Муниципальное образовательное учреждение
Рязанцевская средняя школа
Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена
_______________________ приказом директора
______________________
протокол № от « » __________2020 г
от « »____________2020 г
Руководитель МО учителей
__________________________
(подпись и расшифровка)
- Рабочая программа по географии
- для
6 класса
( базовый уровень)
Составила: учитель географии
I категории
Кожемякина М.Г.
2020 г
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48);
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.)
3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
4.Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»
5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ "Гимназия г.Переславля-Залесского" (Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.)
6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2020/2021 уч.г.
7. Базисный учебный план муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия г. Переславля-Залесского"
Данная рабочая учебная программа составлена на основе примерной рабочей программы предметной линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Данная программа ориентирована на УМК «География. 5—6 классы», с учетом положения о работе учителя над рабочей программой в МОУ «Гимназии г. Переславля-Залесского»
УМК
1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др. География. 5 – 6 классы: учебник для общеобр.учр. – М.: Просвещение, 2019.
2. Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 5 – 6 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.
3. Матвеев А.В. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018.
4. Николина В.В.. География. Мой тренажер. 5 – 6 классы (рабочая тетрадь). – М.: Просвещение, 2019.
5. Николина В.В.. География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.
6. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2019.
7. Николина В.В.. География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2018.
8. Географический атлас для 6 класса.
География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Курс «География. Землеведение. 6 класс» - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и т.д. Эти знания позволяют видеть, понимать, оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Цели:
-
развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
-
раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
-
воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
-
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
-
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
-
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
-
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
-
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
-
развитие специфических географических и общеучебных умений;
-
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
-
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба
-
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
-
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
-
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится 34 ч\год (1 ч в неделю)
Программа курса даёт возможность повысить познавательный и самостоятельный уровень образования обучающихся, научить работе в группах, привитие взаимоуважения и ответственности за выполняемую работу. Основными формами обучения, отличающиеся от урочной системы обучения, являются практические работы, работы на местности, групповые работа, взаимоконтроль, конкурсы и игры, поисковые и научные исследования. Будет продолжена проектная работа: предполагается 3 проекта на уроках географии в 6 классе, что будет способствовать развитию географических знаний, умений, опыта творческой деятельности на уроках географии. Отслеживание результатов изучения курса планируется проведением 3 проверочных работ по разделам курса.
3. Содержание учебного курса.
Раздел 2. Природа Земли
Введение-1час
Гидросфера-12 часов
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера-13 часов
Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера-3 часов.
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни-4часа.
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Обобщение знаний-1ч.
4. Тематическое планирование курса.
Перечень разделов, тем курса | Количество часов по каждой теме | Примечание |
общее | теоретические занятия | практические занятия | контрольные мероприятия |
I. Введение. Гидросфера | 13 | 12 | 3 | 1 К.р. «Гидросфера» | |
II. Атмосфера | 13 | 13 | 2 | 1 К.р. «Атмосфера» | |
III. Биосфера | 3 | 3 | - | 1 К.р. «Биосфера» | |
IV. Географическая оболочка как среда жизни. Обобщение знаний | 5 | 4 | 1 | | Экскурсия в природу |
Итого: | 34 | 34 | 6 | 3 | 1 |
Планируемые оценочные практические работы
-
Обозначение на контурной карте крупнейших объектов гидросферы.
-
Характеристика географического положения объектов гидросферы.
-
Составление комплексной характеристики одной из рек мира.
-
Решение практических задач на определение амплитуды колебаний температуры, изменений температуры и давления с высотой, среднесуточной температуры, влажности, направления ветра.
-
Вычерчивание графиков и диаграмм с использованием информации о погоде.
-
Описание природного комплекса своей местности.
5. Поурочное планирование курса.
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Дата |
|
| Повторение (1 ч) | |
| I четверть | |
1 | Вводный урок. Что изучает география. | Повторение основных знаний и умений по курсу географии 5 класса. | Повторяют основные понятия. Решают практические задачи по картам. | 08.09.20 |
| Гидросфера (12 ч) | |
2 | Состав и строение гидросферы | Гидросфера – водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы. Свойства воды. Круговорот воды в природе. | Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы. Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». | 15.09.20 |
3 | Мировой океан и его части. П.р Обозначение на контурной карте крупнейших объектов гидросферы. | Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане. | Определяют черты сходства и различия океанов Земли. Определяют по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определяют по карте глубины морей и океанов. Наносят на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделяют части рельефа дна океана. Сравнивают географическое положение двух океанов. Составляют описание океана и моря по карте. | 22.09.20 |
4 | Суша в Океане. Рельеф дна Мирового океана. П.р Обозначение на контурной карте крупнейших объектов гидросферы. | Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. | 29.09.20 |
5 | Воды Океана | Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны, цунами, океанические течения, приливы и отливы. | Выявляют с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определяют по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Систематизируют информацию о течениях в сводной таблице. | 06.10.20 |
6 | Движение воды в океане. Волны. | Виды движение воды в океане – волны, приливы и отливы, течения. | Называть виды вод Мирового океана; приводить примеры волн разных видов и давать им характеристику; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутренними процессами. | 13.10.20 |
7 | Реки – артерии Земли. | Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Крупнейшие реки мира и России. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. | Определяют по карте истоки, устья главных рек, их притоки, речной бассейн, водоразделы. Осуществляют смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. | 20.10.20 |
8 | Реки. Зависимость рек от климата. П.р Составление комплексной характеристики одной из рек мира. | Режим рек, его зависимость от климата. Источники питания рек. Изменения в жизни рек. | Знать особенности реки, зависимость от климата: типы питания, режим реки. Составляют описание реки по плану на основе анализа карт. Составляют характеристику равнинной и горной реки. | 27.10.20 |
| II четверть | | | |
9 | Жизнь реки. Роль рек в жизни человека. | Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. | Определяют по карте истоки, устья главных рек, их притоки, речной бассейн, водоразделы. Анализируют графики изменения уровня воды в реках. Выявляют по рисунку части речной долины. | |
10 | Озера и болота | Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища. Болота. Хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте. | Определяют по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составляют описание озер по плану на основе анализа карт. | |
11 | Подземные воды и ледники | Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники. | Выявляют условия образования различных видов подземных вод. Выявляют значение подземных вод и минеральных источников для человека. Описывают по карте районы распространения ледников. | |
12 | Гидросфера и человек. | Человек и гидросфера. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. | Выявляют особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявляют значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека. | |
13 | Контроль знаний по теме «Гидросфера» | Контроль знаний по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли». | Выполняют контрольную работу по теме. | |
| Атмосфера (13 ч) | |
14 | Состав и строение атмосферы | Состав атмосферного воздуха. Строение, состав и границы атмосферы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды. | Выявляют роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составляют и анализируют схему «Состав атмосферы». Обсуждают утверждение «Тропосфера – кухня погоды». Наблюдают за погодой и сезонными изменениями в природе. | |
15 | Тепло в атмосфере | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. | Вычерчивают и анализируют графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдения погоды. Вычисляют средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решают задачи на определение средней месячной температуры и изменения температуры с высотой. Выявляют зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. | |
16 | Суточный и годовой ход температуры воздуха | Суточный и годовой ход температуры воздуха, его зависимость от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам. | |
17 | Атмосферное давление | Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. | Измеряют атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. | |
18 | Ветер | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. | Определяют по картам направление ветров. Вычерчивают розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. | |
19 | Влага в атмосфере | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды. | Решают задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдают за облаками, составляют их описание по внешнему виду. | |
20 | Атмосферные осадки | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. | Вычерчивают диаграмму осадков. Анализируют диаграммы распределения годовых осадков по месяцам на основе имеющихся данных. Решают задачи по расчету годового кол-ва осадков на основе имеющихся данных. | |
21 | П.р Решение практических задач на определение амплитуды колебаний температуры, изменений температуры и давления с высотой, среднесуточной температуры, влажности, направления ветра. | | Построение графиков суточного и годового хода температуры воздуха, розы ветров, диаграммы осадков. Решение задач на определение АД, силы ветра, относительной и абсолютной влажности воздуха. | |
22 | Погода. П.р Вычерчивание графиков и диаграмм с использованием информации о погоде. | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. | Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составляют характеристику воздушных масс с различными свойствами. Составляют описание погоды своей местности. | |
23 | Климат | Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. | Сравнивают показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Выявляют главные климатообразующие факторы на основе данных о климате своей местности. | |
24 | Изучение информации о погоде | Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. | Наблюдают за погодой и выявляют ее особенности. Знакомятся с картами погоды, выявляют способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывают по карте погоды показатели состояния атмосферы. | |
25 | Атмосфера и человек | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. | Выявляют значение атмосферы для человека. Описывают влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Обсуждают правила поведения во время опасных атмосферных явлений. | |
26 | Контроль знаний по теме«Атмосфера» | Контроль знаний и умений по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». | Выполняют контрольную работу. | |
| Биосфера (3 ч) | |
27 | Биосфера, ее состав и роль в природе, связь с другими оболочками Земли. | Определение и строение биосферы. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Биологический круговорот веществ. | Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. | |
28 | Почвы | Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. В.В. Докучаев – основатель почвоведения. Типы почв. Человек и почвенный покров. | Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозема. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв. | |
29 | Биосфера – сфера жизни | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек и биосфера. | Выявляют зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Обсуждают значение биосферы и воздействие человека на биосферу на примере своей местности. Наблюдают за растительным и животным миром своей местности. | |
| Географическая оболочка Земли (4 ч) | |
30 | Географическая оболочка Земли. | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между составными частями. Состав и строение природного комплекса. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». | Приводят примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Приводят доказательства существования главных закономерностей географической оболочки. Описывают один из местных природных комплексов. | |
31 | Природные зоны Земли | Природные зоны Земли. Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон. | Сравнивают между собой различные природные зоны. Приводят примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. | |
32 | Культурные ландшафты П.р Описание природного комплекса своей местности. | Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов. Влияние человека на ландшафты. | Выявляют наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа различных источников географической информации. Составляют схему основных видов культурных ландшафтов. Приводят примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Обсуждают сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу. | |
33 | Обобщение и систематизация знаний по темам | Обобщение и систематизация знаний по темам «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | Выполнение контрольной работы | |
| Повторение (1 ч) | |
34 | Повторительно-обобщающий урок. | Обобщающее повторение по курсу географии 5-6 кл. Подведение итогов года. | Обсуждают творческие работы. Подводят итоги изучения географии в 5-6 классах. | |
-
Планируемые результаты освоения курса географии 6 класс
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, справочной литературой, техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей во время землетрясения и извержении вулкана;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения географии 6 класса заключаются:
- в формировании и развитии посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- в овладении навыками самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений, организации учебной деятельности;
- в формировании и развитии умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; оценивать достигнутые результаты;
- а также умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации из различных источников;
- умения работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;
-умения организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения географии 6 класса являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование системы географических знаний о Земле, о ее неоднородности и целостности; о составе, строении и свойствах гидросферы, атмосферы, биосферы и всей географической оболочки; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей и воздействии хозяйственной деятельности человека на природу;
- овладение навыками использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Планируемые результаты освоения программы по географии 6 класса
Тема 1. Гидросфера Ученик научится:
- называть и показывать основные части Мирового океана, объекты вод суши;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- определять по карте глубину объектов Мирового океана;
- составлять краткую характеристику океанов, морей, рек, озер по типовому плану;
- читать карты различного содержания;
- проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных источников;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы, называть меры по охране природы.
Ученик получит возможность научиться:
- находить нужный материал в разных информационных источниках;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- подготавливать сообщения (презентации) о различных объектах гидросферы;
- моделировать географические объекты и явления;
- выполнять проектное задание;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Тема 2. Атмосфера Ученик научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- измерять (определять) с помощью приборов температуру воздуха, атмосферное давление, силу и направление ветра, облачность и влажность воздуха; описывать погоду своей местности;
- анализировать графики изменения температуры во времени;
- решать задачи по вычислению средних суточных температур, суточной амплитуды, изменения температуры и атмосферного давления с высотой в тропосфере, абсолютной и относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы, называть меры по охране природы.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты, процессы и явления в атмосфере;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.
Тема 3. Биосфера Ученик научится:
- описывать уникальные особенности Земли как планеты жизни;
- приводить примеры взаимосвязи биосферы с другими земными оболочками;
- объяснять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата, приводить примеры приспособленности отдельных групп живых организмов к условиям конкретной природной зоны;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы, называть меры по охране природы.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за растительным и животным миром с целью определения качества окружающей среды
- объяснять особенности адаптации живых организмов к разным природным условиям.
Тема 4. Географическая оболочка
Ученик научится:
- описывать по карте положение и взаиморасположение природных зон;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять описание природного комплекса своей местности;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.