СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии линии "Полярная звезда", издательство "Просвещение". Учебник: авторы А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина, под ред. А.И. Алексеева "География. Природа и люди" 5-6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 5 класс»

4


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

-- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

-- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

-- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

-- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследователь­ской, творческой и других видах деятельности;

-- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-- формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-- развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

-- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

-- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

-- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

-- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

-- формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

-- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

-- умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

-- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

-- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

-- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

-- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

-- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов;

-- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

-- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

-- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



  1. Содержание учебного предмета

Тема1. Развитие географических знаний о Земле(4 ч.)

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия.Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практические работы. Пр.р. №1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч.)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Практические работы. Пр.р. №2. Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
Тема 3.План и карта (12 ч.)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современ­ные способны создания карт. Часовые пояса.

Практические работы. Пр.р. №3. Определение различных способов ориентирования на местности. Пр.р. № 4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба. Пр.р. №5. Составление описания маршрута по плану местности. Пр.р. № 6. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности. Пр.р. № 7. Определение географических координат по географической карте.

Тема 4. Человек на Земле (3 ч.)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Практические работы. Пр.р. № 8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.

Тема 5.Литосфера – твёрдая оболочка Земли (10 ч.)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равни­ны. Особенности их образования. Различия равнин по разме­рам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупней­шие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Практические работы. Пр.р. № 9. Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

Повторение. Решение задач по карте. (2 ч.).



  1. Тематическое планирование


№ раздела и тем


Название разделов и тем

Учебные часы

В том числе:

контрольные работы

практические работы

1.

Развитие географических знаний о Земле.

4


1

2.

Земля – планета Солнечной системы.

4

1

1

3.

План и карта.

12

1

3

4.

Человек на Земле.

3


2

5.

Литосфера – твердая оболочка земли.

9

1

2


Повторение. Решение задач по карте.

2




Итого:

34

3

9