№ урока | Тема урока I четверть | Планируемые результаты | | | |
Обязательный минимум содержания | Дата | |
| | |
1. | Что изучает география России? | Уметь ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа, сравнивать по схемам и таблицам и делать выводы; организовывать свою познавательную деятельность, выбирать способы достижения цели и применять их, оценивать результаты деятельности; обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню науки | | 02.09. 2020 | | |
2. | Границы России. Сухопутная граница России. | Уметь определять по физической и политической картам сухопутные границы России и приграничных государств, сравнивать сухопутные границы по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами, с разными странами-соседями. | Государственные границы территории России | 07.09. 2020 | | |
3. | Морские границы России. | Уметь определять по физической и политической картам морские границы России и приграничных государств, сравнивать морские границы по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами. | Водные пространства, омывающие территорию России. | 09.09. 2020 | | |
4. | Россия на карте часовых поясов. П.р. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. | Уметь определять положения России на карте часовых поясов; поясное временя для разных городов. | Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. П.р Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. | 14.09. 2020 | | |
5. | Географическое положение России. П.р Определение географического положения и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Особенности географического положения Ярославской области. П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. | Определять географическое положение и его особенности. | П.р. Определение географического положения и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Географическое положение области. | 16.09. 2020 | | |
6. | Физико-географическое, экономическо-географическое и транспортно-географическое положение России. П.р. Характеристика географического положения России, США и Канады. | Знать виды географического положения. Сравнивать географическое положение России с географическим положением других стран. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черт географического положения, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России. | Характеристика географического положения России | 21.09. 2020 | | |
7. | Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | Сравнивать геополитическое и геоэкономическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между разными видами географического положения, устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черт разных видов географического положения, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России. Составлять характеристики разных видов географического положения страны. | Характеристика географического положения России. | 23.09.2020 | | |
8. | Как формировалась государственная территория России? Этапы и методы географического изучения территории. Основные этапы освоения Ярославской области. П.р. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменение ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать по карте маршрутов важнейших путешествий и экспедиций по территории России. Подготовка и обсуждение сообщений о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.Обозначать на контурной карте границ и соседей России в различные исторические эпохи. | История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв. П.Р. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. | 28.09.2020 | | |
| ВПР | | | 30.09.20 | | |
9. | Особенности административно-территориального устройства страны. П.р. Анализ административно-территориального деления страны. | Анализировать схемы, отражающей функции административно-территориального деления страны. Выявлять специфики административно-территориального устройства РФ. Определять субъекты РФ и их столиц по политико-административной карте. Определять и обозначать на контурной карте состава границ федеральных округов. | | 05.10..2020 | | |
10. | Контрольная работа №1 по теме «Россия на карте мира» | | Контрольная работа №1 «Россия на карте мира» | 07.10.2020 | | |
11. | Геологическая история и геологическое строение территории России | Анализировать и сопоставлять физическую и тектоническую карты для определения и объяснения особенностей геологического строения страны. | Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. | 12.10.2020 | | |
12. | Рельеф России. Особенности рельефа страны. П.р. Изображение рельефа на картах разного масштаба. П.р. Построение профиля рельефа. П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. П.р. Описание элементов рельефа России | Обозначать на контурной карте основные формы рельефа России, определять особенности изображения форм рельефа на физической карте, вычерчивать профиль поверхности отдельной территории страны, составлять описание рельефа России. | Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. П.р. Изображение рельефа на картах разного масштаба. П.р. Построение профиля рельефа. П.р. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. П.р. Описание элементов рельефа России | 14.10.2020 | | |
13. | Минеральные ресурсы России. | Обозначать на контурной карте основные виды полезных ископаемых страны. | | 19.10.2020 | | |
14. | Размещение основных форм рельефа на территории страны. П.р. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | Устанавливать взаимозависимости тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. | Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. П.р. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. | 21.10.2020 | | |
15. | Как и почему изменяется рельеф России? | Уметь характеризовать современные процессы, формирующих рельеф. Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы. | Факторы образования современного рельефа. | 26.10.2020 | | |
16. | Стихийные природные явления в литосфере. | Уметь характеризовать стихийные явления, происходящие в литосфере, и их последствий для человека. | | 28.10.20 | | |
| II четверть | | | | | |
17. | Человек и литосфера. | Уметь объяснять особенности жизни людей в горах и на равнинах. | | | | |
18. | Закономерности формирования рельефа Ярославской области и его современного развития. | Устанавливать закономерности формирования рельефа Ярославской области и его современное развитие: роль древнего оледенения. | Особенности рельефа области. | | | |
19. | Факторы, определяющие климат России. | Анализировать климатические карты и диаграммы | Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. | | | |
20. | Закономерности распределения тепла на территории России. Солнечная радиация. П.р. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. | Характеризовать закономерности распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля на территории России. | Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Определение зенитального положения Солнца П.р. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. | | | |
21. | Закономерности распределения осадков на территории России П.р. Выявление особенностей распределения годового количества осадков на территории России. | Характеризовать закономерности распределения годового количества осадков на территории России. | Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. П.р. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами. | | | |
22. | Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России | Определять и характеризовать типы воздушных масс, циклон и антициклон, атмосферный фронт. | Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). | | | |
23. | Сезонность климата. | Объяснять сезонность климата. Сравнивать различные климатические сезоны. Анализировать агроклиматическую карту и определять наиболее благоприятные условий для развития сельского хозяйства в России. | | | | |
24. | Типы климатов России. П.р. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. П.р. Составление прогноза погоды. | Объяснять причины разнообразия климата нашей страны. Характеризовать каждый тип климата по климатическим картам. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей. Сравнивать разные типы климата. | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. П.р. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации. | | | |
25. | Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения и здоровья. Опасные и неблагоприятные климатические явления. | Характеризовать природные условия России для жизни и деятельности человека. Выявлять наиболее благоприятные условия для человека. Объяснять причины неблагоприятных климатических условий в стране. Выявлять территорий России, где часто происходят засухи и пыльные бури, ураганы, сильные ливни, морозы. | Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. | | | |
26. | Климат и человек. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. П.р. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | Обозначать на контурной карте территорий России с наиболее комфортными условиями. | Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. | | | |
27. | Климат своей области. | Давать оценку климата своей местности для жизни и деятельности человека. | Описание характеристики климата своего региона. Климатические особенности своего региона проживания. | | | |
28. | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы страны. | Анализировать распределения рек России по бассейнам океанов. | Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. | | | |
29. | Зависимость рек от рельефа и климата. Характеристика крупнейших рек страны П.р. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и картограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. | Объяснять влияние климата и рельефа на внутренние воды. Решение задач на определение падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек. | Режим рек. | | | |
30. | Озера, болота, Подземные воды, многолетняя мерзлота. | Объяснять причины размещения озер, болот, многолетней мерзлоты по территории России. Характеризовать крупные озера по картам и другим ГИА. Анализировать связи внутренних вод с другими компонентами ПТК. Обозначать на контурной карте озера, границы многолетней мерзлоты. | Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. | | | |
31. | Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. П.р. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. | Определять опасные явления и знать способы их предотвращения. | | | | |
32. | Водные ресурсы и человек. П.р. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. | Оценивать роли воды в жизни человека. Осознавать эстетическое и оздоровительное значения водных ландшафтов. | Водные ресурсы в жизни человека. | | | |
33. | Внутренние воды и водные ресурсы Ярославской области. | Характеризовать внутренние воды и водные ресурсы области. | Реки и озера, каналы и водохранилища. | | | |
34. | Образование почв и их разнообразие. | Анализировать почвенную карту в атласе и строение почвенного профиля в учебнике. Объяснять причины образования разных почв нашей страны. Установливать взаимосвязи почвы с другими компонентами. | Образование почв и их разнообразие на территории России. | | | |
35. | Закономерности распределения почв. | Характеристика типов почв. | Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. | | | |
36. | Почвенные ресурсы России. | Объяснять роли мелиорации в повышении плодородия почв. | Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. | | | |
37. | Почвы и почвенные ресурсы Ярославской области. | Характеризовать почвы области. Определять основные типы почв своей местности. | | | | |
38. | Растительный и животный мир России и Ярославской области. | Устанавливать взаимосвязи между живой природой и другими компонентами ПТК. Объяснять размещение основных типов растительного и животного мира в нашей стране. | Разнообразие растительного и животного мира России. | | | |
39. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. П.р. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | Характеристика и оценка биологических ресурсов нашей страны, области и своей местности. | Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. | | | |
40. | Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России. | Объяснять принципы физико-географического районирования. Подбирать примеры природных и антропогенных ландшафтов. Характеристика природных комплексов морей. Анализировать размещение природных зон нашей страны, обозначать на контурной карте. Объяснять влияние деятельности человека на природные зоны | Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. | | | |
41. | Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику природной зоны по разнообразным источникам. | Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. | | | |
42. | Леса. | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия и обозначать природные зоны на контурной карте. | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. | | | |
43. | Лесостепи, степи и полупустыни. | Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | Лесостепи, степи и полупустыни. | | | |
44. | Высотная поясность. | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | Высотная поясность | | | |
45. | Особо охраняемые природные территории России. П.р. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей. | Характеризовать одну из ООПТ России. | П.р. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей. | | | |
46. | Особо охраняемые природные территории Ярославской области. Дарвиновский заповедник и Переславский национальный парк. Местные памятники природы области | Знать ООТ на территории области. Приводить примеры местных памятников природы. | Экологические проблемы и пути их решения. | | | |
47. | Обобщение знаний по разделу «Природа России» К.р №2. «Природа России» ВМ | Закрепление, обобщение и систематизирование знаний по разделу. | К.р №2. «Природа России» | | | |
48. | Численность населения. П.р. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. Определение особенностей размещения крупных народов России. П.р. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. П.р Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям. Анализировать графики изменения численности населения с целью выявления тенденций в изменение темпов роста населения. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях России, обозначение их на контурной карте. | Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. П.р. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. Определение особенностей размещения крупных народов России. П.р. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. П.р Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий | | | |
49. | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. П.р. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. П.р.Чтение и анализ половозрастных пирамид. | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов. | Характеристика половозрастной структуры населения России. П.р.Чтение и анализ половозрастных пирамид. . | | | |
50. | Народы России. Языковой состав населения. П.р. Определение особенностей размещения крупных народов России. | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию | Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. П.р. Определение особенностей размещения крупных народов России. | | | |
51. | Религиозный состав населения России. | Ученик должен знать основные религии, их географию, обозначать их на контурной карте. | Религии народов России | | | |
52. | Городское и сельское население. П.р. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России | Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений | Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация. П.р. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России | | | |
53. | Размещение населения России. | Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты | Географические особенности размещения населения России. | | | |
54. | Миграции населения в России. П.р. Характеристика особенностей миграционного движения населения России. | Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций | Миграции населения в России. П.р. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России. П.р. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы. | | | |
55. | Люди и труд | Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры. | Особенности географии рынка труда России. П.р. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России. | | | |
56. | Население и трудовые ресурсы Ярославской области. | Знать особенности трудовых ресурсов области. Показатели и причины безработицы. | Особенности населения своего региона. | | | |