МБОУ Страшевичская СОШ
Принято на педагогическом Утверждаю
совете школы Директор МБОУ Страшевичская СОШ
Протокол №__ от __ __ 20__ __________Прудников В.А.
______________________________
Рассмотрено на заседании Согласовано заместитель директора
МО_______________ цикла по учебной работе
Руководитель МО__________ ______________Савченкова Т.Н.
Протокол №___от _________20___ ____________________________
Программа по геометрии
9 класс
Разработал учитель высшей категории
Самолысова Татьяна Васильевна
2019
Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь/знать:
Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Содержание учебного предмета.
1-3. Повторение. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
5. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
6.Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
7. Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призма, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
8. Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Различные системы аксиом, различные способы введения понятия равенства фигур.
9. Повторение. Решение задач
Содержание курса геометрии 9 класса включает следующие тематические блоки:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
| Вводное повторение | 2 | |
| Векторы | 8 | - |
| Метод координат | 10 | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 |
| Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
| Движения | 8 | 1 |
| Начальные сведения из стереометрии | 8 | - |
| Об аксиомах планиметрии | 2 | - |
| Повторение. Решение задач | 7 | |
| Итого: | 68 | 4 |
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
Повторение за курс 8 класса. (2час) |
| | Повторение. Треугольники. | |
| | Повторение. Четырехугольники. | |
Глава IX. Векторы. (8 час) |
| | Понятие вектора. Равенство векторов. | |
| | Откладывание вектора от данной точки. | |
| | §2 Сложение и вычитание векторов | |
| | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | |
| | Сумма нескольких векторов. | |
| | Вычитание векторов. | |
| | Произведение вектора на число. | |
| | Применение векторов к решению задач. | |
| | Средняя линия трапеции. | |
Глава Х. Метод координат. (10 час) |
| | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |
| | Координаты вектора. | |
| | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | |
| | Простейшие задачи в координатах | |
| | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | |
| | Уравнения окружности. Решение задач. | |
| | Уравнение прямой. Решение задач. | |
| | Решение задач методом координат. | |
| | Решение задач методом координат. | |
| | Контрольная работа № 1 «Метод координат». | |
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 час) |
| | Синус, косинус, тангенс угла. | |
| | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | |
| | Формулы для вычисления координат точки. | |
| | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | |
| | Теорема косинусов. | |
| | Решение треугольников. | |
| | Измерительные работы. | |
| | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. | |
| | Свойства скалярного произведения векторов. | |
| | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | |
| | Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга. (12 час) |
| | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | |
| | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | |
| | Решение задач на вычисление площади, сторон правильного многоугольника и радиусов вписанной и описанной окружности. | |
| | Построение правильных многоугольников. | |
| | Длина окружности. | |
| | Длина окружности. Решение задач. | |
| | Площадь круга. Площадь кругового сектора. | |
| | Площадь круга. Площадь кругового сектора. Решение задач. | |
| | Решение задач. Длина окружности и площадь круга. | |
| | Решение задач. Длина окружности и площадь круга. | |
| | Решение задач. Длина окружности и площадь круга. | |
| | Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» | |
Глава XIII. Движения. (8 час) |
| | Отображение плоскости на себя. | |
| | Понятие движения. | |
| | Решение задач по теме «Понятие движения». | |
| | Параллельный перенос. | |
| | Поворот. | |
| | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот». | |
| | Решение задач по теме «Движения». | |
| | Контрольная работа №4 «Движения». | |
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. (8ч) |
| | Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. | |
| | Объем тела. | |
| | Свойства прямоугольного параллелепипеда. | |
| | Пирамида. | |
| | Цилиндр | |
| | Конус. | |
| | Сфера и шар. | |
| | Решение задач по теме «Многогранники». | |
| | Об аксиомах планиметрии. (2час) | |
| | Об аксиомах планиметрии | |
| | Об аксиомах планиметрии | |
| | Повторение. Решение задач. (7 час) | |
| | Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | |
| | Повторение. Треугольники. | |
| | Повторение. Треугольники. | |
| | Повторение. Окружность. | |
| | Повторение. Четырехугольники. Многоугольники. Площади фигур. | |
| | Итоговое тестирование за курс 9 класса | |
68 | | Подведение итогов | |
9