СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 5 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

Рязанцевская средняя школа


Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена

_______________________ приказом директора

______________________

протокол № от « » __________2020 г

от « »____________2020 г

Руководитель МО учителей

__________________________

(подпись и расшифровка)





  1. Рабочая программа по географии
  2. для

5 класса

( базовый уровень)







Составила: учитель географии

I категории

Кожемякина М.Г.









2020 г





2. Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48); 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)

2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.)

3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03

«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

4. Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Рязанцевская СШ (Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.)

6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 уч.г.

7. Базисный учебный план муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Рязанцевская СШ

Данная рабочая учебная программа составлена к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева и ориентирована на УМК по географии для 5-6 классов; основной образовательной программы МОУ Рязанцевская СШ;

рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочей программы.

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих:

Целей:

- формирование системы географических знаний о Земле как о планете Солнечной системы, о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах; о составе, строении и свойствах литосферы; топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающих ориентацию в географическом пространстве;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, глобус, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, проекты и др.);

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


Поставлены следующие задачи:

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба

- изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Рабочая программа составлена на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Программа курса даёт возможность повысить познавательный и самостоятельный уровень образования обучающихся, научить работе в группах, привитие взаимоуважения и ответственности за выполняемую работу. Основными формами обучения, отличающиеся от урочной системы обучения, являются практические работы, работы на местности, групповые работа, взаимоконтроль, конкурсы и игры, поисковые и научные исследования. Отслеживание результатов изучения курса планируется проведением 4 проверочных работ по разделам курса.


УМК

  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др. География. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2019.

  2. Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 5 – 6 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.

  3. Матвеев А.В. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017.

  4. Николина В.В.. География. Мой тренажер. 5 – 6 классы (рабочая тетрадь). – М.: Просвещение, 2019.

  5. Николина В.В.. География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.

  6. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  7. Николина В.В.. География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

  8. Географический атлас для 5 класса.




3. Содержание курса «География Земли» в 5 классе.


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности. Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового Света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII – XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в XX веке (открытие Северного и Южного полюсов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма, размеры и Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

Тема 3. Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и космические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Тема 4. Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

Тема 5. Природа Земли. Литосфера.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа суши – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Разнообразие гор и равнин по возрасту и строению. Классификация гор по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор и равнин. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединно-океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.


4. Тематическое планирование курса.


Перечень разделов, тем курса

Количество часов по каждой теме

Примечание

общее

теоретические занятия

практические занятия

контрольные мероприятия

Раздел I

Развитие географических знаний о Земле.

4

4

-

1


Раздел II. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

4

4

-

1


Раздел III.

Изображение земной поверхности.

11

10

4


1


Раздел IV. Человечество на Земле.

3

3

-


-


Раздел V. Природа Земли. Литосфера.

11

10

1


1


Обобщение знаний

1

1

-

-


Итог

34

31

5

4



Темы практических работ:

  1. Работа с картой «Имена на карте».

  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

  3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

  4. Определение координат географических объектов по карте.

  5. Определение положения объектов относительно друг друга:

  6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

  7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  8. Определение азимута.

  9. Ориентирование на местности.

  10. Составление плана местности.

  11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Планируемые оценочные практические работы.

  1. Определение направлений и расстояний по плану местности.

  2. Топографический диктант.

  3. Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области.

  4. Определение географических координат.

  5. Описание географического положения и высоты гор и равнин









5. Поурочное планирование

п/п,

дата урока


Тема урока








Обязательный минимум

Планируемый результат (на уровне учебных действий)

Дата

по

плану

по факту


1-я четверть





1

География как наука, ее задачи и методы исследований

Что изучает география. Значение географии в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географии в жизни общества. Устанавливают основные приемы работы с учебником. Приступают к проведению простейших наблюдений за погодой.

03.09.20


2

Развитие географичес-ких знаний о Земле

Представления человека о мире в древности. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама, Х.Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы «Путешественник и ученые».

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. Проводят самостоятельный поиск географической информации из различных источников.

10.09.20


3

Открытие и исследование материков.

Открытие и исследование материков. Первое русское кругосветное путешествие. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев. Покорение полюсов, вершин и впадин. Р. Амундсен, Р. Пири.

17.09.20



ВПР



23.09.


4

Современный этап научных географичес-ких исследований

Географические знания в современном мире. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и ГИС для развития географии.

30.09.20


5

Земля – часть Солнечной системы.

Земля – одна из планет Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

Приводят доказательства шарообразности Земли. Производят сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Находят дополнительную информацию о планетах Солнечной системы, о влиянии космоса на Землю.

07.10.20


6

Движения Земли и их географические следствия

Наклон земной оси к плоскости орбиты. Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год.

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Определяют фенологические изменения в природе своей местности по сезонам года.

14.10.20


7

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Календарь. Полярные день и ночь. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Наблюдают и фиксируют на теллурии особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

21.10.20


8

Обобщение и контроль знаний по теме




Обобщение и контроль знаний по теме «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия».

Решают учебные и практические задачи. Систематизируют знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания.

28.10.20



2-я четверть





9

Ориентирование на местности. План местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Виды изображения земной поверхности. План местности. Особенности изображения местности на плане.

Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. Выявляют особенности плана местности.



10

Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки, масштаб

П.р. Определение направлений и расстояний по плану местности

П.р. Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области.


Виды изображения земной поверхности на плоскости: план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.



11

Изображение неровностей земной поверхности на плоскости.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали. Определение абсолютной и относительной высоты точек и форм рельефа.

Определяют по карте абсолютные и относительные высоты точек и формы рельефа.



12

Составление плана местности. П.р.Топографический диктант.


Способы глазомерной съемки местности. Составление простейшего плана местности (учебного кабинета).

Составляют и читают простейший план местности.



13

Географическая карта – особый источник информации

Глобус – модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана и глобуса. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.



14

Градусная сетка

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте.

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте.



15

Географическая широта

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов.

Определяют географические координаты объектов на карте. Находят точку по ее географическим координатам.





16

Географическая долгота


Географическая долгота. Определение географической долготы. Часовые пояса.



17.

Географические координаты

П.р Определение географических координат.






18

Решение практических задач по плану и карте

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.

Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью масштаба. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.



19

Контроль знаний и умений по теме

Контроль знаний и умений по теме «Изображение земной поверхности».

Определяют направления и расстояния между географическими объектами по различным картам с помощью масштаба. Определяют взаиморасположение объектов на плане и карте. Определяют по картам абсолютные высоты и глубины точек земной поверхности. Определяют географические координаты и находят объект на карте по его координатам.



20

Заселение человеком Земли.

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения Земли. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.



21

Расы и народы. Крупные государства и города мира.

Расы и народы мира, их отличительные особенности. Численность населения Земли. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивают свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделяют самые крупные по площади государства на Земле.



22

Многообразие стран мира

Сравнение стран мира по политической карте

Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию.



23

Земная кора и литосфера

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия и земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой.

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.



24

Горные породы и минералы

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства.

Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов.

Проводят самостоятельный поиск и презентацию географической информации из различных источников.



25

Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества

Минеральные ресурсы, их виды, способы добычи и транспортировки, значение в жизни современного общества. Меры по охране земных недр и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы Ярославской области.



26

Движения земной коры. Землетрясения.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливают с помощью карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. Проводят самостоятельный поиск и презентацию географической информации из различных источников.




27


Вулканы и гейзеры

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.





28

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил. Выветривание. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Равнины, особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России.

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывают равнины по карте. Описывают рельеф своей местности. Представляют информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.



29

Жизнь людей на равнинах. Описание рельефа своей местности

Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Особенности рельефа Ярославской области.



30

Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хоз. деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли и России, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывают горы по карте



31

Решение практических задач по карте

П.р. Описание географического положения и высоты гор и равнин.


Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

Находят географические объекты на карте и наносят их на контурную карту. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.



32

Человек и литосфера

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют воздействие человека на литосферу и изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.



33

Контроль по теме «Литосфера»

Контрольная работа по теме «Литосфера и рельеф Земли»


Выполняют тестовую работу (открытые и закрытые задания) на проверку знаний и умений по теме.




34

Повторительно-обобщающий урок. Проект «Как прекрасен этот мир посмотри!»

Обобщающее повторение по курсу географии 5 класса.

Обобщают и систематизируют знания и умения по курсу географии 5 класса.




6. Планируемые результаты освоения курса географии 5 класса.


Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, справочной литературой, техническими средствами информационных технологий;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей во время землетрясения и извержении вулкана;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения географии 5 класса заключаются:

- в формировании и развитии посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- в овладении навыками самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений, организации учебной деятельности;

- в формировании и развитии умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; оценивать достигнутые результаты;

- а также умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации из различных источников;

- умения работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

-умения организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения географии 5 класса являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком;

- формирование системы географических знаний о Земле как о планете Солнечной системы, о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах; о составе, строении и свойствах литосферы;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.



Планируемые предметные результаты освоения программы по географии 5 класса


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

Ученик научится:

- выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий;

- формулировать вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки;

- систематизировать информацию о путешествиях и открытиях на основе текста учебника;

- приводить примеры современных видов связи.

Ученик получит возможность научиться:

- находить нужный материал в разных информационных источниках;

- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

- показывать по карте и наносить на контурную карту маршруты экспедиций;

- приводить примеры географических исследований в настоящее время (наблюдения с космических кораблей);

- показывать связь географии с практической деятельностью человека.


Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Ученик научится:

- описывать уникальные особенности Земли как планеты, ее форму и размеры;

- называть и показывать на карте материки и океаны, приводить примеры земных оболочек;

- показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, тропики и полярные круги;

- называть виды движения Земли; знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- объяснять и показывать, что происходит на планете в день летнего и зимнего солнцестояния, в дни весеннего и осеннего равноденствия;

- называть и показывать на схемах и картах пояса освещенности.

Ученик получит возможность научиться:

- определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;

- приводить примеры влияния космоса на нашу планету и жизнь людей.



Тема 3. Изображение земной поверхности

Ученик научится:

- называть и показывать элементы градусной сети, объяснять их особенности;

- определять географические координаты точки и местоположение географических объектов на картах и глобусе;

- решать задачи по переводу масштаба;

- измерять расстояния и направления на картах и глобусе;

- определять абсолютную и относительную высоту точек земной поверхности;

- читать условные знаки планов местности и карт, сравнивать планы местности с космическими и аэрофотоснимками;

- ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- работать с картами, различающимися по масштабу, содержанию и охвату территории.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки;

- выполнять простейшие съемки местности; составлять план местности;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- выполнять проектное задание.

Тема 4. Человечество на Земле

Ученик научится:

- выявлять и объяснять внешние признаки людей различных рас;

- выделять самые крупные по площади государства на Земле;

- находить и показывать на карте свою страну;

- находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

Ученик получит возможность научиться:

- приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- определять наиболее и наименее заселенные территории мира, сравнивать регионы и страны по плотности населения;

- сравнивать страны по величине территории, географическому положению;

- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

- приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов.

Тема 5. Оболочки Земли (литосфера)

Ученик научится:

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- объяснять особенности строения рельефа и приводить примеры основных форм рельефа суши и дна Мирового океана;

- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте и строению;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы.

Ученик получит возможность научиться:

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!