СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по информатике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике "Компьютерная азбука"

Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике»

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №96"


"Рассмотрено" "Утверждаю"

Педагогическим советом Директор МБОУ "СОШ №96"

протокол от "__"_______20 г. №___ ___________Н.А.Аксентьев

приказ от "__"_______20 г.№____



Рабочая программа

внеурочной деятельности

__________________ направления

«Компьютерная азбука»

для учащихся 2 общеобразовательного класса

на 2020-2021 учебный год.




Разработчик:

Куликова Н.Н.,

учитель начальных классов






Барнаул

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Компьютерная азбука» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

2.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

4. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";

6.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.

Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).

Реализация программы обеспечена УМК:

 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2- х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:

1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;

2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмическое а и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к peшению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

  1. применение формальной логики при решении задач: построение выводов применения к известным утверждениям логических операции («если- то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);

  2. алгоритмический подход к решению задач

  3. умение планирования последовательности действий для достижения какой- либо цели, решения широкого класса задач, для которых ответом являетсяне число или утверждение, а описание последовательности действий;

  4. системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  5. объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действа умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: состоит и что делает (можно с ним делать)».

2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Задачи:

  1. развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно- информационного языка;

  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

  3. развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

В результате изучения выпускник научится:

 представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

 использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широкоиспользуемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.

 понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;

• использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

Выпускник получит возможность:

 познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;

• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.

Метапредметные результаты:

    1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

    6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

    7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

    10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

    11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

    1. владение базовым понятийным аппаратом:

 цепочка (конечная последовательность);

 мешок (неупорядоченная совокупность);

 утверждения, логические значения утверждений;

 исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

 дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

 игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

    1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

 выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

 проведение полного перебора объектов;

 определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

 использование имён для указания нужных объектов;

 использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

 сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

 достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

 использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партийигры, классификации, описания структуры.

Личностные результаты:

    1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    2. развитие мотивов учебной деятельности;

    3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са- мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Содержание программы:

Целевая аудитория: 2 - 4 класс. Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

- изобразительное искусство;

- математика.

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.

Организации занятий:

  • групповые;

  • словесное обучение (беседа);

  • наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);

  • проект;

  • тренинг;

  • дискуссия;

  • конкурс;

  • исследование;

  • викторина;

  • обсуждение.

Формы контроля: Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Форма организации занятия

По плану

По факту

Признаки предметов

1



Беседа

Описание

предметов

1



Объяснение

Состав предметов

1



Объяснение

Действия предметов

1



Объяснение

Симметрия

1



Объяснение

Координатная сетка

1



Объяснение

Практическая работа

1



Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической работы. Обобщающее повторение

1



Обсуждение

Действия предметов

1



Объяснение

Обратные действия

1



Объяснение

Последовательность событий

1



Беседа

Алгоритм

1



Презентация

Ветвление

1



Объяснение

Практическая

работа.

1



Индивидуальная работа на компьютере

Разбор

практической

работы.

1



Обсуждение

Обобщающее

повторение.

1



Объяснение

Множество. Элементы множества

1



Объяснение

Способы задания множеств.

1



Объяснение

Сравнение множеств.

1



Объяснение

Отображение множеств

1



Объяснение

Кодирование

1



Презентация

Вложенность (включение) множеств.

1



Объяснение

Пересечение

множеств.

1



Объяснение

Объединение

множеств.

1



Объяснение

Практическая

работа.

1



Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической

работы. Повторение.

1



Обсуждение

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь»

1



Презентация

Отрицание

1



Объяснение

Высказывания со связками «И», «ИЛИ».

1



Презентация

Графы, деревья

1



Презентация

Комбинаторика

1



Презентация

Практическая

работа.

1



Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической работы

1



Обсуждение

Повторение

1



Презентация


Список литературы

Литература для учителя: 1. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ «Образина:,-система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2014).

2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах- 2й
класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.

3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах 2й
класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М: Баласс, 202013. 64с., ил, ISBN 978-5-85939-616-1.

4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. .. класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013. -224с ISBN 5-85939-327-4.

Литература для учащихся:

1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах . класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.

2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в игра.х и задачах 2й., класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013. -b-ic ISBN 978-5-85939-616-1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!