05.56
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»
(СОШ п. Лыхма)
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждено приказом № 320 от 31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 6 . класса
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель географии
Чуркина Юлия Владимировна
п. Лыхма, 2018 года
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигации, читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией приборов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Развитие географических знаний о Земле.
Введение - 2 ч. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Практические работы.
На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.
Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 8 часов
Изображение земной поверхности. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Практические работы. Измерение расстояний с помощью линейного масштаба; Составить простейший план местности; Изображение рельефа местности горизонталями (построение холма);
Географическая карта
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Практические работы.
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов; Обозначение на к/к материков и океанов; Определение направлений по карте; Определению географических координат по глобусу и карте
Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ-24ч.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Практические работы.
Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам); Описание по типовому плану гор и равнин; Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Практические работы.
Характеристика морей.
Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Практические работы.
Описание погоды и климата своей местности.
Составление розы ветров.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ 1 час
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Корректировка | Тема урока | Количество часов |
Введение 2 часа |
-
| | | Открытие, изучение и преобразование Земли | 1 |
-
| | | Земля-планета солнечной системы | 1 |
Раздел 1. Изображения земной поверхности 8 часов |
-
| | | Топографический план и условные знаки. | 1 |
-
| | | Масштаб. Измерение расстояний по плану. | 1 |
-
| | | Ориентирование на местности и по плану. | 1 |
-
| | | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
-
| | | Глобус и географические карты. Их значение в жизни человека. | 1 |
-
| | | Градусная сеть на глобусе и карте | 1 |
-
| | | Географические координаты | 1 |
-
| | | Контрольная работа по теме «План и карта» | 1 |
Раздел 2. Оболочка Земли 24 часа |
-
| | | Литосфера. Внутреннее строение Земли. | 1 |
-
| | | Горные породы и минералы | 1 |
-
| | | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 |
-
| | | Вулканы. Горячие источники, гейзеры. | 1 |
-
| | | Основные формы рельефа суши. Горы. | 1 |
-
| | | Равнины суши. | 1 |
-
| | | Рельеф дна Мирового океана. | 1 |
-
| | | Контрольная работа по теме «литосфера» | 1 |
-
| | | Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды. | 1 |
-
| | | Мировой океан и его части. Свойства океанической воды. | 1 |
-
| | | Волны в океане | 1 |
-
| | | Течения в океане. | 1 |
-
| | | Воды суши. Река и ее части. | 1 |
-
| | | Озера. Ледники. Искусственные водоемы. | 1 |
-
| | | Контрольная работа по теме « гидросфера» | 1 |
-
| | | Атмосфера и ее строение. Температура воздуха | 1 |
-
| | | Атмосферное давление | 1 |
-
| | | Ветер. | 1 |
-
| | | Водяной пар в атмосфере. Облака | 1 |
-
| | | Атмосферные осадки | 1 |
-
| | | Распределение солнечного тепла и света на Земле | 1 |
-
| | | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера. | 1 |
-
| | | Природные зоны Земли. | 1 |
-
| | | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 |
Раздел 3. Население Земли 1 час |
-
| | | Численность населения Земли. Страны мира. | 1 |