятся с различными методами изучения физики; | | | |
2. | Наблюдения и опыты. Физические величины | Проводят наблюдения физических явлений, анализируют и классифицируют их; учатся определять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывают результаты измерений; переводят значения физических величин в СИ | | | |
3. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» | Знакомятся с правилами техники безопасности; знакомятся с алгоритмом оформления лабораторной работы в тетради; определяют цену деления и пределы измерения мензурки; представляют результаты измерения с учётом погрешности в виде таблицы; делают выводы | | | |
4. | Физика и техника | | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества ( 6 ч) |
5. | Строение вещества. Молекулы | Составляют конспект на основе презентации учителя; выполняют задания в тетради; изображают схематически молекулы воды и кислорода; объясняют основные свойства молекул | | | |
6. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел» | Составляют план эксперимента, проводят работу по определению размеров малых тел методом рядов4 оформляют результаты эксперимента в тетради по заданному алгоритму | | | |
7. | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах | Учатся выдвигать гипотезы о причинах движения молекул; знают и объясняют явление диффузии; проектируют и выполняют эксперимент, при первичном закреплении проговаривают выводы | | | |
8. | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Проводят опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; наблюдают и исследуют явление смачивания и несмачивания тел; объясняют данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул | | | |
9. | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов | Знают различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов; выполняют исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализируют его и делают выводы | | | |
10. | Контрольная работа № 1. «Первоначальные сведения о строении вещества» | Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий | | | |
Взаимодействия тел ( 23 ч ) |
11. | Механическое движение | Знают определение траектории движения тела; переводят основную единицу пути в км, мм, см, дм; различают равномерное и неравномерное движение; доказывают относительность движения тела; проводят эксперимент по изучению механического движения | | | |
12. | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | Понимают смысл физических величин путь и скорость; описывают и объясняют равномерное прямолинейное движение; записывают условие и решение задачи по образцу | | | |
13. | Расчёт пути и времени движения | Умеют представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определяют путь, пройденный за данный промежуток времени и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | | | |
14. | Расчёт скорости, пути и времени движения | Определяют путь, пройденный за данный промежуток времени, время и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; умеют строить и читать графики пути и скорости | | | |
15. | Инерция | Умеют находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводят примеры проявления инерции в быту; описывают явление взаимодействия тел, приводящее к изменению их скорости; объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выводы | | | |
16. | Взаимодействие тел | Знают, какие величины называют прямо пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции | | | |
17. | Массы тел. Единицы массы | Знают, какие величины называют обратно пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции | | | |
18. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах» | Знают, какие величины называют прямо пропорциональными и обратно пропорциональными; решают задачи с помощью пропорции | | | |
19. | Плотность вещества | Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий | | | |
20. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Измерение объёма тел и определение плотности твёрдого тела» | Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; | | | |
21. | Расчёт массы и объёма тела по его плотности | Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; находят несколько процентов от величины | | | |
22. | Контрольная работа № 2. «Плотность вещества» | Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; находят величину по её проценту | | | |
23. | Сила. Сила – причина изменения скорости | Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на проценты | | | |
24. | Явление тяготения. Сила тяжести | Умеют оформлять краткую запись задачи; выбирают из данной информации нужную; решают задачи на проценты | | | |
25. | Сила упругости. Закон Гука | Знают определение процента, записывают обыкновенные дроби в виде процентов и наоборот; решают задачи на проценты с помощью пропорции | | | |
26. | Вес тела | Имеют представление о круговых диаграммах; строят круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины; понимают круговые диаграммы | | | |
27. | Единицы силы. Связь между силой и массой | Строят круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины; понимают круговые диаграммы | | | |
28. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. « Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на перебор всех возможных вариантов | | | |
29. | Графическое изображение силы. Сложение сил | Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи, выбирают из данной информации нужную; решают задачи на перебор всех возможных вариантов | | | |
30. | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на определение вероятности события | | | |
31. | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Демонстрируют умение внимательно вслушиваться в условие задачи и быстро находят решение; решают задачи на нахождение вероятности | | | |
32. | Контрольная работа № 3. «Взаимодействие тел» | Решают занимательные задачи на пропорции и на проценты | | | |
33. | Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел» | Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты | | | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 21 ч ) |
34. | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления | Знают определения положительных и отрицательных чисел | | | |
35. | Давление твёрдых тел | Знают определения положительных и отрицательных чисел; умеют читать и записывать положительные и отрицательные числа | | | |
36. | Давление газа | Знают определение целых чисел, противоположных чисел; находят число, противоположное данному | | | |
37. | Закон Паскаля | Знают определение и обозначение модуля числа; читают выражения, содержащие модули; находят | | | |
38. | Давление в жидкости и газе | Знают правила сравнения чисел: положительных и отрицательных, отрицательных чисел; сравнивают целые числа с нулём | | | |
39. | Расчёт давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда | Знают правила сравнения отрицательных чисел; сравнивают отрицательные числа, записывают результат в виде неравенства | | | |
40. | Сообщающиеся сосуды, их применение. Устройство шлюзов | Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками; знают, чему равна сумма противоположных чисел | | | |
41. | Контрольная работа № 4. «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения отрицательных чисел; складывают отрицательные числа; выполняют устные вычисления | | | |
42. | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления | Знают, что значит прибавить к числу a число b; правило сложения чисел разных знаков; складывают числа с разными знаками; выполняют устные вычисления | | | |
43. | Измерение атмосферного давления | Знают правила сложения целых чисел; складывают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом | | | |
44. | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Знают правила сложения целых чисел; складывают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом; решают уравнения на сложение целых чисел | | | |
45. | Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | Знают свойства сложения; выполняют устно сложение двузначных чисел; выполняют сложение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов сложения | | | |
46. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Знают свойства сложения; выполняют устно сложение двузначных чисел; выполняют сложение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов сложения | | | |
47. | Архимедова сила | Знают правила вычитания целых чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления | | | |
48. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 . «Определение выталкивающей силы , действующей на погруженное в жидкость тело» | Знают правила вычитания отрицательных чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом | | | |
49. | Плавание тел. Плавание судов | Знают правила вычитания целых чисел с разными знаками; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают текстовые задачи арифметическим способом | | | |
50. | Решение задач по теме «Плавание тел» | Знают правила вычитания целых чисел; вычитают целые числа; выполняют устные вычисления; решают уравнения на сложение и вычитание целых чисел | | | |
51. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 . «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Знают, что значит умножить число a на число b; правило умножения чисел разных знаков, отрицательных чисел; умножают числа с разными знаками, отрицательные числа; выполняют устные вычисления; записывают сумму в виде произведения | | | |
52. | Воздухоплавание | Знают свойства умножения; выполняют умножение многозначных чисел с использованием переместительного и сочетательного законов умножения | | | |
53. | Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Знают определение степени целого числа; выполняют устные вычисления; находят значения степени | | | |
54. | Контрольная работа № 5. «Архимедова сила. Плавание тел» | Знают правило деления целых чисел: отрицательного числа на отрицательное, чисел с разными знаками; что | | | |
Работа и мощность. Энергия ( ч) |
55. | Механическая работа. Единицы работы | Знают распределительный закон умножения; упрощают выражения; находят значение выражений; распознают подобные слагаемые | | | |
56. | Мощность. Единицы мощности | Знают распределительный закон умножения; упрощают выражения, применяя правила раскрытия скобок; решают уравнения и текстовые задачи арифметическим способом | | | |
57. | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность» | Знают правило нахождения длины отрезка на координатной прямой; иллюстрируют с помощью координатной прямой сложение целых чисел | | | |
58. | Простые механизмы. Рычаг. Момент силы | Знают правило нахождения длины отрезка на координатной прямой; иллюстрируют с помощью координатной прямой сложение целых чисел; находят длину отрезка | | | |
59. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 . «Выяснение условий равновесия рычага» | Выполняют контрольную работу; осуществляют контрольную функцию, контроль и самоконтроль изученных понятий | | | |
60. | «Золотое правило» механики. Условия равновесия тел | Знают определение фигур на плоскости, симметричных относительно точки; находят центрально-симметричные фигуры | | | |
61. | Коэффициент полезного действия механизмов | Знают определение фигур на плоскости, симметричные относительно точки; строят центрально-симметричные фигуры | | | |
62. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 . «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | Решают занимательные задачи на пропорции | | | |
63. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Решают занимательные задачи на проценты | | | |
64. | Превращение одного вида механической энергии в другой | Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты | | | |
65. | Решение задач по теме «Механическая энергия» | Решают старинные занимательные задачи | | | |
66. | Контрольная работа № 6. «Работа и мощность. Энергия» | Решают занимательные задачи повышенной трудности на пропорции и на проценты | | | |
Глава 3 . Рациональные числа (45 ч) |
67. | Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе | Знают, какая дробь называется отрицательной; сравнивают дроби; находят модули дробей | | | |
68. | Итоговая контрольная работа | | | | |
ЛИТЕРАТУРА
Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Пёрышкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. -224с.:ил.
Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : Дидактические материалы / А. Е. щ, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2015.
Марон, А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7–9 классы /А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. – М. : Дрофа, 2014..
Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. : Дрофа, 2014.
Ханнанова, Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику А. В. Перышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2015.
Чеботарева, А. В. Теста по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений» / А. В. Чеботарева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 159.
Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2013