Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №96"
"Рассмотрено" "Утверждаю"
Педагогическим советом Директор МБОУ "СОШ №96"
протокол от "__"_______20 г. №___ ___________Н.А.Аксентьев
приказ от "__"_______20 г.№____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
__________________ направления
«Компьютерная азбука»
для учащихся 2 общеобразовательного класса
на 2020-2021 учебный год.
Разработчик:
Куликова Н.Н.,
учитель начальных классов
Барнаул
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Компьютерная азбука» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
2.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
6.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.
Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).
Реализация программы обеспечена УМК:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2- х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.
Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.
Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:
1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;
2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмическое а и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к peшению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
применение формальной логики при решении задач: построение выводов применения к известным утверждениям логических операции («если- то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
алгоритмический подход к решению задач
умение планирования последовательности действий для достижения какой- либо цели, решения широкого класса задач, для которых ответом являетсяне число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действа умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: состоит и что делает (можно с ним делать)».
2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Задачи:
развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно- информационного языка;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
В результате изучения выпускник научится:
представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широкоиспользуемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партийигры, классификации, описания структуры.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са- мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Содержание программы:
Целевая аудитория: 2 - 4 класс. Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
- изобразительное искусство;
- математика.
Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.
Организации занятий:
групповые;
словесное обучение (беседа);
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
проект;
тренинг;
дискуссия;
конкурс;
исследование;
викторина;
обсуждение.
Формы контроля: Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата | Форма организации занятия |
По плану | По факту |
| Признаки предметов | 1 | | | Беседа |
| Описание предметов | 1 | | | Объяснение |
| Состав предметов | 1 | | | Объяснение |
| Действия предметов | 1 | | | Объяснение |
| Симметрия | 1 | | | Объяснение |
| Координатная сетка | 1 | | | Объяснение |
| Практическая работа | 1 | | | Индивидуальная работа на компьютере |
| Разбор практической работы. Обобщающее повторение | 1 | | | Обсуждение |
| Действия предметов | 1 | | | Объяснение |
| Обратные действия | 1 | | | Объяснение |
| Последовательность событий | 1 | | | Беседа |
| Алгоритм | 1 | | | Презентация |
| Ветвление | 1 | | | Объяснение |
| Практическая работа. | 1 | | | Индивидуальная работа на компьютере |
| Разбор практической работы. | 1 | | | Обсуждение |
| Обобщающее повторение. | 1 | | | Объяснение |
| Множество. Элементы множества | 1 | | | Объяснение |
| Способы задания множеств. | 1 | | | Объяснение |
| Сравнение множеств. | 1 | | | Объяснение |
| Отображение множеств | 1 | | | Объяснение |
| Кодирование | 1 | | | Презентация |
| Вложенность (включение) множеств. | 1 | | | Объяснение |
| Пересечение множеств. | 1 | | | Объяснение |
| Объединение множеств. | 1 | | | Объяснение |
| Практическая работа. | 1 | | | Индивидуальная работа на компьютере |
| Разбор практической работы. Повторение. | 1 | | | Обсуждение |
| Высказывание. Понятие «истина» и «ложь» | 1 | | | Презентация |
| Отрицание | 1 | | | Объяснение |
| Высказывания со связками «И», «ИЛИ». | 1 | | | Презентация |
| Графы, деревья | 1 | | | Презентация |
| Комбинаторика | 1 | | | Презентация |
| Практическая работа. | 1 | | | Индивидуальная работа на компьютере |
| Разбор практической работы | 1 | | | Обсуждение |
| Повторение | 1 | | | Презентация |
Список литературы
Литература для учителя: 1. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ «Образина:,-система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2014).
2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах- 2й
класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.
3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах 2й
класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М: Баласс, 202013. 64с., ил, ISBN 978-5-85939-616-1.
4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. .. класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013. -224с ISBN 5-85939-327-4.
Литература для учащихся:
1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах . класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.
2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в игра.х и задачах 2й., класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013. -b-ic ISBN 978-5-85939-616-1