05.56
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»
(СОШ п. Лыхма)
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждено приказом № 320 от 31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по география
для 5 . класса
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель географии
Чуркина Юлия Владимировна
п. Лыхма, 2018 года
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Мир в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | Тема урока | Количество часов |
План | факт |
Что изучает география (5 часов) |
1 | | | Мир, в котором мы живем. | 1 |
2 | | | Науки о природе | 1 |
3 | | | География — наука о Земле. | 1 |
4 | | | Методы географических исследований | 1 |
5 | | | Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география» | 1 |
Как люди открывали Землю (5 часов) |
6 | | | Географические открытия древности и Средневековья | 1 |
7 | | | Важнейшие географические открытия | 1 |
8 | | | Открытия русских путешественников | 1 |
9 | | | Обощение по разделу «Как люди открывали Землю» | 1 |
10 | | | Открытия великих путешественников | 1 |
Земля во вселенной (9 часов) | |
11 | | | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 |
12 | | | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 |
13 | | | Соседи Солнца. | 1 |
14 | | | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 |
15 | | | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 |
16 | | | Мир звёзд | 1 |
17 | | | Уникальная планета — Земля | 1 |
18 | | | Современные исследования космоса | 1 |
19 | | | Обощение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 1 |
Виды изображений поверхности Земли (4 часа) |
20 | | | Стороны горизонта. | 1 |
21 | | | Ориентирование на местности. | 1 |
22 | | | План местности и географическая карта | 1 |
23 | | | Обощение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 |
Природа Земли (12 часов) |
24 | | | Как возникла Земля | 1 |
25 | | | Внутреннее строение Земли | 1 |
26 | | | Землетрясения и вулканы | 1 |
27 | | | Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины | 1 |
28 | | | Вода на Земле | 1 |
29 | | | Вода на Земле | 1 |
30 | | | Воздушная одежда Земли | 1 |
31 | | | Живая оболочка Земли | 1 |
32 | | | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 |
33 | | | Человек и природа | 1 |
34 | | | Почва-особое природное тело | 1 |
35 | | | Обощение знаний по разделу «Природа и Земля» | 1 |