СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа учебного предмета «География» соответствует авторской программе:ФГОС Рабочие программы по географии.  Предметная линия учебников «Полярная звезда»В.В. Николина,А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» Москва « Просвещение» 2011

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 6 класс»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гостиловская основная общеобразовательная школа





Программа

учебного предмета

«География»

6 класс





Учитель:

Дорошина Лидия Александровна,

учитель географии МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы



Принята к реализации педагогическим советом

МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы

протокол №1 от 30. 08. 2022г.



2022-2023учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана программа

При разработке программы учебного предмета «география» (далее – программа) для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы использованы следующие нормативные документы:

- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,

- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577)»;

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерный учебный план 1- 9классов образовательных организаций Брянской области на 2021 – 2022 учебный год;

- ООП НОО МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы;

- Учебный план 5-9 классов МАОУ Гостиловской ООШ на 2022/23 уч. год;

- Календарный учебный график МАОУ Гостиловской ООШ на 2022/23 уч. год;

- Положение о программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по МАОУ Гостиловской ООШ № 46 от 30.05.2016 года

Сведения об авторской программе

Программа учебного предмета «География» соответствует авторской программе:ФГОС Рабочие программы по географии. Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина,А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» Москва « Просвещение» 2011



Сведения об используемом учебнике

Данная программа ориентирована на линию учебников« Полярная звезда» издательства «Просвещение». Автор учебникаА.И. Алексеев

География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2020 г.



Общие цели и задачи изучаемого учебного предмета:

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников;

- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания к своей местности;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения.                                                                                                                           Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее формировать у обучающихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;

  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 час в неделю

Количество часов, отводимых на освоение программы учебного предмета «География», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (35 часов), в течение учебного года проводится 10практических работ.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовыми ценностными ориентирами, положенными в основу программы учебного предмета «География», являются:

- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- развитие умения учиться - как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Усвоенные в начальном курсе географии знания и способы действий так же необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения географии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом)

Предметные

Учащийся научится:

- называть все географические оболочки, крупные реки и озера, типы почв;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «гидросфера», «атмосфера», «биосфера», «залив», «пролив», «ветер», «ландшафт»;

- приводить примеры географических следствий движения воздуха;

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Введение (1 час)

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 1.  «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы».

Практическая работа № 2. «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов».

Практическая работа № 3. «Описание реки по плану».           

Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия».

Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 5. «Построение розы ветров по данным календаря погоды».

Практическая работа № 6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды».

Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Практическая работа №  7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».

Практическая работа №  8. «Описание одного растения или животного своей местности».

Тема 5. Географическая оболочка (5 часа)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа №  9. «Составление характеристики природного комплекса».            

Практическая работа №  10. «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения».

Тема 6. Итоговое повторение (1 часа)


Формы и средства контроля:

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. В конце года проводится контрольное тестирование.

Тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Количество практических

работ


1.

Введение

1


2.

Гидросфера - водная оболочка Земли

13

4

3.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

12

2

4.

Биосфера – живая оболочка Земли

3

2

5.

Географическая оболочка

5

2

6.

Итоговое повторение

1



Итого:

35

10





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Номер

урока

Дата

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол-во часов

по плану

фактически

Введение (1 ч)


1



Что мы будем изучать?


Тема 1: Гидросфера - водная оболочка Земли (13 ч)


2



Cостав и строение гидросферы 


3-4



Мировой океан. Части мирового океана


5



Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы»


6



Воды океана


7



Практическая работа №2. «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов»


8



Реки-артерии Земли


9



Режим и работа рек


10



Практическая работа № 3. «Описание реки по плану»


11



Озера и болота


12



Подземные воды и ледники


13



Гидросфера и человек


14



Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия»


Тема : «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (12 ч)


15




Состав и строение атмосферы


16



Тепло в атмосфере. Температура воздуха


17



Тепло в атмосфере. Зависимость температуры воздуха от географической широты


18



Атмосферное давление


19



Ветер


20



Практическая работа № 5. «Построение розы ветров по данным календаря погоды»


21



Влага в атмосфере


22



Влага в атмосфере. Атмосферные осадки


23



Погода.  Практическая работа №6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды»


24



Климат


25



Атмосфера и человек


26



Атмосфера. Итоговый урок


Биосфера – живая оболочка Земли (3 ч)



27



Биосфера – земная оболочка. Практическая работа №  7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли»


28



Почвы


29



Биосфера – сфера жизни. Практическая работа №  8. «Описание одного растения или животного своей местности»





Географическая оболочка  (4 ч)




30



Географическая оболочка Земли


31



Природные комплексы. Практическая работа №  9. «Составление характеристики природного комплекса»


32



Природные зоны земли


33



Культурные ландшафты. Практическая работа №  10. «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения»



34



Природное и культурное наследие


35



Итоговое повторение                     (1 ч)



























ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям ФГОС.

Cведения о программно-методическом обеспечении

ФГОС Рабочие программы по географии. Предметная линия учебников «Полярная звезда»В.В. Николина,А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» Москва « Просвещение» 2011



Cведения об используемом УМК

Данный учебно-методический комплект для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. А.И. Алексеев География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2020 г.

2. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

3. В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 класс Москва

« Просвещение» 2012 г.



Cведения о материальном обеспечении

    1. Набор таблиц по географии.

    2. Физическая карта полушарий

    3. Физическая карта Российской Федерации

    4. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

    5. Стол учительский.

Cведения об используемом методическом обеспечении

1. В.И. Строткин Сборник заданий и упражнений География 6-10 классы М. Дрофа 2010г.

2. Н.Н.Петрова Тесты по географии 6-10 классы М. Дрофа 2001г.

3. Э.Л.Лисовский Дидактические карточки – задания по географии 6 класс М. Генжер 1997г.

4. Л.Н.Картель Дидактические материалы по физической географии 6 класс М. Просвещение 1997г.

5. Н.В.Болотникова Интегрированные уроки в школе География 6-10 классы Волгоград Учитель 2007г.

6.В.В. Николина« Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва «Просвещение» 2012 г.

7.В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва «Просвещение» 2012 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!