СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 10-11 класс»



муниципальное образовательное учреждение

Рязанцевская СШ

Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена

_______________________ приказом директора

___________________

протокол № от « » __________2020 г

от « »____________2020 г

Руководитель МО учителей

__________________________

(подпись и расшифровка)

Программа среднего общего образования по географии

10-11 класс


(базовый уровень)






Составила: учитель географии

первой категории

Кожемякина М.Г.








2020 год






Оглавление




1. Пояснительная записка 2

2. Общая характеристика учебного предмета 3

3. Описание места учебного предмета в учебном плане 3

4. Планируемые результаты освоения географии 4

5. Содержание учебного предмета 7

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 12

Поурочно-тематическое планирование курса географии 10 класс 32

Страницы дневника БРСО 46

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 50

1. Пояснительная записка

Ориентиром программы по географии является примерная основная образовательная е общеобразовательных программ (далее ПООП СОО), а также образовательная программа среднего общего образования, размещенная в федеральном реестре общеобразовательных программ (далее ПООП СОО), а также образовательная программа МОУ «Гимназия». Рабочая программа разработана с учётом авторской программы В.П. Максаковского и требований к оснащенности кабинета географии («Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2016г). В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программой основного общего образования.

В соответствии с ФГОС СОО рабочая программа учебного предмета содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Структура программы соответствует требованиям. Более того, программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения, содержание курса с перечнем разделов и практических работ, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Курсивом в программе обозначены дидактические единицы, соответствующие блоку результатов «Выпускник получит возможность научиться».

2. Общая характеристика учебного предмета


Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства в разных уголках земного шара. Курс «Экономическая и социальная география мира» занимает важное место в системе географического образования, формирует широкое представление о социально-экономической составляющей географической картины мира, обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе так и на региональном уровне.

Освоение программы по географии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

На базовом уровне изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Программа учебного предмета «География» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.

Программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится перечень практических работ.



3. Описание места учебного предмета в учебном плане


На старшей ступени общеобразовательной подготовки географического образование не является обязательным для всех обучающихся 10-11 классов. Географические знания изучаются старшеклассниками в одном из четырех форматов:

1) в составе интегрированного учебного предмета «Естествознание», предназначенного для гуманитарных профилей обучения;

2) в составе предметной области «Естественнонаучные предметы. География», предназначенного для базового уровня обучения (1 час в неделю);


Изучение курса на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, которые призваны сформировать у учащихся целостное представление о современном мире. На изучение курса на базовом уровне в 10-11 классах отводиться часов (по 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе)



4. Планируемые результаты освоения географии

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать (ФГОС СОО):

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты (ФГОС СОО):

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Естественные науки

Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить:

  • сформированность основ целостной научной картины мира;

  • формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

  • сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

  • сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования


Предметные результаты изучения предметной области "География" включают:

"География" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать:

1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;

2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

5) владение навыками картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий;

6) владение умениями работать с геоинформационными системами;

7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;

8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Предметные результаты из ПООП СОО:

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

– характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.



5. Содержание учебного предмета

10 класс

Часть 1. Общая характеристика мира (34 часа)

Раздел 1. Современная политическая карта мира (3 часа)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период. Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития. Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. «Горячие точки» планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира. Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».)

Раздел 2. География мировых природных ресурсов (7 часов)

Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую среду. Природно-ресурсный потенциал мира. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые. Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов. Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления. География важнейших видов неминеральных ресурсов. Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв. Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления. Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов. Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения. Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов. Рекреационные ресурсы мира, их виды (природные и историко-культурные) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира. Ресурсы Мирового океана, их виды (биологические, энергетические, минеральные, водные), особенности их размещения и использования. Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Раздел 3. География население мира (6 часов)

Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика. Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов. Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения. Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. «Утечка мозгов». Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции. Реэмиграция. Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений. Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира. Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты. Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов. Население и окружающая среда. География и культура.

Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 часа)

НТР: понятие, черты и составные части. Наука, техника и технология, производство, управление в эпоху НТР. Мировое хозяйство: понятие, география мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Международная и экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Факторы размещения производственных сил: старые и новые. Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на различных территориях.

Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. Топливноэнергетический комплекс мира. Металлургический комплекс мира. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Химико-лесной комплекс мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда. Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. «Зелёная революция», её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма. Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Раздел 6 Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа)





11 класс.

Часть 2 Региональная характеристика мира (30 часов)

Раздел 7 Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира (25 часов)

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Раздел 8 Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве (5 часов)

География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Часть 3 Роль географии в решении глобальных проблем человечества (4 часа)

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.








Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):


10 класс

П.р. № 1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

П.р. № 2. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

П.р. № 3. Анализ карт населения

П.р. № 4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

П.р. № 5. Оценка особенностей уровня и качества жизни в разных странах и регионах мира

П.р. №.6. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

П.р. №7 . Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

П.р. № 8. Анализ экономических карт

П.р. № 9. Определение стран — экспортёров основных видов промышленной, с/х продукции, видов сырья

П.р. № 10. Определение районов международного туризма и отдыха

П.р. № 11. Определение стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

П.р. № 12. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

П.р. № 13. Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов

П.р. № 14. Обозначение на контурной карте основных географических объектов

П.р. № 15. Использование статистической информации разной формы и содержания:

обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме.


11 класс

П.Р.№16.Объяснение взаимосвязей между размещением населением, хозяйства, природных условий разных территорий

П.Р.№17.Анализ политической и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда

П.Р.№18. Комплексная географическая характеристика стран разных типов крупных регионов мира; определение их географической специфики.

П.Р.№19.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития.

П.Р.№20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

П.Р.№21.Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

П.Р.№22.Составление простейших таблиц, схем, карто- схем, отражающих взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

(Выделенные курсивом практические работы являются обязательным контрольным мероприятием)













6.Тематическое планирование курса.

10 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Примечания

Практические работы

Контрольные и диагностические мероприятия

1.

Современная политическая карта мира

3


Тестирование по теме «Современная политическая карта мира»


2.

Природа и человек в современном мире

7

П.р. № 1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

П.р. № 2. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

Тестирование по теме «Природа и человек в современном мире»


3.

Население мира

6

П.р. № 3. Анализ карт населения

П.р. № 4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

П.р. № 5. Оценка особенностей уровня и качества жизни в разных странах и регионах мира

П.р. №.6. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Тестирование по теме «Население мира»


4.

География мирового хозяйства

14

П.р. №7 . Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

П.р. № 8. Анализ экономических карт П.р. № 9. Определение стран — экспортёров основных видов промышленной, с/х продукции, видов сырья

П.р. № 10. Определение районов международного туризма и отдыха

П.р. № 11. Определение стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

Тестирование по теме

«География мирового хозяйства»


5.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

П.р. № 12. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

П.р. № 13. Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов

П.р. № 14. Обозначение на контурной карте основных географических объектов

П.р. № 15. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме




Итого

34

15/3

4




Поурочное планирование



№ урока

Содержание изученного материала

Обязательный минимум содержания


Дата проведения



Планируемые результаты освоения темы



I четверть






Современная политическая карта мира





1.

Современная политическая карта мира

Современная политическая карта мира

Знать этапы формирования политической карты мира, понятия: суверенное государство, колония

07.09.20


2.

Многообразие стран мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения

Многообразие стран мира

Знать и уметь показывать различие стран мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения

14.09.20


3.

Типы стран мира. Экономически развитые и развивающиеся страны

Типы стран мира

Знать экономическую и политическую классификации стран мира, уметь показывать страны разных типов на карте

21.09.20



Природа и человек в современном мире





4.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды»

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем

Знать этапы взаимодействия человека с природой и влияние человека на природу. Приводить примеры загрязнения и охраны природы.

28.09.20


5.

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность

Основные виды природных ресурсов

Знать виды природных ресурсов. Понятие и формулы ресурсообеспеченности. Уметь решать задачи.

05.10.20


6.

География природных ресурсов Земли: минеральные

Размещение, крупнейшие месторождения, территориальные сочетания природных ресурсов Земли

Давать характеристики природным ресурсам. Называть и показывать ресурсообеспеченные страны разными минеральными ресурсами.

12.10.20


7.

География природных ресурсов Земли: водных, земельных, лесных, рекреационных. Неисчерпаемые ресурсы

Размещение и территориальные сочетания природных ресурсов Земли

Давать характеристики природным ресурсам. Называть и показывать ресурсообеспеченные страны разными природными ресурсами.

19.10.20


8.

Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов

П.р. № 1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Территориальные сочетания природных ресурсов. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов


Уметь оценивать ресурсообеспеченность регионов и стран разными природными ресурсами. Уметь объяснять и сравнивать ресурсообеспеченость стран.

26.10.20



II четверть





9.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды

Рациональное и нерациональное природопользование

Знать и уметь приводить примеры разных типов природопользования.



10.

Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды

П.р. № 2. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

Знать проблемы загрязнения природы, уметь анализировать карты с целью выявления районов с острой экологической проблемой. Приводить возможности решения проблем.




Население мира





11.

Численность, динамика численности населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах ира П.р. № 3. Анализ карт населения

П.р. № 4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения


Знать показатели и причины, определяющие численность населения Земли. Уметь анализировать карты и делать выводы. Уметь определять особенности демографических ситуаций и демографической политики в разных странах мира.



12.

Структура населения: половая, возрастная. Качество жизни населения.

П.р. № 3. Анализ карт населения

П.р. № 5. Оценка особенностей уровня и качества жизни в разных странах и регионах мира

Состав и структура населения.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения

Знать состав и структура населения.

Уметь давать оценку основным показателям уровня и качества жизни населения.



13.

Структура населения: расовая, этническая, религиозная.

П.р. № 3. Анализ карт населения

Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов

Знать состав и структура населения, географию религий. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов




14.

Размещение населения мира. Миграции населения, их типы и виды П.р. № 3. Анализ карт населения

Географические особенности размещения населения. Основные направления и типы миграций в мире

Знать географические особенности размещения населения. Основные направления и типы миграций в мире



15.

Расселение населения мира. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира П.р. № 3. Анализ карт населения

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс

Знать формы расселения, городское и сельское население мира. Уметь объяснять урбанизацию как всемирный процесс.



16.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира П.р. №.6. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами


Уметь давать характеристику населению и оценивать обеспеченность стран трудовыми ресурсами.




География мирового хозяйства





17.

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

Знать понятия, уметь выделять признаки отраслевой и территориальная структура хозяйства мира.

Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий



18.

Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и ТНК. Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие факторы

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. География регионов различной специализации

Знать особенности международная специализация крупнейших стран и регионов мира.



19.

Топливная промышленность мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции

Знать и уметь давать характеристику отраслям хозяйства, называть страны-экспортеры основных видов продукции ведущих отраслей.



20.

Энергетика мира

География отрасли

Знать и уметь давать характеристику отраслям хозяйства, называть страны-экспортеры основных видов продукции ведущих отраслей.



21.

Горнодобывающая промышленность. Металлургия мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции



22.

Машиностроение мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции



23.

Химическая и лесная промышленность мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции



24.

Лёгкая и пищевая промышленность мира

География отраслей. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции



25.

Сельское хозяйство. Растениеводство мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции




26.

Сельское хозяйство мира. Животноводство мира

География отрасли. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции



27.

Мировой транспорт. Отрасли непроизводственной сферы

География отраслей. Основные международные магистрали и транспортные узлы.




28.

Внешние экономические связи. География мировых валютно-финансовых отношений. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

География мировых валютно-финансовых отношений. Мировая торговля и туризм

Знать географию мировых валютно-финансовых отношений. Называть виды и страны мировой торговли и туризма



29.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы

Интеграционные отраслевые и региональные союзы

Знать интеграционные отраслевые и региональные союзы



30.

Обобщение знаний по разделу «География мирового хозяйства»






Современные методы географических исследований. Источники географической информации





31.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, её роль и использование в жизни людей

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей

Уметь использовать традиционные и новые методы географических исследований. Знать виды географической информации.



32.

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.





33.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.





34.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных

Геоинформационные системы

Уметь использовать геоинформационные системы для получения знаний.








В рабочую программу внесены следующие изменения: добавлены часы из резерва (9 часов) на изучение:

  • темы «Политическая карта мира» (3 часа): урок № 1 — Современная политическая карта мира; урок № 2 — Многообразие стран на политической карте; урок №3 — Типы стран мира

  • раздела «Природа и человек в современном мире» (1 час): урок № 7 — География природных ресурсов: водные, земельные, лесные, рекреационные. Неисчерпаемые ресурсы;

  • раздела «Население мира» (1 час): урок № 13 — Структура населения: расовая, этническая, религиозная;

  • раздела «География мирового хозяйства» (4 часа): 3 часа на изучение отраслей мирового хозяйства — урок № 20 «Энергетика мира», урок №24 «Лёгкая и пищевая промышленность мира», урок № 26 «Сельское хозяйство: животноводство»; 1 час на обобщение знаний по разделу «География мирового хозяйства»



11 класс

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Контрольные и диагностические мероприятия

Примечание

I.

Регионы и страны мира.

25

П.Р.№1.Объяснение взаимосвязей между размещением населением, хозяйства, природных условий разных территорий

П.Р.№2.Анализ политической и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда

П.Р.№3. Комплексная географическая характеристика стран разных типов крупных регионов мира; определение их географической специфики.

4

Тестирование по регионам мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Латинская Америка.


II.

Россия в современном мире.

5

П.Р.№4.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития.

П.Р.№5.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

П.Р.№6.Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

1

Тестирование «Россия в современном мире»


III.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4

П.Р.№7.Составление простейших таблиц, схем, карто- схем, отражающих взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.





Итого

34

20

5










11 класс

Поурочное планирование

№ урока

Содержание изученного материала

(что пройдено на уроке)

Обязательный минимум содержания

Дата

Планируемые результаты освоения темы




I. Регионы и страны мира




1.

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.




2.

Общая характеристика стран Зарубежной Европы. ГП. Природные условия и ресурсы.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы.



3.

Население.



4.

Хозяйство. Промышленность.



5.

Сельское хозяйство. Транспорт.




6.

Субрегионы Зарубежной Европы. Роль Европы в мировой политике и экономике.




7.

ФРГ.




8.

Общая характеристика стран Зарубежной Азии.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии.



9.

Население.



10.

Хозяйство. Внутренние различия. Особенности региональной интеграции.



11.

Субрегионы. Китай.




12.

Япония.




13.

Индия.




14.

Общая характеристика стран Африки.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии.



15.

Население.



16.

Хозяйство стран Африки.



17.

Субрегионы. ЮАР.




18.

Северная Америка. Общая характеристика региона.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Северной Америки .



19.

США. Общая характеристика.




20.

Макрорайоны США.




21.

Австралия и Океания. Общая характеристика региона.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Австралии и Океании.



22.

Общая характеристика стран Латинской Америки.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Латинской Америки.



23.

Хозяйство стран. Различия в развитии.






24.

4 четверть

Субрегионы Латинской Америки.





д/з: реферат

25.

Обобщение знаний по разделу «Регионы и страны мира»





II.Россия в современном мире.




26.

Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.

Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.



27.

Россия в мировом хозяйстве. География отраслей международной специализации.

Отрасли международной специализации России.

Определение роли России
в производстве важнейших видов мировой промышленности и с/х продукции



28.

Экономические реформы.

Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого ив открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.



29.

Внешняя торговля России. Внешнеторговый
баланс. Основные формы экономических связей

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей.


.

30.

Участие России в международных организациях. СНГ.

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ. Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.




III.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.




31.

Глобальные проблемы, темы, пути решения.
Роль географии в решении проблем.

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.



32.

Глобальные проблемы, темы, пути решения.
Роль географии в решении проблем.

Характеристика глобальных проблем.



33.

Геоэкология – фокус глобальных проблем.
Мир на пороге III тысячелетия.

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.



34.

Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли

Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) География: экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Бахчиева; под общ. ред. В.П. Дронова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М: Вентана-Граф, 2018.

2. Печатные пособия: таблицы, карты, атласы, дидактический материал.

3. Информационно-коммуникационные средства

4. Экранно-звуковые пособия: видеофильмы, слайды-диапозитивы, транспаранты, таблицы.

5. Технические средства обучения.



Использование ЭОР в процессе обучения географии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.

К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.

К интерактивным ЭОИ относятся:

  • интерактивные плакаты

  • виртуальные лабораторные работы, практикумы

  • интерактивные творческие задания

  • электронные наглядные пособия

Данные пособия можно использовать для интерактивной доски, а также в качестве демонстрационного материала с одного компьютера для повышения наглядности отдельных тем курса географии.





24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!